СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Свадьба в деревне и на сцене» (2 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 2 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 2 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 2 урока 3 четверти «Развитие музыки».

  Цели и задачи:

 - дальнейшее развитие темы «Развитие музыки», расширение представлений о развитии музыки на примере классической музыки, народных песен;

- подтверждение того, что повтор – основной принцип развития в народной музыке и один из принципов развития в произведениях, написанных композиторами;

- приобщение детей к русским национальным традициям, приближение их к пониманию философского величия народного искусства;

- знакомство с национальными традициями как самоценными явлениями народной культуры; исследование того, как эти традиции преломились в профессиональном музыкальном искусстве;

- понимание возможностей музыки, овладение средствами выразительности;

- разучивание русской народной песни «Как по мостику-мосточку»; разучивание и разыгрывание фольклорной обрядовой сцены.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Свадьба в деревне и на сцене» (2 класс)»

Усачева, Школяр. Музыка, 2 класс

3 четверть



УРОК 2. Свадьба в деревне и на сцене

Цели и задачи:

- дальнейшее развитие темы «Развитие музыки», расширение представлений о развитии музыки на примере классической музыки, народных песен;

- подтверждение того, что повтор – основной принцип развития в народной музыке и один из принципов развития в произведениях, написанных композиторами;

- приобщение детей к русским национальным традициям, приближение их к пониманию философского величия народного искусства;

- знакомство с национальными традициями как самоценными явлениями народной культуры; исследование того, как эти традиции преломились в профессиональном музыкальном искусстве;

- понимание возможностей музыки, овладение средствами выразительности;

- разучивание русской народной песни «Как по мостику-мосточку»; разучивание и разыгрывание фольклорной обрядовой сцены.



Средства обучения и оборудование

1. Учебник, с. 60—63.

2. Музыкальный материал:

Как по мосту. Русская народная песня (свадебная) / ЭФУ, с. 61; фонохрестоматия.

М.И. Глинка. Сцена свадьбы из оперы «Жизнь за царя» / ЭФУ, с. 63; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 34.

3. Фрагмент либретто оперы «Жизнь за царя» см. в Приложении.

ХОД УРОКА

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент

  1. Музыкальное приветствие

- Здравствуйте!

- Здравствуйте!

- Прозвенел звонок…

- Начался урок.

  1. Активация опорных знаний

- На прошлом уроке, ребята, мы с вами познакомились с разными видами музыкального развития. Какие они бывают?

- Тембровые, повторение, ладовое, выразительное и изобразительное и др.

- А какой вид развития рассмотрели, попробовали передать сами?

- Исполнительское.

Повторение песни «Почему медведь зимой спит».

- Послушайте, назовите музыкальное произведение.

- Ария Ивана Сусанина.

- Как развивается музыка? Как начинается? С чем связано изменение настроения в музыке?

Слушание Арии Ивана Сусанина.

- Как же композитор передал душевное состояние человека, готового принять смерть во имя спасения родины?

- Характер музыки - сумрачный, лад - минорный, динамика тихая; передаются страдания, взволнованность и переживания героя.

- Сначала музыка звучит мрачно, тяжело, тревожно; затем появляется грусть, печаль, мелодия становится протяжной, распевной.

- Ария написана в трёхчастной форме. В интонациях средней части передана душевная борьба героя. За счёт трёхчастной формы Арии мы наблюдаем выразительное развитие музыки. В арии Ивана Сусанина красивы его мужество, благородство, любовь к Родине. Композитор нашёл правдивые средства музыкальной выразительности, чтобы показать красоту подвига Ивана Сусанина. Мужественный характер образа передан мелодиями, написанными в духе русских народных протяжных песен. Это подчёркивает связь героя с чувствами и мыслями народа.

Каким было развитие музыки – выразительное или изобразительное?

- Выразительное развитие – выражены чувства и переживания героя.

3) Мотивация. Целеполагание

- Предположите, о чём мы сегодня будем вести разговор, какие цели будем преследовать?

Ответы учащихся.

