СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки во 4 классе: «Сказочный бал. Танцевальные жанры в балете П. И. Чайковского «Щелкунчик»»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки во 4 классе: «Сказочный бал. Танцевальные жанры в балете П. И. Чайковского «Щелкунчик»»»


ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»











Конспект урока музыки во 4 классе:

«Сказочный бал. Танцевальные жанры в балете П. И. Чайковского «Щелкунчик»»













Дзержинск - 2016

Конспект урока музыке в 4 классе

Учебный предмет

Музыка

Тема урока

«Сказочный бал. Танцевальные жанры в балете П. И. Чайковского «Щелкунчик»»

Класс

4 «Б»

Тип урока:

Урок углубления знаний

Цель, задачи

Цель: воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству через освоение новых произведений и знаний о музыке

Задачи:

Обучающие:

  • в доступной для детей форме сообщить сведения о русском композиторе П. И. Чайковском, его балетах «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», о немецком писателе Э. Т. А. Гофмане, о его сказке «Щелкунчик»;

  • рассказать о необычном музыкальном инструменте челесте и о других инструментах симфонического оркестра;

  • подчеркнуть характерные особенности русских народных танцев и танцев других народов мира;

  • на основе эмоционально-нравственного восприятия сказки Гофмана «Щелкунчик» и музыки из одноименного балета Чайковского подвести ребят к осознанию философской идеи победы добра над злом, раскрыть красоту сказочных и музыкальных образов;

Развивающие:

  • при организации восприятия «Танца пастушков», «Трепака» и «Арабского танца», через сравнение средств музыкальной выразительности, развивать в детях умение слышать похожее и разное, осмысливать выбор композитором средств музыкального языка;

  • при слушании «Вальса цветов» дать возможность детям развить свои творческие способности, сочинить свой вариант окончания сюжета;

  • при восприятии «Арабского танца» развивать умение детей выражать свои ощущения в пластических движениях;

  • при исполнении «Трепака» развивать в детях ритмический слух (хлопки на сильную долю);

  • при слушании «Танца пастушков» и «Танца феи Драже» развивать у детей тембровый слух (умение определить тембр флейты и челесты);

  • при проведении вокально-хоровой работы с песней Карлсона развивать у детей умение петь легким, активным звуком, четко произносить слова в подвижном темпе, верно интонировать мелодию.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к своему труду и труду другого человека, умение видеть в работах красивое.

Формируемые УУД

Предметные УУД

• воспринимают музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство;

•узнают музыку и называют имена выдающихся композиторов разных стран мира;

•используют музыкальные образы при создании музыкально-пластических композиций, исполнении инструментальной импровизации

Метапредметные УУД

•Познавательные: умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата

•Регулятивные: принимают учебную задачу, понимают план действий, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно воспринимают оценку учителя;

•Коммуникативные: умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; учитывают разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию;

Личностные УУД

• сформирована коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками

•сформировано уважительного отношения к иному мнению, истории


Оборудование

Для учителя:

мультимедийное оборудование, проигрыватель, компьютер.

Для учащихся:

Дневник, пенал





План урока:

1.Организационный момент - (1 минута)

2.Актуализация опорных знаний – (15 минут)

3.Первичное закрепление материала - (10 минут)

4.Обощение и систематизация знаний - (14 минут)

5. Домашнее задание - (1 минута)

6.Рефлексия - (4 минуты)

Ход урока


Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, методы, приемы и средства

УУД

  1. Орг. момент

Эмоциональный настрой учащихся на урок

Здравствуйте ребята, садитесь!

(слайд)

Сегодня я проведу у вас урок музыки.

Приветствуют учителя

Настраиваются на работу

Фронтальная работа

Слово учителя


  1. Актуализация опорных знаний

Подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия

Что изображено на картинке?

Что она делает?

Что такое балет? Что вы знаете о балете?



- Какие балеты вы знаете?? Или слышали их названия?

А кто был в театре на балете?



-балерина

-танцует

- Балет – это музыкальный спектакль, где герои выражают свои чувства, эмоции через танец.


- Золушка, Вальс снежных хлопьев.

-ребята делятся впечатлениями

Беседа, обучение и слушание музыки, метод побуждения и развития интереса к музыке






Принимать учебную задачу, понимать план действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем

плане; адекватно воспринимать оценку учителя;

  1. Первичное закрепление материала

Проверка усвоения знаний учащихся

(слайд 3) -П. И. Чайковский очень любил сказки и, поэтому многие из них легли в основу его произведений. Сегодня мы познакомимся с еще одним балетом П. И. Чайковского, который он написал по сказке немецкого писателя Гофмана «Щелкунчик» (слайд 4). Сказка эта о необыкновенной кукле, которая щелкала орешки и поэтому называлась Щелкунчик. (слайд 5)

