Конспект урока музыки в 3 классе по теме: Опера «Орфей и Эвридика» - фрагменты К.Глюк
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Раздел: «В музыкальном театре»
Тема: Опера «Орфей и Эвридика» - фрагменты К.Глюк
Тип урока: открытие новых знаний
Форма урока: Урок - игра
Методы: наблюдение, образное сравнение, самостоятельный ассоциативный поиск.
Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ
Цель: Познакомить обучающихся с контрастными образами в опере К.Глюка «Орфей и Эвридика»
Задачи урока:
Обучающие: Дать представление о древнегреческих народных инструментах; познакомить с понятием «миф»; учить узнавать знакомую музыку и её автора.
Развивающие: Развивать умение анализировать музыкальное произведение; развивать певческие навыки и музыкальный слух; развивать интерес к предмету музыка.
Воспитывающие: Воспитывать интерес к музыке; приобщать обучающихся к основам музыкального искусства, воспитывать чувство прекрасного; формировать эстетический вкус.
Музыкальный материал:
- Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка
- «Сиртаки» греческий народный танец М.Теодоракис
- «Мелодия», «Хор фурий» из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюк
- «Если добрый ты» сл.А.Хайта, муз. Б.Савельева
Оборудование:
Экран, видеопроектор, ноутбук; наглядный материал (картины презентации, термины, понятия);
Структура урока:
1. Организационный момент, активизация внимания.
2. Повторение пройденного материала.
3. Открытие новых знаний.
4. Физкультминутка.
5. Вокальная работа.
6. Закрепление знаний и умений обучающихся по изучаемому материалу. Домашнее задание.
7. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Ход урока:
1. Организационный момент. Активизация внимания.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Тут затеи и рисунки
Игры, песни, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу! В добрый час!
Учитель: Ребята! Мы все пожелали друг другу удачи и в добрый час!
Назовите слово противоположное слову «добро»
Ответы детей: зло
Учитель: Хорошо! Добро и зло можно встретить и в повседневной жизни, и в сказках, и в поэмах.
2. Повторение пройденного материала.
Звучит увертюра из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»
Учитель: Ребята, давайте вспомним о какой опере, мы с вами говорили на прошлом уроке?
Ответы детей: Опера «Руслан и Людмила»
Учитель: Молодцы! Опера «Руслан и Людмила» музыку к опере написал русский композитор Михаил Глинка
Учитель: Что можно увидеть в театре?
Ответы детей: Музыкальный спектакль
Учитель: Давайте вспомним, музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют, как называется…?
Ответы детей: опера
Учитель: Давайте вспомним, музыкальный спектакль, в котором действующие лица танцуют, как называется…?
Ответы детей: балет
Учитель: Посмотрите на портрет композитора Михаила Ивановича Глинки, а на стихи какого русского поэты была написана опера «Руслан и Людмила»?
Ответы детей: А.С.Пушкина
(Портрет А.С.Пушкина и М.И.Глинки)
Учитель: И опера и поэма имеют одно название «Руслан и Людмила»
3. Открытие новых знаний.
Учитель: Сегодня тему добра и зла мы рассмотрим на новом музыкальном материале
Тема урока: Опера «Орфей и Эвридика» К.Глюк
Учитель: Ребята! Давайте попробуем отгадать, в какую страну мы сегодня с вами отправимся, давайте посмотрим видео.
(Просмотр видео)
Ответы детей
Учитель: Это страна Греция. И мы отправляемся с вами в Древнюю Грецию. А танец этот называется «Сиртаки» - греческий народный танец
Греки сложили немало мифов, прославляющих всемогущую силу музыки. А что такое миф?
Миф - это фантастическое сказание греков о происхождении мира, природы, музыки.
Учитель: Давайте познакомимся с греческим мифом о певце Орфее
Миф об Орфее и Эвридики ( работа по учебнику стр.76)
Учитель: Сегодня мы познакомимся с оперным произведением немецкого композитора 18 века Кристофа Валлибальда Глюка «Орфей и Эвридика»
Композитор написал оперу «Орфей и Эвридика» в трех действиях (либретто – Раньери Кальцабиджи), основанную на мифе Древней Греции.
1 и 3 действие происходят в земном мире, 2 – в преисподней.
1 действие – Орфей теряет Эвридику на земле;
2 действие - в преисподней, Орфей смягчает своим пением духов подземного мира, проходит в Элизиум и обретает Эвридику;
3 действие – Орфей не выдерживает испытание и снова теряет Эвридику.
Анализ музыкального произведения.
