Организационный Задачи: Подготовить учащихся к работе на уроке, создание психологической, положительной атмосферы, обеспечение комфортной обстановки на уроке. | Приветственное слово учителя Ребята, закройте глаза, опустите голову. Скажите себе, что будете внимательными. Повторите мысленно: Я буду внимательным. Буду думать, думать, думать. Буду сосредоточенно размышлять. Буду догадлив, старателен. -Желаю вам хорошей творческой работы на уроке. Поверка готовности к уроку. Отметка отсутствующих. | Приветствие учителя. Слушают, настраиваются на урок Проверяют наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника. | Личностные: формирование положительного отношения к учению Коммуникативные: управление собственным поведением. |
Мотивационно- организующий этап. Задачи: Обеспечить мотивацию учения, совместно сформулировать цели урока Актуализировать знания учащихся по изучаемой теме. | Ребята, как вы думаете, какой самый древний и самый распространенный музыкально-литературный жанр? (песня) Именно на примере песни становятся очевидными сходства и различия между литературной речью и речью музыкальной. Тема сегодняшнего урока: «Вокальная музыка» | Определяют тему. Ставят цели, записывают тему урока. | Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания»; желание приобретать новые знания; осознавать трудности и стремиться к их преодолению Регулятивные: самостоятельно определить цель урока, пути ее достижения; адекватно воспринимать ответы одноклассников Познавательные: осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью; адекватно оценивать речь |
Изучение нового материала Задачи: обеспечить восприятие , осмысление и первичное запоминание материала учащимися. | Постановка проблемного вопроса. Сегодня мы поговорим конкретно о романсах. Романсом называют вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо музыкального инструмента. Почему романсы, как народные песни, живут в памяти людей? В чем причина их долголетия? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к образам старинных русских романсов. (послушать) О чем романс? (о любви) Они воспевают великое человеческое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье. А.Варламов Песня – романс «Красный сарафан» написана в стиле русских народных песен. Такая стилистика была свойственна этому времени (19 в)— шло становление русского искусства, и народные мотивы плавно и органично входили в структуру общей европейской культуры. Это было время, когда стала активно развиваться русская национальная культура. Место рождения песни: Москва. Хотя песня имеет авторство, она очень часто позиционируется как народная, а исполнители используют различные ее варианты; некоторые устаревшие слова постепенно заменились на более современные литературные (родимушка — родимая и т. д.) Слушаем романс «Красный сарафан» О чем этот романс? В нем рассказывается о девичьей доле, о привольной жизни в родительском доме. И о том, что девушка не хочет выходить замуж, а ее матушка вспоминает о своей молодости. Какая мелодия у романса? В этом романсе мелодия плавная, широкая, напевная. Ребята, а как строится беседа дочери с матерью? Как меняются характер звучания, ладовая окраска, тембр? Сначала поет дочь, а затем матушка. Беседа строится в форме диалога. Сначала песня поется в мажоре, затем переходит в минор, на заключительных словах « и я молодешенька была такова» музыка вновь возвращается к мажору и темпу, который был вначале. Да, тональные отклонения из мажора в минор, ее неторопливое развертывание — все это близко народной бытовой манере. Песня сразу запомнилась московским зрителям, и те запели ее — как запомнили. Вскоре песня «Красный сарафан» приобрела немалую известность и вышла за пределы Москвы, ее стали распевать по городам и весям и она стала одной из самых популярных русских песен.
