СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Чем отличаются буквы и звуки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Чем отличаются буквы и звуки"»

Проверено:

Конспект по русскому языку

Тема: «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв»
Тип урока: открытия нового знания.
Цель:
сформировать знания о существенных признаках звуков и букв.

1.Обучающая:

  • научить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова;

  • научить анализировать модели слов;

  • научить называть буквы, обозначать звуки на письме;

2.Развивающая:

  • развивать аналитическое мышление, память, умения обобщать и делать выводы;

3.Воспитывающая:

  • воспитывать аккуратность, самостоятельность.


Наглядный ряд: карточки со словами.


Ход урока

1.Орг. момент (1 мин)
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Проверьте готовность к уроку.
- Садитесь, ребята!

2. Повторение (10 мин)
- Откройте тетради, проведём минутку чистописания.
- Сегодня пропишем заглавную – Н и строчную – н.
Продолжите, таким образом, ряд до конца строки. Выберите самые красивые буквы и подчеркните.
- На следующей строке пишем – Словарь: народ, надо.
-
Поставим ударение, а для этого позовём слово «народ»
- Куда падает ударение?
- Верно, на «о».
- Позовём слово «надо».
- Куда падает ударение?
- Правильно на «а».
- В слове «народ» безударная гласная «а» в 1 слоге.
- В слове «надо» безударная гласная «о» во 2 слоге.
- Поставьте над буквами точку, чтобы запомнить их написание.
(вывешиваю слова: молоко, петух, завод, ящик, морковь, якорь, йод)

- Ребята, хочу предложить для Вас задание. Ваша задача, поделить на слоги слова, поставить ударение, вспомнить 2 правила переноса слов, а затем озвучить мне, сколько возможных способов переноса имеет каждое слово.
- Даю Вам время подумать.
- Как только будете готовы, сядьте ровно, а руку поднимите вверх.
- Отлично!
- Кто поработает словом «молоко» у доски?
- Сколько слогов в слове? (3)
- На какой слог падает ударение? (на 3 слог)
- А сколько способов переноса есть у этого слова? Объясни.
- Кто поработает словом «петух» у доски?
- Сколько слогов в слове? (2)
- На какой слог падает ударение? (на 2 слог)
- А сколько способов переноса есть у этого слова? Объясни.
- Кто поработает словом «завод» у доски?
- Сколько слогов в слове? (2)
- На какой слог падает ударение? (на 2 слог)
- А сколько способов переноса есть у этого слова? Объясни.
- Кто поработает словом «ящик» у доски?
- Сколько слогов в слове? (2)
- На какой слог падает ударение? (на 1 слог)
- А сколько способов переноса есть у этого слова? Объясни.
- Кто поработает словом «морковь» у доски?
- Сколько слогов в слове? (2)
- На какой слог падает ударение? (на 2 слог)
- А сколько способов переноса есть у этого слова? Объясни.
- Кто поработает словом «якорь» у доски?
- Сколько слогов в слове? (2)
- На какой слог падает ударение? (на 1 слог)
- А сколько способов переноса есть у этого слова? Объясни.
- Кто поработает словом «йод» у доски?
- Сколько слогов в слове? (1)
- На какой слог падает ударение? (на 1 слог)
- А сколько способов переноса есть у этого слова? Объясни.
- Молодцы, вижу, вы хорошо усвоили эту тему.

Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки вытянул, согнул
И по улице шагнул.

3.Актуализация знаний (4 мин)

- Поиграем в игру «Угадай звук»
- Послушайте стихотворение и попытайтесь догадаться, кто какие звуки не выговаривает?

Мимо сада не спеша

Шли четыре малыша.

-Поиграем.что ли, в пятки!

-Луссе мячик на площадке!

Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поиграть!

В пятки, в вунки поиграть!

В пятки, в вунки - что такое?

Ничего не разобрать!

- Какие  звуки не выговаривают малыши? (Первый малыш не выговаривает звук (Р), второй – шипящие звуки, а третий звуки (Р) и (Л)

- Молодцы! Послушайте стихотворение.


Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных – прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

- Верно! Сегодня будем говорить о звуках и буквах. 


4.Изучение нового материала (14 мин)

- Ребята, как вы думаете, а умел ли древний человек писать?

В древности человек для того, чтобы какое-либо слово, наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями.

- Такие упрощённые рисунки как называются, кто-то знает? (иероглифы)

- Послушайте стихотворение.

Дом из труб его валит.

В день весенний у ворот

Наконец растаял мед.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Я нашел огромный грипп,

Он но простыл - противный гриб.


