СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Элементарное понятие о нотной грамоте (нота, нотный стан, звукоряд, скрипичный и басовый ключи)"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала

Цель: знакомство с нотной грамотой

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Элементарное понятие о нотной грамоте (нота, нотный стан, звукоряд, скрипичный и басовый ключи)"»

Конспект урока музыки в 5 классе по теме: «Элементарное понятие о нотной грамоте (нота, нотный стан, звукоряд, скрипичный и басовый ключи)»

Тема: «Элементарное понятие о нотной грамоте (нота, нотный стан, звукоряд, скрипичный и басовый ключи)»

Тип урока: изучение нового материала

Цель: знакомство с нотной грамотой

Задачи урока:

Обучающие: дать понятия о нотной грамоте; научить запоминать и называть ноты

Развивающие: развить у детей с ОВЗ творческого воображения, внимания, наблюдательности, памяти, целостности восприятия; развивать музыкальный слух

Воспитывающие: воспитывать у детей с ОВЗ познавательный интерес, умения выполнять коллективные действия; пробудить интерес к музыкальной грамоте

Основной метод: объяснительный - иллюстративный

Оборудование: учебник, ноутбук, проектор, экран, презентация

Музыкальный материал:

«Россия – ты моя звезда» гр. «Непоседы»

Мультфильм «До, ре, ми…»

Планируемый результат:

1.развивать речевую активность, чувство ритма;

2.учиться исполнять песни хором, чувствовать ритм и такт;

3.овладевать знаниями нотной грамоты;

4.учиться взаимодействовать со сверстниками в процессе занятия;

5.учиться сосредоточенно действовать в течение 20-25минут.

Ход урока.

1.Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Прежде чем начать урок, посмотрите друг на друга, подумайте о чем – то хорошем, улыбнитесь друг другу. Я рада видеть вас, рада вашим улыбкам, и, надеюсь, время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным.

2. Введение в тему урока.

Тема нашего сегодняшнего урока «Элементарное понятие о нотной грамоте (нота, нотный стан, звукоряд, скрипичный и басовый ключи)»

На уроке математики вы подружились с цифрами, на уроке чтения вы открываете книгу азбуку. В ней живут знаки – буквы, которые складываются в слова.

У музыки тоже есть такие знаки, которые живут в музыкальной азбуке. Что же это за знаки? Отгадайте загадку.

Загадка про ноты.

На листочке, на страничке

То ли точки, то ли птички.

Все сидят на лесенке

И щебечут песенки (ноты). Слайд 3

Правильно – это ноты. Давайте поближе познакомимся с ними. Для этого я предлагаю вам отправиться в путешествие. Я вас приглашаю в необычную страну- страну Музыкалию. Слайд 4

3. Освоение новой темы.

Учитель: Путь будет не близкий. На чем мы доберемся быстрее всего? На каком виде транспорта?

Дети: На самолете. Слайд 5

Учитель: Молодцы, на самолете. Ребята, а что нужно, чтобы самолет заработал?

Дети: Заработал двигатель, завести мотор.

Учитель: Правильно. Давайте первый ряд, ваша группа, покажет как работает мотор.

Дети: Рррррр.

Учитель: Еще громче, распеваемся.

Дети: Рррррр

Учитель: А второй ряд покажет как завывают турбины

Дети: Ууууу

Учитель: Самолет взлетел. Разрешите мне сейчас назначить командира корабля. У кого самый громкий голос? Леша будет командиром. Твоя задача командовать: «Пристегнуть ремни» громким голосом. Попробуй.

Леша: Пристегнуть ремни. Ччч

Учитель: Пристегиваем. Команда готова? Командир??? Пристегнуть ремни. Ччч. Заработали моторы, турбины. Громче-громче. Полетели!!

За облаком, в разводах нежной радуги,

На краешке взлетающей мечты-

Расположилась наша Музыкалия,

Которую, сейчас увидишь ты.

В семизвучной стороне,

В Музыкалии – стране

Замечательный народ

Веселится и поет!

Ноты: до, ре, ми фа, соль!

Полька, румба, полонез,

Ключ скрипичный и диез,

И рояль и контрабас

Приглашают в гости вас!

Вот такая страна - красивая, музыкальная.

Давайте прогуляемся? И сделаем первые шаги вместе!

Давным-давно музыку записывали так. Слайд 6

Эти музыкальные знаки были очень неудобные для музыкантов.

И только четыреста лет назад в Италии изобрели ноты.

Все ноты живут в музыкальном доме. Слайд 7

Дом для нот называют нотным станом. Слайд 8 Внимательно посмотрите на рисунок и скажите, сколько линий на нотном стане? Какая линия на нотном стане первая, а какая последняя? Давайте прочитаем стихотворение, чтобы лучше запомнить, что такое нотный стан.

Чтение стихотворения.

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали «нотный стан»

И на нем все ноты точно

Разместились по местам.

- Ребята, звуки нашей речи мы записываем с помощью ……(букв).

Звуки музыки записывают с помощью…(нот).

- А кто из вас знает, сколько всего нот ?

- Звуков музыкальных очень много, а вот нот семь.