Физминутка. Руки в стороны поставим, Правой левую достанем. А потом – наоборот: Будет вправо поворот, Раз – хлопок, два – хлопок, Повернись ещё разок! Раз, два, три, четыре, Руки выше, плечи шире! Опускаем руки вниз И за парты вновь садись | Слушают музыку, отвечают на вопросы, участвуют в дискуссии. Делают зарядку | Личностные: желание приобретать новые знания; осознавать трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Регулятивные: осуществлять действия по реализации плана решения проблем творческого и поискового характера; сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя; определять степень успешности своей работы; волевая саморегуляция. Познавательные: формулировать правила, понятия на основе выделения существенных признаков; выполнять задания; проводить сравнения, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения; строить логическую цепь рассуждений Коммуникативные: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление проблемы; поиск альтернативных способов разрешения конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий одноклассников; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью. |
Закрепление знаний и способов действий Задачи: обеспечить закрепление знаний и способов действий; коррекция пробелов | Послушаем романс «Жаворонок» М.И. Глинки Ответьте на вопросы: О чем этот романс? Какая мелодия у романса? Какое настроение передает какое настроение передает автор? Светлая грусть звучит в романсе "Жаворонок". Естественная, напевная его мелодия невольно очаровывает своей безупречной "вокальностью" - его хочется петь! Ранняя весна, ласковое дыхание земли, поток переливчатых звуков... Всё как будто создаёт радостное и приподнятое настроение, неповторимое ощущение наступающей весны. Но всё же задумайтесь: нет ли в этой радости лёгкого оттенка печали - может быть, оттого, что ещё обнажены земля и деревья, что порой налетает холодный ветер. А может быть, возникающего из-за чего-то, что трудно объяснить словами. Не это ли состояние мечтательной грусти, гениально передал М. Глинка в своей мелодии? Обратите внимание на фортепианное сопровождение. В нём есть то, что отсутствует в партии голоса, - звонкие трели жаворонка, парящего высоко над землёй. | Слушание музыки, ответы на вопросы. | Личностные: осознавать трудности и стремиться к их преодолению; участие в созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Регулятивные: сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя; определять степень успешности своей работы; волевая саморегуляция. Познавательные: выполнять задания; проводить сравнения, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения; строить логическую цепь рассуждений Коммуникативные: постановка вопросов; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление проблемы; поиск альтернативных способов разрешения конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий одноклассников; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью. |
Контроль знаний. Задачи: выявить качество усвоения учащимися знаний и способов действий. Определить недостатки в знаниях и умениях. | Самый древний вид музыкального искусства? (песня) Что такое романс? Романсы каких композиторов мы сегодня прослушали? | Ответы на вопросы. | Личностные: осознавать трудности и стремиться к их преодолению; желание совершенствовать имеющиеся знания Регулятивные: определять степень успешности своей работы; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его; волевая саморегуляция; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из него. Познавательные: выполнять задания; проводить сравнения, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения; строить логическую цепь рассуждений Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий одноклассников; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью. |
Подведение итогов Задачи: сделать выводы об уровне усвоения знаний на уроке. | - О чем мы говорили сегодня на уроке? - Что запомнили? | Ответы на вопросы | Личностные: осознавать трудности и стремиться к их преодолению; желание совершенствовать имеющиеся знания Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: выявление проблемы; поиск альтернативных способов разрешения конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий одноклассников; формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью. |
Домашнее задание. Задачи: подготовка учащихся к работе вне школы. | Записать в тетрадь какую музыку можно «услышать» глядя на картины К.Петрова-Водкина «Полдень» и Б.Кустодиева «Голубой домик» | Записывают задание в дневник. | Личностные: желание совершенствовать имеющиеся знания Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Рефлексия. Задачи: Дать оценку работы класса и отдельных учащихся . Выяснить уровень эмоционального настроя учащихся после урока. | -Если вы поняли тему урока, поднимите руки ладошками вверх, если не поняли – ладошками вниз - Вспомните цели нашего урока. Достигли мы их? - Что нового вы унесете сегодня с урока? - Как оцениваете свою работу на уроке? (выставление оценок) - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. | Высказываются об уроке. Анализируют свою деятельность. | Личностные: положительное отношение к учебе. Регулятивные: определять степень успешности своей работы; волевая саморегуляция. Коммуникативные: формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической и монологической речью. |