Критская. Музыка, 4 класс
3 четверть
Урок 2. В музыкальном театре: Опера «Иван Сусанин» М. Глинки.
Тема: «За Русь мы все стеной стоим...»
Цели и задачи урока:
- эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
- раскрыть особенности звучания русской музыки в III действии оперы «Иван Сусанин» (сцена Сусанина с детьми - дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней);
- познакомить с особенностями музыкальной драматургии, с понятием контраст, сопоставление в музыке;
- развивать умение анализировать, сравнивать различные музыкальные эпизоды;
- исполнять песни патриотической и героической тематики (о родном крае, о его доблестных защитниках), развивать умение выражать своё отношение к Родине, своему народу в процессе исполнения;
- совершенствовать вокально-хоровые навыки;
- прививать чувство любви к Родине, формировать патриотические чувства, дружеские отношения к одноклассникам;
- воспитывать музыкальный вкус, формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке.
ХОД УРОКА
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент. Музыкальное приветствие
- Здравствуйте!
- Здравствуйте!
- Прозвенел звонок.
- Начался урок!
- Что ж, тихонечко садимся
И работать не ленимся.
Мотивация учебной деятельности учащихся
- Сегодня мы вновь отправляемся в мир музыкального театра.
Отправляемся сейчас
В театр музыки тот час.
Театр - и зрелище, и школа для народа,
Будить сердца людей - вот в чём его природа!
На путь неправедный он не даёт свернуть,
Он к свету нас ведёт, открыв нам правый путь… (Г. Туккай)
Музыканты забренчали,
Люди в зале замолчали… (Д. Хармс)
- Прослушайте музыкальные фрагменты. Скажите, что за музыка звучит:
Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы
Звучат аудиозаписи фрагментов польского акта из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки.
- Бальные танцы: полонез, мазурка, краковяк.
- Какому народу они принадлежат?
- Полонез, мазурка, краковяк – польские танцы.
- А в каком произведении звучат эти танцы? Кто является автором музыки?
- Опера «Иван Сусанин» Глинки.
- Как думаете, для чего композитор включил в русскую оперу мелодии польских танцев?
- Чтобы показать многогранность образа польского народа.
- А о каких событиях рассказывается в опере?
- В этой опере рассказывается о походе поляков на Москву, о подвиге крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью ради спасения Родины.
- Внимание на экран.
Что увидите вы там?
Демонстрируется видеофрагмент Арии Ивана Сусанина.
- Ария Сусанина.
- Каким здесь показан Иван Сусанин, каким вы его видите? Аргументируйте свой ответ.
- В арии Сусанина раскрывается образ героя и патриота:
в речитативе «Чуют правду» мы слышим широкие, неторопливые и уверенные песенные интонации, в арии «Ты взойдешь, моя заря» передаётся настроение глубокого раздумья, проникнутого сдержанным волнением и скорбью. Музыка - строгая и очень сдержанная, мелодия - простая и напевная. В мелодии повторяются выразительные, тёплые интонации, характерные для русской лирической песни.
- Прослушайте фрагмент либретто оперы, предположите тему сегодняшнего нашего разговора:
Действие 3.
В доме Сусанина идут оживлённые приготовления к свадьбе дочери Антониды и ополченца Богдана Собинина. Сусанин рассказывает своему приёмному сыну Ване, что Минин разбил лагерь неподалёку, в Ипатьевском монастыре, куда к нему стекается вооруженный люд. Свадебное веселье в самом разгаре, когда в дом врываются поляки и приказывают Сусанину провести их в место тайного сбора ополченцев Минина. Сусанин делает вид, что подчиняется требованиям поляков, а сам тем временем обдумывает, как спасти Минина и собирающееся русское войско. В голове его быстро созревает хитрый план: он заведёт врагов в лесную чащу, откуда они точно не смогут выбраться сами. А тем временем Ваня предупредит Минина, чтобы сообщить ему, что враги недалеко, и необходимо искать новое убежище для сбора армии.
- Как думаете, чему будет посвящена тема нашего сегодняшнего урока?
- Наверное, продолжим знакомиться с образом Ивана Сусанина.
- Вы правы, ребята, сегодня мы познакомимся с музыкой, которая полнее и многограннее раскрывает нам образ Ивана Сусанина не только героя и патриота своей Родины, но и рисует его как любящего отца.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Работа по теме урока
- Прослушайте фрагмент из III действия оперы: сцена Сусанина с детьми - дочерью Антонидой и приёмным сыном Ваней «Ну вот, я дожил, слава Богу, до свадьбы дочери моей». Каким здесь показан Иван Сусанин? Как это подчёркивает музыка?
1) Слушание фрагмента Сцены из 3 действия – дуэт Сусанина и Антониды
- Мелодия звучит напевно, задушевно, спокойно. Музыка рисует простого человека, любящего свою семью, доброго, мягкого по характеру: очень душевно и по-доброму он разговаривает со своей дочерью Антонидой.
- Совершенно верно, музыка рисует образ простого русского человека – душевного, мягкосердечного, любящего отца. Человеколюбие, доброту Сусанина подчёркивает и то, что простой крестьянин, в семье которого не было особого достатка, усыновил сироту – приёмыша Ваню.
Откройте учебник на стр. 96. Давайте пропоём музыкальную фразу «Ну вот, я дожил, слава Богу, до свадьбы дочери моей», ориентируясь на нотную запись. Какие особенности звучания русской музыки мы услышим?
