СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему «А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Онегин и Ленский».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Онегин и Ленский».»

КОНСПЕКТ УРОКА

Класс: 9

Тема: «А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Онегин и Ленский».

Планируемые результаты:

Личностные: формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Метапредметные: умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной речью; монологической контекстной речью.

Предметные: умение давать характеристику героев и их сравнительную характеристику; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам.

Методы и приемы: метод творческого чтения (комментированное чтение отдельных эпизодов), репродуктивный (слово учителя), эвристический (построение системы вопросов).

Наглядные средства: портрет писателя, текст романа «Евгений Онегин».

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап

Приветствие.

Сегодня мы поговорим о героях романа Евгении Онегине и Владимире Ленском и попробуем выяснить, что у них общего, а чем они рознятся.


Регулятивные: волевая саморегуляция

Сравнительная характеристика героев

Вспомните, что сказано в романе о взаимоотношениях героев?





Можно ли сказать, что Онегин и Ленский – абсолютно разные люди?










Дома вы составляли цитатную характеристику героев.

С ее помощью мы сопоставим образы Евгения Онегина и Владимира Ленского по следующим критериям:

- социальное положение;

- воспитание;

- образование;

- возраст;

- духовные ценности (дружба, любовь)


1. К какому сословию принадлежат Онегин и Ленский?






2. Что вы можете сказать о воспитании героев?










3. Что известно об образовании Онегина?

















Каково было мнение света об Онегине?








Какое значение здесь имеет слово «педант»?


Какой вывод можно сделать об образовании героя?



А что автор говорит нам об образовании Ленского?










4. Сколько лет Онегину и Ленскому на начало действий?



Как вы думаете, влияет ли разница в возрасте на взаимоотношения героев?



















О чем ведут разговоры

Онегин и Ленский?




Сравнивая взгляды на жизнь героев, скажите, чем Ленский отличается от Онегина?


5. Как Онегин относится к дружбе?


А каково отношение Ленского?



Что герои думают о любви?


















Почему же такие разные люди подружились?


Почему автор назвал Онегина и Ленского «от делать нечего друзья»?






6. Онегин и Ленский – «лед и пламень» или две стороны одной медали?

«Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень.

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой.

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны».

(глава 2, строфа 13)

Они разные. Это можно увидеть через описания их характеров автором: Ленский имел «пылкий и довольно странный» дух, его душа всегда была согрета «приветом друга, тоской дев». Онегин же уже прошел через это. В Ленском он видит себя прошлого, но сейчас он изменился. Его уже не привлекает светская жизнь с ее балами и шумными вечерами, ему по душе одиночество. Он любил быть на природе, размышлять над философскими вопросами, которые никак не могли бы заинтересовать Ленского.























Онегин - дворянин, выросший в Петербурге и усвоивший быт, нравы и образ жизни столицы:

«Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы»

Ленский - тоже дворянин, но сведений о его детстве или ранней юности не представлено, видимо, они были, как у всех.


Под началом гувернёра-француза Онегин, «забав и роскоши дитя», воспитывался в духе аристократизма, далёкого от истинно русских, национальных устоев: «Сперва Madame за ним ходила // Потом Monsieur её сменил Слегка за шалости бранил // И в Летний сад гулять водил».

О воспитании Ленского автор умолчал.


Онегин воспитывался и обучался дома. В раннем детстве с ним занималась мадам, французская нянька-воспитательница, которую сменил гувернёр мосье Бопре, тоже француз. Онегин, как и все дворяне, хорошо знал французский: «Он по-французски совершенно // Мог изъясняться и писал».

Пушкин иронизирует над образованием героя: «Мы все учились понемногу // Чему-нибудь и как-нибудь». Он говорит, что Евгений Онегин хоть и много читал, но глубоких знаний не имел: «Не мог он ямба от хорея, // Как мы ни бились, отличить».


«Онегин был по мненью многих

(Судей решительных и строгих)

Ученый малый, но педант:

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре...»

(глава 1, строфа 5)

«Человек, выставляющий напоказ свои знания, свою ученость, с апломбом, судящий обо всем». (Словарь языка А. С. Пушкина).


Знания Евгения Онегина поверхностны. Он вроде может говорить обо всем, а в итоге – ни о чем.



Ленский был отправлен для получения образования в Германию – в Геттингенский университет, где проявил интерес к гуманитарным наукам, стал почитателем философа Канта; увлёкся романтическим направлением в литературе, о чём говорят его «кудри чёрные до плеч», вольнолюбивые речи и то, что он сам сочинял стихи, воспевая «поблекший жизни цвет».


Онегину 26 лет «...Дожив без

цели, без трудов // До двадцати шести годов...»