Мелодия Опера «Орфей и Эвридика» К. В. Глюк
Слушая музыку, выберите правильный ответ, для характеристики произведения
Где происходит действие: | 2 акт в преисподней |
Характер: | Светлый, с оттенком грусти, мрачный, грозный |
Исполнитель: | Соло флейты, симфонический оркестр, хор |
Мелодия: | Плавная, отрывистая, чистая, ясная, интонация плача, скорби |
Темп: | Медленный, быстрый, умеренный |
Образы, герои: | Добра, зла, Орфей, Эвридика, Фурии |
Учитель: эту музыку часто исполняют по радио, телевидению и в концертных залах.
- Где происходит действие на земле или в преисподней?
(в преисподней)
Учитель: Почему вы так решили? (холодная)
Светлый мир блаженных теней и идиллические образы природы – в полях Элизиума в опере сопровождает поиски Эвридики.
Учитель: Дайте характеристику музыкального характера мелодии?
Ответы детей: Характер: светлый, с оттенком грусти
Учитель: Исполнитель: симфонический оркестр, соло флейты
Мелодия: плавная, чистая, ясная, интонация плача
Темп: медленный
Образ, герой: добра, Орфей
Учитель: Мелодия удивительно чистая и ясная. Несколько грустный оттенок вносит в музыку соло флейты. Но этот грустный эпизод не нарушает светлого покоя сцены.
«Хор Фурий» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка
Учитель: А теперь второй номер - Это сцена Орфея с духами подземного мира (фуриями) злых ведьм мрачного царства Аида - Хор фурий.
СЛУШАНИЕ: «Хор Фурий» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка
Учитель: Чей это дерзкий дух наш потревожил слух?
- Где происходит действие на земле или в преисподней?
Ответы детей: (в преисподней)
Учитель: Почему вы так решили? (холодная)
Характер: мрачный, грозный
Исполнитель: симфонический оркестр, хор
Мелодия: отрывистая, упругая, акцентная
Темп: медленный
Образ, герой: зла, Фурии
Учитель: Мрачный, грозный характер хора создаётся благодаря унисонному звучанию хора, сопровождаемому тремоло в оркестре, однообразному чеканному ритму, повторению одинаковой ритмической фигуры через каждые два такта.
Учитель: Образы Орфея, Эвридики и Фурий одинаковые по характеру?
Ответы детей: нет
Учитель: Если они разные, противоположные по характеру, значит, они КОНТРАСТНЫ.
ИТОГ: Опера «Орфей и Эвридика» К. В. Глюк
Номер | «Мелодия» | «Хор фурий» |
Где происходит действие? | 2 акт - в преисподней | 2 акт - в преисподней |
Характер | светлый, с оттенком грусти | Мрачный, грозный |
Исполнитель | Соло флейты, симфонический оркестр | Хор, симфонический оркестр |
Мелодия | Плавная, чистая, ясная, лирическая, интонация плача | Отрывистая, упругая, акцентная |
Темп | Медленный | Умеренный |
Образы, герои - контрастны | Добра – Орфей и Эвридика | Зла - фурии |
Учитель. Зло в любую эпоху, в любой стране, как в жизни, так и в мифах, сказках, в разных видах искусства, всегда узнаваемо и ему всегда противостоит могучее, доброе, светлое.
4. Физкультминутка.
«Потрудились – отдохнём»
Потрудились - отдохнём, (Ходьба на месте)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания).
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево, вправо).
Мы присядем, дружно встанем, (Приседания).
А теперь попрыгаем. (Прыжки).
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Учитель: Похлопайте себе за прекрасное дружное исполнение.
5. Вокальная работа.
Учитель: Разучивание песни «Если добрый ты»
слова А.Хайта, музыка Б.Савельева.
Работа над песней
6. Закрепление знаний и умений обучающихся по изучаемому материалу. Домашнее задание.
Учитель: А теперь закрепим полученные знания в игре «Закончи фразу», используя картинки:
В какую страну мы сегодня совершили путешествие…
(в Древнюю Грецию)
Познакомились с творчеством немецкого композитора Кристофа Виллибальда…. (Глюк)
2. Он написал оперу на известнейший мифологический сюжет…
(«Орфей и Эвридика»)
3. Орфей играл на струнно-щипковом инструменте…? (Лира)
4. Главную (сольную) партию в «Мелодии» исполнил инструмент… (Флейта)
5. Музыкальные образы добра это Орфей и ... (Эвридика), а образы зла…. (Фурии)
Домашнее задание: нарисовать музыкальный инструмент Орфея - лиру
7. Рефлексия. Подведение итогов урока.
Учитель: А сейчас, я хочу, чтобы вы продолжили фразу…
На уроке я узнал (а)…
У меня получилось…
Мне было трудно…
Меня удивило…
Мне было интересно…
Теперь я умею…
Учитель: Молодцы, ребята!
(выставление оценок)
Спасибо за урок!