СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: А.С.Пушкин. "Капитанская дочка". нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой. Женские образы в романе".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 8 классе по программе В.Я.Коровиной. Данный урок имеет практическую работу по теме урока.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: А.С.Пушкин. "Капитанская дочка". нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой. Женские образы в романе".»

МБОУ «Колонтаевская СОШ»

Льговский район Курская область









Конспект урока литературы на тему:

Пушкин А.С.. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина

в образе Маши Мироновой. Женские образы в романе

8 класс









Учитель русского языка

и литературы Курбатова Г.Н.

2018 год





Тип урока: усвоение новых знаний

Педагогические задачи: научить устно рецензировать исполнение актерами фрагментов романа; обучать различным видам пересказа; научить составлять план сравнительной характеристики героинь романа.

Планируемые результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, сопоставлять героев и события, аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в развернутых устных и письменных высказываниях.

Познавательные:

Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; осознанно использовать речевые средства в соответствии с учебной задачей.

Регулятивные:

Определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные:

Осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.

Развитие морального сознания и формирование нравственных чувств, компетентности в решении моральных проблем; осознание значения семьи в жизни человека и общества.

Образовательные ресурсы: текст произведения «Капитанская дочка»; фонохрестоматия.



Организационная структура урока.

  1. Актуализация опорных знаний.

  • Аналитическая беседа. Семья капитана Миронова

  • Каково первое впечатление Гринева о семье капитана Миронова (глава 3)?

  • Почему автор изображает Белогорскую крепость, ее обитателей, порядки в крепости с юмором? Можно ли доказать, что в этом изображении отразились принципы реализма? Прокомментируйте свой ответ.

  • Какие черты Ивана Кузмича и Василисы Егоровны автор делает главными?

  • Как характеризует Мироновых их отношение к окружающим?

  • Почему Василиса Егоровна «управляла крепостию так точно, как и своим домом»? приведите примеры ее смелости и решительности.

  • Почему Василиса Егоровна отказалась покинуть Белогорскую крепость, где ожидали пугачевцев (глава 6)?

  1. Работа по теме урока.

Практическая работа.



Анализ эпизодов «Гибель капитана Миронова и его жены» со слов «Колокольный звон утих; настала глубокая тишина» до слов»…добрый поручик повис подле своего старого начальника» и со слов «В эту минуту раздался женский крик» до конца главы 7.

Какие события изображены в эпизодах, какова динамика событий?


Как приняли смерть капитан Миронов и его жена?



Какие нравственные качества героев проявились в сценах их гибели?


Как взаимосвязаны герои и события эпизодов?



Какую роль играют в эпизодах образы художественного времени и пространства?


Какое значение имеет минимальное употребление в эпизодах изобразительно-выразительных средств языка?


Каков эмоциональный пафос эпизодов?



В чем особенности мастерства Пушкина и его писательского стиля в изображении гибели героев?

Какое место этих эпизодов в развитии сюжета и композиции романа?


Какими способами выражена в эпизодах авторская позиция?



  1. Закрепление изученного материала.

Маша Миронова. Нравственная красота героини. Фрагменты романа в актерском исполнении.

Групповая работа по карточкам.



Группа 1

Главы 3-4.

  • Каково происхождение и социальное положение Маши Мироновой? Что нам известно о ее прошлом?

  • С какой целью автор дает первую характеристику Маши словами Швабрина?

  • Прокомментируйте первый портрет Маши. Как он связан с ее внутренним состоянием?

  • Почему Маша воспринимает слова матери о своем будущем со слезами: стыдится быть бесприданницей; очень хочет выйти замуж; не хочет, чтобы эта информация звучала вслух в присутствии Гринева, по другим причинам?

  • Какую оценку дает Маше Гринев? (глава 4).

  • Как характеризует Машу ее оценка, данная Швабрину?

Группа 2

Главы 5-6.

  • Каково отношение автора к искренности и естественности Маши?

  • Почему Маша не соглашается стать женой Гринева без согласия его родителей (глава 5)?

  • Как ведет себя Маша в сцене прощания с Гриневым (глава 6)?

  • Как меняется и как характеризует Машу ее речь?

Группа 3

Главы 10, 12, 13.

  • Как характеризует Машу ее письмо к Гриневу (глава 10)?

  • Прослушайте фрагмент главы «Сирота» в актерском исполнении. Ответ на вопрос 7 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актерское чтение».

  • Прокомментируйте портрет Маши, находящейся в плену у Швабрина (глава 12).

  • Как этот портрет соотносится с ее внутренним состоянием?

  • Какова динамика портрета героини в главе 12?

  • Какие черты героини проявляются в ее разговоре с Гриневым об отъезде к его родителям?

  • Какую оценку дает Маше Савельич (глава 13)?

  • Как изменяется, развивается характер Маши? Докажите, что образ Маши отвечает принципам реализма?

Группа 4

Глава 14.

  • Как оценили Машу родители Гринева?

  • Какие черты появляются в образе Маши в 14 главе?

  • Как ее характеризует решение ехать в Петербург?

  • Прочитайте по ролям диалог Маши Мироновой с императрицей со слов «На другой день рано утром…» до слов «…исполненная радостной надежды».

  • Как характеризует Машу ее разгово с Екатериной 2?

  • В чем проявилась ее решимость и цельность характера?

  • С какой целью автор делает конец истории Маши Мироновой счастливым?

  • Докажите, что послесловие издателя к роману отвечает принципам реалистического произведения.



Художественный смысл образа императрицы.

Практическая работа.

Составьте план анализа эпизода «В императорском саду».

Примерный план анализа эпизода:

  1. События, происходящие в эпизоде, поступки героинь, взаимосвязь героев и событий. Смысловая роль художественного времени и пространства эпизода.

  2. Значение пейзажа и портрета героинь для понимания смысла эпизода. Почему мы видим императрицу глазами Маши? Способы описания внутреннего состояния героинь: детали портрета, интонации речи, авторские ремарки.

  3. Основной конфликт диалога героинь, их речевые характеристики. Подтекст диалога.

  4. Эмоциональный пафос эпизода. Мастерство автора в повествовании, описаниях и диалоге.

  5. Место эпизода в развитии сюжета и композиции. Героини эпизода в системе образов произведения, и «зеркальная2 композиция.

  6. Выражение в эпизоде авторской позиции, мировоззрения и идейно-эстетических взглядов писателя. Черты реализма в эпизоде.

  7. Значение эпизода для раскрытия идейного смысла романа.

  8. Художественный смысл образа императрицы.

Обобщающая беседа.

Женские образы в романе

  • Назовите все женские образы романа. (Маша Миронова, Авдотья Васильевна Гринева, Василиса Егоровна Миронова, Екатерина 2, Акулина Памфиловна, Палашка, Анна Власьевна).

  • По плану сравнительной характеристики героев сопоставьте героинь романа: Авдотью Васильевну и Василису Егоровну, Машу Миронову и Екатерину 2, Акулину Памфиловну и Анну Власьевну.

  • Дайте характеристику Палашке. Кому из героинь романа созвучен этот образ?

  • Итоговый вопрос. Почему образ Маши Мироновой –это нравственный ориентир автора?

4.Рефлексия.

5. Домашнее задание. Составить план характеристики Маши Мироновой и письменно охарактеризовать героиню или письменно ответить на итоговый вопрос урока. Подготовить выборочный пересказ фрагментов романа, связанных с образом Пугачева (главы 2, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, послесловие от издателя).

Индивидуальное задание. Составить письменную сравнительную характеристику женских образов романа.

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!