МБОУ «Колонтаевская СОШ»
Льговский район Курская область
Конспект урока литературы на тему:
Пушкин А.С.. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина
в образе Маши Мироновой. Женские образы в романе
8 класс
Учитель русского языка
и литературы Курбатова Г.Н.
2018 год

Тип урока: усвоение новых знаний |
Педагогические задачи: научить устно рецензировать исполнение актерами фрагментов романа; обучать различным видам пересказа; научить составлять план сравнительной характеристики героинь романа. |
Планируемые результаты: |
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
Воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, сопоставлять героев и события, аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в развернутых устных и письменных высказываниях. | Познавательные: Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства в соответствии с учебной задачей. Регулятивные: Определяют цели деятельности, последовательность действий. Коммуникативные: Осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи. | Развитие морального сознания и формирование нравственных чувств, компетентности в решении моральных проблем; осознание значения семьи в жизни человека и общества. |
Образовательные ресурсы: текст произведения «Капитанская дочка»; фонохрестоматия. |
Организационная структура урока.
Актуализация опорных знаний.
Каково первое впечатление Гринева о семье капитана Миронова (глава 3)?
Почему автор изображает Белогорскую крепость, ее обитателей, порядки в крепости с юмором? Можно ли доказать, что в этом изображении отразились принципы реализма? Прокомментируйте свой ответ.
Какие черты Ивана Кузмича и Василисы Егоровны автор делает главными?
Как характеризует Мироновых их отношение к окружающим?
Почему Василиса Егоровна «управляла крепостию так точно, как и своим домом»? приведите примеры ее смелости и решительности.
Почему Василиса Егоровна отказалась покинуть Белогорскую крепость, где ожидали пугачевцев (глава 6)?
Работа по теме урока.
Практическая работа.
Анализ эпизодов «Гибель капитана Миронова и его жены» со слов «Колокольный звон утих; настала глубокая тишина» до слов»…добрый поручик повис подле своего старого начальника» и со слов «В эту минуту раздался женский крик» до конца главы 7. |
Какие события изображены в эпизодах, какова динамика событий? | |
Как приняли смерть капитан Миронов и его жена? | |
Какие нравственные качества героев проявились в сценах их гибели? | |
Как взаимосвязаны герои и события эпизодов? | |
Какую роль играют в эпизодах образы художественного времени и пространства? | |
Какое значение имеет минимальное употребление в эпизодах изобразительно-выразительных средств языка? | |
Каков эмоциональный пафос эпизодов? | |
В чем особенности мастерства Пушкина и его писательского стиля в изображении гибели героев? Какое место этих эпизодов в развитии сюжета и композиции романа? | |
Какими способами выражена в эпизодах авторская позиция? | |
Закрепление изученного материала.
Маша Миронова. Нравственная красота героини. Фрагменты романа в актерском исполнении.
Групповая работа по карточкам.
Группа 1 Главы 3-4. Каково происхождение и социальное положение Маши Мироновой? Что нам известно о ее прошлом? С какой целью автор дает первую характеристику Маши словами Швабрина? Прокомментируйте первый портрет Маши. Как он связан с ее внутренним состоянием? Почему Маша воспринимает слова матери о своем будущем со слезами: стыдится быть бесприданницей; очень хочет выйти замуж; не хочет, чтобы эта информация звучала вслух в присутствии Гринева, по другим причинам? Какую оценку дает Маше Гринев? (глава 4). Как характеризует Машу ее оценка, данная Швабрину? | Группа 2 Главы 5-6. Каково отношение автора к искренности и естественности Маши? Почему Маша не соглашается стать женой Гринева без согласия его родителей (глава 5)? Как ведет себя Маша в сцене прощания с Гриневым (глава 6)? Как меняется и как характеризует Машу ее речь? |
Группа 3 Главы 10, 12, 13. Как характеризует Машу ее письмо к Гриневу (глава 10)? Прослушайте фрагмент главы «Сирота» в актерском исполнении. Ответ на вопрос 7 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актерское чтение». Прокомментируйте портрет Маши, находящейся в плену у Швабрина (глава 12). Как этот портрет соотносится с ее внутренним состоянием? Какова динамика портрета героини в главе 12? Какие черты героини проявляются в ее разговоре с Гриневым об отъезде к его родителям? Какую оценку дает Маше Савельич (глава 13)? Как изменяется, развивается характер Маши? Докажите, что образ Маши отвечает принципам реализма? | Группа 4 Глава 14. Как оценили Машу родители Гринева? Какие черты появляются в образе Маши в 14 главе? Как ее характеризует решение ехать в Петербург? Прочитайте по ролям диалог Маши Мироновой с императрицей со слов «На другой день рано утром…» до слов «…исполненная радостной надежды». Как характеризует Машу ее разгово с Екатериной 2? В чем проявилась ее решимость и цельность характера? С какой целью автор делает конец истории Маши Мироновой счастливым? Докажите, что послесловие издателя к роману отвечает принципам реалистического произведения. |
Художественный смысл образа императрицы.
Практическая работа.
Составьте план анализа эпизода «В императорском саду».
Примерный план анализа эпизода:
События, происходящие в эпизоде, поступки героинь, взаимосвязь героев и событий. Смысловая роль художественного времени и пространства эпизода.
Значение пейзажа и портрета героинь для понимания смысла эпизода. Почему мы видим императрицу глазами Маши? Способы описания внутреннего состояния героинь: детали портрета, интонации речи, авторские ремарки.
Основной конфликт диалога героинь, их речевые характеристики. Подтекст диалога.
Эмоциональный пафос эпизода. Мастерство автора в повествовании, описаниях и диалоге.
Место эпизода в развитии сюжета и композиции. Героини эпизода в системе образов произведения, и «зеркальная2 композиция.
Выражение в эпизоде авторской позиции, мировоззрения и идейно-эстетических взглядов писателя. Черты реализма в эпизоде.
Значение эпизода для раскрытия идейного смысла романа.
Художественный смысл образа императрицы.
Обобщающая беседа.
Женские образы в романе
Назовите все женские образы романа. (Маша Миронова, Авдотья Васильевна Гринева, Василиса Егоровна Миронова, Екатерина 2, Акулина Памфиловна, Палашка, Анна Власьевна).
По плану сравнительной характеристики героев сопоставьте героинь романа: Авдотью Васильевну и Василису Егоровну, Машу Миронову и Екатерину 2, Акулину Памфиловну и Анну Власьевну.
Дайте характеристику Палашке. Кому из героинь романа созвучен этот образ?
Итоговый вопрос. Почему образ Маши Мироновой –это нравственный ориентир автора?
4.Рефлексия.
5. Домашнее задание. Составить план характеристики Маши Мироновой и письменно охарактеризовать героиню или письменно ответить на итоговый вопрос урока. Подготовить выборочный пересказ фрагментов романа, связанных с образом Пугачева (главы 2, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, послесловие от издателя).
Индивидуальное задание. Составить письменную сравнительную характеристику женских образов романа.
4
Русская литература 8 класс ФГОС
Русская литература 11 класс ФГОС. Часть...
Русская литература 7 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русской...
Электронная тетрадь по русской...
Электронная тетрадь по русской...
Русская литература 6 класс ФГОС
Великие русские писатели и поэты
© 2018, Курбатова Галина Николаевна 4947 137
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей