СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сопоставление образа Александра Невского в музыке, изобразительном искусстве, кино.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 5 класс "Звать через прошлое к настоящему"»

Урок: «Звать через прошлое к настоящему»

Задачи уроков: постижение истории своей страны через художественные образы разных искусств; воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности; изучение кантаты «Александр

Невский» С. Прокофьева и сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

На этих уроках происходит осмысление учащимися новой темы о героических образах в искусстве, которая нашла образное воплощение в словах композитора М. Мусоргского «Звать через прошлое к настоящему» и способствует эмоциональному проживанию исторических событий и судеб защитников Отечества.


На разворотах учебника представлены художественные произведения, посвящённые героическим образам отечественного искусства:

- триптих «Александр Невский» («Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ») Павла Дмитриевича Корина;

- картина «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища» Валентина Александровича Серова;

- «Ледовое побоище» палехского художника Н. Зиновьева

- кадры из фильма «Александр Невский» (Н. Черкасов в роли Александра Невского),;

- скульптура «Александр Невский» .


Музыкальный материал:

- хор «Вставайте, люди русские»,

- «Мёртвое поле»,

- «Ледовое побоище».


Каким героическим страницам истории России посвящена эта картина?


Ребята рассматривают триптих, читают словесные характеристики картин и выбирают соответствующие им живописное полотно. (центральная часть «Александр Невский»). Возможна беседа о личности знаменитого полководца XIII в.


  1. На центральной части триптиха — могучая фигура воина – князя Александра Невского, у него грозный лик и гневный взгляд защитника, уверенным жестом рук он сжимает рукоять меча. Во всём облике князя выражена твёрдая решимость и уверенность в своих силах, в силах русского войска. Он как будто говорит: «Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет!»


После этого ответят на вопросы: Почему фигура Александра Невского занимает центральную часть?


Какие сюжеты воплощены на правой и левой частях триптиха?

  1. Композиция картины разрабатывает мотив военной опасности и защиты мирных рубежей России и включает две фигуры — женщина и воин-богатырь в дозоре на фоне суровой природы северного края (река, глухой лес). В этой картине повторено изображение меча, но он уже не в ножнах, как у Александра Невского, а обнажён; предупредительный жест вытянутой вперёд руки мужчины как бы останавливает врага. Женская фигура со сложенными на груди руками, воин в латах, деревья слева от фигур людей и за ними и даже пёс, лежащий в ногах у женщины, словно сливаются в одну монолитную преграду.

3.В правой части триптиха — «Старинный сказ» — П. Д. Корин запечатлел реальных людей — сказителя и сказительницу, а также ушкуйника —то ли богатыря, то ли разбойника.

После знакомства учащихся с триптихом — можно спросить, как бы они назвали эту картину.

Павел Дмитриевич Корин каждой картине триптиха дал следующие названия:

центральная картина «Алекандр Невский»,

левая композиция «Северная баллада»,

правая композиция «Старинный сказ».

Задумайтесь : уже в названиях картин «Северная баллада» и «Старинный сказ» художник использует музыкально-литературные термины — баллада, сказ. Можно подумать, что создавая триптих П. Д. Корин мечтал, чтобы его картины были озвучены.

Образ Александра Невского связан прежде всего с кинематографом.

Сергей Михайлович Эйзенштейн

Может быть, кто-то из учащихся видел по телевизору легендарный фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский» , для которого советский композитор С.С. Прокофьев сочинил музыку. Позднее она легла в основу кантаты — многочастного музыкального произведения для хора, меццо-сопрано и оркестра.


- хор «Вставайте, люди русские»,

- «Мёртвое поле»,

- «Ледовое побоище».


Звучание: «Ледовое побоище».

Музыка жёсткая, устрашающая .

Музыка характеризует вражеские силы – немецких рыцарей. Прокофьев стремился сделать её «неприятной для русского уха».

Драматичную сцену сражения войска князя Александра Невского на Чудском озере учащиеся не только «увидят» в музыке Прокофьева, но и «услышат» в работе палехского художника Н. Зиновьева.

