СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки "Вокальная музыка" (5 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки в 5 классе "Вокальная музыка" (технологическая карта).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки "Вокальная музыка" (5 класс)»

Тема урока: Вокальная музыка

Тип урока: Урок изучения нового материала.


ЦЕЛИ:

Обучающий компонент:

Учащиеся в конце урока должны:

  • Познакомить с вокальным творчеством выдающихся композиторов классической музыки;

  • Знать понятие романс;

  • Уметь определять жанры вокальной музыки.


Развивающий компонент: развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, развивать умения применять новые знания, развивать умение работать в парах, в группах;

Воспитывающий компонент: воспитание интереса к предмету, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.


Методы обучения: проблемно-поисковый, познавательный, практический, метод обобщения.

Наглядность и ЭОР: презентация Power Point к уроку.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный


Задачи: Подготовить учащихся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке.

Приветственное слово учителя

Ребята, закройте глаза, опустите голову. Скажите себе, что будете внимательными. Повторите мысленно:


Я буду внимательным.

Буду думать, думать, думать.

Буду сосредоточенно размышлять.

Буду догадлив, старателен.


-Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.


Поверка готовности к уроку. Отметка отсутствующих.

Приветствие учителя.

Слушают, настраиваются на урок

Проверяют наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника.

Личностные: формирование положительного отношения к учению

Коммуникативные: управление собственным поведением.





Коррекция знаний.




Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания».

Регулятивные: адекватно воспринимать ответы одноклассников

Познавательные: осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные: инициативное сотрудничество; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью; адекватно оценивать речь

Мотивационно- организующий этап.


Задачи: Обеспечить мотивацию учения,

совместно сформулировать цели урока

Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме.

Ребята, как вы думаете, какой самый древний и самый распространенный музыкально-литературный жанр? (песня)

Именно на примере песни становятся очевидными сходства и различия между литературной речью и речью музыкальной.

Тема сегодняшнего урока: «Вокальная музыка»








Определяют тему. Ставят цели, записывают тему урока.

Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания»; желание приобретать новые знания; осознавать трудности и стремиться к их преодолению

Регулятивные: самостоятельно определить цель урока, пути ее достижения; адекватно воспринимать ответы одноклассников

Познавательные: осознанно строить речевое высказывание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью; адекватно оценивать речь

Изучение нового материала


Задачи: обеспечить восприятие , осмысление и первичное запоминание материала учащимися.

Постановка проблемного вопроса.

Сегодня мы поговорим конкретно о романсах.

Романсом называют вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо музыкального инструмента.

Почему романсы, как народные песни, живут в памяти людей? В чем причина их долголетия?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к образам старинных русских романсов. (послушать)

О чем романс? (о любви)

Они воспевают великое человеческое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

А.Варламов

Песня – романс  «Красный сарафан» написана в стиле русских народных песен. Такая стилистика была свойственна этому времени (19 в)— шло становление русского искусства, и народные мотивы плавно и органично входили в структуру общей европейской культуры. 

Это было время, когда стала активно развиваться русская национальная культура.

Место рождения песни: Москва.

Хотя песня имеет авторство, она очень часто позиционируется как народная, а исполнители используют различные ее варианты; некоторые устаревшие слова постепенно заменились на более современные литературные (родимушка — родимая и т. д.)

Слушаем романс «Красный сарафан»


  • О чем этот романс? В нем рассказывается о девичьей доле, о привольной жизни в родительском доме. И о том, что девушка не хочет выходить замуж, а ее матушка вспоминает о своей молодости.

  • Какая мелодия у романса?  В этом романсе мелодия плавная, широкая, напевная.

  • Ребята, а как строится беседа дочери с матерью? Как меняются характер звучания, ладовая окраска, тембр? Сначала поет дочь, а затем матушка. Беседа строится в форме диалога. Сначала песня поется в мажоре, затем переходит в минор, на заключительных словах  « и я молодешенька была такова» музыка вновь возвращается к мажору и темпу, который был вначале.

Да, тональные отклонения из мажора в минор, ее неторопливое развертывание — все это близко народной бытовой манере.

