Конспект урока музыки в 5 классе по теме: «Элементарное понятие о нотной грамоте (нота, нотный стан, звукоряд, скрипичный и басовый ключи)»
Тема: «Элементарное понятие о нотной грамоте (нота, нотный стан, звукоряд, скрипичный и басовый ключи)»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: знакомство с нотной грамотой
Задачи урока:
Обучающие: дать понятия о нотной грамоте; научить запоминать и называть ноты
Развивающие: развить у детей с ОВЗ творческого воображения, внимания, наблюдательности, памяти, целостности восприятия; развивать музыкальный слух
Воспитывающие: воспитывать у детей с ОВЗ познавательный интерес, умения выполнять коллективные действия; пробудить интерес к музыкальной грамоте
Основной метод: объяснительный - иллюстративный
Оборудование: учебник, ноутбук, проектор, экран, презентация
Музыкальный материал:
«Россия – ты моя звезда» гр. «Непоседы»
Мультфильм «До, ре, ми…»
Планируемый результат:
1.развивать речевую активность, чувство ритма;
2.учиться исполнять песни хором, чувствовать ритм и такт;
3.овладевать знаниями нотной грамоты;
4.учиться взаимодействовать со сверстниками в процессе занятия;
5.учиться сосредоточенно действовать в течение 20-25минут.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Прежде чем начать урок, посмотрите друг на друга, подумайте о чем – то хорошем, улыбнитесь друг другу. Я рада видеть вас, рада вашим улыбкам, и, надеюсь, время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным.
2. Введение в тему урока.
Тема нашего сегодняшнего урока «Элементарное понятие о нотной грамоте (нота, нотный стан, звукоряд, скрипичный и басовый ключи)»
На уроке математики вы подружились с цифрами, на уроке чтения вы открываете книгу азбуку. В ней живут знаки – буквы, которые складываются в слова.
У музыки тоже есть такие знаки, которые живут в музыкальной азбуке. Что же это за знаки? Отгадайте загадку.
Загадка про ноты.
На листочке, на страничке
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки (ноты). Слайд 3
Правильно – это ноты. Давайте поближе познакомимся с ними. Для этого я предлагаю вам отправиться в путешествие. Я вас приглашаю в необычную страну- страну Музыкалию. Слайд 4
3. Освоение новой темы.
Учитель: Путь будет не близкий. На чем мы доберемся быстрее всего? На каком виде транспорта?
Дети: На самолете. Слайд 5
Учитель: Молодцы, на самолете. Ребята, а что нужно, чтобы самолет заработал?
Дети: Заработал двигатель, завести мотор.
Учитель: Правильно. Давайте первый ряд, ваша группа, покажет как работает мотор.
Дети: Рррррр.
Учитель: Еще громче, распеваемся.
Дети: Рррррр
Учитель: А второй ряд покажет как завывают турбины
Дети: Ууууу
Учитель: Самолет взлетел. Разрешите мне сейчас назначить командира корабля. У кого самый громкий голос? Леша будет командиром. Твоя задача командовать: «Пристегнуть ремни» громким голосом. Попробуй.
Леша: Пристегнуть ремни. Ччч
Учитель: Пристегиваем. Команда готова? Командир??? Пристегнуть ремни. Ччч. Заработали моторы, турбины. Громче-громче. Полетели!!
За облаком, в разводах нежной радуги,
На краешке взлетающей мечты-
Расположилась наша Музыкалия,
Которую, сейчас увидишь ты.
В семизвучной стороне,
В Музыкалии – стране
Замечательный народ
Веселится и поет!
Ноты: до, ре, ми фа, соль!
Полька, румба, полонез,
Ключ скрипичный и диез,
И рояль и контрабас
Приглашают в гости вас!
Вот такая страна - красивая, музыкальная.
Давайте прогуляемся? И сделаем первые шаги вместе!
Давным-давно музыку записывали так. Слайд 6
Эти музыкальные знаки были очень неудобные для музыкантов.
И только четыреста лет назад в Италии изобрели ноты.
Все ноты живут в музыкальном доме. Слайд 7
Дом для нот называют нотным станом. Слайд 8 Внимательно посмотрите на рисунок и скажите, сколько линий на нотном стане? Какая линия на нотном стане первая, а какая последняя? Давайте прочитаем стихотворение, чтобы лучше запомнить, что такое нотный стан.
Чтение стихотворения.
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали «нотный стан»
И на нем все ноты точно
Разместились по местам.
- Ребята, звуки нашей речи мы записываем с помощью ……(букв).
Звуки музыки записывают с помощью…(нот).
- А кто из вас знает, сколько всего нот ?
- Звуков музыкальных очень много, а вот нот семь.
«День за днём, за годом год
Водят ноты хоровод,
И давно известно всем –
Их на свете ровно семь.»
Н.Френкель.
Звуки это то, что мы слышим, поём, а ноты можем записать, прочитать по записи.