«День за днём, за годом год
Водят ноты хоровод,
И давно известно всем –
Их на свете ровно семь.»
Н.Френкель.

Звуки это то, что мы слышим, поём, а ноты можем записать, прочитать по записи.

- Что у нас в жизни, в природе бывает с числом семь? (радуга, неделя)

(Знакомство с нотами) таблица. Слайд 9

У каждой ноты есть свое собственное место на нотоносце: на линейках или между линейками.

Нота ми на первой села,

Вверх идти не захотела.



Ниже ре остановился.

Рядом с первой разместился.



Фа застрял – ой, ой, ой!

Между первой и второй.



Соль подруг опередила –

На вторую угодила.



А между второй и третьей

Нота ля сидит, заметьте.



Нота си посторонилась,

Да за третью зацепилась:

«Ах, устала, не могу.

Дальше я не побегу».



До отстала, опоздала,

Здесь никто не виноват:

На добавочных линейках

Опоздавшие сидят.



Ноты выстроились в ряд

Получился звукоряд!

- Чтобы запомнить ноты давайте выучим нотную говорилку.

4. Физкультминутка «Нотная говорилка» Слайд 10

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ-СОЛЬ-СОЛЬ-

За окном растет фасоль.

На рожке играет ЛЯлька,

Тетя СИ на балалайке.

ДО, РЕ, МИ, ФА,СОЛЬ,ЛЯ,СИ-

Ну-ка сам произнеси!

Давайте послушаем и попробуем спеть.

Пение с детьми гаммы.

5. Освоение новой темы (продолжение)

Учитель: Ребята, а сейчас давайте выполним письменное задание. У вас на партах лежат листочки, а на них задание. Нужно ноты, которые находятся на линеечках закрасить одним цветом, а другим цветом – ноты, которые, находятся между линеечек (звучит музыка Звуки природы)

Дети выполняют задания.

Учитель: Ребята, скажите, что такое ключ? Какие ключи вы можете назвать? (ответы детей).

Обычным ключом мы можем открыть дверь, а чтобы открыть дверь в музыку, нужен особый ключ – музыкальный, с помощью которого можно прочитать ноты. Ключей в музыке два - это скрипичный и басовый.

Скрипичный ключ. Слайд 11

Два сторожа, два папы, два Ключа

Воспитывают круглых непосед.

Один из них Скрипичный-

Охранник он отличный!..

Как изящно, словно крендель,

Свернут завитый конец!

Высокопоющим нотам

Он и сторож и отец.

Басовый ключ. Слайд 12

А его чудной сосед

Приготовил всем обед!

Выгнулся дугой горбатой

Бок его слегка покатый.

Ключик папа образцовый

А зовут его – Басовый.



Учитель: Ребята, давайте сейчас еще раз посмотрим где живут наши нотки и вспомним как они называются.

Просмотр видео для повтора нот.

Закрепление.

Отдохнули? Продолжаем урок. Сейчас мы будем разгадывать музыкальные загадки и ребусы.

Ребусы Слайд 13-24

Учитель: Мы с вами решили все ребусы. И время пришло собираться домой. А в какой стране мы живем?

Дети: В России.

Учитель: Ребята, а что вы расскажите своим друзьям, родителям, в какой стране вы сегодня побывали?

Дети: Музыкалия

Учитель: Молодцы!. Полетели домой? ? Командир??? Пристегнуть ремни. Ччч. Заработали моторы, турбины. Громче-громче. Полетели!!

Посмотрите в иллюминатор, что вы там видите?

Что вы видите???

Дети: Горы, реки, лес.

6. Вокально-хоровая работа.

Учитель: Я вам предлагаю спеть песни про Россию, но необычным способом, а как музыкальное эхо, солисты поют, а мы с вами повторяем. В припеве Слово Россия два раза. Итак, слушаем.

«Россия - ты моя звезда»

1. Хохлома, волжский плес,

Ширь полей, плач берез.

Это ты, Родина моя,

Это ты, Россия.

Купола, неба высь.

Для тебя наша жизнь.

Это ты, Родина моя.

В мире нет красивей.

Припев: Россия, Россия - ты моя звезда

Россия, Россия - ты моя судьба

Россия, Россия - повторю я вновь

Россия, Россия - ты моя любовь!

2. Журавли, тополя

Хлеб, да соль, лик Кремля

Это ты, Родина моя

Это ты, Россия

Детский смех, перепляс.

Доброта синих глаз.

Это ты, Родина моя.

В мире нет красивей.

Припев: тот же

Вы так хорошо пели, что, я думаю, все присутствующие поняли, что вы горячо любите свою Родину Россию.

7. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: Давайте подведем итоги. Что нового узнали на сегодняшнем уроке? Что такое ноты? Нотный стан? Музыкальный ключ?

Оценки.

Учитель: Каждый из вас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.

Оцените себя, используя смайлики. Если вы хорошо поняли тему и работали на уроке, поднимите веселый смайлик.

Ну а если еще нужно поработать над этой темой, если вы ее не поняли – грустный смайлик.

8. Домашнее задание.

Учитель: Выучить слова песни «Россия – ты моя звезда»

Я благодарю вас за урок, спасибо вам большое. До свидания.