СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Вся Россия просится в песню» (5 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся  5 класса (УМК Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка». 5 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 3 урока 1 четверти.

Цель урока: Формирование представлений о тесной связи в  русской песне двух видов искусства: музыки и литературы.

Задачи:

- дать учащимся представление о миропонимании и верованиях русского народа; показать на примерах значение жанра народной песни в духовном возрождении России;

- дать почувствовать и понять особенности народных песенных жанров;

- учить, выразительно исполнять народные песни;

- развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух, вокальные навыки при исполнении музыки в народном  стиле;

- формировать эстетический вкус на примерах  народных музыкальных произведений, способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству, воспитывать ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание, умение дружить.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Вся Россия просится в песню» (5 класс)»

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

5 класс


I ЧЕТВЕРТЬ. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА


Урок 3. «ВСЯ РОССИЯ ПРОСИТСЯ В ПЕСНЮ»

Цель урока: Формирование представлений о тесной связи в русской песне двух видов искусства: музыки и литературы.

Задачи:

- дать учащимся представление о миропонимании и верованиях русского народа; показать на примерах значение жанра народной песни в духовном возрождении России;

- дать почувствовать и понять особенности народных песенных жанров;

- учить, выразительно исполнять народные песни;

- развивать интонационно-образное мышление, музыкальную память, чувство ритма, тембровый слух, вокальные навыки при исполнении музыки в народном стиле;

- формировать эстетический вкус на примерах народных музыкальных произведений, способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству, воспитывать ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание, умение дружить.


ХОД УРОКА


  1. Организация урока. Мотивация. Актуализация знаний

Исполнение песни В. Баснера на слова М. Матусовского «С чего начинается Родина».

- Как музыка помогает выразить в песне чувство любви к Родине? Как мелодия, ритм, ладовая окраска, характер сопровождения, форма раскрывают содержание и эмоциональный строй стихотворного текста?

- Что такое песня?

- Назовите вокальные жанры, связанные с литературой.


  1. Сообщение темы. Целеполагание

На прошлом уроке мы беседовали о том, что музыка и литература очень тесно взаимосвязаны. Сегодня продолжим этот разговор на примерах русской народной песни.

Тема урока – «Вся Россия просится в песню».


  1. Основной этап

  1. Введение в тему

Если вдуматься в смысл таких выражений, как «Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах», «С песней на Руси родились», «С доброй песней и жизнь хороша», то становится очевидным, что жизнь русского человека немыслима без песни.

Колыбельной песней убаюкивает мать младенца.

Под звуки песнопений совершается в церкви обряд крещения.

Незатейливые детские песенки, потешки, считалки, заклички сопровождают маленького человека повсюду – дома и в школе, в развлечениях и в учёбе.

Вырастает малыш, и новые песни помогают ему трудиться (трудовые), защищать Родину (солдатские, патриотические), делить с другими людьми радость и горе (календарные, обрядовые).

Песни-плачи, песни-причитания провожают человека в последний путь…


  1. Изучение новой темы

А) Жанры народной песни

Появление разнохарактерных песенных жанров, отличающихся своим эмоциональным содержанием и поэтическими образами, обусловлено связью песенного творчества славян с различными видами земледельческого труда и разнообразными сторонами общественного быта. Старинные народные обычаи, обряды и сопровождающие их песни дают представление и о миропонимании, верованиях народа.

Песни трудовые, обрядовые (сопровождавшиеся традиционными обрядовыми действами), величальные (торжественно-хвалебные или же шуточные, сатирические, иногда героико-эпические), игровые и хороводные, лирические и заклички стихийных сил природы — все они входили в число календарных песен.

Каждый жанр народной песни имеет свои неповторимые особенности: характерные интонации, ритм, ладовую окраску, форму, манеру исполнения, - по которым ты отличишь колыбельную песню от трудовой, игровую, хороводную от лирической, протяжной.

Вспомните из репертуара начальной школы народные песни. К какому жанру народной песни вы их отнесёте? Спойте какую-либо из знакомых народных песен с инструментальным сопровождением (бубен, ложки, маракасы).

Б) Исполнение с сопровождением шумовых инструментов

Песня на выбор: плясовая «Калинка» - авторская песня, написанная в народном стиле, хороводная «Во поле береза стояла», трудовая «Во кузнице».