- Что у нас в жизни, в природе бывает с числом семь? (радуга, неделя)
(Знакомство с нотами) таблица. Слайд 9
У каждой ноты есть свое собственное место на нотоносце: на линейках или между линейками.
Нота ми на первой села,
Вверх идти не захотела.
Ниже ре остановился.
Рядом с первой разместился.
Фа застрял – ой, ой, ой!
Между первой и второй.
Соль подруг опередила –
На вторую угодила.
А между второй и третьей
Нота ля сидит, заметьте.
Нота си посторонилась,
Да за третью зацепилась:
«Ах, устала, не могу.
Дальше я не побегу».
До отстала, опоздала,
Здесь никто не виноват:
На добавочных линейках
Опоздавшие сидят.
Ноты выстроились в ряд
Получился звукоряд!
- Чтобы запомнить ноты давайте выучим нотную говорилку.
4. Физкультминутка «Нотная говорилка» Слайд 10
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ-СОЛЬ-СОЛЬ-
За окном растет фасоль.
На рожке играет ЛЯлька,
Тетя СИ на балалайке.
ДО, РЕ, МИ, ФА,СОЛЬ,ЛЯ,СИ-
Ну-ка сам произнеси!
Давайте послушаем и попробуем спеть.
Пение с детьми гаммы.
5. Освоение новой темы (продолжение)
Учитель: Ребята, а сейчас давайте выполним письменное задание. У вас на партах лежат листочки, а на них задание. Нужно ноты, которые находятся на линеечках закрасить одним цветом, а другим цветом – ноты, которые, находятся между линеечек (звучит музыка Звуки природы)
Дети выполняют задания.
Учитель: Ребята, скажите, что такое ключ? Какие ключи вы можете назвать? (ответы детей).
Обычным ключом мы можем открыть дверь, а чтобы открыть дверь в музыку, нужен особый ключ – музыкальный, с помощью которого можно прочитать ноты. Ключей в музыке два - это скрипичный и басовый.
Скрипичный ключ. Слайд 11
Два сторожа, два папы, два Ключа
Воспитывают круглых непосед.
Один из них Скрипичный-
Охранник он отличный!..
Как изящно, словно крендель,
Свернут завитый конец!
Высокопоющим нотам
Он и сторож и отец.
Басовый ключ. Слайд 12
А его чудной сосед
Приготовил всем обед!
Выгнулся дугой горбатой
Бок его слегка покатый.
Ключик папа образцовый
А зовут его – Басовый.
Учитель: Ребята, давайте сейчас еще раз посмотрим где живут наши нотки и вспомним как они называются.
Просмотр видео для повтора нот.
Закрепление.
Отдохнули? Продолжаем урок. Сейчас мы будем разгадывать музыкальные загадки и ребусы.
Ребусы Слайд 13-24
Учитель: Мы с вами решили все ребусы. И время пришло собираться домой. А в какой стране мы живем?
Дети: В России.
Учитель: Ребята, а что вы расскажите своим друзьям, родителям, в какой стране вы сегодня побывали?
Дети: Музыкалия
Учитель: Молодцы!. Полетели домой? ? Командир??? Пристегнуть ремни. Ччч. Заработали моторы, турбины. Громче-громче. Полетели!!
Посмотрите в иллюминатор, что вы там видите?
Что вы видите???
Дети: Горы, реки, лес.
6. Вокально-хоровая работа.
Учитель: Я вам предлагаю спеть песни про Россию, но необычным способом, а как музыкальное эхо, солисты поют, а мы с вами повторяем. В припеве Слово Россия два раза. Итак, слушаем.
«Россия - ты моя звезда»
1. Хохлома, волжский плес,
Ширь полей, плач берез.
Это ты, Родина моя,
Это ты, Россия.
Купола, неба высь.
Для тебя наша жизнь.
Это ты, Родина моя.
В мире нет красивей.
Припев: Россия, Россия - ты моя звезда
Россия, Россия - ты моя судьба
Россия, Россия - повторю я вновь
Россия, Россия - ты моя любовь!
2. Журавли, тополя
Хлеб, да соль, лик Кремля
Это ты, Родина моя
Это ты, Россия
Детский смех, перепляс.
Доброта синих глаз.
Это ты, Родина моя.
В мире нет красивей.
Припев: тот же
Вы так хорошо пели, что, я думаю, все присутствующие поняли, что вы горячо любите свою Родину Россию.
7. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель: Давайте подведем итоги. Что нового узнали на сегодняшнем уроке? Что такое ноты? Нотный стан? Музыкальный ключ?
Оценки.
Учитель: Каждый из вас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.
Оцените себя, используя смайлики. Если вы хорошо поняли тему и работали на уроке, поднимите веселый смайлик.
Ну а если еще нужно поработать над этой темой, если вы ее не поняли – грустный смайлик.
8. Домашнее задание.
Учитель: Выучить слова песни «Россия – ты моя звезда»
Я благодарю вас за урок, спасибо вам большое. До свидания.