СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Н.Носов "Карасик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Н.Носов "Карасик"»

Тема: Самостоятельное чтение "Н.Носов "Карасик".



Цели урока:

  • актуализировать знания учащихся о творчестве Н.Носова, историй его героев, научить анализировать текст;

  • способствовать развитию связной речи, навыков беглого чтения;

  • воспитывать культуру отношений между сверстниками;

  • развивать способность восприятия детской литературы;

  • прививать любовь и заинтересованность к изучению русской литературы.

Формировать УУД:

  • Личностные: оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов.

  • Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

  • Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

  • Познавательные: ознакомить с творчеством детских писателей, расширять читательский кругозор младших школьников. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Планируемые результаты:

Предметные: работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текс на основе иллюстраций, отбирать ключевые слова, позволяющие создать свой собственный текст.

Личностные: осмыслять нравственные ценности: любовь к природе, к животным, малая родина, родители, уважение к старшим, правила взаимоотношений в обществе.

Метапредметные:

  • Формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника. (Регулятивные УУД).

  • Планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке. (Коммуникативные УУД).

  • Находить необходимую информацию в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника (Познавательные УУД).

Задачи:

  • Продолжить знакомство с творчеством Н. Н. Носова.

  • Формирование сознательного читателя, читательских умений и навыков.

  • Учить детей задумываться о прочитанном; сопереживать героям рассказа; оценивать их поступки и поведение; учить понимать главную мысль произведения.

  • Развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, умение анализировать.

  • Воспитывать доброе отношение ко всему живому, честность, правдивость.

  • Приобщать учащихся к чтению детской художественной литературы.

ХОД УРОКОВ

– Эпиграфом нашего урока будут слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

I. Мотивация к учебной деятельности

Дружно за руки возьмёмся 
И друг другу улыбнёмся. 
Пусть сегодня для нас всех 
На урок придёт успех! 
Поприветствуем гостей, 
С ними нам вдвойне теплей! 
Пожелайте нам удачи, 
И успешности в придачу!

II. Проверка домашнего задания

– Дома вы готовили  пересказ от имени Серой Шейки. (Послушать отрывок)

III. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности

– Сегодня мы отправимся в гости к новым героям. 
узнайте по ним произведения.(работа в парах)

─ А я один раз купался в море, ─ говорит Мишутка, ─ и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову ─ и откусила.
─ Врешь!
─ Нет, правда!
─ Почему же ты не умер?
─ А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

(«Фантазёры»)

Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь  и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть  не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить  маму зашить.
Мама рассердилась:
– Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать,  а я зашивать должна

(«Заплатка»)

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить  рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем  не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в  колхозный огород и набрали полные карманы огурцов.  Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток.

(«Огурцы»)

«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё».
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх.

(«На горке»)

– Что объединяет все эти произведения?
– Сформулируйте тему урока.  

IV. Работа по теме урока

1. Включение в систему знаний и повторение

– С биографией Н. Н. Носова мы уже знакомились . Хочется только напомнить его слова: «Сочинять для детей – наилучшая работа. 
Она требует очень много знаний.
Главное – любовь  к ним и уважение.
Я понял, когда у меня рос сын,  что к детям нужно относиться с самым большим  и очень теплым уважением.»
– С каким произведением мы познакомимся сегодня? Откройте стр. 128 учебника.
– Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?

– Где мы можем найти  информацию о карасях? 
– Пожалуй, карась самая капризная рыба из всего рыбьего населения. Только что клевал и вдруг — как отрезало. Такое случается даже в период цветения шиповника, когда, по всем приметам, должен быть самый активный клев. Хотя в выборе корма карась неприхотлив: питается почти всем, что находит. А почему вдруг теряет аппетит — так никто толком не объяснил.
Карасевый дом — это участок тинистого дна, на котором он добывает себе корм: мотыля, червячков, прочую мелкую живность. Уткнется носом и роет, выставив хвост. Карась медлителен, привязан к своему огороду. По внешнему виду он отдаленно напоминает карпа. Бывает двух видов: золотой (желто-красноватого цвета) и серебряный (белый, с темноватой спиной).

– В тексте вам могут встретиться следующие слова. Попробуйте объяснить их значение.

2. Словарная работа. Слайды 4-6

Отдушина под домом – служит  для проветривания пространства под домом.
Бранить –  ругать
Юркнул – быстрым движением скрыться куда-нибудь
Шмыгнул – быстро проскользнуть куда-л., незаметно уйти, скрыться; юркнуть.
Плюхнулся – упасть с шумом (обычно во что-либо жидкое)
Схватила за шиворот – схватить  за ворот, за воротник или за загривок
Свернулся калачиком – лежать формой, напоминая калач

3. Первичное чтение текста

– Чтение рассказа  учениками.

