СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "Демократические выборы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема является актуальной в современном обществе. Особенно  она является актуальной для учащихся 11 классов, ребят, которые в скором будущем должны будут пойти на выборы и отдать свой голос, проявляя свою гражданскую позицию.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Демократические выборы"»

14


Районный семинар учителей истории и обществознания

Открытый урок

по обществознанию

в 11 «а» классе

на тему:


учитель истории ГКОУ «СОШ № 12 с.п.Инарки

имени А.М.Котиева» : Евлоева Мадина Махмудовна





2019


Цели:


-Познакомить учащихся с понятием «избирательное право», создать представление о демократических выборах и принципах участия граждан в выборах;

-Развитие гражданского сознания и самосознания учащихся;

-Повышение правовой грамотности учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить и систематизировать знания о сущности избирательной системы, этапах избирательной кампании, механизмах её проведения;

  • подвести к пониманию принципов демократических выборов;

  • сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;

  • продолжить знакомство с основами избирательного законодательства РФ.

Развивающие:

  • продолжить формирование навыков работы с документами правового характера;

  • развивать умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений выражать свои собственные взгляды, аргументировать их

  • развивать навыки анализа, синтеза и обобщения

Воспитательные:

  • воспитание позитивного отношения к процессу избирательной кампании,

  • продолжить формирование активной гражданской позиции;

  • способствовать воспитанию правовой культуры учащихся.


Основные понятия: демократия, выборы, избирательное право, избиратель, цензы.

Документы: Конституция, ФЗ о выборах.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация.


Тип урока: изучение нового материала


Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний.

  3. Изучение нового материала

  • Избирательное право. Выборы.

  • Принципы демократических выборов

  • Типы избирательных систем

  • Стадии избирательного процесса

4.Закрепление ранее изученного.

5.Итог урока.

6.Домашнее задание.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

Учитель (зачитывает эпиграф к уроку):

«Там, где заканчиваются выборы, начинается рабство»

Джон Адамс

Наш сегодняшний урок посвящен избирательному праву и избирательному процессу в России. Запишем тему урока «Демократические выборы».



Цели нашего сегодняшнего урока это:


-Познакомить учащихся с понятием «избирательное право», создать представление о демократических выборах и принципах участия граждан в выборах;

-Развитие гражданского сознания и самосознания учащихся;

-Повышение правовой грамотности учащихся.


План урока (написан на доске):


  • Избирательное право. Выборы.

  • Принципы демократических выборов

  • Типы избирательных систем

  • Стадии избирательного процесса


Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных.

-Почему же ты не покидаешь этой местности? – удивился мудрец.

- В других областях князья угнетают свой народ.

-Видите, - сказал тогда Конфуций,- жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь.

В чем заключается смысл этой притчи? (Вопрос классу)

(Примерный ответ учащихся)

Суть этой притчи проста. Нет ничего более справедливого, чем выстраданная веками демократия. Но вместе с тем мы иногда неумело пользуемся ее плодами, а ведь за право выбирать люди сражались долгое время.

Всегда мы стоим перед выбором: как поступить, что сделать и как?

«Мы выбираем. Нас выбирают…» - так пелось в одной хорошей песне. В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня мы будем говорить о демократических выборах, об избирательном праве и избирательных системе. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в современном демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов и многое другое. Ведь демократические выборы требуют повышения политической культуры всех их участников - избирателей, кандидатов, членов избиркомов, наблюдателей.

Актуальность этой темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах снижается. Не все граждане пользуются своим правом избирать.

Проблемный вопрос урока: «Нужно ли идти на выборы?»

Попробуем разобраться в этом вопросе накануне выборов, которые состоятся в декабре 2021 году.

  1. Актуализация знаний.

(Работа с листом оценивания)


Кроссворд на тему "Закон и власть"

Вопросы:

По горизонтали:

3. Высший исполнительный орган государства.

7. Высшее правительственное учреждение в буржуазных странах.

По вертикали:

1. Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны.

2. Одна из палат Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Глава государства в странах с республиканской формой правления.

4. добровольная общественная организация лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, построенная на началах выборности всех её органов самоуправления.

5. Кто заседает в Государственной Думе?

6. Особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления.





III. Изучение новой темы:


Что же такое выборы?

Я предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик, где на этот вопрос пытаются ответить маленькие дети (демонстрация видеоролика, Приложение №1).

А какой смысл вы вкладываете в понятие «выборы?» (учащиеся высказывают свое мнение).

  1. Выборы — это процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования.

  2. 2) Выборы — одна из наиболее распространенных форм участия граждан в общественно-политической жизни страны.

  3. Выборы- совокупность правил и приемов, обеспечивающих определенный тип организации политической власти.


Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит:

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти. 

Перейдем к источникам избирательного права. К ним относятся:

  • Конституция РФ

  • Федеральный законы

  • Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ

  • О выборах Президента Российской Федерации

  • О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

  • О внесении изменений в законодательные акты РФ о выборах и референдумах и иные законодательные акты РФ

Избирательное право – это совокупность правовых норм, устанавливающих принципы и порядок проведения выборов.

Различают два вида избирательных прав: активное и пассивное.

Активное избирательное право – право гражданина лично участвовать в выборах государственных органов в качестве избирателя. Его имеют все граждане, достигшие 18 лет.