- Сегодня мы продолжим знакомиться с развитием музыки на примерах русской оперы М. Глинки «Иван Сусанин» и народных песен, к которым композиторы часто обращались в своём творчестве, показывая красоту и широту русской души.



  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Наблюдение над развитием народной музыки в классическом произведении

Слушание «Свадебный хор «Разгулялися, разливалися…» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»»

- Как звучала песня, что изменялось в музыке?

- Куплеты как будто состояли из двух частей – звучали 2 разных мелодии. Мелодии куплетов повторялись.

- Как вы думаете, повтор мелодий куплетов является развитием музыки в этой песне?

- Да.

- А почему?

- Это приём композитора, при повторении мелодии развивается сюжетная тема песни.

- Каким мы назовём такое развитие музыки?

- Путём повторения мелодии.

- А что ещё менялось при пении? Какой вид развития ещё здесь присутствовал?

- Были замедления в конце куплетов. Темповое развитие.

- Михаил Иванович Глинка, чтобы показать подлинную жизнь русского народа, использовал в своей опере мелодии русских обрядовых песен. И чтобы подчеркнуть народность песни, он использует принцип развития мелодии такой же, как и в народной музыке – одна и та же мелодия повторяется.

Песня «Разгулялися, разливалися…» - свадебная. Композитор использовал в опере народный свадебный обряд-праздник, чтобы показать отношения русских людей с окружающим миром, ощутить народный дух через знакомство с важнейшими этапными событиями в жизни человека. В профессиональном музыкальном искусстве народные традиции заиграли новыми красками.

Чтение либретто (см. Приложение):

Сусанин зовет Антониду. Она приходит. Теперь вся семья в сборе (Сусанин, Антонида, Ваня и, Собинин). Сусанин благословляет молодых. Все радуются. Возносится хвала Богу. Все молят Бога любить царя, взывают о милости к земле русской. Вечереет — пора готовиться к девичнику. (…)

Поляки отрывают Антониду от отца и поспешно уходят с ним. В изнеможении она бросается на скамью и, закрыв руками лицо, горько рыдает.

За сценой слышится свадебный хор «Разгулялися, разливалися воды вешние». Но тяжело на душе у Антониды. Она поет свой романс - одна из наиболее популярных арий оперы - «Не о том скорблю, подруженьки».

Входит Собинин. Он только что узнал, что поляки взяли Сусанина. Он недоумевает, откуда появился враг. Антонида рассказывает ему, как было дело: «Налетели злые коршуны, набежали поляки, взяли в плен они родимого, сотворят беду над ним!» Крестьяне успокаивают Антониду («Ты не плачь, он придет!»).

Давайте посмотрим видеофрагмент этой свадебной сцены из оперы. Обратите внимание на другую обрядовую мелодию, использованную композитором, - песню невесты. Какое в ней настроение? Какие чувства она передаёт?

Просмотр свадебной сцены – видеоролик.

- Песня невесты звучит грустно, печально, невеста будто плачет, даже «кричит». Подружки пытаются её успокоить.

- Почему, как думаете? Ведь свадьба – это праздник, радость, веселье. Почему же плачет невеста?

- Наверное, переживает, что её отца поляки увели из дома.

- На самом деле, показывая серьёзные переживания девушки из-за того, что враги увели из дома её отца, Глинка связал их воедино с народным обрядовым действом – невеста обязательно должна была плакать во время свадебного обряда. Функция причитания была всецело предопределена обрядом. Невеста представляла свой уход из семьи как действие, свершающееся против её воли.

Полио́бразность этого удивительного народного произведения заключается в том, что одновременно звучат два противоположных эмоциональных состояния. И главным методическим (и драматургическим) приёмом здесь выступает приём контраста. Композитор мастерски показал внутренний контраст фрагмента народного обряда: здесь в единстве противоположностей в символически-художественной концентрированной форме как раз и отразилась диалектика, как она сложилась в народном опыте в недрах патриархально-домостроевского крестьянского жизненного уклада.

2. Свадебные обрядовые песни русского народа

1) Жанры свадебных песен

Обычаи русской свадьбы уходят корнями глубоко в славянские традиции и обряды. Причем вся церемония, которая тянулась достаточно долго, от самого начала и до конца сопровождалась аутентичными песнями, которые как нельзя лучше отражали образ жизни, а также чувства народа.

