Конспект урока музыки в 8 «б» классе по теме: «Русская народная песня» (коррекционный класс)
УМК: Программы И.В.Евтушенко «Музыка и пение» (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 5-9 кл. / Под редакцией В.В.Воронковой.- М.: «Просвещение»,2023г
Тип урока: получение новых знаний
Цель: привитие интереса к традициям русского народа, к истокам народной культуры, исследование глубин русской истории и культуры через постижение русской песни – одного из главных богатств народной культуры.
Задачи:
Образовательные: повторить жанры устного народного творчества; показать особенности жанра русской народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру;
Развивающие: развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через музыкальные произведения русского народного творчества; развивать речь учащихся, их кругозор и творческие способности,
Воспитательные: формирование чувства гордости и любви к русской национальной культуре; привить детям желание самим прикоснуться к истокам русского народного творчества и увидеть результат своего труда; привить интерес к истории своей Родины.
Коррекционные: работа над совершенствованием слухового аппарата.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор; презентация к уроку «Русские народные песни»; фонограмма русских народных песен.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Музыкальное приветствие на мотив р.н.п. «Ах, вы, сени…»
Учитель: Музыка опять зазвучала, Возвестив урока начало.
Рада видеть вас, ребята: И мальчишки и девчата!
2. Настрой на урок.
Сейчас мы с вами встанем поудобнее, закроем глаза, поднимем руки ладонями вверх и слушая музыку настроимся на урок.
Музыка утра (слушают)
Льется музыка рекою
Закружила все вокруг
И кораблики мелодий
Выплывают из под рук
Их волна крутая гонит,
Но унять не может, нет
В царстве музыки волшебной
Поплывем за ними в след!
Учитель:
Что мы с вами должны сделать в начале урока музыки? Ответы детей
3. Артикуляционная гимнастика
1. «Футбол» с закрытым ртом, языком натягивать по очереди щеки.
2. «Вальс» с закрытым ртом, делать круговые движения языком.
3. «Туча» и «Солнышко»вытягиваем губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке.
4. «Лошадка», «Цокать » при этом губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке по руке дирижера.
Учитель: Как приятно было смотреть на девочек и мальчиков с хорошей осанкой.
Правило № 2. Правильная осанка необходима всегда, а во время пения особенно.
Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок, а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать.
4. Изучение нового материала.
Учитель:
Мы знакомы уже со многими жанрами устного народного творчества.
Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни.
Петь – природная потребность человека. Лирические и плясовые, колыбельные и хороводные песни, причитания и былины помогали русскому народу обрести и выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его великом историческом пути.
Русская народная песня, к сожалению, мало знакома современным детям. Однако это богатейший пласт культуры, с помощью которого формировались национальные особенности русского народа и который продолжает влиять на многие современные тенденции.
Сегодня мы с вами узнаем о том, из каких ритмов родилась песня тысячелетия назад, какую роль играла она в древних обрядах, как звучала она в праздники календарного цикла; познакомимся со значением исторических, хоровых, любовных, солдатских, семейных песен.
«Календарно-обрядовые песни»
Жизнь земледельца зависит от природы, и потому еще в глубокой древности люди старались на нее воздействовать. Появились обряды, целью которых было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. Время совершения обрядов совпадало со сроками работ по выращиванию урожая.
С течением времени земледельческий календарь причудливо соединялся с календарем христианских праздников. В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян.Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единство музыкального напева.
Весенние песни назывались веснянками. Они похожи на заговоры, каковыми и вправду являлись старинные времена. Они пелись протяжно, как призыв издалека.
Дай, весна, добрые годы,
Годы добрые, хлебородные!
Зароди жито густое,
Жито густое, колосистое!
Календарные ритуалы по-своему организовали крестьянский быт. Без них мир распался бы для крестьянина на хаотические и неуправляемые враждебные силы, готовые уничтожить саму жизнь. И магически и поэтически песни комментировали обрядовые действия, а те, в свою очередь, организовывали крестьянский быт и упорядочивали природу, от которой этот быт зависел.
«Хороводные и игровые песни»
Хороводные песни
Праздники не обходились без хороводов и плясок. Хоровод – круг подобен солнцу. Хождение по кругу в старинных игрищах уподоблялось хождению за солнцем, по ходу солнца и называлось «посолонь». Оно сопровождалось песней, которую исполняли все участники хором. Хоровод объединял, сплачивал людей. Участники хоровода не только пели, двигаясь по кругу, но и могли приплясывать, разыгрывать действия. В зависимости от характера песни различались хороводы игровые и орнаментальные или, по-другому, кружевные.
В орнаментальном хороводе участники ходят кругами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры: «завивание капустки», «заплетение плетня». Песни в таком хороводе связаны с картинами родной природы, коллективным крестьянским трудом:
Берёзынька кудрявая, Кудрявая, моложавая, Под тобою, берёзынька, Всё не мак цветёт, Под тобою, берёзынька, Не огонь горит, Не мак цветёт – Красные девушки В хороводе стоят, Про тебя, берёзынька, Всё песни поют. |
Песни игрового содержания отличаются пружинистым танцевальным ритмом. Поэтому их еще называют частыми. Частые песни легко узнать по четкому ритму стиха и напева. Это изначально связано с ритмом пляски, хотя не все частые песни были плясовыми. В них рисуются светлые стороны крестьянской жизни, народные гуляния, веселые или шуточные бытовые сценки. В частых песнях нередко встречаются разнообразные припевы: «ай – люли», «ой дуду», «люли – люли», они подчеркивают ритм песни, её плясовой характер:
Светит, светит месяц Далеко, не близко, То-то люли, то-то люли, То-то люлюшки мои! Как во поле, поле Девка просо полет, То-то люли, то-то люли, То-то люлюшки мои! |
Содержание песни игрового хоровода разыгрывается всеми его участниками. В центре круга помещается столько действующих лиц, сколько их в песне, отражающей сценки из народной жизни.
По улице мостовой, По широкой столбовой, По широкой столбовой Шла девица за водой. За ней парень молодой, Кричит: «Девица, постой, Красавица, подожди! Пойдем вместе за водой, За холодной, ключевой». – «Ах ты, парень-паренек, Твой глупенький разумок! Не кричи во весь народ, Мой батюшка у ворот; Зовет меня в огород Чесноку, луку полоть». |
5.Слушание песен
Звучат русские народные песни
Песня «На горе-то калина»
Песня «Ах, вы сени, мои сени»
Песня «Светит месяц»
— Понравились ли вам песни? В чем, на ваш взгляд, их особенность?
6. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель: Вот и подошёл к концу урок.
Вы очень хорошо работали на уроке. Давайте похлопаем себе и вспомним, какая была тема урока?
Что мы делали на нем?
Все ли получилось?
Ответы детей
7. Домашнее задание:
Играть на музыкальных инструментах русскую народную песню «Ах, вы сени…»
Учитель: До свидания, ребята! Спасибо за урок!