СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 7 классе по теме "Международные хиты"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 7 классе по теме "Международные хиты"»

7 класс
МУЗЫКА
Урок №31

Тема: Международные хиты.

Тип: урок знакомства с новыми музыкальными произведениями.

Цель:  знакомство с творчеством белорусского ансамбля «Песняры» и белорусской народной песней в их исполнении «Косил Ясь конюшину»; осмысление происходящего в русской народной песне – «Кострома»; формирование уважительного отношения к разным народам мира и их культуре.

Задачи:

Образовательная: узнать об истории белорусского ансамбля «Песняры», начать разучивать их песню «Косив Ясь коюшину»; познакомиться с русской народной песней «Кострома».

Развивающая: развивать музыкальный слух и вкус, память.

Воспитательная: воспитывать любовь к музыке, музыкальным произведениям, а также к разным народам мира.

Автор разработки: Попов Дмитрий Сергеевич.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент 

– Добрый день, ребята! Садитесь. Какое у вас настроение?

Выслушиваю ответы учеников.

– Если настроение хорошее, значит урок я думаю, должен пройти отлично!

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

– Какую тему вы прошли на прошлом уроке? (Ответ: Музыка народов мира.)
– Какие песни вы прослушали на пролом уроке? (Ответ: «Они отняли мою любовь»- армянская народная мелодия (дудук); «Где же ты ходишь?» - узбекская народная песня; Д. Тухманов, слова В. Харитонова «День Победы»)
– Какую песню вы разучивали дома и должны сегодня спеть? (Ответ: «День Победы».)

Учитель вызывает группы по 8 человек, для исполнения песни «День Победы» на оценку.

III. Постановка темы и целей урока 

– Сегодня мы увидим, что музыка может выражать стремления, близкие и понятные всем людям вне зависимости от их национальной принадлежности или места проживания. Такие произведения искусства становятся мировыми хитами. Откройте свои тетради. Запишите дату и тему урока «Международные хиты».

IV. Изучение нового материала  

– Давайте запишем, что такое музыкальные хиты.

Музыкальный хит – это музыкальное произведение, композиция, имеющая огромный, небывалый успех.

Как музыкальное произведение становится хитом? «О, это очень просто. Ну, надо какой-нибудь песне занять первую строчку хит-парада на какое-то время», - скажите вы. Действительно, многие песни называют хитами в этих случаях, но на смену им приходят всё новые и новые мелодии, вытесняя прежних лидеров. И всё же, бывают такие хиты, которые остаются популярными на длительное время, сменяются целые поколения, а эти композиции остаются актуальными.

– Во все времена существовала своя музыкальная мода, если можно так выразиться, но сохранить популярность у многих поколений, могут только самые яркие неординарные выдающиеся мелодии и ритмы. Давайте попробуем разобраться, как и почему это происходит.

В последнее время становятся популярными арии, дуэты, песни и другие номера из мюзиклов и рок-опер. И неудивительно, эти молодые жанры впитывают в себя все новейшие тенденции развития музыки, они рассчитаны на восприятие даже самого неподготовленного слушателя, их мелодии, как правило, легко запоминаются, ритмы интересны и увлекательны.

Первоначально мюзиклы появились как развлекательный жанр, красивое шоу. Постепенно композиторы стали обращаться ко всё более сложным и серьёзным сюжетам, опираясь на всеми известные литературные произведения или исторические события. В мюзиклах и рок-операх часто поднимаются вопросы актуальные на все времена, связанные со значимыми явлениями жизни, а это значит, что они и впредь будут привлекать внимание людей.

Народные песни – это музыкальное творчество народа. Они передаются из уст в уста, то есть исполняются одним человеком, запоминаются, передаются дальше, сохраняясь в народной памяти. Они не имеют конкретного автора, поскольку, с течением времени в них постоянно вносились изменения.

Русские народные песни – выражение души, характера народа. Они появляются не случайно: помогают в радости и в горе, облегчают труд и расцвечивают минуты отдыха, выражают чувства, настроения и отношение человека к явлениям жизни.

Давайте прослушаем русскую народную песню «Кострома»:
https://www.youtube.com/watch?v=6p8EX6Y2QA8

Ученики слушают песню.

В чём смысл песни? Конечно, если там искать смысл, то найти его современному человеку трудно. Но так как слова писались задолго до нашего рождения, то и спорить нечего. Приблизительно - одна кумушка спрашивает у другой, что делает та, прядет, ткет или заболела. Вторая отвечает, а потом и припев по всем канонам песни. 

А сейчас, я предлагаю вам послушать белорусскую народную песню «Косив Ясь конюшину» в исполнении ВИА «Песняры»:
https://www.youtube.com/watch?v=muPzgpf9Y-g

Ученики слушают песню.

«Песняры́» — советский и белорусский ВИА под управлением народного артиста СССР Владимира Мулявина, созданный в Минске в 1969 году.

Началом хронологии «Песняров» можно считать 1 сентября 1969 года, когда решением художественного совета минской филармонии группа «Лявоны» получила право называться вокально-инструментальным ансамблем, хотя ещё в 1968 году «Лявоны» были аккомпанирующей группой певицы Нелли Богуславской, а также выступали с собственной программой.

С таким названием группа просуществовала около года, до IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады, проходившего в октябре 1970 года, когда группе посоветовали сменить название. ВИА (теперь уже выступающий под названием «Песняры») разделил на конкурсе II место с певцом Львом Лещенко и грузинским ансамблем «Диэло». В 1970 году «Песняры» побеждают также и на Всесоюзном конкурсе политической песни, проходившем в Москве.

– Ребята, для того, чтобы разобраться в тексте песни «Косив Ясь конюшину», я вам сейчас прочитаю перевод песни:

Косил Ясь клевер, (3 х)
Посматривал на девушку.
А девушка рожь жала,
И на Яся посматривала:-
Может ты Ясь, может и нет, (3 х)
Полюбился ты мне ...

Бросил Яська косить, (3 х)
Начал мамку просить: -
Милая мама моя, пожени же ты меня!
Так бери же Станиславу,(3 х)
Чтоб сидела на всю скамью.

Станиславу не хочу, (3 х)
Ведь на скамью не усажу! -
Так бери же ты Янину,
Работящую девушку.
Косил Ясь клевер, (3 х)
Посматривал на девушку!

Учитель диктует текст, а учащиеся записывают:

Косив Ясь конюшину-3р
Поглядав на дявчину,
А дявчина жито жала-3р,
Ты й на Яська поглядала.
Ци ты Ясь, ци ты не-3р,
Сподобався ж ты мне.

Кинув Яська касить-3р,
Пайшов мамку прасить.
Люба мамка моя-3р,
Ожани ж ты мяне.
Тык бяри Станиславу-3р,
Яй все тело на всю лаву.

Станиславу не хачу-3р,
Бо на лаву невсажу,
Тык бяри ж ты Янину-3р,
Радзавитую дявчину.
Косив Ясь конюшину-3р
Поглядав на дявчину.

Учитель включает фонограмму «минус» песни и поёт вместе с учащимися:
https://youtu.be/UNqaK2Ex59M



V. Закрепление изученного материала

– Что такое музыкальный хит?

– Какие музыкальные хиты сегодняшних дней вы любите слушать?

VI. Подведение итогов урока

– Ребята, какие произведения вы прослушали на сегодняшнем уроке?

– Какое из них вам больше понравилось?

VII. Анонс домашнего задания

  • Выучить песню «Косив Ясь конюшину»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!