4. Проверка первичного восприятия текста

– Какие чувства вас наполняли, когда вы читали это произведение. (Грусть, радость, сожаление, сочувствие)
– К какому жанру мы отнесем этот вид текста?
– Назовите героев рассказа. 
– Как попал карасик к Виталику? 
– Найдите в тексте описание карасика. (Серебристый, красивый, хороший, маленький)
– Как относился к рыбке Виталик сначала? (Интересовался, кормил, менял воду, заботился)
– Изменилось ли его отношение к рыбке  потом? Почему? (Привык, забывал кормить, обменял)
– Как это характеризует Виталика? 
– Сразу ли согласился Виталик на обмен? Найдите этот эпизод. 
– А почему Виталик боялся сознаться в том, что он обменял карасика на свисток?
– Какие чувства он испытывал, что переживал? (Растерянность, задумался, волновался, боялся, переживал)
– За кого больше переживал Виталик? (За себя. Боялся, что мама его накажет.)
– Почему мама подумала, что карасика съел Мурзик? 
– Опишите. Какие чувства испытывал Виталик за обедом. Почему? (Грусть, ничего не хотел есть. Он расстроился, что мама накажет Мурзика.)
– Как Виталик относился к Мурзику?
– И все-таки он сознался. Почему? (Боялся за Мурзика)
– Легко ли было ему сделать это. Почему? (Не хватало смелости) 
– Что изменилось после его признания? (Он сразу стал весёлым)
– Почему?
– А можно ли было избежать неприятностей? (Сразу сказать правду)
– Как вы понимаете значение слова правда(Справедливость, честность, правое дело)
– В словаре Ожегова правда — это справедливость, честность, правое дело, правильный образ действий и мыслей. 
– Какая главная мысль рассказа?
– Найдите в тексте предложение, которое может быть ответом на вопрос. (Слова мамы: «Это только трусы боятся говорить правду»)
– А какой поступок совершил Сережа?
– Как вы понимаете пословицу: Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

 5. Физминутка

– Как плавал карасик, покажите.
– Как он резвился в аквариуме, выпускал воздух, нырял.
– А как ему стало в банке, покажите

6. Игра «да-нет»

– Я хочу проверить: насколько вы внимательны. 


1. Виталик променял карасика на свисток?  (да) 
2. В пропаже карасика мама обвинила Серёжу?  (нет)
3. Серёжа посадил карасика в банку?   (да)
4. Банка была просторной?  (нет)
5. Кота звали Барсик?  (нет)
6. Мурзик обиделся на Виталика?  (нет)

7. Графический диктант  по содержанию

– 1. Мама подарила Виталику аквариум с золотистым карасиком? (Серебристым)
+ 2. Кот Мурзик любил смотреть на рыбку?
+ 3. Виталик променял карасика на милиционерский свисток?
+ 4. Виталик боялся признаться маме, что променял карасика на свисток?
+ 5. Мурзик упирался лапками и не хотел лезть в отдушину?
– 6. За обедом Виталик сидел и ел с аппетитом? (Не хотел ничего есть)
+ 7. Когда мама вышла, Виталик сунул в карман котлету и понёс её Мурзику?
+ 8. На душе было как-то нехорошо, потому что он обманул маму?
– 9. Мурзик вернулся домой, и мама хотела его пожалеть? (Наказать)
+ 10. Виталик признался маме, что променял рыбку на свисток?

Проверка по эталону . Анализ результатов.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
– + + + + – + + – +

8. Восстановление сюжетной линии

– Возьмите конверты. Выложите зебру. 

Заточение Мурзика. 
Возвращение Мурзика.
Подарок мамы.
Душевные переживания.
Котёнок.
Разговор с мамой.
Признание.
Обмен.

(Верный вариант.)

Подарок мамы.
Котёнок.
Обмен.
Разговор с мамой.
Заточение Мурзика.
Душевные переживания.
Возвращение Мурзика.
Признание.

9. Синквейн

– Давайте составим синквейн  Виталика. (Карточка)

10. Работа в парах «Грамконструктор»

– Я сейчас раздам вам карточки со словами, а вы составьте из них предложение.



  1. От твоего обмана может пострадать невинный.

  2. Если ты совершил плохой поступок, то в этом нужно признаться.

  3. Когда ты говоришь правду, то тебе самому становится легко на душе.

– Запишите эти «золотые» слова в своём сердечке.

V. Итог урока. Рефлексия

– С каким произведением Н Носова познакомились на уроке?
– Кому из героев рассказа ты сопереживал больше всего? Почему?
– Как вы думаете, каким человеком вырастет Виталик?
– Почему рассказ называется «Карасик», а не «Мурзик» или «Виталик»?
– Какие полезные уроки вы извлекли из этого рассказа?
– В файле лежит картинка карасика. Куда вы его приклеите?

  • В аквариум – побольше таких дел, поучительно,

  • Банка  –  не всё, интересно,

  • Никуда – дело не понравилось, скучно.

VI. Домашнее задание.















































–  Пересказать  близко к тексту от имени Мурзика или карасика. ─ А я один раз купался в море, ─ говорит Мишутка, ─ и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову ─ и откусила.
─ Врешь!
─ Нет, правда!
─ Почему же ты не умер?
─ А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.

(«Фантазёры»)

Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь  и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть  не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить  маму зашить.
Мама рассердилась:
– Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать,  а я зашивать должна

(«Заплатка»)

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить  рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем  не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в  колхозный огород и набрали полные карманы огурцов.  Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток.

(«Огурцы»)

«Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё».
Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх.

(«На горке»)