Дата: 20.11.19
Класс: 4 «е»
Предмет: музыка
Тема: «Праздников праздник, торжество из торжеств»
Цели: знакомство с жанром песни, развитие навыков слушания, сравнения, сопоставления, анализа; получить знания об особенностях музыки песенного жанра; приобщение к миру музыки, воспитание эстетического вкуса детей.
Формируемые УУД:
– интерес к песни; оценивать простые ситуации и однозначные поступки как "хорошие" или "плохие" (Личностные результаты);
– умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (Регулятивные УУД).
– умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; работать в группе, работать в парах (Коммуникативные УУД);
– умение вычитывать все виды текстовой информации, построение логической цепочки рассуждений (Познавательные УУД).
Оборудование: Презентация Microsoft PowerPoint, задания для работы в группах.
Ход урока
1.Орг.момент
Музыкальное приветствие
Ну, здравствуйте, ребята!
Здрав-ствуй-те!
Как ваше настроенье?
Очень хорошо!
Пора нам заниматься.
Да-да-да!
Мы будем все стараться
Так же, как всегда.
Будем танцевать
И песни распевать.
Прошу, ребята, вас
За мною повторять.
2.Актуализация знаний.
- Как появилась музыка? Из чего она родилась? (из звуков природы)
- Из чего состоит музыка? (из звуков)
- Можно ли музыкальные звуки записать? (да) С помощью чего? (с помощью нот)
- А шумовые звуки записать можно? (нет) Именно этим шумовые звуки отличаются от музыкальных.
- Сколько нот вы знаете? (семь)
- Назовите их (до, ре, ми…) Эти ноты все подряд образуют звукоряд. Давайте споем звукоряд или гамму.
Исполнение
До - воробушка гнездо,
Ре - деревья во дворе,
Ми - котёнка покорми,
Фа - в лесу кричит сова,
Соль - играет детвора,
Ля - запела вся земля,
Си - поём мы для того,
Чтобы вновь вернуться в До
- С помощью чего мы исполнили эту песню? (голоса и инструмента). С голосом человек рождается, голос – это музыкальный инструмент, который есть у любого человека.
- Как появились другие музыкальные инструменты?
- Ребята, давайте вспомним, о каких музыкальных инструментах мы с вами говорили на прошлом уроке. Я буду загадывать вам загадки:
Очень музыку любили
Две сестры Наташа с Ниной,
И поэтому купили
Им большое… (пианино).
Все мы очень любим слушать
Как поёт у нас Тамара,
И в руках её послушна
Шестиструнная… (гитара)
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой… (баян)
Он круглый, маленький и тоже,
Как барабан, обтянут кожей.
Да только вот вдобавок он
Металлом звонким обрамлён. (бубен)
Три струны, играет звонко Инструмент тот — «треуголка». Поскорее узнавай-ка, Что же это? (Балалайка) Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути, И я крикун, и я буян, Я звонкий, круглый... (Барабан) |
|
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)
- Вспомните, на какие группы можно разделить эти музыкальные инструменты?
- На клавишные, ударные и струнные.
-Молодцы!
3.Самоопределение к деятельности
Праздник!
Кто не любит праздник?
Я люблю и брат-проказник.
Любит младшая сестра,
Любит с самого утра!
-О чем стихотворение?
-Догадались, какова тема урока?
-Формулирование темы урока (Праздников праздник, торжество из торжеств)
А о каком именно празднике идет речь, вы узнаете, прочитав стихотворение.
На свете
Добрых слов
Живёт немало,
Но всех добрее
И нежней одно –
Из двух слогов
Простое слово «ма-ма»,
И нет слов,
Роднее, чем оно!
-Кто главный герой стихотворения? (мама)
-Какой главный праздник всех мам? (День матери)
4.Работа по теме урока.
Вступительная беседа
В Англии еще в далеком 17 веке было принято отмечать Мамино воскресение, провозглашенное королем Генрихом III. В каждое второе воскресенье Великого поста упорхнувшие из семейного гнезда дети, работающие в богатых домах, должны были навещать родителей с подарками и гостинцами, купленными на заработанные самостоятельно деньги. В честь материнского праздника работодатели предоставляли всем желающим законный выходной день.
