СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Музыке во 2-м классе по теме: «В концертном зале. Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока - создать условия для системного формирования предствавлений о составе и звучании симфонического оркестра. Задачи - формировать знания об инструментах, входящих в состав симфонического оркестра; познакомить с некоторыми особенностями внешнего вида и звучания инструментов; обеспечить условия для развития интереса, памити и восприятия учебного материала.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Музыке во 2-м классе по теме: «В концертном зале. Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк»»

3. Конспект урока по Музыке во 2-м классе по теме: «В концертном зале. Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк», с использованием игровой технологии, информационно-коммуникационной деятельностной, здоровьесберегающей технологий, дыхательная гимнастика

Урок музыки.

Тема:

«Инструменты симфонического оркестра.

Симфоническая сказка  С.С. Прокофьева «Петя и волк».

2 класс, 1-я четверть, раздел «В концертном зале»

по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной

Тема урока: «Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка  С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока:  создать условия для формирования у учащихся  систематизированного представления о симфоническом оркестре, как о  ярком явлении в музыкальной культуре.

Задачи урока:

  1. - формировать знания об инструментах, входящих в состав симфонического оркестра.

  2. - познакомить с некоторыми особенностями внешнего вида инструментов, их устройства и звучания (тембров);

  3. - обеспечить условия для  развития познавательного интереса, памяти, внимания школьников, умения анализировать, что имеет благотворное влияние на мыслительную деятельность в целом;

  4. - воспитывать музыкальный вкус.

Вид урока: мультимедиа урок  с применением смешанных технологий. 

(Мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

Мультимедийный урок, т.е. урок с мультимедийной поддержкой, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта, является одним из прогрессивных вариантов проведения уроков в современном информационном обществе. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла)

Образовательные технологии:

- технология развивающего, проблемного обучения;

- игровая технология;

- информационно-коммуникационная технология.

Методы: беседа с элементами сравнения, анализа, обобщения; демонстрационно-иллюстративный метод (звуковая и зрительная наглядности), эвристический (частично поисковый), рефлексия.

Средства обучения: интерактивный комплекс; видео-презентация к уроку; стенд «Инструменты симфонического оркестра»,  индивидуальные карточки с изображением музыкальных инструментов, раскраски.

Структура урока

I Организационный этап (2 мин)

Музыкальное приветствие

Просмотр видеофрагмента

II. Мотивация, постановка цели урока (5 мин.)

  • Беседа, объявление темы урока

III. Актуализация знаний (1 мин.)

  • Беседа по пройденному материалу с использованием слайдов

IV. Первичное усвоение новых знаний (22 мин.)

Беседа с учителем

Работа со слайдами презентации «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.Прокофьева «Петя и волк»

Прослушивание аудиофрагментов  симфонической сказки

V. Первичное закрепление (5 мин.)

Видеоролик (фрагменты из мульфильма)

Песня «Весёлые путешественники» с движениями (в качестве физминутки»

VI.Первичная проверка понимания (8 мин.)

Отгадывание загадок с использованием карточек

Интерактивная игра «Проверь себя»

VII. Информация о домашнем задании (1мин.)

Работа с раскрасками

VIII. Рефлексия (1мин.)

Ход урока

  1. Организационный этап.

Музыкальное приветствие.

«Сейчас музыкальный начнётся урок,

Об этом сказал нам весёлый звонок,

Сказал, заливаясь, на ноте высокой,

Вас всех, поздравляю с началом урока!»

- Наш музыкальный урок с музыки и начнём. Как это уже бывало, наш класс на несколько мгновений превратится в концертный зал, с музыкантами, с дирижёром…и зазвучит чудесная музыка!

Просмотр видеофрагмента (С Прокофьев «Петя и волк». Тема Пети

II. Мотивация, постановка цели урока.

-Композитор сочинил музыку, а кто исполнил её для нас? (музыканты)

- Обратили внимание, как много музыкантов играло это музыку? Целый оркестр! Оркестр симфонический.

- Ребята, а кто-нибудь из вас может нам разъяснить, что это за «штука» такая – симфонический оркестр? (слушаем объяснения детей, если они будут)

- Каждый музыкант оркестра играет на музыкальном инструменте. Инструменты разные, голоса у них разные, но под управлением опытного дирижера, звучат они слажено, и получается чудесная музыка. Во всём мире миллионы людей приходят на концерты, чтобы насладиться звучанием симфонического оркестра!

