СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему:"Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему:"Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных"»

Конспект урока. Русский язык. 6 класс.


Тема: Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах имён прилагательных.

Цели:

  • Повторение правописания не с именами прилагательными.

  • Повторение правописания букв о-е в окончаниях и суффиксах существительных.

  • Знакомство с правилом правописания букв о-е после шипящих и ц, в суффиксах прилагательных

  • Закрепления правила в ходе выполнения заданий

  • Развитие речи учащихся

  • Формирование навыка добывания знаний

  • Развитие творческих способностей учащихся.

Планируемые результаты: 
Личностные: 

Уважительное отношение к родному краю;

Стремление к речевому самосовершенствованию;

Пополнение словарного запаса;

Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные: 
Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 
Взаимодействие с товарищем в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении. 
Предметные: 
Развитие творческой самостоятельности; 

Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 
Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; 
Проведение морфемного анализа слов. 

Ход урока.

I.

1.Организационный момент

2.Проверка дом. задания.

3.Оформление тетрадей.


  1. Работа с текстом.

Пр_морская тайга – удивительный (не)рукотворный сад. Особенно она поражает (не)обыкновенной красотой весной.

(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть (не)приметные.

Рядом с ними расцветают сибирские яблони. У подножья сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикая вишня.



Задания к тексту.

1. Прочитайте текст. В каком предложении выражена главная мысль текста?

2. Определите стиль и тип речи. Докажите.

3. Найдите художественные средства в тексте.

Эпитеты: удивительный нерукотворный сад, необыкновенной красотой, пышные кроны, невзрачные кусты

Сравнения  будто покрытые лебяжьим пухом

Тип речи – описание природы

4. Объясните значение слова «нерукотворный».

5. Подберите синоним к слову «необыкновенный» (удивительный, замечательный)

6. Подберите антоним к слову «небольшие».

7. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Объясните правописание прилагательных.

8. Объясните знак препинания в первом предложении.



  Задания по группам.

1 ряд. Синтаксический разбор первого предложения.

2 ряд. Морфологический разбор слова «удивительный»

3 ряд. Морфемный и словообразовательный разбор слов «небольшие» и «сибирские»



III. Актуализация знаний.

Давайте продолжим работу с текстом.  Выразительно прочитайте стихотворные отрывки, вставьте в слова пропущенные буквы, объяснить их написание.

1. Петуш…к с высокой спицы

Стал стеречь его границы.



2. Ель растёт перед дворц…м,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!



3. Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города больш…го.



4. Уж не хочет быть она цариц…й,

Хочет быть владычиц…й морскою.



5. И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищ…лкивать перстами.



- Ребята! От чего зависит написание гласных после шипящих в данных примерах?

 Давайте ещё раз обратимся к сказкам А. С. Пушкина! Прочитайте предложенные отрывки, найдите и выпишите слова на изучаемую орфограмму. Предположите, от чего зависит выбор гласных букв в суффиксах имён прилагательных.



1. И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»



2. Снег валится на поля,

Вся белёшенька земля. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»



Словарная работа. Слайды 3 - 6.

- В сказках Пушкина мы встречаем много незнакомых слов: перст, яства, горница, изразцовый.

- Как называются эти слова? (Устаревшие)

- Ребята! Давайте заглянем в Толковый словарь С. И. Ожегова и узнаем их значение.

Перст, -а, м. (устар.). То же, что палец (в 1 знач.; обычно о пальце на руке). П. указующий (о непререкаемости распоряжения вышестоящего лица; высок, и ирон.). Один как п. (совсем один). || прил. перстный, -ая, -ое (стар.).

Яство, -а. ср. (устар.). Рда, кушанье. Стол ломится от яств.

Горница, -ы, ж. 1. Комната [первонач. в верхнем этаже] (устар.). 2. Чистая половина крестьянской избы (обл.). || уменьш. горенка, -и, ж. (к 1 знач.).

Изразец, -зца, м. Плитка из обожженной глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель. || прил. изразцовый, -ая, -ое. Изразцовая печь (облицованная изразцами).

- Ребята! В произведениях Пушкина мы часто встречаем устаревшие слова. С чем это связано? Как вы думаете?

- Место действия пушкинских сказок - Древняя Русь, с её избами и куполами. Пушкин использует устаревшие слова для создания колорита исторической эпохи. С помощью устаревших слов мы знакомимся жизнью наших предков, их бытом и традициями.

В сказках отражается история русского народа и родного языка, поэтому нам надо быть более внимательными к языку сказок. Знание значения устаревших слов помогает нам понять смысл произведений. В течение урока мы с вами, ребята, ещё не раз обратимся к толковому словарю.

IV. Учащиеся выписывают выделенные прилагательные в тетради, выделяют суффиксы, ставят ударение в словах

Как вы думаете, от чего зависит выбор гласной в суффиксах прилагательных, стоящих после шипящих? (От ударения.)

Запишите тему урока « Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных».

А теперь откроем учебник с. 28 § 63. Внимательно читаем правило.

Правильно ли мы сделали вывод?

V.Отработка знаний

1)Вставьте буквы О или Е в суффиксы имен прилагат.

Ключ..вой, песц..вый, глянц..вая, морж..вый,  ландыш..вый, кольц..вая,  ситц..вый.  

2)От существительных образовать прилагательные с помощью суффиксов – ов, - ев, обозначить в них суффиксы графически, поставить ударение:



Сторож, ёж, боец, перец, кварц, душ, дрожжи, вещь.

Сторожевой, ежовый, бойцовый, перцовый, кварцевый, душевой, дрожжевой, вещевой.

3)Замените данные сочетания “сущ.+ сущ.” синонимичными, на другого строения– “прил.+сущ.”

  • Платье из парчи – парчовое платье

  • Полотенце из холста –холщовое полотенце

  • Вода из ключа – ключевая вода

  • Мешок для вещей – вещевой мешок

  • Краситель для пищи – пищевой краситель

  • Бумага с глянцем – глянцевая бумага



4) Вставить пропущенные буквы


Оранж_вый цвет, ситц_вое платье, свинц_вая пуля, морж_вый клык, кумач_вая косынка, деш_вый трюк, еж_вые рукавицы, пунц_вый, ключ_вое слово, лиц_вой сч_т, хорош_нький малыш, холщ_вый меш_чек




VI.Подведение итогов.


Дом. задание :п.63 упр.362






ПРИЛОЖЕНИЕ

Выберите вариант написания, вставьте пропущенные буквы:


ЗАДАНИЕ 1-2

Свинц…вое небо простиралось над головой.

В сумерках воздух над Прорвой делался прозрачным, как ключ…вая вода.

Куч…вые облака громоздились в небе.

Задымились сторож…вые огни на виноградниках.

Ваня вызывал в душе у Биденко очень нежное, почти отц…вское чувство.

Петя увидел хорош…нькую девочку–подростка в новом ситц…вом платье.



2. Егорушка умылся, надел кумач…вую рубаху.

На следующее утро, захватив холщ…вые рукавицы, отправился Ивашка на болото.

Охотничья тропка растворилась в камыш…вых джунглях.

Пунц…вая рубаха без пояса вздувалась по бокам.

Сероватая скорлупа раковин и глянц…вые от влаги камни скользили под ногами.

Над поляной стелется нежный ландыш… вый аромат.