2) Пропевание музыкальной фразы с разворота учебника «Ну вот, я дожил, слава Богу, до свадьбы дочери моей».
- Мелодия поётся легко, очень напевная, похожа на русские лирические песни.
- Действительно, особенность мелодии – в её необыкновенной песенности, что характерно для русских народных песен. И это подчёркивает «русскость» оперы.
Прослушаем музыку дальше, ответим на вопросы: что же нарушает покой в семье Сусанина? Что происходит в этот момент на сцене?
3) Слушание Сцены с поляками.
- Слышатся интонации и ритмы полонеза. Музыкой полонеза характеризуются появившиеся в доме Сусанина поляки.
- В дом Сусанина входят поляки. Они предлагают ему показать им дорогу на Москву. Полонез звучит воинственно, самодовольно, иногда грозно, угрожающе, особенно с хором поляков.
- Далее в сцене слышится тема мазурки.
- Какой характер польской щляхты изображён в мазурке?
- В мазурке поляки изображаются гордыми, надменными и спесивыми.
- Какими выразительными средствами рисует композитор их агрессивное кредо?
- Композитор использует мазурку, т.к. именно этот танец имеет острый, пунктирный, скачущий ритмический рисунок, во вступлении звучат властные, надменные, приказные, агрессивные интонации.
- Давайте споём две мелодии ответа Сусанина (с. 96): «Велик и свят наш край родной...» и «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!».
Знакомы ли вам эти мелодии?
4) Пропевание мелодий со стр. 96 учебника
Ответы учащихся.
- А теперь прослушайте музыкальные фрагменты из этой же оперы, с которыми вы познакомились на уроках музыки в III классе. Похожи ли мелодии этих фрагментов на только что пропетые нами?
5) Звучат тема финального хора «Славься!» и тема хора интродукции (вступления) «Родина моя!»
Учащиеся вспоминают и называют музыкальные темы.
- Да, эти мелодии похожи: «Велик и свят наш край родной» схожа с мелодией хора «Славься!», а «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!» звучит также, как мелодия из мужского хора «Родина моя!»
- Совершенно верно. А подумайте, что ещё их объединяет?
- Они поются широко, распевно – как в русских народных песнях.
- Действительно, родство этих исконно русских мелодий широкого дыхания - очевидно. В полной серьёзного достоинства музыкальной реплике Сусанина из 3-го действия «Велик и свят наш край родной», подчёркивающей характер патриота своей Родины, зарождается тема будущего хора гимнического характера «Славься!», который прозвучит в финале оперы.
В интродукции оперы Глинка также показывает силу, героизм и неустрашимость русского народа. Мелодия мужского хора «Родина моя!» близка русским народным песням: звучит широко, мужественно, распевно. Хор ополчения звучит торжественно, уверенно, смело, душевно. В музыкальном образе ополченцев, исполняемого хором, композитор подчеркивает мысль о том, что народ – основное действующее лицо оперы. Народ защищает свою Родину, потому готов отдать за неё жизнь. Эта же мысль красной линией проходит и в похожей по мелодии музыкальной реплике Ивана Сусанина из 3-го действия оперы - «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!»
И именно в этом неслучайном повторении Глинкой одних и тех же музыкальных тем в разных действиях оперы – в 1-ом, 3-ем, 4-ом - заключаются секреты развития образов, особенности музыкальной драматургии.
Музыкальная драматургия - воплощение в музыке драматического действия. В её основе лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драматического замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка).
Эти общие закономерности находят выражение в музыкальном спектакле в соответствии с выразительными музыкальными средствами, рисующими музыкальные образы героев спектакля и их развитие.
2. Разучивание и повторение песен. Вокально-хоровая работа
Цель: подготовиться к школьному празднику, посвящённому Дню защитника Отечества (23 февраля).
1) «Шли солдаты на войну», муз. К. Чеснокова, сл. И. Русских;
2) «Быть мужчиной», муз. Е. Зарицкой, сл. И. Шевчука;
3) «Моя Россия», муз. Г. Струве
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Рефлексия
- Какое основное качество русского человека изобразил в своей опере композитор М.И. Глинка?
- Любовь к Родине, готовность её защищать.
- Совершенно верно, беззаветная любовь к Родине, самоотверженность, преданность долгу – главные темы оперы «Иван Сусанн». Но место подвигу в нашем народе живёт на генетическом уровне. Скажите, пожалуйста, когда проявляются лучшие качества народа?
- Во время сложных испытаний, во время войны.
- Почему нам близки сюжеты, которые так далеки от нас во времени?
- Мы сострадаем героям, чувствуем их переживания за судьбу своей Родины, за судьбу своих близких и родных людей.
- В нашей современной жизни тоже можно встретить героев, которые также самоотверженно могут защищать свою Родину и близких людей.
Домашнее задание. Выучить, выразительно исполнять разученные песни, посвящённые Дню защитника Отечества.
2. Итог
Именно первая отечественная опера М.И. Глинки заложила главный принцип драматургии – контраст, противопоставила русской музыке польскую.
Созданная гением Глинки, эта опера будит в нас высокие чувства, вдохновляет на благородные поступки. Бессмертное произведение русской оперной классики навсегда останется замечательным памятником русскому патриотизму.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:
https://otvet.mail.ru/
https://radiomayak.ru/
https://rustih.ru/stixi-o-tvorchestve/
http://soundtimes.ru/