- Вы наверняка, какие-нибудь музыкальные инструменты узнали! (выясняем, есть ли такие инструменты). Фотоиллюстрации

- Сколько неизведанного! Давайте разбираться. Задача нашей с вами сегодняшней встречи – разузнать, что же за инструменты так красиво играют в симфоническом оркестре, как они называются, какие у них голоса.

- А поможет нам в решении этой задачи …сказка. Да, да, не удивляйтесь! Сказка. Но не обычная, а сказка музыкальная, та, которую мы с вами слушали на прошлом уроке 

III. Актуализация знаний.

- Кто подскажет, как она называлась?  («Петя и волк»)

-Назовите фамилию композитора, который сочинил эту сказку? ( С. Прокофьев)

- Ребята, а почему сказка называется «симфоническая»?

- В этой сказке роли исполняют инструменты симфонического оркестра: у каждого героя есть своя музыкальная тема, которую играет определённый инструмент симфонического оркестра. Это не просто сказка, а сказка–учебник. И написал её С.Прокофьев для того, чтобы познакомить вас с инструментами симфонического оркестра, научить узнавать их голоса, или как говорят музыканты, «тембры» этих инструментов.

- Давайте вспомним, какие были герои в этой сказке. Назовите их!..

И у каждого из них в сказке своя музыкальная тема и свои инструменты.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Ну, вот взять хотя бы Петю-Приехал к дедушке в гости, весёлый, жизнерадостный, и как выяснится, ещё и храбрый мальчишка! Какой же инструмент в оркестре исполняет роль Пети?

- Только что прозвучала  музыкальная тема Пети, а вы попытайтесь, определить на слух какие звучат инструменты и  покажите, как на них играют музыканты.

- Вот вы все изобразили скрипку. А на самом деле Прокофьев поручил исполнять роль храброго Пети главным инструментам симфонического оркестра – скрипкам, альтам, виолончелям. Все они входят в струнную группу симфонического оркестра… Стенд

Скрипки, их «братики» – альты, «мама» – виолончель и «папа» – контрабас, целая семья струнно-смычковых инструментов!

- А почему такое странное название «струнно-СМЫЧКОВЫЕ»? (дополнить ответы детей пояснениями про смычок)

Блиц-опрос: и физминутка. Покажите, как играют на:скрипке? виолончели? контрабасе?

- А теперь вспомните, ,как в сказке звучит тема Дедушки. Какой характер передаёт музыка?

СЕРДИТЫЙ

ВОРЧЛИВЫЙ

- А какой инструмент симфонического оркестра может хорошо сыграть сердящегося ворчуна?

-В оркестре очень забавно может ворчать фагот. Этот инструмент похож на длинную палку, которую музыкант, чтобы сложить после концерта в футляр, разбирает на три части, три палки покороче (кстати, в переводе на русский язык слово «фагот» означает вязанка дров).

Скажите, а как звучит голос фагота, на каких звуках: высоких или низких?

Фагот относится к группе деревянных духовых инструментов, и в этой группе он самый низкий по звучанию духовой инструмент Стенд

- А кого изображает эта музыка?

Действительно, трудно не услышать в этих звуках птичку. Так мастерски композитор нарисовал музыкальный портрет птички!

-Расскажите, какое настроение у этой музыки?

-Изобразите, как музыканты играют на инструменте, исполняющем тему Птички.

Молодцы, вы все, так или иначе, показали дудочку. Главное, что вы услышали, что в этот инструмент, чтобы он зазвучал, нужно дуть. А в нашей сказке роль птички исполняет флейта.

На ней играют так. Она отлично умеет подражать птичьим трелям. И не удивительно, ведь в семействе деревянных духовых у неё самый высокий голосок. .Стенд

-А кому из героев нашей сказки принадлежит эта музыкальная тема? (Кошке)

Покажите жестами, как движется это персонаж- Как, по-вашему, к какой группе инструментов симфонического оркестра, относится инструмент, исполнявший роль кошки? (деревянный духовой)

Да, это тоже дудочка, и тоже из семейства деревянных духовых, называется кларнет.

- Как звучит голос кларнета?

Мягкие, приглушённые звуки кларнета особенно на низких нотах, напоминают вкрадчивое мурлыканье кошки, осторожные шаги её мягких бархатных лапок.

- Ещё одна дудочка, из этого замечательного семейства деревянных духовых, исполняет птичью роль в этой скаке. Правда, эта птица не умела летать! (Утка)

- Узнали кто это? С. Прокофьев отдал эту роль инструменту под названием гобой.

- Как звучит голос гобоя?

