СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 3 классе по теме: Опера "Орфей и Эвридика" - фрагменты К.Глюк

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока: урок - игра

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 3 классе по теме: Опера "Орфей и Эвридика" - фрагменты К.Глюк»

Конспект урока музыки в 3 классе по теме: Опера «Орфей и Эвридика» - фрагменты К.Глюк

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С


Раздел: «В музыкальном театре»

Тема: Опера «Орфей и Эвридика» - фрагменты К.Глюк

Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока: Урок - игра

Методы: наблюдение, образное сравнение, самостоятельный ассоциативный поиск.

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ

Цель: Познакомить обучающихся с контрастными образами в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика»

Задачи урока:

Обучающие: Дать представление о древнегреческих народных инструментах; познакомить с понятием «миф»; учить узнавать знакомую музыку и её автора.

Развивающие: Развивать умение анализировать музыкальное произведение; развивать певческие навыки и музыкальный слух; развивать интерес к предмету музыка.

Воспитывающие: Воспитывать интерес к музыке; приобщать обучающихся к основам музыкального искусства, воспитывать чувство прекрасного; формировать эстетический вкус.

Музыкальный материал:

- Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка

- «Сиртаки» греческий народный танец М.Теодоракис

- «Мелодия», «Хор фурий» из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюк

- «Если добрый ты» сл.А.Хайта, муз. Б.Савельева

Оборудование:

Экран, видеопроектор, ноутбук; наглядный материал (картины презентации, термины, понятия);


Структура урока:

1. Организационный момент, активизация внимания.

2. Повторение пройденного материала.

3. Открытие новых знаний.

4. Физкультминутка.

5. Вокальная работа.

6. Закрепление знаний и умений обучающихся по изучаемому материалу. Домашнее задание.

7. Рефлексия. Подведение итогов урока.


Ход урока:

1. Организационный момент. Активизация внимания.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Тут затеи и рисунки

Игры, песни, все для вас!

Пожелаем всем удачи –

За работу! В добрый час!

Учитель: Ребята! Мы все пожелали друг другу удачи и в добрый час!

Назовите слово противоположное слову «добро»

Ответы детей: зло

Учитель: Хорошо! Добро и зло можно встретить и в повседневной жизни, и в сказках, и в поэмах.


2. Повторение пройденного материала.

Звучит увертюра из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»

Учитель: Ребята, давайте вспомним о какой опере, мы с вами говорили на прошлом уроке?

Ответы детей: Опера «Руслан и Людмила»

Учитель: Молодцы! Опера «Руслан и Людмила» музыку к опере написал русский композитор Михаил Глинка

Учитель: Что можно увидеть в театре?

Ответы детей: Музыкальный спектакль

Учитель: Давайте вспомним, музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют, как называется…?

Ответы детей: опера

Учитель: Давайте вспомним, музыкальный спектакль, в котором действующие лица танцуют, как называется…?

Ответы детей: балет

Учитель: Посмотрите на портрет композитора Михаила Ивановича Глинки, а на стихи какого русского поэты была написана опера «Руслан и Людмила»?

Ответы детей: А.С.Пушкина

(Портрет А.С.Пушкина и М.И.Глинки)

Учитель: И опера и поэма имеют одно название «Руслан и Людмила»


3. Открытие новых знаний.

Учитель: Сегодня тему добра и зла мы рассмотрим на новом музыкальном материале

Тема урока: Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюк

Учитель: Ребята! Давайте попробуем отгадать, в какую страну мы сегодня с вами отправимся, давайте посмотрим видео.

(Просмотр видео)

Ответы детей

Учитель: Это страна Греция. И мы отправляемся с вами в Древнюю Грецию. А танец этот называется «Сиртаки» - греческий народный танец

Греки сложили немало мифов, прославляющих всемогущую силу музыки. А что такое миф?

Миф - это фантастическое сказание греков о происхождении мира, природы, музыки.

Учитель: Давайте познакомимся с греческим мифом о певце Орфее

Миф об Орфее и Эвридики ( работа по учебнику стр.76)

Учитель: Сегодня мы познакомимся с оперным произведением немецкого композитора 18 века Кристофа Валлибальда Глюка «Орфей и Эвридика»

Композитор написал оперу «Орфей и Эвридика» в трех действиях (либретто – Раньери Кальцабиджи), основанную на мифе Древней Греции.

1 и 3 действие происходят в земном мире, 2 – в преисподней.

1 действие – Орфей теряет Эвридику на земле;

2 действие - в преисподней, Орфей смягчает своим пением духов подземного мира, проходит в Элизиум и обретает Эвридику;

3 действие – Орфей не выдерживает испытание и снова теряет Эвридику.

Анализ музыкального произведения.