Ленскому 18 лет «...пускай поэт // Дурачится; в осьмнадцать лет...».



Возможно, Онегин видел в Ленском себя в юношестве и относился к нему как к брату, снисходительно. Однако Онегин сумел умно и гуманно подойти к наивному, но благородному юноше. Это указывает на то, что в нём таится «души прямое благородство»:

«Он слушал Ленского с улыбкой.

Поэта пылкий разговор,

И ум, еще в сужденьях зыбкой,

И вечно вдохновенный взор, —

Онегину все было ново;

Он охладительное слово

В устах старался удержать

И думал: глупо мне мешать

Его минутному блаженству;

И без меня пора придет;

Пускай покамест он живет

Да верит мира совершенству;

Простим горячке юных лет

И юный жар и юный бред».


«Меж ними все рождало споры и к размышлению влекло». Они обсуждали научные достижения, вспоминали исторические договоры, подвергали суду предрассудки, судьбу и жизнь.


Ленский – романтик, Онегин – реалист, который, многое пережив в своей жизни, стал трезво ее оценивать.





Онегину «друзья и дружба надоели». Знает о дружбе лишь поверхностно, не ищет друзей, одиночка.

Верит в настоящую дружбу, в то, что друг способен постоять за честь товарища, идеалист, он «верил, что друзья готовы // За честь его приять оковы…»

Для Онегина «красавицы недолго были // Предмет его привычных дум», а Ленский верил, «что душа родная // Соединиться с ним должна». Мы видим, что светская жизнь убила в Онегине веру в возможность «высокой» любви. Ленский же живет в романтическом мире. «Сердцем милый невежда» влюбляется в Ольгу, заметив лишь «Глаза, как небо, голубые, // Улыбка, локоны льняные, // Движенья, голос, легкий стан…». Он полюбил образ, созданный им же самим, но он любил: «Ах, он любил, как в наши лета // Уже не любят; как одна // Безумная душа поэта // Еще любить осуждена…».


«От делать нечего друзья…».





Несмотря на то, что Онегин и Ленский имеют разные взгляды на жизнь и настроения, они близки по уровню развития и интересам. С другими соседями им пришлось бы говорить «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Отношение провинциального общества к ним было разное, это их и сблизило.






Познавательные: поиск и выделение

необходимой

информации; умение излагать

полученную

информацию,

интерпретируя её в контексте решаемой задачи; установление аналогий; умение ориентироваться в содержании

текста, понимать целостный

смысл текста.

Коммуникативные: умение

осознанно

использовать

речевые средства в

соответствии с

коммуникативной задачей; полно и ясно выражать свои мысли,

комментировать и аргументировать

свои наблюдения.

Регулятивные: умение применять

полученные знания на практике; саморегуляция.

Личностные: действие нравственно-этического

оценивания

усваиваемого

содержания,

исходя из

социальных и

личностных

ценностей.

Подведение итогов

Какова роль образов Онегина и Ленского в создании собирательного образа героя пушкинского времени?

Основная художественная роль Ленского - оттенить характер Онегина. Ленский - это одна из тех натур, для которых жить, не значит развиваться и идти вперед. Это был романтик и больше ничего. Будущее же принадлежит людям деятельным. Евгений Онегин относиться к тем людям, которые наделены несомненными нравственными преимуществами, большими духовными силами, однако эти силы остаются без приложения, жизнь проходит без смысла. Находить удовлетворение в борьбе ради высокой цели такие люди не могут по своему воспитанию и положению, а устроить личную жизнь им мешают ошибки, которые они осознают слишком поздно, чтобы их исправить. Сам поэт участливо показывает, что это зависит не столько от них самих, сколько от действительности, которой они окружены, и из которой не в силах освободиться.

Коммуникативные: умение

осознанно

использовать

речевые средства в

соответствии с

коммуникативной задачей; полно и ясно выражать свои мысли,

комментировать и аргументировать

свои наблюдения.


Рефлексия

Давайте оценим свою работу. Поднимите большой палец вверх, если считаете, что сегодня вы отлично поработали, большой палец вбок, если можно было быть активнее.

Анализируют и оценивают свою деятельность.

Личностные:

формирование

самооценки,

включая осознание своих возможностей в учении;

адекватное

понимание причин успеха/неуспеха в учебной

деятельности.

Регулятивные:

выделение и

осознание качества

и уровня усвоения;

волевая

саморегуляция.

Домашнее задание

Прочитать 1, 2, 3 главы романа. Подготовить цитатную характеристику Татьяны и Ольги Лариных.

Записывают.

Регулятивные: саморегуляция

Личностные: формирование

ответственности за

выполнение домашнего задания.