В) Продолжение знакомства с жанрами русской народной песни

Песня – душа народа. В ней отражаются особенности народного характера, речи, удивительная природная музыкальность народа, его открытость добру и любви, красота родной природы. Песня – хранительница истории, народных традиций и обрядов: хороводные и протяжные лирические песни, трудовые, солдатские, календарные, обрядовые или игровые - темы этих песен могут быть самые разные. Так, в хороводной песне «А мы просо сеяли», которая широко распространена во многих русских местностях, тема труда сочетается с темой сватовства (свадебная-обрядовая). В песне сохранилась память о примитивной форме земледелия, когда очищали участок леса под пашню, подсекая деревья и выжигая пеньки на корню. Одновременно песня разыгрывается (игровая) - сопровождается традиционным движением «стеной» («стенка на стенку», как и в игре «Бояре, а мы к вам пришли»).

Пример хороводной песни - «Заплетися, плетень»: в песне происходит чередование двух различных напевов, которое находится в прямой зависимости от содержания словесного текста, метроритма и сопровождается в связи с этим изменением характера хороводного движения.

Разучим сегодня мы с вами лирическую русскую народную песню. Основное назначение народных лирических песен — выражать мысли, чувства и настроения народа. В протяжных песнях поётся о любви к Родине, о горе разлуки с родной стороной, о смерти на чужбине, о доле русской женщины и тяжести подневольного труда, о судьбах вождей и участников крестьянских восстаний, о боевой походной жизни русского воина. Особое место занимают любовные лирические песни, в которых рассказывается о любви молодца и девушки как о большом, глубоком и серьёзном чувстве.

Для протяжной народной песни характерны мелодические распевы.

Русская распевность является своеобразной национальной формой мелодического развития: «…распев, распевание и есть главное, на чём зиждется русская вокализация… и русское голосоведение, а если глубже вслушаться, то и всё русское в русской музыке»1.

Народные певцы-мастера, знатоки распевного песенного стиля, говорили:


1 К а с т а л ь с к и й А. Русское народное музыкальное творчество. Вып. 2. — М., 1956. — С.136.

«Старинная песня как река льётся»; «Коль душа коротка — протяжной песни не спеть».

Период создания песни «Ах ты, ноченька» - 16 век, время противостояния Руси татаро-монгольской Орде. Лирическая героиня – девушка-сирота, возможно угнанная в плен. Песня эта - монолог, жалоба «тёмной ноченьке» на свою тяжёлую долю. 


Г) Разучивание, исполнение русской народной песни «Ах ты, ноченька»


Д) Разучивание и исполнение песни «Уж ты поле моё»

Чтобы лучше почувствовать и понять особенности народных песенных жанров, мы разучим сегодня ещё одну народную песню, новую для вас: «Уж ты поле моё». Это одна из протяжных песен о смерти на чужой стороне. Начинается она, как и многие другие лирико-эпические песни, характеристикой обстановки действия, обрисовкой пейзажа. «Ракитов куст» посреди поля в этой песне, как и «бел-горюч камень», — символы характерной картины древнего поля брани. Звучит последняя просьба умирающего от ран молодца:

Уж ты конь ли, мой конь, ты товарищ мой,

Ты ступай-ка, беги во русску землю,

Ты скажи-ка, скажи родному батюшке,

Поклонись-ка ты родной матушке,

Ты скажи-ка, скажи молодой жене,

Как женил-то меня бел-горюч камень,

Обвенчала меня сабля вострая,

Молодая жена, пуля быстрая.

Для напева этой протяжной песни характерны выразительные возгласы (квартовые и квинтовые) и мягкое, поступенное нисходящее движение.

На последующих занятиях (при обращении к кантате «Александр Невский» С.С. Прокофьева (6-я часть — «Мёртвое поле»), к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки (монолог-ария Руслана «О поле, поле, кто тебя усеял мёртвыми костями») мы вернёмся к этой песне и понаблюдаем за сходством развития мелодии в народной песне и в музыке, сочинённой композиторами: Как выражены в этих произведениях (в том числе в «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкина) раздумья о смерти в чужом краю, о судьбах безвестных героев, погибших на поле брани?