Праздник отмечают во многих странах, но в разное время (в мае — Индия, США, Мексика, Украина, в октябре — Беларусь). Люди поздравляют своих матерей, делают им подарки, выполняют всю домашнюю работу, чтобы они отдохнули, навещают их, если живут далеко. В США и Австралии в честь праздника матери прикалывают на одежду гвоздику.
День матери в современной России
С 1999 года этот трогательный праздник стал одним из самых обожаемых в каждой российской семье. Дата празднования была назначена на последнее воскресенье ноября.
В этот день душевные поздравления сыплются в адрес любимых матерей и женщин, которые носят младенца под сердцем. К празднику дети всех возрастов готовят сюрпризы. Малыши мастерят подарки своими руками и рисуют красивые открытки. Повзрослевшие дети навещают родителей с гостинцами, цветами и полезными презентами.
Музыкально-ритмические движения
Я на скрипочке играю:
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
Пляшут зайки на лужайке,
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
Заиграл на балалайке:
Тренди-брень, тренди-брень!
Пляшут зайки на лужайке,
Тренди-брень, тренди-брень!
А теперь на барабане:
Бум-бум-бум! Трам-там-там!
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам!
Прослушивая любое произведение, мы начинаем его анализировать. Давайте вспомним, как мы это делаем?
СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Автор произведения – Ф.И.О. композитора или народное (какому народу принадлежит).
Музыкальный образ – о чем или о ком идет речь в произведении (лирический, драматический, эпический, образы любви, мира, войны, природы, добра, счастья и т.д.)
Интонация – выразительные и изобразительные - выражение чувств и настроений: повествовательная, вопросительная, восклицательная, настойчивая, стремительная и т.д.
Музыкальный жанр – простые - марш, песня, танец; вокальные (песня, ария)
Мелодия – плавная, волнообразная, скачкообразная, на одном звуке, движение вверх, движение вниз
Ритм – ровный, острый, пунктирный; песенный – спокойный, плавный; танцевальный –ритм вальса, польки, пляски; маршевый – упругий, пунктирный
Лад – минор, мажор.
Темп – быстро, умеренно, медленно.
Оттенки музыки: светлый, яркий, теплый, темный, суровый, массивный, мрачный.
Знакомство с музыкальным произведением
Анализ произведения.
- О чем это произведение? - Как бы вы его назвали и почему?
- Сколько в нем героев? - Как они действуют?
- Какими показаны герои? - Чему они нас учат?
- Почему музыка звучит взволнованно (спокойно, решительно, жалобно и.пр.)?
- Что важнее в песне – мелодия или слова?
- А в человеке что важнее – ум или сердце?
- Где бы она могла звучать в жизни и с кем бы ты хотел ее слушать?
- Что переживал композитор, когда писал эту музыку?
- Какие чувства он хотел передать?
- Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?
- Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой? Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать музыкальный образ (определить характер мелодии, аккомпанемента, регистр, динамические оттенки, лад, темп и т.д.)?
Работа в группах.
(анализ произведения по схеме)
Вокально-хоровая работа
Разучивание песни о маме
5.Итоги урока.
В завершении урока вспомним, что нового мы узнали?
- С какими праздником познакомились?
- Какие сказки и песни вы узнали?
6.Рефлексия
Продолжите предложение:
1. На уроке мне понравилось…
2. Мне было сложно…
3.Я молодец, потому что.
На свете слова нет
Роднее и дороже
Встречаем с ним рассвет
И спать ложимся тоже
Есть в этом слове жизнь
Есть в этом слове песня
Нам без него не как не прожить
Мама одно есть слово на планете мама
Мама твоя любовь как солнце светит мама
Мама дыханья радости и света мама
Мама твоим теплом земля согрета мама
Сегодня все цветы
Распустятся для мамы
Сегодня все мечты
О добром и о главном
Тепло любимых глаз
И свет твоей улыбки
Важней всего на свете для нас
Мама одно есть слово на планете мама
Мама твоя любовь как солнце светит мама
Мама дыханья радости и света мама
Мама твоим теплом земля согрета мама
Мама одно есть слово на планете мама
Мама твоя любовь как солнце светит мама
Мама дыханья радости и света мама
Мама твоим теплом земля согрета мама, мама, мама
Я на скрипочке играю:
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
Пляшут зайки на лужайке,
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
Заиграл на балалайке:
Тренди-брень, тренди-брень!
Пляшут зайки на лужайке,
Тренди-брень, тренди-брень!
А теперь на барабане:
Бум-бум-бум! Трам-там-там!
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам!