
Урок музыки в 5 классе на тему
«Звать через прошлое к настоящему.
Александр Невский»
Учитель Коско Е.В.
26 января 2018 года
План – конспект урока музыки в 5 классе.
Тема: «Звать через прошлое к настоящему.Александр Невский».
Дидактическая цель урока: Сопоставление образа Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве через триптих П. Корина и кантату С. Прокофьева.
Задачи урока:
Направленные на достижение личностных результатов:
- активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;
- создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;
- продолжать формировать способность к художественно – образному познанию мира, умению применять полученные знания в соей творческой деятельности;
- воспитание патриотизма и любви к родине;
- развитие вокально – хоровых навыков
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развивать навыки самостоятельной творческой деятельности;
- овладение логическими действиями сравнения и обобщения;
- совершенствовать умения обучающихся анализировать информацию, контролировать и оценивать результаты своей учебной деятельности;
- формировать коммуникативные компетенции;
- освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- знание жанров вокально – хоровой музыки (кантата);
- умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке
Тип урока: урок открытия новых знаний
Жанр урока: интегрированный
Вид урока: урок – исследование
Форма урока: классно-урочная
Формы работы обучающихся: групповая, индивидуальная, элементы проектной деятельности
Планируемый результат: устанавливать связи между музыкой и изобразительным искусством, оценивать эмоциональный характер музыки, определять средства музыкальной выразительности.
Основные понятия: кантата, триптих
Межпредметные связи: изобразительное искусство, литература, киноискусство, история, краеведение.
Музыкальный материал: С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский» части: «Песнь об Александре Невском», «Вставайте люди русские», видеофрагмент из кинофильма С. Эйзенштейна «Александр Невский»
Ход урока:
I Самоопределение к учебной деятельности
Активизация внимания.
Приветствие детей. Проверка готовности обучающихся к работе.
(метапредметные результаты: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность)
II Этап мотивации
Внимание на экран:
Слайд 1 «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет! На том стояла, и стоять будет земля Русская!»
III Постановка проблемы:
У: Чьи это слова? Кто догадался, о чём и о ком мы будем говорить сегодня на уроке?
Кто услышал тему? Сформулируйте её!
(формируемые умения: умение понять мысль автора; регулятивные – учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них, высказывать своё мнение).
Постановка учебной задачи урока:
Слайд 2У: Сегодня наш урок будет посвящён подвигу известного заступника, защитника, бесстрашного воина и национального героя – Александру Невскому и рассмотрим образ защитника Родины, как в музыке, так и в изобразительном искусстве.
Слайд 3.Тема урока: «Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский».
Я предлагаю вам стать летописцами и восстановить события давно минувших лет…
Слайд 4.Упражнение «Копилка знаний»
У: Что вы знаете об Александре Невском? (ответы детей)
IV «Открытие» обучающимися новых знаний
Ученица: Много героев имела страна,
И история наша богата,
Но первым он поднял народ на врага,
И Русь для него была свята.
Он к лику святых был причислен народом
За ратный свой труд, за большие дела.
За то, что хотел он народу свободы,
За то, чтоб свободной Россия была.
У: У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками, чтит своих небесных покровителей.
Что же говорят исторические данные про этого человека?
Кто этот человек? Почему его называют Невским? И почему мы, несмотря на то, что прошло много веков до сих пор помним его?
Как говорят летописи: «…Сей великий князь побеждал всюду, а непобедим был никем же…»
Слайд 5. Работа по тетради.
Прочитайте об Александре Невском в рабочих тетрадях.
Слайд 6. Исторические события, связанные с именем русского святого, князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств.
В 1938 г в кинотеатрах появился новый фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»
Мы знаем, что не один из фильмов не проходит без музыки. Вот и к этому фильму было создано выдающееся музыкальное произведение кантата «Александр Невский», автор его русский композитор 20 века Сергей Сергеевич Прокофьев
Слайд 7 портрет композитора
Слайд 8 . Кантата - крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра
Слайд 9. Кантата состоит из 7 частей, каждая из которых рассказывает слушателям о каком-то определенном событии.
Некоторые части из кантаты вы слушали еще раньше, в начальной школе, но сегодня остановимся только на двух, которые нам помогут воссоздать образ полководца.
У: В XIII веке Русь состояла из нескольких обособленных княжеств. Князья не ладили между собой, часто были столкновения между дружинами разных княжеств. Русь оказалась расколотой перед лицом страшного врага.
У: .
Шведы предприняли крестовый поход против Новгородской земли. По легенде, их командующий, будущий правитель Швеции Ярл Биргер, вошел на кораблях в Неву и отправил послание Александру: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю». Битва над шведами на берегу Невы, состоялась 15 июля 1240 г. Александр сам выступил навстречу шведам. Ночью его войска скрытно приблизились к устью Ижоры, где остановились на отдых враги, внезапно напали на них и начали рубить топорами и мечами прежде чем шведы успели взять оружие.
V Первичное закрепление.
У: Слушаем 2 часть кантаты «Песня об Александре Невском» (Текст на столах у детей)
Какие слова из этой части вам понравились особенно?
Одинаков ли темп музыки? (Нет. Он разный. В начале – плавный, протяжный, в середине, где поётся про битву – быстрый,напористый,задорный, в конце – плавно,певуче)
Как и чем композитор подчеркнул образ героя? (ритмом, темпом, тембром)
Благодаря музыке мы можем нарисовать портрет мужественного, храброго воина.
У: После победы над шведами в 1240 году (Невская битва) народ прозвал князя Невским. А через два года произошло знаменитое сражение, Ледовое побоище.
Работа в парах.