Характерными традиционными признаками обрядо­вых песен являются постоянные эпитеты («высокие хоромы», «тра­ва шелковая»), олицетворения («утушка крылышку любовалася»), сравнения («личенько, как брусничка»), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами как в обозначении жениха и невесты, так и членов семей («Марьюшка», «Иванушка», «матушка», «батюш­ка», «подруженьки», «свашеньки» и др.).

Существует четыре основных жанра – свадебные, величальные, корильные песни и причитания. 

Песни-причитания – лирические произведения, связанные с довенечными обрядами невесты: просватанье, шитьё приданого, посидки (посиделки), девишник. Песни-причитания, которыми в течение недели подружки стараются разжалобить невесту, вызвать у неё слезы, как правило, сопровождаются и причитаниями невесты. В старину девушку чаще всего никто и не спрашивал, желает ли она замуж за того или иного претендента. Потому в обрядовых песнях очень часто обыгрывалась несчастная женская доля, когда забирают девицу из отчего дома и отправляют жить к чужим людям. Кроме того, свадьба для невесты была символом того, что она умирала для своей девичьей жизни и возрождалась снова в доме мужа. За день до девишника – на посиделках – невеста прощается со своей роднёй и подружками. Специально приглашённые старухи-голосильщицы причитают от лица невесты. Сама же невеста плачет, повторяя вслед за ними слова причитаний. По окончании посиделок невесте расплетают косу.

Но, возможно, что уже и в ту далёкую пору плач явился в какой-то степени и прямым выражением подлинных чувств невесты в момент расставания с родной семьёй. Наиболее существенная стилевая особенность причитания — передача смятенных чувств человека.

Лирические образы свадебных обрядных песен: селезень, со­кол - для изображения жениха, и уточка, кукушка — для изобра­жения невесты. Образ кукушки, связанный с похоронной символикой, появляется в свадебных песнях не случайно. По древнему обряду инициации девушка должна была «умереть», похоронив прежнюю жизнь. Характерно, что символ кукушки звучит в песнях девичника, а также во время отъезда к венцу, то есть в пес­нях довенечной обрядности.

Для величальных песен характерен приём идеализации в изо­бражении характеров и внешности жениха и невесты. Величания — это жанр песенного восхваления жениха, невесты. Основной чертой является красо­та рисуемых портретов, выражение идеального типа нравственного поведения, богатство и бытовой достаток, пышность всей обстановки дей­ствия. Величальные песни звучат в доме невесты вечером перед свадьбой и сопровождают церемонию отъезда жениха из дому, встречу свадебного поезда у невесты, смотренья (вывод невесты к столу), проводы свадебного поезда к венцу и встречу молодых.

Давайте прослушаем свадебную песню «Как сказали, Иван-то грозён» (в некоторых регионах России слова могли меняться «Как сказали, Иван-то хитёр» и т.п.). К какому жанру свадебных песен вы её отнесёте?

2) Слушание «Как сказали, Иван-то грозён»

- Песни-причитания.

- Каким было исполнение?

- Темп – медленный. Исполнение – протяжное, заунывное, с причитаниями, слушать непривычно.

- Действительно, манера исполнения непривычна для нас. К тому же песня поётся на диалекте (непонятны слова). А каким было развитие музыки?

- Путём повтора – мелодия в куплетах повторялась.

3. Разыгрываем песню

- До сих пор существует выражение «играть свадьбу». И это не просто констатация традиционного обряда, - это его сущность. Свадьбу играют — и это событие длится во времени, имеет свою логику и этапы развития, свою драматургию, как любое сценическое произведение. По сути, это народный театр. Именно его, в его бытовой народной форме, мы и попробуем сегодня воспроизвести, станем участниками действа, а значит, и чьей-то судьбы.

Сегодня мы с вами разучим и разыграем свадебную величальную песню «Как по мостику-мосточку». Прослушайте эту песню и расскажите о ней.

  1. Слушание, музыкальный анализ

Как по мостику-мосточку,

Калина, малина!

