СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки в 5 классе на тему "Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Звать через прошлое к настоящему"

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 5 классе на тему "Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский."»





Урок музыки в 5 классе на тему

«Звать через прошлое к настоящему.

Александр Невский»
















Учитель Коско Е.В.



26 января 2018 года

План – конспект урока музыки в 5 классе.

Тема: «Звать через прошлое к настоящему.Александр Невский».


Дидактическая цель урока: Сопоставление образа Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве через триптих П. Корина и кантату С. Прокофьева.

Задачи урока:

Направленные на достижение личностных результатов:

- активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;

- создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;

- продолжать формировать способность к художественно – образному познанию мира, умению применять полученные знания в соей творческой деятельности;

- воспитание патриотизма и любви к родине;

- развитие вокально – хоровых навыков

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развивать навыки самостоятельной творческой деятельности;

- овладение логическими действиями сравнения и обобщения;

- совершенствовать умения обучающихся анализировать информацию, контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности;

- формировать коммуникативные компетенции;

- освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

- знание жанров вокально – хоровой музыки (кантата);

- умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке

Тип урока: урок открытия новых знаний

Жанр урока: интегрированный

Вид урока: урок – исследование

Форма урока: классно-урочная

Формы работы обучающихся: групповая, индивидуальная, элементы проектной деятельности

Планируемый результат: устанавливать связи между музыкой и изобразительным искусством, оценивать эмоциональный характер музыки, определять средства музыкальной выразительности.

Основные понятия: кантата, триптих

Межпредметные связи: изобразительное искусство, литература, киноискусство, история, краеведение.

Музыкальный материал: С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский» части: «Песнь об Александре Невском», «Вставайте люди русские», видеофрагмент из кинофильма С. Эйзенштейна «Александр Невский»

Ход урока:

I Самоопределение к учебной деятельности

Активизация внимания.

Приветствие детей. Проверка готовности обучающихся к работе.

(метапредметные результаты: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность)

II Этап мотивации

Внимание на экран:

Слайд 1 «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! На том стояла, и стоять будет земля Русская!»

III Постановка проблемы:

У: Чьи это слова? Кто догадался, о чём и о ком мы будем говорить сегодня на уроке?

Кто услышал тему? Сформулируйте её!

(формируемые умения: умение понять мысль автора; регулятивные – учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них, высказывать своё мнение).

Постановка учебной задачи урока:

Слайд 2У: Сегодня наш урок будет посвящён подвигу известного заступника, защитника, бесстрашного воина и национального героя – Александру Невскому и рассмотрим образ защитника Родины, как в музыке, так и в изобразительном искусстве.

Слайд 3.Тема урока: «Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский».

Я предлагаю вам стать летописцами и восстановить события давно минувших лет…

Слайд 4.Упражнение «Копилка знаний»

У: Что вы знаете об Александре Невском? (ответы детей)

IV «Открытие» обучающимися новых знаний

Ученица: Много героев имела страна,

И история наша богата,

Но первым он поднял народ на врага,

И Русь для него была свята.

Он к лику святых был причислен народом

За ратный свой труд, за большие дела.

За то, что хотел он народу свободы,

За то, чтоб свободной Россия была.

У: У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками, чтит своих небесных покровителей.

Что же говорят исторические данные про этого человека?

Кто этот человек? Почему его называют Невским? И почему мы, несмотря на то, что прошло много веков до сих пор помним его?

Как говорят летописи: «…Сей великий князь побеждал всюду, а непобедим был никем же…»

Слайд 5. Работа по тетради.

Прочитайте об Александре Невском в рабочих тетрадях.

Слайд 6. Исторические события, связанные с именем русского святого, князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств.

В 1938 г в кинотеатрах появился новый фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»

Мы знаем, что не один из фильмов не проходит без музыки. Вот и к этому фильму было создано выдающееся музыкальное произведение кантата «Александр Невский», автор его русский композитор 20 века Сергей Сергеевич Прокофьев

Слайд 7 портрет композитора

Слайд 8 . Кантата - крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра

Слайд 9. Кантата состоит из 7 частей,  каждая  из которых рассказывает слушателям о каком-то определенном событии.

Некоторые части из кантаты вы слушали еще раньше, в начальной школе, но сегодня остановимся только на двух, которые нам помогут воссоздать образ полководца.

У: В XIII веке Русь состояла из нескольких обособленных княжеств. Князья не ладили между собой, часто были столкновения между дружинами разных княжеств. Русь оказалась расколотой перед лицом страшного врага.

У: .

Шведы предприняли крестовый поход против Новгородской земли. По легенде, их командующий, будущий правитель Швеции Ярл Биргер, вошел на кораблях в Неву и отправил послание Александру: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю». Битва над шведами на берегу Невы, состоялась 15 июля 1240 г. Александр сам выступил навстречу шведам. Ночью его войска скрытно приблизились к устью Ижоры, где остановились на отдых враги, внезапно напали на них и начали рубить топорами и мечами прежде чем шведы успели взять оружие.

V Первичное закрепление.

У: Слушаем 2 часть кантаты «Песня об Александре Невском» (Текст на столах у детей)

Какие слова из этой части вам понравились особенно?

Одинаков ли темп музыки? (Нет. Он разный. В начале – плавный, протяжный, в середине, где поётся про битву – быстрый,напористый,задорный, в конце – плавно,певуче)

Как и чем композитор подчеркнул образ героя? (ритмом, темпом, тембром)

Благодаря музыке мы можем нарисовать портрет мужественного, храброго воина.

У: После победы над шведами в 1240 году (Невская битва) народ прозвал князя Невским. А через два года произошло знаменитое сражение, Ледовое побоище.