Песня сразу запомнилась московским зрителям, и те запели ее — как запомнили.
Вскоре песня «Красный сарафан» приобрела немалую известность и вышла за пределы Москвы, ее стали распевать по городам и весям и она стала одной из самых популярных русских песен. 





Физминутка.

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем.

А потом – наоборот:

Будет вправо поворот,

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Руки выше, плечи шире!

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись




Слушают музыку, отвечают на вопросы, участвуют в дискуссии.












































Делают зарядку







Личностные: желание приобретать новые знания; осознавать трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные: осуществлять действия по реализации плана решения проблем творческого и поискового характера; сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя; определять степень успешности своей работы; волевая саморегуляция.


Познавательные: формулировать правила, понятия на основе выделения существенных признаков; выполнять задания; проводить сравнения, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения; строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление проблемы; поиск альтернативных способов разрешения конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий одноклассников; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью.

Закрепление знаний и способов действий


Задачи: обеспечить закрепление знаний и способов действий; коррекция пробелов


Послушаем романс «Жаворонок» М.И. Глинки

Ответьте на вопросы:

О чем этот романс? Какая мелодия у романса? Какое настроение передает какое настроение передает автор? 

Светлая грусть звучит в романсе "Жаворонок". Естественная, напевная его мелодия невольно очаровывает своей безупречной "вокальностью" - его хочется петь!
Ранняя весна, ласковое дыхание земли, поток переливчатых звуков... Всё как будто создаёт радостное и приподнятое настроение, неповторимое ощущение наступающей весны. Но всё же задумайтесь: нет ли в этой радости лёгкого оттенка печали - может быть, оттого, что ещё обнажены земля и деревья, что порой налетает холодный ветер. А может быть, возникающего из-за чего-то, что трудно объяснить словами. Не это ли состояние мечтательной грусти, гениально передал М. Глинка в своей мелодии?

Обратите внимание на фортепианное сопровождение. В нём есть то, что отсутствует в партии голоса, - звонкие трели жаворонка, парящего высоко над землёй.



Слушание музыки, ответы на вопросы.













Личностные: осознавать трудности и стремиться к их преодолению; участие в созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Регулятивные: сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя; определять степень успешности своей работы; волевая саморегуляция.


Познавательные: выполнять задания; проводить сравнения, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения; строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление проблемы; поиск альтернативных способов разрешения конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий одноклассников; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью.

Контроль знаний.


Задачи: выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Определить недостатки в знаниях и умениях.

Самый древний вид музыкального искусства? (песня)

Что такое романс?

Романсы каких композиторов мы сегодня прослушали?

Ответы на вопросы.


Личностные: осознавать трудности и стремиться к их преодолению; желание совершенствовать имеющиеся знания

Регулятивные: определять степень успешности своей работы; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; волевая саморегуляция; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из него.

Познавательные: выполнять задания; проводить сравнения, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения; строить логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий одноклассников; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью.

Подведение итогов


Задачи: сделать выводы об уровне усвоения знаний на уроке.

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Что запомнили?


Ответы на вопросы

Личностные: осознавать трудности и стремиться к их преодолению; желание совершенствовать имеющиеся знания

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


Коммуникативные: выявление проблемы; поиск альтернативных способов разрешения конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий одноклассников; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью.

Домашнее задание.


Задачи: подготовка учащихся к работе вне школы.

Записать в тетрадь какую музыку можно «услышать» глядя на картины К.Петрова-Водкина «Полдень» и Б.Кустодиева «Голубой домик»


Записывают задание в дневник.

Личностные: желание совершенствовать имеющиеся знания

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


Рефлексия.


Задачи: Дать оценку работы класса и отдельных учащихся . Выяснить уровень эмоционального настроя учащихся после урока.

-Если вы поняли тему урока, поднимите руки ладошками вверх, если не поняли – ладошками вниз

- Вспомните цели нашего урока. Достигли мы их?

- Что нового вы унесете сегодня с урока?

- Как оцениваете свою работу на уроке? (выставление оценок)

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.


Высказываются об уроке. Анализируют свою деятельность.


Личностные: положительное отношение к учебе.

Регулятивные: определять степень успешности своей работы; волевая саморегуляция.


Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью.
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!