СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки во 2 классе по теме: "Великий колокольный звон. Звучащие картины"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: получение новых знаний

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки во 2 классе по теме: "Великий колокольный звон. Звучащие картины"»

Конспект урока музыки во 2 классе по теме: «Великий колокольный звон. Звучащие картины»

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С


Раздел: «О России петь – что стремиться в храм»

Тема: «Великий колокольный звон. Звучащие картины»

Тип урока: получение новых знаний

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ

Цель: Познакомиться с видами колокольного звона, определить его значимость в русской культуре

Задачи урока:

Обучающие: - сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси (колокол в обыденной жизни русского человека; колокольные звоны в произведениях композиторов); познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания.

Развивающие: - развитие творческого мышления, культуры общения, культуры слушания, чувства ритма, вокально-хоровых навыков.

Воспитывающие: воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине;

- воспитывать уважение русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.

Планируемый результат универсальных учебных действий ( УУД):

Регулятивные: развивать умение сравнивать, осмысливать, анализировать, полученную информацию.

Познавательные: познакомиться с разновидностями колокольного звона.

Коммуникативные: способствовать формированию умению участвовать в диалоге с учителем или одноклассниками; учить высказывать свою точку зрения.

Личностные: воспитывать чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, а также уважительное отношение к произведениям разных видов искусства.

Музыкальный материал: 

Песня «Моя Россия», музыка Г. Струве.

Праздничный трезвон (Ростовские звоны).

Русская народная песня «Вечерний звон».

Песня «Звонче, колокол, звени», музыка А. Филиппенко.

М. П. Мусоргский. «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов».

Оборудование:

компьютер, презентация к уроку, портрет композитора М. П. Мусоргского; учебник 2 класс, шаблон колокольчика.

Ход урока:

1. Организационный момент. Введение в тему урока.



Музыкальное приветствие.



Организационный момент, эмоциональный настрой на урок.



Учитель: Ребята, давайте друг другу пожелаем успеха и будем на уроке внимательными слушателями и хорошими исполнителями.

Стихотворение  О. Высотской «Россия» (слайд №1)

Посмотри, как всё красиво, посмотри, простор какой. 
Точно мать, склонилась ива над заснувшею рекой. 
Ветерок метнулся разом, облаков прорвав кольцо, 
И ромашка жёлтым глазом смотрит солнышку в лицо.

Над Россией солнце светит, и дожди шумят над ней. 
В целом свете, в целом свете нет страны её родней. 

Исполнение песни «Моя Россия».

Соловьева Н. (слова), Струве Г. (музыка)


У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная -
Нет земли красивей.

Учитель: Ребята, о чем поется в песне?



Дети: О России, о красоте русской природы.



Учитель: «О России петь – что стремиться в храм» - так называется новый раздел уроков музыки, который познакомит нас с духовными истоками нашей страны. (Учебник, страница 36-37)

Обратите внимание на фрагмент картины М. Нестерова «Северная идиллия», на которой мы видим играющего на свирели пастушка в окружении поющих празднично одетых девушек, на изображение величественного Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры.

Какая музыка может звучать в храме?



Дети: Молитвы, церковные напевы, колокольный звон.

2. Изучение новой темы урока.

Слушание колокольного звона.

Учитель: Тема нашего урока «Великий колокольный звон» (слайд №2)

Слово «колокол» произошло от старинного русского «коло» - круг, но есть и такая версия: «кол о кол» - удар одного кола о другой.

На Руси колокола появились в середине 9 века и стали символом державы и мощи духа русского человека.



Откройте учебник на странице 38-39, рассмотрите изображения колоколов и прочитайте текст на странице 39.

Чтение: Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны – это голос нашей Родины. «Колокол – это молитва в звуке, икона звучащая».

Колокола звучали по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках (слайд №3)



В Древней Руси часто звонили колокола:

- Звали на службу в храм.

- Колокола оповещали о наступлении большого праздника.

- Под звуки колокола сходились народные собрания.

- Колокольным звоном отсчитывали время.

- Встречали царей, патриархов.

- Провожали воинов на битву и встречали их с победой.

- Предупреждали о надвигающейся опасности (пожар, нападение врага).

- Указывали дорогу заблудившемуся путнику.



Чтение: У колокольных звонов несколько названий: набат, трезвон, благовест.



Виды колокольного звона: (слайд №4)

  • Набат – тревожно, взволнованно сообщал о пожаре, войне.

  • Благовест – благая, хорошая весть (мерные удары в большой колокол)

  • Трезвон – радостно (все колокола вместе после Благовеста).

  • Перезвон - во все колокола, но по очереди – символ печали.

  • Красный звон (праздничный) – празднично, торжественно; на великие праздники (в несколько колоколов, но без большого).

3. Слушание.

Слушание колокольного звона. Красный звон (Ростовские звоны).

Определить вид колокольного звона.



Дети: Красный звон (праздничный), так как он звучал радостно, празднично, торжественно в несколько колоколов без большого колокола.