Работа в парах.

Вопрос к детям: Назовите части кантаты, которые рассказывают об этом событии?

Слова к 4 части кантаты написал Владимир Луговской. Прочитайте их сейчас и попробуйте напеть,то есть сочинить к ним свою музыку. (Слова на партах)

Слушание 4 части кантаты «Вставайте, люди русские!»

Какие чувства переданы в этом фрагменте?

Призыв к защите родной земли. Уверенность в победе.

- Какими средствами выразительности переданы эти чувства?

(Призывная интонация, колокольный звон, энергичный характер музыки.)

Слайд 10 Работа в группах.

1 группа – Дирижёры.Представьте, что каждый из вас дирижер и управляете хором и оркестром. Вы должны исполнить с движениями первые два куплета 4 части кантаты (ритмопластика)

2 группа- Художники. Представьте, что вы художники и вам сделали заказ на создание полотна «Вставайте, люди русские». Что бы вы нарисовали?

3 группа – Певцы. Вокальное исполнение средней части «Вставайте, люди русские»

4 группа – Звонари. Передайте движением руки звучание набатного колокола.

Работа по учебнику.

Художник Павел Дмитриевич Корин создал триптих «Александр Невский».

Обратите внимание на картину художника П. Корина «Александр Невский» с.90-91

Слайд 11.

У: Что необычного в этой картине? (ответы детей)

У: Из скольких частей она состоит? (3 части)

У: Давайте попробуем с вами объяснить значение термина ТРИПТИХ…

У: Что вы слышите? (цифру три)

У: Если это предмет, то он состоит из скольких частей? (из трёх)

Слайд12 . Триптих – (от греч. triptychos - сложенный втрое), 1) 3-створчатый складень. 2) Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой.

У: Опишите, каким предстаёт перед нами Александр Невский?

(мужественным, отважным, гордым)

Слайд 13. У: Почему фигура Александра Невского занимает центральную часть?

Во что одет Александр Невский?

Что у него в руках?

Где он стоит?

Куда устремлен взгляд князя? (ответы детей на вышеперечисленные вопросы)

У: (выслушав ответы детей) А. Невский, сжимая рукоять меча, в латах, будто весь выкованный из стали, стоит на берегу Волхова, возвышаясь над старинным собором. За его спиной – верная дружина, а за плечами – чёрный стяг с изображением Спаса «Ярое Око». Взгляд князя, суровый,  сосредоточенный, устремлён в сторону врага. Кольчугу, латы и шлем художник писал с натуры в историческом музее. Описание великокняжеского стяга он нашёл в летописях. Хотя Александру Невскому в момент битвы с тевтонцами было всего 23 года, художник изобразил воина далеко не юным.

«И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе…» - так описан Александр Невский в летописях… Подробнее о нём вы можете узнать из книг (Выставка книг о А.Невском)

- Какие сюжеты воплощены на правой и левой частях триптиха? Попробуйте дать им название.

У: Давайте проведем сравнительный анализ двух шедевров

Мы послушали, как С.С. Прокофьев показал Александра Невского. Павел Корин изобразил русского полководца как ВОИНА, ЗАСТУПНИКА, ГЛУБОКО ВЕРУЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА… Кантата и фильм были созданы в 1939 году, а триптих «Александр Невский» был написан в 1942 году. Почему именно в этот период? С чем он связан? Для чего они были созданы?

Эти произведения искусства были созданы в году ВОВ для того, чтобы напомнить всем врагам, как во все времена русские давали отпор. А ещё для того чтобы вдохновить русских людей на победу.

Какие слова Александра Невского знает каждый человек? (Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет) (Просмотр видеофрагмента из фильма)

У: Мне хотелось бы, чтобы вы узнали, что взял Александр Невский эти слова из библии: «ИБО все, взявшие меч, мечом погибнут»… так звучат строки в Евангелии от Матфея (Матф. 26,52)

У: Такие слова могли идти только от сердца, а какой человек мог их сказать? (глубоко верующий)

Слайд14

У: Почему Александр Невский изображён на иконе?

(он причислен к лику Святых)

У: Почитание Александра Невского как святого началось задолго до того, как он был канонизирован Русской православной церковью в 1547 г. Там, где люди истово просили у него чуда, оно непременно случалось.

VI Проверка, как усвоен новый материал.

А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока

Слайд 15. Игра-викторина

  1. Среди слов, обозначающих вооружение воина, найди лишние слова:

Доспехи

Латы

Шлем

Щит

Посох

Меч

Кольчуга

Калач

2. Почему назвали Александра Невским?

3. Закончи пословицу: «Кто с мечом к нам придёт,…»

У: Много героев – россиян и в наши дни, мы знаем их имена, гордимся своими соотечественниками, и тем, что мы – РОССИЯНЕ!

Ученицы: Только вдумайся, вслушайся в имя Россия!

В нём и росы, сиянье и сила.

Я бы только одно у судьбы попросила –

Чтобы снова враги не пошли на Россию.


О, Россия! С нелёгкой судьбою страна.

У меня ты, Россия, как сердце, одна.

Я и другу скажу, скажу и врагу:

Без тебя, как без сердца прожить не смогу.

VII Рефлексия:

Закончите предложения:

- Я узнал…

- Новые знания мне пригодятся…

- Какие качества героя сегодняшнего урока вы хотели бы воспитать у себя?

- Что ярче всего запомнилось вам из кантаты Александр Невский?

Домашнее задание по выбору: Посмотреть фильм Александр Невский. Послушать другие части кантаты «Александр Невский», написать названия песен, в которых поётся о героях – защитниках Отечества, взять в сельской библиотеке книги об А.Невском и прочитать.