СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Виртуальная экскурсия в оперу» (1 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 3 урока 3 четверти «Исследование проблемы «Формы бытования музыки» (продолжение)».

 Цели и задачи:

 - формировать представление о том, в какой форме бытуют песни и оперные произведения;

- создать условия поиска форм бытования музыки;

- продолжить знакомство с музыкальным жанром «опера»;

- создать условия для музыкально-творческого самораскрытия природного дара ребенка;

- моделировать в творческом процессе музыкальные образы ночи;

- формировать ассоциативно-образное мышление на основе лучших образцов музыки и живописи;

- формировать интерес к музыкальному творчеству, к оперному искусству;

- создать условия для того, чтобы учащиеся получили возможность чувствовать свою сопричастность к музыкальному творчеству.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Виртуальная экскурсия в оперу» (1 класс)»

Усачева. Музыка, 1 класс

III четверть



Урок 3. Исследование проблемы «Формы бытования музыки» (продолжение)

Тема: Виртуальная экскурсия в оперу



Цели и задачи:

- формировать представление о том, в какой форме бытуют песни и оперные произведения;

- создать условия поиска форм бытования музыки;

- продолжить знакомство с музыкальным жанром «опера»;

- создать условия для музыкально-творческого самораскрытия природного дара ребенка;

- моделировать в творческом процессе музыкальные образы ночи;

- формировать ассоциативно-образное мышление на основе лучших образцов музыки и живописи;

- формировать интерес к музыкальному творчеству, к оперному искусству;

- создать условия для того, чтобы учащиеся получили возможность чувствовать свою сопричастность к музыкальному творчеству.



Средства обучения и оборудование

1. Учебник, с. 50—55.

2. Электронные информационные материалы:

Виртуальная экскурсия по Большому театру / ЭФУ, с. 52.

Виртуальная экскурсия по Мариинскому театру / ЭФУ, с. 52.

3. Музыкальный материал:

В.А. Моцарт. Ария Царицы Ночи, Дуэт Папагено и Папагены, хор «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта» / ЭФУ, с. 57; фонохрестоматия.

С.С. Прокофьев. Вальс из балета «Золушка» / фонохрестоматия.







ХОД УРОКА

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент

Музыкальное приветствие.

  1. Мотивация. Целеполагание

Чтобы определиться с темой сегодняшнего урока, отгадайте загадку:

Как монолог музыкальный зовётся,

Когда он на сцене артистом поётся? (Ария.)



Этот законченный эпизод

Играет оркестр. Один поёт. (Ария)

А теперь музыкальная загадка – отгадайте, что за музыка звучит?

Звучит фрагмент арии «Сasta Diva» из оперы «Норма» В. Беллини.

- Это ария.

- Итак, на предыдущем уроке мы, слушая арию «Сasta Diva», попали в оперу. А что значит «попасть в оперу»? Что такое опера?

Ответы детей.

- Сегодня мы на примере оперы продолжим знакомиться со сложными музыкальными формами.



  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Введение в тему

  1. Ария Царицы ночи

В опере всегда много разных по характеру героев. Один из них - Царица ночи.

- Как думаете, какими звучаниями можно нарисовать её портрет, её образ? Будем размышлять.

- Царица может быть важная, в красивом наряде, может, украшенном звездами.

- А какой музыкальный инструмент может передать мерцание звезд?

Дети выбирают треугольники, верхний регистр синтезатора и т.д.

- Послушаем арию Царицы ночи. (Название оперы Моцарта «Волшебная флейта» учитель пока умалчивает.) Какой мы представим Царицу?

Учитель создает условия для восприятия музыки. Напоминает о том, как слушают музыку в театре.

А. Слушание фрагмента арии Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта».

- В арии царица Ночи словно сердится, звуки громкие, высокие, властные.

- Действительно, в этой арии Царица ночи властная, неистовая. Горы сотрясаются и раздвигаются, когда появляется сама Царица ночи. Ария Царицы устрашающая.

Посмотрите, как выглядит этот фрагмент на сцене.

Б. Просмотр видеофрагмента

- А вот мелодия наполнена обилием разных украшений. Почему? Что передают эти яркие, высокие переливчатые интонации?

- Может, звездное небо, сияние месяца, украшения в короне и платье?

- Сравните образ Царицы на сцене и в картине художника. Что общего и в чём различие?