По калинову пруточку,

Калина, малина!

Селезенька утю переводит,

Калина, малина!

Сера утка не сдержалась,

Калина, малина!

Селезенька ходит, тужит,

Калина, малина!

Ходит, тужит, сокрушаясь,

Калина, малина!

Как мне утку жалко стало,

Калина, малина!

Стань-ка, утка, встрепенися,

Калина, малина!

На ноженьки обоприся,

Калина, малина!

Стала утка, встрепенулась,

Калина, малина!

На ноженьки обопнулась,

Калина, малина!

Селезенька взрадовался,

Калина, малина!

- Найдём зерно интонации.

Дети определяют.

- Из зерна-интонации выросла мелодия.

Учитель проигрывает.

  1. Разучивание песни (по фразам).

- Какое вы здесь видите развитие?

- Повтор.

- А как можно украсить эту песню? Давайте возьмём наши музыкальные средства (работа с карточками) и посмотрим, что можно сделать с песней.

Мелодия. Будем менять?

- Нет, оставим тему неизменной.

- Темп. Можем менять?

- Можем. От медленного темпа постепенно перейти к быстрому.

- А чтобы у нас получилось веселее, добавим в исполнение инструменты (ложки, бубны, треугольник, колокольчики и др.). Каким будет у нас развитие?

- Исполнительское.

- А теперь исполним песню хороводом и введём кого-нибудь из девочек в роль невесты.

3) Исполнение песни с разыгрыванием



  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Рефлексия

- О чём шла речь на нашем уроке?

- Что вам понравилось на уроке?

- Кому какое развитие музыки запомнилось больше? Какое вам понятнее?

- Исполнительское.

- Кого похвалим?

Выставление оценок.

Домашнее задание. Привести примеры свадебных обрядовых песен. Повторять, выразительно исполнять народную обрядовую песню «Как по мостику-мосточку».

  1. Итог

Интонации народного фольклора полио́бразны. И знакомясь с народными песнями, исполняя их, мы постепенно приближаемся к пониманию философского величия народного искусства, начинаем понимать возможности музыки и видеть богатейшую палитру средств выразительности, которую используют композиторы в своём творчестве.



ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

  1. https://ale07.ru/music/notes/song/npr/uzory.htm#song3

  2. https://ale07.ru/music/notes/song/npr/uzory.htm#song_end

  3. https://pochti-zhena.ru/articles/rityaly/svadebnye-obryadovye-pesni-russkogo-naroda-s-tekstami.html#toc1

  4. https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/obryadovye-pesni

  5. https://www.belcanto.ru/opera.html

  6. https://www.perunica.ru/folk/2021-svadebnye-pesni-pinezhya.html

























































Приложение

М.И. Глинка. Опера «Жизнь за царя»

Либретто (фрагменты)



Действие третье

Изба Сусанина.

Явление 1

В а н я

(один)

Как мать убили

У малого птенца,

Остался птенчик

Гол и гладен в гнезде...

Соловушко узнал,

И жаль ему бедняжки:

Ко птенчику летит,

И крылышками греет,

И кормит и лелеет.

Как мать скончалась

У малого сынка,

Сынок младенец

Круглой стал сиротой.

Как добрый человек

Почуял в сердце жалость —

Берёт он сироту

В свою семью, и любит,

И холит, и голубит.

По окончании песни входит Сусанин.

Явление 2

Ваня и Сусанин.

С у с а н и н

Все про птенчика мой Ваня

Песню про себя ведёт!

Русь теперь иную песню,

Песню радости поёт.

В а н я

Да, сбылося: наш боярин...

С у с а н и н

Нам-то какая милость от Бога:

Наш молодой вотчинный боярин

Сделался нашим Царём-Государем!

Наконец догадались бояре

Отдать державу, кому следует!

В а н я

Право, чудо: он взошёл

Из неволи на престол!

Как досадно будет ляхам!

С у с а н и н

Знать, теперь они недруги кровные

Нашему Царю Михаилу;

Дорого бы дали, чтобы в полон поймать!

В а н я

Как бы сюда не пришли,

Рыщут везде по Руси!

