Сравнительная характеристика героев | Вспомните, что сказано в романе о взаимоотношениях героев? Можно ли сказать, что Онегин и Ленский – абсолютно разные люди? Дома вы составляли цитатную характеристику героев. С ее помощью мы сопоставим образы Евгения Онегина и Владимира Ленского по следующим критериям: - социальное положение; - воспитание; - образование; - возраст; - духовные ценности (дружба, любовь) 1. К какому сословию принадлежат Онегин и Ленский? 2. Что вы можете сказать о воспитании героев? 3. Что известно об образовании Онегина? Каково было мнение света об Онегине? Какое значение здесь имеет слово «педант»? Какой вывод можно сделать об образовании героя? А что автор говорит нам об образовании Ленского? 4. Сколько лет Онегину и Ленскому на начало действий? Как вы думаете, влияет ли разница в возрасте на взаимоотношения героев? О чем ведут разговоры Онегин и Ленский? Сравнивая взгляды на жизнь героев, скажите, чем Ленский отличается от Онегина? 5. Как Онегин относится к дружбе? А каково отношение Ленского? Что герои думают о любви? Почему же такие разные люди подружились? Почему автор назвал Онегина и Ленского «от делать нечего друзья»? 6. Онегин и Ленский – «лед и пламень» или две стороны одной медали? | «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень. Не столь различны меж собой. Сперва взаимной разнотой. Они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Съезжались каждый день верхом И скоро стали неразлучны». (глава 2, строфа 13) Они разные. Это можно увидеть через описания их характеров автором: Ленский имел «пылкий и довольно странный» дух, его душа всегда была согрета «приветом друга, тоской дев». Онегин же уже прошел через это. В Ленском он видит себя прошлого, но сейчас он изменился. Его уже не привлекает светская жизнь с ее балами и шумными вечерами, ему по душе одиночество. Он любил быть на природе, размышлять над философскими вопросами, которые никак не могли бы заинтересовать Ленского. Онегин - дворянин, выросший в Петербурге и усвоивший быт, нравы и образ жизни столицы: «Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы» Ленский - тоже дворянин, но сведений о его детстве или ранней юности не представлено, видимо, они были, как у всех. Под началом гувернёра-француза Онегин, «забав и роскоши дитя», воспитывался в духе аристократизма, далёкого от истинно русских, национальных устоев: «Сперва Madame за ним ходила // Потом Monsieur её сменил Слегка за шалости бранил // И в Летний сад гулять водил». О воспитании Ленского автор умолчал. Онегин воспитывался и обучался дома. В раннем детстве с ним занималась мадам, французская нянька-воспитательница, которую сменил гувернёр мосье Бопре, тоже француз. Онегин, как и все дворяне, хорошо знал французский: «Он по-французски совершенно // Мог изъясняться и писал». Пушкин иронизирует над образованием героя: «Мы все учились понемногу // Чему-нибудь и как-нибудь». Он говорит, что Евгений Онегин хоть и много читал, но глубоких знаний не имел: «Не мог он ямба от хорея, // Как мы ни бились, отличить». «Онегин был по мненью многих (Судей решительных и строгих) Ученый малый, но педант: Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре...» (глава 1, строфа 5) «Человек, выставляющий напоказ свои знания, свою ученость, с апломбом, судящий обо всем». (Словарь языка А. С. Пушкина). Знания Евгения Онегина поверхностны. Он вроде может говорить обо всем, а в итоге – ни о чем. Ленский был отправлен для получения образования в Германию – в Геттингенский университет, где проявил интерес к гуманитарным наукам, стал почитателем философа Канта; увлёкся романтическим направлением в литературе, о чём говорят его «кудри чёрные до плеч», вольнолюбивые речи и то, что он сам сочинял стихи, воспевая «поблекший жизни цвет». Онегину 26 лет «...Дожив без цели, без трудов // До двадцати шести годов...» Ленскому 18 лет «...пускай поэт // Дурачится; в осьмнадцать лет...». Возможно, Онегин видел в Ленском себя в юношестве и относился к нему как к брату, снисходительно. Однако Онегин сумел умно и гуманно подойти к наивному, но благородному юноше. Это указывает на то, что в нём таится «души прямое благородство»: «Он слушал Ленского с улыбкой. Поэта пылкий разговор, И ум, еще в сужденьях зыбкой, И вечно вдохновенный взор, — Онегину все было ново; Он охладительное слово В устах старался удержать И думал: глупо мне мешать Его минутному блаженству; И без меня пора придет; Пускай покамест он живет Да верит мира совершенству; Простим горячке юных лет И юный жар и юный бред». «Меж ними все рождало споры и к размышлению влекло». Они обсуждали научные достижения, вспоминали исторические договоры, подвергали суду предрассудки, судьбу и жизнь. Ленский – романтик, Онегин – реалист, который, многое пережив в своей жизни, стал трезво ее оценивать. Онегину «друзья и дружба надоели». Знает о дружбе лишь поверхностно, не ищет друзей, одиночка. Верит в настоящую дружбу, в то, что друг способен постоять за честь товарища, идеалист, он «верил, что друзья готовы // За честь его приять оковы…» Для Онегина «красавицы недолго были // Предмет его привычных дум», а Ленский верил, «что душа родная // Соединиться с ним должна». Мы видим, что светская жизнь убила в Онегине веру в возможность «высокой» любви. Ленский же живет в романтическом мире. «Сердцем милый невежда» влюбляется в Ольгу, заметив лишь «Глаза, как небо, голубые, // Улыбка, локоны льняные, // Движенья, голос, легкий стан…». Он полюбил образ, созданный им же самим, но он любил: «Ах, он любил, как в наши лета // Уже не любят; как одна // Безумная душа поэта // Еще любить осуждена…». «От делать нечего друзья…». Несмотря на то, что Онегин и Ленский имеют разные взгляды на жизнь и настроения, они близки по уровню развития и интересам. С другими соседями им пришлось бы говорить «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Отношение провинциального общества к ним было разное, это их и сблизило. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи; установление аналогий; умение ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста. Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей; полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения. Регулятивные: умение применять полученные знания на практике; саморегуляция. Личностные: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. |