В. Рассматривание иллюстраций (Сцена из оперы «Волшебная флейта». Репродукция картины Андрея Клименко «Царица ночи»).

- На сцене Царица - гневная, звучания - резкие. На картине Царица - таинственная, загадочная. Звучания - тихие, плавные, мягкие…

- А подумайте, вспомните, какие песни могут звучать в ночи, в вечерние часы. Назовите жанры, названия, интонации.

- Вечером могут звучать колыбельные песни.

- Как вы думаете, можно на двух нотках создать колыбельную песню?

Г. Сочинение и исполнение колыбельной:

Учитель создаёт условия для создания, исполнения колыбельных песен. Ученики на фортепиано подбирают две ноты. Одну - выше, другую – ниже. Затем запевают под эти звуки: «Баю, баю, засыпаю».

- Какой получилась у вас колыбельная?

- Тихая, мягкая, ласковая, неторопливая, добрая.

- А музыка арии в опере - неистовая, властная, с обилием разных украшений. Но чтобы понять, почему ария такая, уж совершенно непохожа на всё, что до сих пор вы слушали, надо знать содержание оперы: что было вначале, как развиваются события, чем всё закончится...

2) Развитие темы

Давайте-ка вспомним дуэт Папагено и Папагены и хор «Откуда приятный и нежный тот звон»:

А. Прослушивание музыкальных фрагментов из оперы Моцарта: «Дуэт Папагено и Папагены», хор «Откуда приятный и нежный тот звон»

- Кто вспомнит, в какой опере звучали эти музыкальные фрагменты?

- Эти музыкальные фрагменты – из оперы Моцарта «Волшебная флейта».

- Совершенно верно. Давайте споем этот знакомый вам Хор колокольчиков.

Б. Исполнение хора «Откуда приятный и нежный тот звон» Моцарта

- Смотрите-ка, оказывается, что вы уже давно побывали в опере, арию из которой - Царицы ночи - сегодня услышали.

«Волшебная флейта» – это опера-сказка, где прославляется победа света над мраком, добра над злом, любви над коварством, стойкости над малодушием, дружбы над враждой. В этой опере Моцарт показал, что счастье не дается само собой, оно обретается в результате жизнестойкости и верности, преданности и терпения, любви и веры в добрые силы. Силы добра и зла в опере «Волшебная флейта» олицетворяют волшебные символические персонажи – мудрый волшебник Зарастро (носитель «знака солнца») и коварная Царица ночи. Между солнечным царством и царством ночи мечется Тамино – человек, ищущий истину и приходящий к ней через ряд испытаний.

И мы можем сделать вывод: в опере много разных персонажей, каждый из них поёт «про своё» - имеет собственную музыкальную характеристику, всё происходящее в опере связано одним событием, идеей, сюжетом и пр.

Следовательно, опера - это крупная форма существования музыки, которую просто невозможно воспроизвести в условиях домашнего быта.

Конечно, можно прослушать фонограмму и узнать музыку, запомнить её, полюбить. Но! В опере артисты не просто поют, они играют роли, перевоплощаются в других людей (или аллегорические персонажи). Это означает, что мы попали не только в оперу, а и в театр — музыкальный театр! Но что это значит?

  1. Работа с учебником

Возвращаемся к Золушке и открываем разворот учебника (с. 50—51), на котором слева - город, а справа - образ балерины.

- Как думаете, есть ли связь между страницами разворота?

Ответы детей.

- А связываются картины спиралевидным движением: ведь для нас круговые вихри - это символика кружения в  вальсе.

Слушаем вальс из балета С.С. Прокофьева «Золушка» и вместе с героиней проходим путь из городского повседневья в театр.

Слушание фрагмента вальса из балета «Золушка» С. Прокофьева. Пластическое интонирование («графическая музыка») - учащиеся повторяют рукой каждый виток в динамике того, что звучит.

- Ребята, мы ведь не просто связали вальсом эти картины, мы сделали что-то ещё. А что?

Ответы детей.

- Мы благодаря музыке попали в театр, открыли его для себя. То, что можно сравнить (образно домысливая) с каким-то механистическим вечным движением - круговертью жизни, в условиях, когда музыка ищет тебя (человека), а ты ищешь музыку, происходит чудо. Оставаясь даже на месте, ты начинаешь всё слышать и видеть по-друго­му, во всём тебе начинает являться поэзия, ты как бы начинаешь жить другой жизнью.