Произошло это в рождественскую ночь. Вы знаете, что в рождественскую ночь происходят чудеса, превращения, дети получают подарки, очень ждут этого праздника. Щелкунчика принесли в подарок детям среди других игрушек.(слайд 6) Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику было нетрудно расколоть их. Но ее брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под елку и забыл о нем.(слайд 7) Мари положила Щелкунчика в кукольную коробку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился, и все дети ушли спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, и начала с ним разговаривать, утешая его. Вдруг Щелкунчик ожил.(слайд 8) Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королем. Вдруг послышалось шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. (слайд 9) Их было целое полчище во главе с мышиным королем. Щелкунчик смело вступил в бой. Ему помогали оловянные солдатики с елки. Дрались они храбро, отважно. Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику и уже хотел было броситься на него, как Мари увидев это, сняла с ноги башмачок и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасен, а войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: «Ты не мог погибнуть, ведь я так тебя люблю». И тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство. (слайд 10)Это было не обычное, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. Сначала они попали в Рождественский лес.(слайд 11) Щелкунчик ударил в ладоши, и тот час же явились крошечные пастухи и пастушки, такие нежные и белые, что можно было подумать, будто они из чистого сахара. Они принесли хорошенькое золотое кресло, положили на него белую подушку из пастилы и очень любезно пригласили Мари сесть. И сейчас же пастухи и пастушки исполнили прелестный балет.

Звучит «Танец пастухов и пастушек».(музыка)

-Какая была музыка?

- Если вы были внимательны, то вы наверное слышали, что пастухи и пастушки танцевали балет.


Какие балетные движения вы представили, слушая это произведение?

-А что вы услышали в оркестре, какой музыкальный инструмент? С какими музыкальными инструментами ходят настоящие пастухи?

-Эти инструменты в оркестре заменяет флейта, потому что очень похожа на звучание рожка и свирели.(слайд 12)

- Давайте вернемся к нашим путешественникам. Вместе с ними мы попадаем в город Конфетенбург.(слайд 13) Конфетенбург – многолюдный город, веселый, тут каждый день праздники. Через несколько шагов Мари и Принц очутились на большой, удивительно красивой базарной площади. Все дома были украшены сахарными галереями ажурной работы. Посередине, как корабль, возвышался глазированный пирог, осыпанный сахаром, а вокруг из четырех искусно сделанных фонтанов били вверх струи лимонада и других вкусных прохладительных напитков. Бассейн был полон взбитых сливок, которые так хотелось зачерпнуть ложкой. Но прелестнее всего были очаровательные человечки (слайд 14) Они веселились, смеялись, шутили, пели и танцевали.

Звучит «Трепак».(ТАНЕЦ)

- Ребята, расскажите о музыке, которая сейчас прозвучала. Какая она?


- Похожа ли она на «Танец пастушков»? А чем отличается? Эта музыка действительно похожа на танец и у него есть свое название – это русский народный танец – трепак. Это быстрый, задорный танец с лихим притопыванием. Так и хочется пуститься в пляс под эту музыку. Давайте и мы с вами потанцуем. Но сначала послушаем внимательно музыку. Там, где вам хочется топнуть, давайте мы для начала хлопнем в ладоши. В музыке не всегда есть место, где можно хлопнуть, обратите на это внимание, где-то музыка звучит ярче, а где-то тише, будьте внимательны, сосчитайте, сколько вы сделаете хлопков в самых ярких местах.

Исполнение «Трепака» с подчеркиванием акцентов хлопками в ладоши.(МУЗЫКА)

- Продолжим наше путешествие. Щелкунчик снова хлопнул в ладоши. Розовое озеро зашумело сильнее, выше заходили волны. И Мари с Принцем оказались в лодке, сиявшей яркими, как солнце, драгоценными камнями.(слайд 15). Двенадцать очаровательных арапчат в шапочках и передничках, сотканных из радужных перышек колибри, легко управляли этой лодкой. Двенадцать арапчат трясли своими зонтиками и отбивали ногами какой-то невидимый такт и темп: «Топ-и-тип, тип-и-топ, хлоп-хлоп-хлоп! Мы по водам хороводом».

Звучит «Арабский танец». (МУЗЫКА)

-Каким был танец арапчат?



- Ребята, в трепаке мы услышали удаль, музыка была звонкой, яркой, а эта музыка похожа на русский народный танец? В ней звучит что-то восточное, тонкое. Ее танцуют 12 арапчат, поэтому называется танец «арабский». И движения будут уже не такие активные, как в русском народном танце – трепаке, скорее всего, это будут медленные, плавные движения руками. - Как по вашему мнению, этот танец можно изобразить при помощи рук? Попробуйте.(включить арабскую музыку, вывести детей к доске).

- А теперь посмотрим видео в балете.

Звучит Арабский Танец. (ВИДЕО)

(слайд 16)

Двенадцать арапчат переправили Мари и Принца к замку феи Драже. Громкий крик удивления, нет крик восторга, вырвался у Мари, когда вдруг она очутилась перед замком с сотней воздушных башенок, светившихся розово-алыми сияниями. Там и сям были рассыпаны по стенам роскошные букеты фиалок, нарциссов, тюльпанов, которые оттеняли ослепительную, отливающую алым цветом белизну фона. Большой купол центрального здания и остроконечные крыши башен были усеяны тысячами звездочек, сверкающих золотом и серебром. Вдруг зазвучала очень приятная, нежная музыка. Ворота замка распахнулись, и оттуда вышла фея Драже (слайд 14)

Звучит «Танец феи Драже». (Вариация видео)


- Сейчас мы слушали «Танец феи Драже», чем он отличается от других танцев, которые звучали сегодня?