- Что не так в этом стихотворении? Кто мне назовёт?
- Дети, исправьте ошибки.

- Кто мне скажет, что мы произносим и слышим? (звуки)
- Верно, звуки.

-Что записываем и видим?

- Правильно, буквы.

Физкультминутка.

–Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

–Топай правою ногой

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

После правою ногой,

После левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.


- Ребята, хочу познакомить вас с правилом, когда буквы дают 2 звука и при каких случаях. Будьте внимательны!
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:

  • В начале слова (юг, яма)

  • После гласных (заявка, поют)

  • После Ъ и Ь (въезд, вьюнок).



- Откройте учебник на стр. 46.Упр 1

- Как вы думаете, почему стихотворения имеет такое название?
- Когда так говорят «С добрым утром»?

- Какое значение имеет слово «славно»? Подберите к нему близкое по значению слово.

- А вы знаете, к какому словарю можно обратиться, чтобы узнать какое это слово?

- Назовите это слово.

- Найдите слово «пою». Одинаковое ли количество звуков и букв в слове?

- Есть ли еще слова, в которых звуков больше чем букв? (ясным, встаю)
- Сколько букв в слове «ясным»? Посчитаем вместе. (5 букв)
- Сколько звуков в слове «ясным»? (6 звуков)
- Почему?
- Верно, потому что «я» стоит в начале слова, а значит, имеет 2 звука.

- Сколько букв в слове «встаю»? Посчитаем вместе. (5 букв)
- Сколько звуков в слове «встаю»? (6 звуков)
- Почему?
- Верно, потому что «ю» стоит после гласной, а значит, имеет 2 звука.

- Запишите в тетрадь все слова, имеющие больше звуков, чем букв.

- Чем отличаются звуки от букв?

- Правильно! Буквы – пишем, а звуки - произносим.

- Перейдем к упражнению 2.

- Скажите, какие слова в предложениях пропущены? Выберите их из слов для справок.
- Запишем получившиеся предложения в тетрадь.
(пишу предложения на доске)

- Пишем вместе.
- Проверим написанное.
- Перейдите на 47 стр. Прочитайте под пунктом «Обрати внимание!»
- Из каких звуков складываются слова?
- Верно, из человеческих звуков.

- Когда возникают эти звуки?

- Правильно, когда работают наши органы речи.

Физкультминутка.

–Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

–Топай правою ногой

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

После правою ногой,

После левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.


5. Закрепление (8мин)


- Поработаем над упражнением 3.

- Что нам надо сделать в данном упражнении?

- Произнесите по звукам слово «утро»
- Произнесите по звукам слово «трактор»
- Произнесите по звукам слово «врач»
- Произнесите по звукам слово «птица»

- А теперь будем составлять звуковую схему слов.
- Кто хочет поработать у доски?
Слово «утро»

- Охарактеризуйте 1й звук. Каким цветом его изобразим?
Верно, красным.

- Охарактеризуйте 2й звук. Каким цветом его изобразим?
Верно, синим.

- Охарактеризуйте 3й звук. Каким цветом его изобразим?
Верно, синим.

- Охарактеризуйте 4й звук. Каким цветом его изобразим?
Верно, красным.

- Что особенного во 2м слоге? (слог - слияния)

к



Слово «трактор»

- Кто хочет поработать у доски?

- Охарактеризуйте 1й звук. Каким цветом его изобразим?
Верно, синим.

- Охарактеризуйте 2й звук. Каким цветом его изобразим?
Верно, синим.

- Охарактеризуйте 3й звук. Каким цветом его изобразим?
Верно, красным.

- Охарактеризуйте 4й звук. Каким цветом его изобразим?
Верно, синим.
- Охарактеризуйте 5й звук. Каким цветом его изобразим?
Верно, синим.

- Охарактеризуйте 6й звук. Каким цветом его изобразим?
Верно, красным.

- Охарактеризуйте 7й звук. Каким цветом его изобразим?
Верно, синим.

к

к

к

к

к

к

к





6. Рефлексия (2 мин)


- Ребята, что такое звуки?
- Что такое буквы?
- В чём различие букв и звуков?
- Всегда ли букв и звуков в слове поровну?
- А какие буквы дают 2 звука?
- Из каких звуков складываются слова?
- Когда возникают эти звуки?


7. Домашнее задание (1 мин)

- Дома предлагаю поработать над упражнением 4, необходимо будет нарисовать звуковую схему и узнать во всех ли словах одинаковое количество звуков.

- Вы молодцы, хорошо сегодня поработали. Можете отдыхать, приготовившись к другому уроку.










Оценка:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!