Занятие 5 (2 класс)
Николай Сладков «Топик и Катя»
Ход урока
СЛАЙД 1
-Чтобы узнать, кто сегодня у нас будет в гостях, отгадайте загадки:
«Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет всё до срока
Белобокая…..
«Уши странные, большие-
У него они такие.
Прыгать может высоко-
Не поймать его легко
И морковку обожает
Без неё он так страдает
Носик кругленький, как нолик-
Перед нами братец …..»
-Наши главные герои сегодня на занятии – это сорока и кролик
Какое произведение вы читали к занятию?
Переход по кнопке ДАЛЕЕ
СЛАЙД 2
-Облачко плывёт к нам.
-Сегодня на занятии мы продолжим знакомство с творчеством Николая Сладкова
-Как вы думаете «Топик и Катя» это рассказ или сказка?
Определите жанр произведения
ДЕТИ-Это рассказ. Автор рассказывает о том, как жили сорочонок и крольчонок. События происходили на самом деле.
Кнопка ПРОВЕРКА Верно, это рассказ
Предлагаю прочитать ещё раз этот рассказ.
-Найдите в рабочей тетради задание 1. Прочитайте, что необходимо сделать.(Впиши данные о произведении в карточку)
-Заполните карточку самостоятельно
-Прочитайте, что вы написали?
II.Воспроизведение содержания и выполнение заданий по сюжету рассказа.
-Найдите в рабочей тетради задание 2 под буквой «а». Прочитаем, что необходимо сделать (раскрасить только героев рассказа)
-Какой рисунок лишний, почему?
Самостоятельная работа.
-В рассказе встречаются слова и выражения, толкование которых мы сейчас объясним.
-Подумайте, какие слова вам непонятны?
Дети: Зажили душа в душу: душа птичья и душа звериная. Это значит, жили очень дружно, не ссорились, вместе играли.
СИРОТА – живёт один, нет родителей
Купаться-трепыхаться- крыльями и лапами из стороны в сторону быстро двигать.
- Сейчас я проверю, внимательно ли вы читали рассказ
-Вспомните, как начинается рассказ (Посадили домашнего Топика и дикую Катю вместе)
-Что сразу же сделала Катя? (Клюнула Топика в глаз)
-Что сделал Топик? (Он стукнул ее лапой)
-Но скоро они подружились и зажили душа в душу: душа птичья и душа звериная. Стали две сироты друг у друга учиться – так пишет Сладков.
-Чему же они стали учиться друг у друга? Найдите в тексте и прочитайте.(Топик стрижёт травинки…Топик нору роет -……тычет носом в землю, помогает рыть.)
-Расскажите, что они делали на грядке с салатом? (Катя забиралась на грядку и начинала в нём купаться-трепыхаться и подскакивать-к ней прибегал Топик.)
-Нравилось Топику на грядке? (Нет, сырость ему не нравилась, купаться он не любил, поэтому просто начинал грызть салат)
-Значит, кролики не любят сырость.
-А чему научила Катя Топика на грядке с земляникой? (Воровать с грядки землянику. Он тоже начал объедать спелые ягоды)
-В какую игру любили играть Топик и Катя? (Догонялки)
-Как происходила игра? Найдите и прочитайте в рассказе. (Для начала Катя взбиралась Топику на спину и начинала долбить в макушку и щипать за уши. Когда терпение…..Начиналась беготня и возня)
-Однажды, гоняясь за Топиком Катя- …
-Чему научил Топик Катю? (Летать)
А чему научила Катя Топика? Докажите словами автора.(А сам потом научился от неё таким прыжкам….)
-Автор говорит «Так вот и жили Катя и Топик»
-Как же они жили? (Днём играли, ночью спали на огороде, Топик в укропе, а Катя на грядке с луком)
-Молодцы.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА
-Отдохнули немного и снова за работу.
-Найдите в рабочей тетради задание 2 под буквой Б. Прочитайте задание (Дополни план рассказа)
-Ребята, попробуем выполнить эту работу в парах.
(У детей план, разрезанный на отдельные предложения)
-Попробуйте собрать план из заготовок, которые лежат у вас на столах.
РАБОТА В ПАРАХ.
- Если пара закончит работу, то вы знаете, как нам это показать.
1. ВСТРЕЧА ТОПИКА И КАТИ
СТАЛИ УЧИТЬСЯ ДРУГ У ДРУГА
3.НА ГРЯДКЕ С САЛАТОМ
НА ГРЯДКЕ С ЗЕМЛЯНИКОЙ
5. ИГРА В ДОГОНЯЛКИ
ТОПИК НАУЧИЛ КАТЮ ЛЕТАТЬ
7.ТАК ВОТ И ЖИЛИ КАТЯ И ТОП
-А сейчас проверим, как вы справились с работой. Прочитайте первый пункт плана (Презентация) Дети пишут в тетрадях
1. ВСТРЕЧА ТОПИКА И КАТИ
-О чём идёт речь дальше?
2.СТАЛИ УЧИТЬСЯ ДРУГ У ДРУГА Все согласны? Покажите сигналами. /ИТД
-Прочитайте следующий пункт плана.
3.НА ГРЯДКЕ С САЛАТОМ
-Где ещё побывали наши герои, кроме грядки с салатом
4.НА ГРЯДКЕ С ЗЕМЛЯНИКОЙ
-Прочитайте следующий пункт плана.
5. ИГРА В ДОГОНЯЛКИ
-Что ещё произошло в жизни животных?
6. ТОПИК НАУЧИЛ КАТЮ ЛЕТАТЬ
-Прочитайте последний пункт плана.
7.ТАК ВОТ И ЖИЛИ КАТЯ И ТОП
- Как вы думаете, почемуТоп, а не Топик?(Топик это ласковое имя Топа. Значит Топик вырос и стал Топом.
-Молодцы. Идём дальше (Переход по кнопке ДАЛЕЕ)
-Задание 3 в тетради. Прочитайте его. (Дети отвечают, сразу проверяю на доске)
-Верно, а почему вы не выбрали «Не ладили, царапались и кусались»?
(Переход по кнопке ДАЛЕЕ)
-Что необходимо сделать? (Проверка)
-Найдите в тетради задание № 4 под буквой Б. Прочитаем его. Посовещайтесь в парах и выполните вместе.
Если останется время, то раскрашивают рисунок.
Рефлексия. Итог урока.
-Подходит к концу наше занятие. Произведение какого автора мы сегодня анализировали? (НИКОЛАЯ СЛАДКОВА)
-Как оно называется? (Топик иКатя)
-Что интересного для себя вы сегодня узнали из жизни животных (Кролики не любят сырость, они едят салат, разную траву. Кролики едят замлянику. Кролики умеют прыгать, а сорокищиплют траву, едят землянику..
Итак, ребята, рассказ совсем небольшой, но сколько интересного из жизни животных вы узнали, чего раньше не знали. Наблюдайте за животными и вы увидите ещё много интересного в их поведении.
-А теперь оцените себя и свою работу:
Если вы были активны, отвечали с уверенностью, не испытывали затруднений при выполнении заданий, то закрасьте листочек зелёным цветом.
Если вы проявили небольшую активность на занятии, испытывали неуверенность в себе, у вас возникали некоторые трудности – закрасьте листочек жёлтым цветом.
Если вы совсем не проявляли активности на занятии, не отвечали на вопросы учителя, не смогли самостоятельно выполнить задания – закрасьте листочек красным цветом.