Вот это и есть музыкальный театр. В городах театр находится в специальном здании-дворце, куда так мечтала попасть Золушка: «Очень вредно не ездить на бал, особенно если ты этого заслуживаешь!» Мы можем сказать так: «Очень вредно не ходить в театр, особенно если ты заслуживаешь музыки и ищешь её!»

Театр – удивительное место, где показывают спектакли, звучит музыка, читают стихи, где танцуют и поют, где можно посмеяться и поплакать, где есть над чем задуматься и чему удивиться. Театр для того и создан, чтобы туда приходили зрители и смотрели представления.

Театр – особое искусство. На сцене театра артисты играют разных персонажей, передавая их образы (характеры, чувства). Языком театра являются: слово, жест, интонация. Подумайте, что означает фраза на языке театра «войти в образ…»? Зачем?

Размышления учащихся.

- А еще такие фразы: «принять образ…», «создать образ…» Чей образ нужно принять, как думаете? А как это – создать образ?

Ответы учащихся.

- В театрах оперы и балета главной является музыка.

В опере (музыкально-драматическом спектакле) оперные артисты не говорят, а поют арии.

Балетное искусство - такой вид театра, где содержание передаётся зрителям без слов: музыкой, танцем, пантомимой.

  1. Виртуальные экскурсии

Отправимся на экскурсию в главные музыкальные театры страны — Большой в Москве и Мариинский в Санкт-Петербурге (ЭФУ, с. 52-55).

  1. Мы - инструменталисты

- Ребята, мы с вами совершили экскурсии в главные музыкальные театры нашей страны. Что в них является самым главным?

- Музыка.

- А что вы можете сказать о профессиях, связанных с музыкальным искусством? О каких профессиях вы узнали из наших экскурсий?

- Артист, танцор, певец, инструменталист, дирижёр.

- Кто такой актёр? 

- Человек, который играет в спектакле какую-либо роль.

- Совершенно верно, артист, актёр создаёт на сцене образ человека, героя пьесы. Артист как бы превращается в своего героя, перевоплощается, как говорят в театре. Перевоплощение бывает иногда только внешним: артист изменяет с помощью грима своё лицо, надевает парик, старается изменить голос, придумывает походку. Но артист должен ещё показать и характер своего героя, передать его мысли и чувства. 

А кто такой инструменталист?

- Музыкант, профессионально играющий на музыкальных инструментах.

- А дирижёр?

- Человек, который руководит (дирижирует) оркестром музыкантов.

- Давайте попробуем свои силы в качестве инструменталистов. Я предлагаю вам сочинить музыкальное сопровождение для стихотворения на ксилофоне, ложках, дудке, треугольнике и колокольчиках. Хочу особо подчеркнуть, что исполняя сочинение, вы будете выступать в качестве инструменталистов:

Играй же, как артист,

Про дятла на сосне,

Про каплю на окне.

На чём? — на ксилофоне!

На ложках — про лошадку,

На дудке — про кукушку,

Как будто на опушке

Сидите с ней вдвоём…

Вдруг лёд, снежинки — это

Зазвякал треугольник!

А колокольчик? Этот

Приятный, нежный звон

Откуда? Это дети,

Все наши первоклассники

На сцене, все — артисты,

И в классе все — артисты,

За партой все — артисты

Играют и поют!



  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Итог. Рефлексия

- У каждого музыкального произведения есть свой наряд, своя форма. Крупная и малая. Сложная и простая.

Сложная – сложена из многого. Форма зависит от содержания. Какая форма у колыбельной песни?

- Малая форма, простая. В колыбельной песне много повторов, настроение почти не меняется.

- В какой музыке много героев, много разных настроений?

- В опере, в балете. Там у каждого героя своя музыка, своя песня, своя тема. Их мелодии трудно пропеть.

- Много интересного мы узнали сегодня о музыкальных формах, о музыкальном театре, о театральных профессиях. Надеюсь, вам было интересно.

2. Домашнее задание. Дома попробуйте нарисовать Царицу ночи.



ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

http://musike.ru/mozart.html

https://nsportal.ru/

http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki

http://www.fun4child.ru/1458-zagadki-po-muzyke-dlja-shkolnikov.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!