- П. И. Чайковский включил в оркестр инструмент, который редко используется в таких произведениях.(слайд 17). Челеста – это французский инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный, звенящий звук. Ребята, танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.

- А теперь послушайте, на чем можно сыграть эту мелодию. (ВИДЕО ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ)

- !Своим гостям Фея Драже решила подарить необычный подарок. При помощи своего волшебства она может подарить гостям чудо. У нее в замке очень много красивых цветов. Фея Драже привела Мари и принца в свой сад, двери сада отворились и…

Звучит «Вальс цветов».

- Ребята, какой это танец?

- П. И. Чайковский назвал этот вальс – Вальсом цветов. Наверное, войдя в сад со множеством прекрасных цветов, Мари и принц закружились в вальсе, в вальсе цветов. Фея Драже подарила им самый дорогой подарок, она подарила им счастье.!

- Вот так необычно закончилось путешествие Мари и Принца в волшебную рождественскую ночь.











































































легкая, изящная, спокойная, светлая, нежная, порхающая музыка



-легкие прыжки





-рожок, свирель



























-яркая, сочная, насыщенная, громкая




































медленный, изящный, плавный, нежный, с позвякивающими бубнами.

Дети предлагают свои варианты движений руками, выбирают наиболее понравившиеся и исполняют танец, сидя за партами. Важно, чтобы во время исполнения эмоциональное состояние детей соответствовало восприятию музыкального произведения. После пластического интонирования обязательно следует отметить самых старательных ребят.





























это волшебная, нежная музыка, она вся переливается, звенит, чтобы изобразить фею Драже изящной, нежной, это сказочный танец




















-вальс










Беседа, слушание произведения, анализ произведения, беседа о прослушанном произведении.

• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство;

•узнавать музыку (из произведений программы) и называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира;

использовать музыкальные образы при создании музыкально-пластических композиций, исполнении инструментальной импровизации

4. Обобщение и систематизация знаний

Обобщение полученных знаний

-Эту замечательную сказку, которая называется «Щелкунчик» нам подарил немецкий писатель Гофман, а Петр Ильич Чайковский на основе этой сказки написал одноименный балет – сказку «Щелкунчик». (слайд 18)

-Из этого балета мы послушали только несколько фрагментов. Кто помнит, какие это были танцы? Дома сочините и запишите или нарисуйте новые истории чудесных путешествий Мари и Принца.

Мы с вами побывали в необычном царстве, потому что жители там были сахарными, дома построены из шоколада, а реки текли лимонадные.

Вспомните героя сказки, который очень любил сладости и жить не мог без них, и его моторчик не заводился, если он периодически не смазывал его вареньем. Это Карлсон. (слайд 19) С замечательной песней этого симпатичного героя я предлагаю вам познакомиться. Первичное восприятие песни. (МУЗЫКА)


Песенка Карлсона

Я спешил к вам, друзья,

С жутким нетерпеньем.

Я моторчик не зря

Смазывал вареньем.

У меня за спиной

Вертится пропеллер.

Я хочу, чтоб со мной

Все ребята пели. 2 раза


Припев:

Смешной человечек на крыше живет,

Смешной человечек ириски жует,

Смешной человечек скучать не привык,

Смешной человечек – большой озорник.


Я готовил обед

Для друзей, подружек.

Суп варил из конфет,

А компот из плюшек.

Ну, а сам похудел

Килограмм на двести.

Сорок бубликов съел

С пряниками вместе. 2 раза


Припев.

Если даже чуть-чуть

Загрустит приятель.

Я в окошко влечу,

Словно воспитатель.

Попляшу с малышом,

Поиграю в прятки.

Если дом ходуном –

Значит, все в порядке. 2 раза

Припев.

Далее до конца занятия идет разучивание песни.









«Танец пастухов и пастушек», русский народный танец – трепак, Арабский танец», «Танец феи Драже», «Вальс цветов».





-Карлсон










Беседа, слушание произведение, анализ произведения, беседа о прослушанном произведении.


Поисковая ситуация




Практический метод (инструментальное исполнение)



• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство;

•узнавать музыку (из произведений программы) и называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира;

формулировать собственное мнение и позицию;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

•Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории

5. Домашнее задание


Дома сочините и запишите или нарисуйте новые истории чудесных путешествий Мари и Принца.

Открывают дневники, записывают задание на дом

Объяснение


6. Рефлексия

Оценка деятельности на уроке

Спасибо за урок. Что вам запомнилось на уроке? Что удалось? Что вас удивило? Что порадовало?

Отвечают на вопросы

беседа

Самоанализ деятельности на уроке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!