Мелодия Опера «Орфей и Эвридика» К. В. Глюк

Слушая музыку, выберите правильный ответ, для характеристики произведения



Где происходит действие:

2 акт в преисподней

Характер:

Светлый, с оттенком грусти, мрачный, грозный

Исполнитель:

Соло флейты, симфонический оркестр, хор

Мелодия:

Плавная, отрывистая, чистая, ясная, интонация плача, скорби

Темп:

Медленный, быстрый, умеренный

Образы, герои:

Добра, зла, Орфей, Эвридика, Фурии



Учитель: эту музыку часто исполняют по радио, телевидению и в концертных залах.



- Где происходит действие на земле или в преисподней?

(в преисподней)

Учитель: Почему вы так решили? (холодная)

Светлый мир блаженных теней и идиллические образы природы – в полях Элизиума в опере сопровождает поиски Эвридики.



Учитель: Дайте характеристику музыкального характера мелодии?

Ответы детей: Характер: светлый, с оттенком грусти

Учитель: Исполнитель: симфонический оркестр, соло флейты


Мелодия: плавная, чистая, ясная, интонация плача

Темп: медленный

Образ, герой: добра, Орфей

Учитель: Мелодия удивительно чистая и ясная. Несколько грустный оттенок вносит в музыку соло флейты. Но этот грустный эпизод не нарушает светлого покоя сцены.

«Хор Фурий» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка

Учитель: А теперь второй номер - Это сцена Орфея с духами подземного мира (фуриями) злых ведьм мрачного царства Аида - Хор фурий.

 

СЛУШАНИЕ: «Хор Фурий» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка

Учитель: Чей это дерзкий дух наш потревожил слух?

- Где происходит действие на земле или в преисподней?

Ответы детей: (в преисподней)

Учитель: Почему вы так решили? (холодная)

Характер: мрачный, грозный

Исполнитель: симфонический оркестр, хор

Мелодия: отрывистая, упругая, акцентная

Темп: медленный

Образ, герой: зла, Фурии


Учитель: Мрачный, грозный характер хора создаётся благодаря унисонному звучанию хора, сопровождаемому тремоло в оркестре, однообразному чеканному ритму, повторению одинаковой ритмической фигуры через каждые два такта.



 Учитель: Образы Орфея, Эвридики и Фурий одинаковые по характеру?

Ответы детей: нет

Учитель: Если они разные, противоположные по характеру, значит, они КОНТРАСТНЫ.

ИТОГ: Опера «Орфей и Эвридика» К. В. Глюк

Номер

«Мелодия»

«Хор фурий»

Где происходит действие?

2 акт - в преисподней

2 акт - в преисподней

Характер

светлый, с оттенком грусти

Мрачный, грозный

Исполнитель

Соло флейты, симфонический оркестр

Хор,

симфонический оркестр

Мелодия

Плавная, чистая, ясная, лирическая, интонация плача

Отрывистая, упругая, акцентная

Темп

Медленный

Умеренный

Образы, герои - контрастны

Добра – Орфей и Эвридика

Зла - фурии


Учитель. Зло в любую эпоху, в любой стране, как в жизни, так и в мифах, сказках, в разных видах искусства, всегда узнаваемо и ему всегда противостоит могучее, доброе, светлое.

4. Физкультминутка.

«Потрудились – отдохнём»

Потрудились - отдохнём, (Ходьба на месте)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания).

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево, вправо).



Мы присядем, дружно встанем, (Приседания).

А теперь попрыгаем. (Прыжки).

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Учитель: Похлопайте себе за прекрасное дружное исполнение.

5. Вокальная работа.


Учитель: Разучивание песни «Если добрый ты»

слова А.Хайта, музыка Б.Савельева.

Работа над песней


6. Закрепление знаний и умений обучающихся по изучаемому материалу. Домашнее задание.

Учитель: А теперь закрепим полученные знания в игре «Закончи фразу», используя картинки:

В какую страну мы сегодня совершили путешествие…

(в Древнюю Грецию)

Познакомились с творчеством немецкого композитора Кристофа Виллибальда…. (Глюк)

2. Он написал оперу на известнейший мифологический сюжет…

(«Орфей и Эвридика»)

3. Орфей играл на струнно-щипковом инструменте…? (Лира)

4. Главную (сольную) партию в «Мелодии» исполнил инструмент… (Флейта)

5. Музыкальные образы добра это Орфей и ... (Эвридика), а образы зла…. (Фурии)

Домашнее задание: нарисовать музыкальный инструмент Орфея - лиру


7. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Учитель: А сейчас, я хочу, чтобы вы продолжили фразу…

На уроке я узнал (а)…

У меня получилось…

Мне было трудно…

Меня удивило…

Мне было интересно…

Теперь я умею…

Учитель: Молодцы, ребята!

(выставление оценок)

Спасибо за урок!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!