Учитель: Обычно в храмах бывает несколько колоколов, различных по высоте и силе звука: большие колокола - низкие звуки, средние колокола – средние звуки, малые колокола - высокие звуки. У каждого колокола свое звучание или свой тембр. Тембр – это окраска звука. У большого колокола тембр будет низким, а у маленького колокола тембр высокий (слайд №5)

Учитель: Какой самый большой колокол и где он находится? (слайд №6)



В 1735 году в Московском Кремле русский колокольный мастер Михаил Моторин отлил самый большой в мире колокол - Царь-Колокол. Он весит 200 тонн. Он никогда не звонил. При пожаре Москвы люди, боясь, что колокол расплавится, стали лить на него воду - от перепада температуры колокол треснул и от него откололся кусок весом 11,5 тонн. Стоит сейчас Царь-Колокол в Московском Кремле и является уникальным памятником России.



Учитель: Человек, который звонит в колокола, называется звонарь. Только с годами к звонарю приходит мастерство и виртуозность, которые заставляют с волнением слушать колокольные звоны. (слайд №7)



Учитель: Ребята, посмотрите на репродукции картин русских художников

И. Левитана «Вечерний звон» и А. Лентулова «Небосвод» в учебнике на странице 40-41.

Что изображено на картинах? Какие звуки мы можем услышать, глядя на картины?

Какую по настроению музыку вы написали, если бы были композиторами?

(Работа с картами настроения: И. Левитан «Вечерний звон» - печально, нежно, грустно, задушевно; А. Лентулов «Небосвод» - радостно, празднично)

Послушайте русскую народную песню «Вечерний звон» на слова И. Козлова в исполнении Ивана Семеновича Козловского и детского хора, который подражает звону колоколов. Песня исполняется а капелло, то есть без музыкального сопровождения. Сравните песню с репродукцией картины русского художника И. Левитана «Вечерний звон» и настроением, которое мы создали в нашем воображении.

(слайд №8)



Слушание русской народной песни «Вечерний звон» в исполнении Ивана Семеновича Козловского и детского хора.



Дети: На фоне вечерней тишины слышится колокольный звон, который вызывает воспоминание о родном крае.



Учитель: В песне «Вечерний звон» мы услышали как можно голосом подражать звучанию колокола. Попробуем и мы изобразить разные по тембру колокола.

4. Физкультминутка.

Исполнение попевки с движениями: (слайд №9)

1 ряд: «Бом… Бом…» (Большой колокол звучит низко, долго);

2 ряд: «Дин-дон, дин-дон…» (Средний колокол звучит умеренно);

3 ряд: «Дили-дили-дон-дон, дили-дили-дон-дон…» (Малый колокол звучит высоко, быстро).

5. Вокально – хоровая работа.



Исполнение песни «Звонче, колокол, звени», муз. А. Филиппенко (слайд №10)

1. Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола,

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть могла.

Припев:

Динь-динь-динь-дилинь,

Звонче, колокол, звени!

Дили-дили-дили-дон,

Слышится со всех сторон!



2. Раздаётся перезвон –

Колокольчиков трезвон.

Ты, играй не отставай,

Точно ритм передавай.

Припев.



3. Будто ангельское пенье,

Этот дивный перезвон

Светлым гимном Воскресенья

Зазвучал со всех сторон.

Припев.



Учитель: Ребята, а где располагают колокола?



Дети: На колокольне или звоннице. (слайд №11)



Учитель: Для того чтобы звуки колоколов были слышны далеко-далеко, строили высокие звонницы и колокольни.



Учитель: Многие русские композиторы (М. И Глинка, С. С. Прокофьев, М. П. Мусоргский, С. В. Рахманинов и д. р.) использовали звучание колоколов в музыкальных произведениях, чтобы придать своим музыкальным произведениям могущество, силу, смелость, веру в победу, величественность, задушевность.

Великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский в своей опере «Борис Годунов» рассказывает о русском царе Борисе Годунове, которого венчают на царствование. Композитор вводит подражание колокольного звона симфоническим оркестром. Неужели настоящие колокола звучат в оркестре? Конечно, нет. Роль колоколов в оркестре выполняют свободно подвешенные металлические трубки – музыкальный инструмент, который тоже называется «колокола», а также звучание ударных инструментов.

Какой характер придает композитор этому фрагменту? (слайд №12)

Слушание музыки. Великий колокольный звон из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (фрагмент).




Дети: Музыка звучит величественно, торжественно, но тревожно.

Учитель: Это было очень непростое время в истории России, неспокойным было и само царствование Бориса Годунова. Об этом нас колокола и предупреждают.

Учитель: Волшебную силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дернуть за веревку и, замерев, принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая исцеления и обновления внутри себя.



Учитель: В нашем городе Мичуринск тоже можно услышать звон колоколов.

- Назовите Храмы нашего города?

Дети: Боголюбский собор, Ильинский храм, храм «Всех Скорбящих Радость».

(слайд №13, 14)

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.



Вывод:   (слайд №15)

 Колокола, колокольные звоны, звучащие в храмах или в музыке композиторов,  напоминают людям о добре, вере, любви, взывают к человеческой памяти.  



Колокола - это символ России и мощь духа русского человека.

Колокольные звоны – это голос нашей Родины.

«Колокол – это молитва в звуке, икона звучащая».                



Рефлексия:

Я сегодня узнал на уроке….

Мне понравилось….

Я заинтересовался…..

Колокольный звон бывает…..

Композитор, который использовал колокольный звон в своем произведении…


Учитель: Я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.

(Учащимся раздаются колокольчики, которые ребята раскрашивают цветными карандашами по своему усмотрению.).

7. Домашнее задание.



Домашнее задание: Слушать звучание колоколов в храме или в записи; раскрасить колокольчик.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!