Е) Жанр колыбельной в композиторской музыке

Разучим «Колыбельную» в обработке А. Лядова, с интонациями которой вы встретитесь позже в «Кикиморе» Анатолия Лядова, народном сказании для оркестра. При прослушивании обратите внимание на то, что в этой песне нет обычного запева и припева. Как вы думаете: почему?

Слушание

  • В каком ладу звучит «Колыбельная»?

  • Как можно охарактеризовать основную интонацию песни? (Интонация покачивания, убаюкивания.)

Исполнение

Исполнение песни сопровождается игрой на выбранном детьми инструменте, который помогает передать её характер (Лёгкое звучание треугольника).

Текст песни «Колыбельная» (А баю, баю)

А баю, баю, баю,
Ой, спи, ангел, почивай,
Свои глазки закрывай.
А баю, баю, баю;
На кота-то воркота,
На Лёнюшку дремота;
А баю, баю, баю.
На кота-то воркота,
На Лёнюшку дремота.


А баю, баю, баю,
Прилетали галыньки,
Садилися на улок,
Улок поскрипывает,
А баю, баю, баю, 
Лёнюшка подрёмывает.
А баю, баю, баю, 
Ой спи, ангел, почивай.


  1. Рефлексия

«Звучащие картины»

Откройте учебники на с. 14-15. Всмотритесь в изображённые здесь картины.

?

  • О чём они рассказывают зрителю?

  • Музыку каких жанров можно услышать, глядя на эти картины?


Большой панорамный пейзаж К. Петрова-Водкина «Полдень» — это обобщённый образ народной жизни России. Мы видим как бы бескрайние пространства благодаря сферическому, или наклонному, изображению (перспективе). Мы видим шарообразность Земли. Отдельные жанровые сценки в картине дают представление обо всём традиционном укладе крестьянской жизни. Сочетание в картине цвета и композиции объёмно представляет всю полифонию («многоголосие») жизни с её радостями и печалями.

А. Блок писал: «Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие)».

Пейзаж не просто воссоздаёт реальность, но и выражает мысли и мечтания людей.


На картине Б. Кустодиева «Голубой домик» мы видим уютный дом с его обитателями. Он тоже олицетворяет жизненный путь человека. Здесь люди рождаются, влюбляются, воспитывают детей, стареют. Здесь их провожают в последний путь…


После рассматривания картин учащимся даётся ЗАДАНИЕ:

- Подберите народные песни, а также песни и романсы, сочинённые композиторами, которые соответствуют многообразию жизненных явлений, изображённых на этих полотнах.


Известный деятель русской культуры Д.С. Лихачёв говорил так:

«Хранить память о других — это оставлять добрую память о себе».

Как вы понимаете эту мысль?

(Ответы учащихся на этот вопрос станут показателем успешности проведённого занятия.)


5. Итог

Нельзя однозначно сказать, что важнее в песне – слова или мелодия.

Именно в сочетании слова и напева, жеста и инструментального сопровождения рождается народная песня. В народной песне, как ни в какой другой, неразрывно слиты слова и мелодия. Неоднократно повторяясь с различными словами, песенный напев звучит каждый раз с иными выразительными оттенками, обретает новое образное содержание. В то же время, повторяя песенный напев, народные певцы нередко видоизменяют его, варьируют. Возможность в зависимости от слов изменять образное содержание напева объясняется распространением в народном творчестве традиции исполнять некоторые мелодии с различными текстами.

Не случайно в народе бытует такое выражение – «складывать песню».


6. Домашнее задание

1. В творческой тетради на развороте «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (с. 14—15) прочитать размышления о фольклоре; рассмотреть иллюстрации и ответить на поставленные вопросы.

Это поможет учащимся на следующем уроке поделиться своими знаниями и впечатлениями, связанными с народными традициями, обрядами, праздниками. Возможно, в классе возникнет идея отметить один из народных праздников, предварительно создав его сценарий.

2. Прочитать стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Деревня» и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Из Гёте» на развороте творческой тетради «Стань музыкою, слово…» (с. 4—5). Передать в рисунке своё впечатление от одного из названных произведений. Определить, образ какого стихотворения можно воссоздать в инструментальной музыке, а на какое сложится песня или романс.


N.B. Эти задания вновь привлекут внимание детей к выразительности речи, к пониманию единства слова и мелодии в песне и будут способствовать более активному восприятию романсов А.Е. Варламова и А.Г. Рубинштейна на следующем уроке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!