Конспект урока музыки в 9 «б» классе по теме: «Весна пришла» (коррекционный класс)
УМК: Программы И.В.Евтушенко «Музыка и пение» (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 5-9 кл. / Под редакцией В.В.Воронковой.- М.: «Просвещение», 2023г
Тип урока: комбинированный
Цель: углубить у обучающихся знания о музыкальных произведениях, показывающих красоту весенней природы.
Задачи:
Обучающие: формировать нравственно-эстетические переживания обучающихся от поэтического слова, музыки, живописи.
Развивающие: развивать умение обучающихся анализировать средства художественной выразительности и художественный образ.
Воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости на восприятие неповторимой красоты родной природы и её связи с музыкой.
Оборудование: магнитофон, кассеты с записью П.И.Чайковского "Апрель. Подснежник", С. Соснина "Солнечная капель".
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Рада видеть вас, ребята,
Добрый день, мои друзья.
К нам музыка с весною
Спешит навстречу дня!"
Учитель: Наш урок, ребята, я хотела бы начать с особых слов. Внимательно вслушайтесь в них и выразите своё отношение.
"Настоящий зритель, слушатель - это такой же творец, как и композитор, художник, поэт".
Учитель: Настоящий зритель, слушатель, художник - чувствует, сопереживает, мыслит вместе с творцом, тогда говорят, что зритель, слушатель начинает творить, глядя на произведение.
Я хочу, чтобы каждый из вас, выбрал именно этот путь работы на уроке; работа сердца, души, трудиться, искать, сопереживать для того, чтобы наполнить свою душу красотой и богатством.
2. Введение в тему урока.
Учитель: Чтобы узнать тему урока, давайте попробуем отгадать музыкальную загадку. Я вам прочитаю текст, а вы должны будете показать на экране и ответить на слова "Это бывает..."
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
Учитель: Верно, узнали, что это бывает весной.
И так, тема нашего урока сегодня, конечно, же, связана с весной.
Слушание песни "Солнечная капель" муз. Соснина.
Учитель: Послушайте мелодию и определим: Какое настроение в ней?
Учитель: Настроение веселое, радостное!!!
Учитель: Значит и характер песни веселый и радостный!
Учитель: Верно, вы поняли и почувствовали замысел композитора. В этом году мы особенно ждём весну. Столько снега выпало, такие сугробы везде, заносы были, что люди немного устали и ждут обновления в природе.
- Давайте, еще раз послушаем песню «Солнечная капель». И колокольчиками будем исполнять ритм в припеве, украшая наше исполнение.
Слушание песни «Солнечная капель»
Учитель: И так, ребята, композитор Соснин какой образ весны показал нам, и мы его передали
- Молодцы. Теперь давайте отдохнём
3. Физкультминутка.
Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
4.Изучение нового материала.
Учитель: Давайте прослушаем пьесу П.И. Чайковского "Апрель. Подснежник" из цикла "Времена года".
Лес большой, был полон звуков
Кто-то выл, а кто мяукал,
Кто-то хрюкал, кто-то топал,
Кто пищал, кто молчал,
Ну, а кто весенний аромат цветов вдыхал.
Учитель: Какие весенние цветы вы знаете? Что за первый весенний цветок растёт прямо из-под снега?
Учитель: Цветок подснежник.
Учитель: Композитор П.И. Чайковский написал пьесу, которую так и назвал "Апрель. Подснежник".
Учитель: Послушайте произведение, насладитесь музыкой, ощутите краски весны, почувствуйте их у себя в душе. Во время звучания музыки можно взять карандаши, фломастеры и разукрасить на листке цветы подснежники
(Слушание).
Учитель: Эпиграфом к пьесе "Подснежник" является стихотворение русского поэта А. Майкова:
"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..."
5. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Мы с вами говорили сегодня о весне русской. Какие произведения музыки поэзии и живописи помогли нам проникнуться сердцем к природе, почувствовать образ весны.
Учитель: Молодцы. Вы чувствовали, сопереживали, мыслили, пытались понять суть произведения.
Учитель: Наш урок окончен. До новых встреч.