СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 8 "б" классе по теме: "Русская народная песня" (коррекционный класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: получение новых знаний

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 8 "б" классе по теме: "Русская народная песня" (коррекционный класс)»

Конспект урока музыки в 8 «б» классе по теме: «Русская народная песня» (коррекционный класс)


УМК: Программы И.В.Евтушенко «Музыка и пение» (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 5-9 кл. / Под редакцией В.В.Воронковой.- М.: «Просвещение»,2023г


Тип урока: получение новых знаний


Цель: привитие интереса к традициям русского народа, к истокам народной культуры, исследование глубин русской истории и культуры через постижение русской песни – одного из главных богатств народной культуры.

Задачи:


Образовательные: повторить жанры устного народного творчества; показать особенности жанра русской народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру;

Развивающие: развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через музыкальные произведения русского народного творчества; развивать речь учащихся, их кругозор и творческие способности,

Воспитательные: формирование чувства гордости и любви к русской национальной культуре; привить детям желание самим прикоснуться к истокам русского народного творчества и увидеть результат своего труда; привить интерес к истории своей Родины.

Коррекционные: работа над совершенствованием слухового аппарата.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор; презентация к уроку «Русские народные песни»; фонограмма русских народных песен.



Ход урока.

1. Организационный момент.

 Музыкальное приветствие на мотив р.н.п. «Ах, вы, сени…»

Учитель: Музыка опять зазвучала, Возвестив урока начало.

Рада видеть вас, ребята: И мальчишки и девчата!

 2. Настрой на урок.

Сейчас мы с вами встанем поудобнее, закроем глаза, поднимем руки ладонями вверх и слушая музыку настроимся на урок.

 Музыка утра (слушают)

Льется музыка рекою

Закружила все вокруг

И кораблики мелодий

Выплывают из под рук

Их волна крутая гонит,

Но унять не может, нет

В царстве музыки волшебной

Поплывем за ними в след!

Учитель:

Что мы с вами должны сделать в начале урока музыки? Ответы детей


3. Артикуляционная гимнастика

1. «Футбол» с закрытым ртом, языком натягивать по очереди щеки.

2. «Вальс» с закрытым ртом, делать круговые движения языком.

3. «Туча» и «Солнышко»вытягиваем губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке.

4. «Лошадка», «Цокать » при этом губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке по руке дирижера.

Учитель: Как приятно было смотреть на девочек и мальчиков с хорошей осанкой.

Правило № 2. Правильная осанка необходима всегда, а во время пения особенно.

Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок, а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать.

4. Изучение нового материала.

Учитель:

Мы знакомы уже со многими жанрами устного народного творчества. 

Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни. 
Петь – природная потребность человека. Лирические и плясовые, колыбельные и хороводные песни, причитания и былины помогали русскому народу обрести и выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его великом историческом пути. 
Русская народная песня, к сожалению, мало знакома современным детям. Однако это богатейший пласт культуры, с помощью которого формировались национальные особенности русского народа и который продолжает влиять на многие современные тенденции. 
Сегодня мы с вами узнаем о том, из каких ритмов родилась песня тысячелетия назад, какую роль играла она в древних обрядах, как звучала она в праздники календарного цикла; познакомимся со значением исторических, хоровых, любовных, солдатских, семейных песен.

«Календарно-обрядовые песни»

Жизнь земледельца зависит от природы, и потому еще в глубокой древности люди старались на нее воздействовать. Появились обряды, целью которых было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. Время совершения обрядов совпадало со сроками работ по выращиванию урожая.
С течением времени земледельческий календарь причудливо соединялся с календарем христианских праздников. В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян.Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева. 
Весенние песни назывались веснянками. Они похожи на заговоры, каковыми и вправду являлись старинные времена. Они пелись протяжно, как призыв издалека. 
Дай, весна, добрые годы,
Годы добрые, хлебородные!
Зароди жито густое,
Жито густое, колосистое!
Календарные ритуалы по-своему организовали крестьянский быт. Без них мир распался бы для крестьянина на хаотические и неуправляемые враждебные силы, готовые уничтожить саму жизнь. И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия, а те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт и упорядочивали природу, от которой этот быт зависел.



 «
Хороводные и игровые песни»

Хороводные песни
Праздники не обходились без хороводов и плясок. Хоровод – круг подобен солнцу. Хождение по кругу в старинных игрищах уподоблялось хождению за солнцем, по ходу солнца и называлось «посолонь». Оно сопровождалось песней, которую исполняли все участники хором. Хоровод объединял, сплачивал людей. Участники хоровода не только пели, двигаясь по кругу, но и могли приплясывать, разыгрывать действия. В зависимости от характера песни различались хороводы игровые и орнаментальные или, по-другому, кружевные.
В орнаментальном хороводе участники ходят кругами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры: «завивание капустки», «заплетение плетня». Песни в таком хороводе связаны с картинами родной природы, коллективным крестьянским трудом:

Берёзынька кудрявая, 
Кудрявая, моложавая, 
Под тобою, берёзынька, 
Всё не мак цветёт,
Под тобою, берёзынька, 
Не огонь горит, 
Не мак цветёт – 
Красные девушки 
В хороводе стоят, 
Про тебя, берёзынька, 
Всё песни поют. 

Песни игрового содержания отличаются пружинистым танцевальным ритмом. Поэтому их еще называют частыми. Частые песни легко узнать по четкому ритму стиха и напева. Это изначально связано с ритмом пляски, хотя не все частые песни были плясовыми. В них рисуются светлые стороны крестьянской жизни, народные гуляния, веселые или шуточные бытовые сценки. В частых песнях нередко встречаются разнообразные припевы: «ай – люли», «ой дуду», «люли – люли», они подчеркивают ритм песни, её плясовой характер: 

Светит, светит месяц
Далеко, не близко,
То-то люли, то-то люли,
То-то люлюшки мои!
Как во поле, поле
Девка просо полет,
То-то люли, то-то люли,
То-то люлюшки мои!



Содержание песни игрового хоровода разыгрывается всеми его участниками. В центре круга помещается столько действующих лиц, сколько их в песне, отражающей сценки из народной жизни.

По улице мостовой,
По широкой столбовой,
По широкой столбовой
Шла девица за водой.
За ней парень молодой,
Кричит: «Девица, постой,
Красавица, подожди!
Пойдем вместе за водой,
За холодной, ключевой». 
– «Ах ты, парень-паренек,
Твой глупенький разумок!
Не кричи во весь народ,
Мой батюшка у ворот;
Зовет меня в огород
Чесноку, луку полоть».



5.Слушание песен
Звучат русские народные песни
Песня «На горе-то калина»
Песня «Ах, вы сени, мои сени»  
Песня «Светит месяц» 
— Понравились ли вам песни? В чем, на ваш взгляд, их особенность? 


6. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: Вот и подошёл к концу урок.

Вы очень хорошо работали на уроке. Давайте похлопаем себе и вспомним, какая была тема урока?
Что мы делали на нем?
Все ли получилось?
Ответы детей



7. Домашнее задание:
Играть на музыкальных инструментах русскую народную песню «Ах, вы сени…»


Учитель: До свидания, ребята! Спасибо за урок!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!