Конспект урока музыки в 3 классе по теме: «Вербное Воскресение. Вербочки»
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Раздел: «О России петь – что стремиться в храм»
Тема: «Вербное Воскресение. Вербочки»
Тип урока: изучение нового материала
Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ
Цель: обобщить и расширить знания обучающихся о празднике вербного воскресенья
Задачи урока:
Обучающие: познакомить обучающихся с праздником «Вербное Воскресенье»; показать значимость этого праздника в жизни людей; сформировать позитивное представление о «Вербном Воскресенье».
Развивающие: способствовать развитию эмоциональной сферы личности; развивать творческое воображение; развивать внутренний интонационный слух, коммуникативные способности, ассоциативное мышление
Воспитательные: воспитание уважение к традициям своего народа; воспитание эстетического чувства;
Планируемые результаты:
Личностные: заинтересованность темой; оценить значимость новых знаний и открытий.
Познавательные УУД:
Предметные: сравнивать музыкальные, изобразительные и литературные образы, понимать музыку, определять её характер;
Метапредметные: определять средства музыкальной выразительности.
Регулятивные УУД: ставить цели, планировать, проверять результат, оценка и самооценка результата.
Коммуникативные УУД: работать в группе, распределять обязанности членов команды, обосновывать своё мнение
Организация образовательного пространства:
Работа в парах, фронтальная и индивидуальная работа.
Используемые виды оценивания:
Словесное оценивание, взаимооценка, самооценка
Межпредметные связи:
Истоки, литература, ИЗО
Оборудование: компьютер, проектор, доска.
Музыкальный материал: «Вербочки» А. Гречанинова, Р. Глиэра; Ллойд Уэббер «Иисус Христос – суперзвезда».
Ход урока:
1. Организационный момент. Актуализация знаний.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Вербы веточку сорви,
В церкви в праздник освяти,
Чтоб болезни и печали
На пути не повстречались.
Благодать пусть дом наполнит,
Злопыхатели умолкнут.
Пусть добро и красота
Не покинут никогда!
У: – Дети, как вы думаете, о каком празднике идёт речь?
Об.: –Речь идёт о Вербном воскресенье.
У: –Правильно!
Слайд 3.(Картина)
2. Открытие нового знания.
У:Вербное воскресенье – день, когда Иисус въехал в Иерусалим, как царь, что подробно описывается во всех четырех Евангелиях.
Цари и победители, по древнему еврейскому обычаю, в Святой город въезжали на конях или ослах, а народ своих правителей встречал приветствиями и пальмовыми ветвями.
Иисус, во исполнение пророчества Ветхого Завета, тоже въехал в Иерусалим торжественно на молодой ослице, а люди приветствовали Его возгласами "Осанна!", как обычно обращались только к царю, и устилали его путь пальмовыми ветвями.
Жители Иерусалима видели в нем нового царя-спасителя и долгожданного Мессию. Молва о чудесах, совершенных Иисусом, о воскрешении Лазаря, которое случилось накануне, дошла и до Иерусалима.
В отличие от народа, иудейские первосвященники Иисусу были не рады. И Христос знал, что этот путь ведет его к Голгофе и Кресту.
Слайд 4. (С. Рахманинов «Светлый праздник»).
3. Слушание С. Рахманинов «Светлый праздник»
У:- Что вы услышали в произведении?
Об:- В произведении мы услышали колокольный звон.
У:- Какое настроение у колокольного звона?
Об:- У колокольного звона радостное и светлое настроение.
У:- Где может звучать эта музыка?
Об:- Эта музыка может звучать на церковных праздниках.
У:- Какие вы знаете церковные праздники?
Об:- Рождество Христово , Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы , Преображение, Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Вербное воскресенье, День Святой Троицы.
У:-Молодцы, правильно!
У:- А что перед Пасхой родители приносят в дом?
Об:- Родители приносят веточки вербы.
У:-Правильно.
Слайд 5. (Песня «Вербочки» А. Гречанинова и Р. Глиера).
Слушание: песни «Вербочки» А. Гречанинова и Р. Глиера
У:- Песни похожие или разные?
Об:- Песни похожие.
У:- Чем похожи эти музыкальные произведения?
Об:- Музыкальные произведения похожи настроением.
У:- Какое из произведений вам понравилось больше? Объясните почему.
Об:- Мне понравилось первое/второе произведение, потому что……
У:- Хорошо. Есть ещё мнения?
Об:- Мне понравилось первое/второе произведение, потому что……
Слайд 6. (Физкультминутка «Верба и ветер»).
4. Физкультминутка «Верба и ветер»
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише (ручками по полу)
Деревцо все выше, выше (потянуться вверх).
Слайд 7. (Интересные факты)
Интересные факты:
На Руси праздник появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем. Ввиду того, что пальма дерево южное и растет далеко не везде, христиане заменили пальмовые ветви на ветки вербы, ивы, самшита или других деревьев, которые растут в стране празднования и расцветают в начале весны.
В Ватикане в этот день верующие католики собираются на площади Святого Петра и ждут выхода Папы с пальмовой ветвью в руках, которой он приветствует всех присутствующих.
Болгары и македонцы плели венки из вербы и бросали их в реку. Тот, чей венок уплывал дальше всех, считался победителем, «крестным». Остальные – «причастные» - должны были ему во всем угождать.
В Боснии наутро в Вербное воскресенье принято умываться цветами (водой, в которую добавлены почки вербы, сережки ольхи).
Слайд 7. (Вопросы для закрепления)
5. Подведение итогов урока
Вопросы для закрепления:
У:-В какой город въехал Иисус?
Об:- Иисус въехал в Иерусалим.
У:- Какое растение мы используем вместо пальмовых веток на праздник?
Об: - Мы используем вербу.
У:- На каком животном въехал Иисус в Иерусалим?
Об:- Иисус въехал в Иерусалим на молодой ослице.
У:- В каком месте освещают ветки вербы?
Об:- Храм/Церковь.
У: -О каком празднике мы сегодня говорили?
Об:- Мы говорили о Вербном воскресенье.
6. Рефлексия
Старинное поверье гласит, что веточки вербы подаря красоту, силу, здоровье всем, кто к ним прикоснется. Мне очень хочется, чтобы увас все случилось именно так, как говорится в этом поверье. Прикоснитесь к веточкам вербы своими ладошками, почувствуйте, какие они пушисты, теплые мягкие, подумайте о чем –нибудь светлом.(Дети прикасаются к вербе под музыку песни К. Орбакайте:)
«Маленькие девочки
Свечечки да вербочки,
Понесли домой.
Огонёчки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
В воскресенье Вербное
Завтра встану первым я
Для святого дня».
7. Домашнее задание:
Ребята! Нарисуйте рисунки по теме праздника.