Вопрос к детям: Назовите части кантаты, которые рассказывают об этом событии?
Слова к 4 части кантаты написал Владимир Луговской. Прочитайте их сейчас и попробуйте напеть,то есть сочинить к ним свою музыку. (Слова на партах)
Слушание 4 части кантаты «Вставайте, люди русские!»
- Какие чувства переданы в этом фрагменте?
Призыв к защите родной земли. Уверенность в победе.
- Какими средствами выразительности переданы эти чувства?
(Призывная интонация, колокольный звон, энергичный характер музыки.)
Слайд 10 Работа в группах.
1 группа – Дирижёры.Представьте, что каждый из вас дирижер и управляете хором и оркестром. Вы должны исполнить с движениями первые два куплета 4 части кантаты (ритмопластика)
2 группа- Художники. Представьте, что вы художники и вам сделали заказ на создание полотна «Вставайте, люди русские». Что бы вы нарисовали?
3 группа – Певцы. Вокальное исполнение средней части «Вставайте, люди русские»
4 группа – Звонари. Передайте движением руки звучание набатного колокола.
Работа по учебнику.
Художник Павел Дмитриевич Корин создал триптих «Александр Невский».
Обратите внимание на картину художника П. Корина «Александр Невский» с.90-91
Слайд 11.
У: Что необычного в этой картине? (ответы детей)
У: Из скольких частей она состоит? (3 части)
У: Давайте попробуем с вами объяснить значение термина ТРИПТИХ…
У: Что вы слышите? (цифру три)
У: Если это предмет, то он состоит из скольких частей? (из трёх)
Слайд12 . Триптих – (от греч. triptychos - сложенный втрое), 1) 3-створчатый складень. 2) Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой.
У: Опишите, каким предстаёт перед нами Александр Невский?
(мужественным, отважным, гордым)
Слайд 13. У: Почему фигура Александра Невского занимает центральную часть?
Во что одет Александр Невский?
Что у него в руках?
Где он стоит?
Куда устремлен взгляд князя? (ответы детей на вышеперечисленные вопросы)
У: (выслушав ответы детей) А. Невский, сжимая рукоять меча, в латах, будто весь выкованный из стали, стоит на берегу Волхова, возвышаясь над старинным собором. За его спиной – верная дружина, а за плечами – чёрный стяг с изображением Спаса «Ярое Око». Взгляд князя, суровый, сосредоточенный, устремлён в сторону врага. Кольчугу, латы и шлем художник писал с натуры в историческом музее. Описание великокняжеского стяга он нашёл в летописях. Хотя Александру Невскому в момент битвы с тевтонцами было всего 23 года, художник изобразил воина далеко не юным.
«И красив он был, как никто другой, и голос его – как труба в народе…» - так описан Александр Невский в летописях… Подробнее о нём вы можете узнать из книг (Выставка книг о А.Невском)
- Какие сюжеты воплощены на правой и левой частях триптиха? Попробуйте дать им название.
У: Давайте проведем сравнительный анализ двух шедевров
Мы послушали, как С.С. Прокофьев показал Александра Невского. Павел Корин изобразил русского полководца как ВОИНА, ЗАСТУПНИКА, ГЛУБОКО ВЕРУЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА… Кантата и фильм были созданы в 1939 году, а триптих «Александр Невский» был написан в 1942 году. Почему именно в этот период? С чем он связан? Для чего они были созданы?
Эти произведения искусства были созданы в году ВОВ для того, чтобы напомнить всем врагам, как во все времена русские давали отпор. А ещё для того чтобы вдохновить русских людей на победу.
Какие слова Александра Невского знает каждый человек? (Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет) (Просмотр видеофрагмента из фильма)
У: Мне хотелось бы, чтобы вы узнали, что взял Александр Невский эти слова из библии: «ИБО все, взявшие меч, мечом погибнут»… так звучат строки в Евангелии от Матфея (Матф. 26,52)
У: Такие слова могли идти только от сердца, а какой человек мог их сказать? (глубоко верующий)
Слайд14
У: Почему Александр Невский изображён на иконе?
(он причислен к лику Святых)
У: Почитание Александра Невского как святого началось задолго до того, как он был канонизирован Русской православной церковью в 1547 г. Там, где люди истово просили у него чуда, оно непременно случалось.
VI Проверка, как усвоен новый материал.
А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока
Слайд 15. Игра-викторина
Среди слов, обозначающих вооружение воина, найди лишние слова:
Доспехи
Латы
Шлем
Щит
Посох
Меч
Кольчуга
Калач
2. Почему назвали Александра Невским?
3. Закончи пословицу: «Кто с мечом к нам придёт,…»
У: Много героев – россиян и в наши дни, мы знаем их имена, гордимся своими соотечественниками, и тем, что мы – РОССИЯНЕ!
Ученицы: Только вдумайся, вслушайся в имя Россия!
В нём и росы, сиянье и сила.
Я бы только одно у судьбы попросила –
Чтобы снова враги не пошли на Россию.
О, Россия! С нелёгкой судьбою страна.
У меня ты, Россия, как сердце, одна.
Я и другу скажу, скажу и врагу:
Без тебя, как без сердца прожить не смогу.
VII Рефлексия:
Закончите предложения:
- Я узнал…
- Новые знания мне пригодятся…
- Какие качества героя сегодняшнего урока вы хотели бы воспитать у себя?
- Что ярче всего запомнилось вам из кантаты Александр Невский?
Домашнее задание по выбору: Посмотреть фильм Александр Невский. Послушать другие части кантаты «Александр Невский», написать названия песен, в которых поётся о героях – защитниках Отечества, взять в сельской библиотеке книги об А.Невском и прочитать.