В центре в красном плаще и доспехах помещён на вздыбленном белом коне Александр Невский. На переднем плане под ногами сражающихся синий лёд и втаптываемые в него доспехи крестоносцев, поверженные враги. Развевающиеся плащи ратников придают изображению динамизм, движение; множество взметнувшихся вверх мечей создают ощущение могучей силы. Чёрный (традиционный для палехской лаковой миниатюры) фон, а также сумрачные облака в верхней части композиции усиливают драматизм происходящего. Цветовая палитра картины строится на сочетании множества различных красок: красной, синей, зелёной, жёлтой (золотой). Русские воины прописаны на картине более отчётливо, враги — обобщённо. Золотая вязь узора по краям изображения словно замыкает действие в небольшом пространстве, тем самым предрекая его исход — биться до победы. В левом и правом углах изображения соответственно помещены слова: «А если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля». Так в словесной форме художник выразил идею своего произведения.



Звучание: «Мёртвое поле»

- Какой лад использует композитор?

- Низкий или женский голос исполняет мелодию? (низкий женский голос меццо-сопрано).

- Народная это мелодия или её сочинил композитор?

- Что роднит эту мелодию с народными песнями? (Певучесть, распевы, неспешность рассказа.)

- К какому жанру народной песни она близка :лирической, шуточной, протяжной, причитанию-плачу?

- Какие эмоции выражает этот музыкальный фрагмент?

(Скорбь, неутешное горе, тоска, печаль, одиночество).

Характеристика русских воинов - хор «Вставайте, люди русские».

(скульптура «Александр Невский», картина В. Серова «Въезд Александра Невского во Псков»).

Прокофьев использует хор для завершения, финала, прославляющего Русь-победительницу.

- В каком темпе исполняется музыка?

- Каким типом хора?

(В замедленном темпе, в исполнении смешанного хора и оркестра).

- Какой характер приобретает хор благодаря этим средствам выразительности?

Всё это придаёт завершению кантаты богатырский, гимнический, торжественный характер. Эпический хоровой финал утверждает победу живого человеческого народного начала над жестокостью и насилием.

- Завершить урок по кантате С. Прокофьева и связи музыки с изобразительным искусством можно лаконичной дискуссией на тему «Как я понимаю смысл выражения М. Мусоргского: «Звать через прошлое к настоящему»?».

- Вспомните музыкальные произведения, в которых ярко раскрывается тема защиты Родины?

- Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»

- Опера «Иван Сусанин» Михаил Иванович Глинка

- Агапкин Василий Иванович Марш «Прощание Славянки»

- «День Победы», «Катюша».

- Песня «Ленинградские мальчишки» (Блокада Ленинграда)

Исполнение песни «Ленинградские мальчишки».



Д/З: Найти героические образы, созданных средствами различных видов искусства — музыки, живописи, художественной литературы, кино.

(Отметить, какое героическое событие или личность раскрывается в нём, с помощью каких средств композитору удаётся достигнуть создания героического образа, и свои впечатления).



Баллада – песня средних веков повествовательного характера.

Александр Ярославич Невский (1221 – 1263) – князь новгородский, киевский, владимирский. Был сыном князя Ярослава.

В 1228 году поселился в Новгороде, а в 1230 году стал князем новгородских земель. В 1236 году, после отъезда Ярослава стал самостоятельно защищать земли от шведов, ливонцев, литовцев. Биография Александра Невского знаменательна большим количеством побед. Так, в июле 1240 года состоялась знаменитая Невская битва, когда Александр напал на шведов на Неве и победил. Именно после этой битвы князь получил почетное прозвище «Невский».

Когда же ливонцы взяли Псков, подобрались к Новгороду, Александр снова разбил врагов. После этого состоялось Ледовое побоище на Чудском озере: 5 апреля 1242 года Александр Невский сражался с немецкими рыцарями – тевтонцами и снова одержал победу.

Затем он уехал из Новгорода во Владимир. Когда умер Ярослав, Святослав, Александр Невский получил власть в Киеве.

За всю свою жизнь Невский не проиграл ни одного сражения. Он был талантливым полководцем, смог защитить Русь от многих врагов, а также предотвратить походы монголо-татар.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!