- Голос у него очень напоминают утиное кряканье. Обычно композиторы и не пользуются этими нотами, но когда композитору Прокофьеву понадобилось изобразить в оркестре самодовольное кряканье глупой утки, он вспомнил об этом свойстве гобоя и поручил ему такую, не совсем обычную для него роль.

- Нечто похожее произошло и с валторнами, которых композитор заставил изображать рычание волка
- У валторны звук немножко таинственный, поэтичный. Когда-то они подавали сигнал к началу рыцарских турниров! Валторна умеет очень громко «рявкнут» какой-нибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изобразит злого и страшного волка.

Сделана валторна из металлического сплава на основе меди и относится к другой группе духовых инструментов: МЕДНЫЕ ДУХОВЫЕ Стенд

- Своим особенным голосом валторна обязана собственной конструкции.  Труба, свёрнутая в круг, со множеством завитков, такой кренделёк или улитка, очень длинная!  Если эту узенькую трубку размотать, то длина валторны получится почти три с половиной метра.

V. Первичное закрепление.

- Вот такие удивительные инструменты играют роли в этой симфонической сказке. Давайте ещё раз вслушаемся, как звучат их голоса! (видеоролик)- Ребята, а про кого из героев этой сказки, мы  забыли упомянуть? (Охотники)

- Были ещё охотники, которые охотились по соседству в лесу и стреляли из ружей. Инструменты какой группы, могут хорошо изобразить выстрелы? (ударная группа)

Да, это УДАРНЫЕ инструменты: большой оркестровый барабан и литавры с  войлочными колотушками- Ритмично бьют барабаны! Ритмично двигаются колотушки у литавр! Давайте и мы с вами немного подвигаемся, а заодно и отдохнём. В прошлом году в наших путешествиях по музыкальной стране нам здорово помогала одна весёлая песенка! Вспоминайте (песня с ритмопластикой)

VI. Первичная проверка понимания. Рефлексия

- Ну, а сейчас – загадки! Но отгадывать их мы будем с помощью карточек, которые лежат у вас в конвертиках. Достаньте их и разложите перед собой.

- Итак, отгадайте, о каком инструменте идёт речь!

1. Инструмент я очень древний, к деревянным отношусь.

Мой регистр самый верхний. Этим очень я горжусь!

Часто певчим подражаю, птичьи трели вывожу, со Снегурочкой дружу (флейта)

2. Я в квартете деревянных ниже всех звучу, друзья,
В симфоническом оркестре без меня никак нельзя!

Уважает меня деревянная родня, Хоть ворчу я на народ…» -  глухо вымолвил (фагот)

3.С восемнадцатого века композиторы всех стран
Отдают мне предпочтенье, это точно, не обман!
И рожок пастуший точно я игрой изображу,
И гнусавой уткой в сказке громко крякнуть я могу (гобой)

4. Вышла дудочка точёная, вся изящная, вся чёрная.

«Я играл на поле бранном, на гулянье массовом.
Был я прежде деревянным - стал теперь пластмассовым.
Я на весь известен свет, а зовут меня.» (кларнет)

5. Я похожа на улитку, крепко скручена в кольцо.
Рог охотничий, считают, мне приходится отцом.
Если б кто-нибудь меня, вдруг, сумел бы распрямить,
Я б трубой  длинной в три метра всех смогла бы удивить!!! (валторна)

6. Как будто девушка запела, и в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко…Затихло всё: играет (скрипка)

7. Чуть побольше скрипочки, а поёт пониже.

Деревянный бочок, четыре струнки и смычок…

Светлой скрипочке я брат, называюсь просто  (альт)

Сравнить скрипку и альт между собой и показать руками размеры

8.Кто Это бум? Кто это Бах? Кто это прячется в медных котлах?
Гром изобразят подружки - войлочные колотушки (литавры)

VII. (анализ деятельности на уроке).

- Вы большие умницы! (после игры) Ничего не перепутали, во всём разобрались. Скажите ещё разок, о чём вы узнали на сегодняшнем уроке? (об инструментах симфонического оркестра)

- А что мы о них узнали? ( как называются, как выглядят, как на них играют, как звучат их голоса)

- Кому-то было трудно или непонятно? Что понравилось?

- Как вы думаете, где эти знания могут вам пригодиться в жизни?

VIII. Информация о домашнем задании.

- Вы уже много чего сможете рассказать о инструментах. А чтобы вы не забыли инструменты, вам в подарок раскраски. Здесь много всяких инструментов, но раскрасить надо только те, которые входят в состав симфонического оркестра! Но это вы уже сделаете дома, покажете родителям, а на следующем уроке покажете мне.

- На этом мы прощаемся. Жду вас через неделю.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!