С у с а н и н

А пусть придут, его не возьмут —

Постоим за Царя своего.

В а н я

И я за Царя постою.

С у с а н и н

Да, мой птенчик подрастёт,

В службу царскую пойдёт.

Снаряжу тебя конём,

Медной шапкой и мечом;

Без корысти, безо лжи,

В крепкой правде послужи.

В а н я

Ах, потешь меня конём,

Медной шапкой и мечом.

За Царя, за нашу Русь

Добрым молодцем сражусь.

Никогда не отступлю,

Стену вражию сломлю.

С у с а н и н

Так, мой Ваня, в добрый час,

Знать, порадуешь ты нас!

Воспитала Русь тебя,

Возлелеяла, любя;

Ты Царю заплатишь долг,

Когда вступишь в царский полк.

В а н я

Меня ты на Руси

Возлелеял.

Я в долгу перед Царём

Государем.

Заплатить постараюсь,

Заплатить моей службой!

Ох, пришло б поскорей

Моё время, время службы.

С у с а н и н

Этим дням не стоять

Безотходно.

Пролетит, промелькнёт

Твоё детство.

И как раз подоспеет

Мой сынок к службе царской

И готов хоть куда

Стройный воин,

Воин царский.

В а н я

И себя,

И тебя

Доброй славой

Я прославлю.

С у с а н и н

И себя,

И меня

Доброй славой

Ты прославишь.

В а н я

Уж теперь на войну

Мне б хотелось,

Послужить моему Государю!

Заплатить моей службой,

Заплатить моей кровью.

Ах, зачем я ещё

Только отрок, а не воин!

С у с а н и н

Не тужи, что ты млад,

Что ты отрок.

И теперь может быть

Тебе служба.

Невзначай воля Бога

Позовёт человека,

И теперь будь готов

Ежедневно, ежечасно.

В а н я

До великого до дела

Только путь мне укажи.

С у с а н и н

Так и сила подоспела,

Крепость тела и души!

О б а

До великого, до дела

Только путь мне укажи.

Так и сила подоспела,

Крепость тела и души.

(…)



Явление 8

Антонида одна. Она садится на лавку и плачет. К ней идёт свадебный хор девиц.

Х о р д е в и ц

(ещё за сценой)

Разгулялася,

Разливалася

Вода вешняя

По лугам.

Разыгралися,

Расплясалися

Красны девицы.

В терему

Как одна сидит -

Не играет,

Подгорюнилась,

Слёзы льёт,

Слёзы горькие!

Хор выходит на сцену.

В мураве-траве

Перепёлочка

Голос жалобный

Подаёт.

Как завтра к ней

Ясный сокол

И возьмет её

Из гнезда.

«Ах, оставь меня,

Ясный сокол,

В милом гнёздышке

Под крылом

Моей матушки».

Антонидушка

Свет Ивановна

Тужит, сетует,

Слёзы льёт.

Скачет суженый,

Мил-надёжа,

И с собой её

Увезёт!

«Ах, оставь меня,

Мил-надёжа,

В доме отческом,

Мне-то жаль

Воли девичьей».

Х о р

(обращаясь к Антониде)

Что ты, подруженька,

Этак расплакалась?

Всё-таки весело

Горе невестино!

(Романс с хором)

А н т о н и д а

(встав)

Не о том скорблю, подруженьки

Я горюю не о том,

Что мне жалко воли девичьей,

Что оставлю отчий дом!

Х о р

Ты скорбишь не о том —

Так скажи нам о чём?

А н т о н и д а

Нас постигло горькое горе,

Убила чёрная судьба:

Были враги у нас,

Взяли отца сейчас

Х о р

Как? Поляки сейчас

Взяли отца у вас?

А н т о н и д а

Налетели злые коршуны,

Набежали поляки.

Захватили в плен родимого,

Сотворят беду над ним!

Х о р

Ты не плачь, он придёт —

Его Бог упасёт!

А н т о н и д а

Что же сердце веще ноет

И чует смертную тоску?

Нет, не придёт отец —

Смертный ему конец!

Х о р

Ты не плачь, он придёт —

Его Бог упасёт!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!