Пассивное избирательное право – это право гражданина быть избранным в органы гос.власти. Так, чтобы стать депутатом, нужно быть не моложе 21 года, губернатором – не моложе 30 лет, Президентом РФ – не моложе 35 лет.

Работа с документом:

У вас на партах лежат Конституции РФ (открыли их, статью 3):

Вопросы:

  1. Назовите источник власти в РФ. (многонациональный народ)

  2. Каким способом народ осуществляет свою власть? (Непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления)

  3. Каковы формы выражения власти народа? (Референдум и выборы)


Принципы избирательного права – это условия, соблюдение которых придает выборам свободный и демократический характер и делает их легитимными, т.е. признаваемыми и одобряемыми.

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Всеобщее избирательное право означает, что к выборам допускается практически все взрослое население и каждому дается возможность реализовать свое избирательное право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Но есть определенные ограничения:

а) возрастные. Так, кандидат в Президенты должен быть не моложе 35 лет, депутатом Государственной Думы может стать человек, достигший 21 года, а главой исполнительного органа субъекта РФ — 30 лет. Правом участвовать в голосовании обладают граждане, достигшие 18 лет;

б) общая недееспособность, если таковая установлена судом;

в) нахождение в местах лишения свободы;

г) нахождение на государственной должности, несовместимой со статусом депутата Государственной Думы.

Равным избирательное право считается тогда, когда все избиратели и кандидаты участвуют в выборах на равных основаниях. Это означает, во-первых, что значение голосов всех избирателей одинаково, что достигается предоставлением каждому избирателю одинакового количества голосов, образованием одинаковых по численности избирателей избирательных округов. Во-вторых, равное право быть избранным проявляется в предоставлении равных возможностей состязаться в предвыборной борьбе (финансовых, информационных, организационных), существование контроля государства за расходами кандидатов и т. п.

Прямое избирательное право предполагает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно и лично.

Тайное голосование исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации тайна голосования обеспечивается предоставлением возможности использовать закрытую кабину для заполнения бюллетеней. В некоторых европейских странах тайна голосования обеспечивается предоставлением возможности каждому нажать кнопку ЭВМ так, чтобы это было сокрыто от глаз окружающих.

Добровольность (свобода) участия гражданина в выборах означает, что никто не вправе его к этому принуждать и влиять на его свободное волеизъявление.


Мне интересен принцип свободы и добровольности выборов. Данный принцип действует во многих демократических странах. А в Италии, например, конституционно закреплено, что голосование на выборах является гражданским долгом избирателя. За его нарушение даже предусматриваются юридические санкции: в Австралии – штраф, в Греции и Турции – лишение свободы. Как вы считаете, совместима ли свобода и добровольность выборов с гражданским долгом и юридическими санкциями? (учащиеся высказывают свое мнение).

Виды избирательных систем. Существуют два основных вида избирательных систем.

1. Мажоритарная избирательная система предполагает подведение итогов выборов по большинству поданных за кандидата голосов. Она в свою очередь различается на:

а) систему абсолютного большинства, при которой для избрания кандидата требуется подача голосов более половины лиц списочного состава или лиц, пришедших на выборы (50%+1);

б) систему относительного большинства, при которой для избрания кандидату требуется набрать голосов больше, чем другим кандидатам.

Мажоритарная система имеет несомненные достоинства: она проста и позволяет создать прочное большинство в представительном органе власти. Парламент становится работоспособным органом, что в свою очередь стабилизирует общество. Кроме того, избиратели при такой системе голосуют за конкретного человека, а не за список кандидатов от партии, со

многими из которых они, бывает, совершенно незнакомы.

Однако мажоритарной системе свойственны и недостатки. При ее использовании меньшинство граждан, исповедующее иные политические взгляды, оказывается никем в парламенте не представленным. Следовательно, демократия в данном случае получается какой-то урезанной. Вполне может случиться так, что созданный таким путем парламент не будет отражать реальное соотношение сил в стране. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что мажоритарная система относительно дорога, так как часто нужно проводить второй тур голосования для выявления победителя, а это требует немалых финансовых затрат.

2. Пропорциональная система основана на подаче голосов за список кандидатов, принадлежащих какой-либо политической партии. Количество мест в парламенте, занимаемых депутатами определенной партии, определяется прямо пропорционально количеству (процентам) голосов, набранных данной партией на выборах.

Достоинства пропорциональной системы — это недостатки мажоритарной системы. Пропорциональная система отражает интересы также и меньшинства населения, которое представляют в парламенте партии, получившие небольшой процент голосов избирателей. Парламент, в котором представлены различные партии, но в разном объеме, отражает расстановку сил в стране. Но она довольно сложна, и ее применение предполагает наличие относительно высокого уровня политической грамотности населения. Оно должно уметь разбираться в партиях всего политического спектра, при том что их различия зачастую трудноуловимы. Труден и подсчет голосов при пропорциональной системе.

Во многих странах, для того чтобы обеспечить эффективное использование этой системы, устанавливается заградительный барьер, лишающий малые партии, набравшие слишком мало голосов, возможности участвовать в распределении депутатских мандатов. В нашей стране он равен 5% (в других встречается и несколько меньший).

В Российской Федерации при формировании представительного законодательного органа используется смешанная избирательная система. Из 450 мест в Государственной Думе 225 заполняется по мажоритарной системе (одномандатные округа) и 225 — по пропорциональной.


Стадии избирательного процесса: 1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов и избирательных участков; 4) создание избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов и их регистрация; 6) предвыборная агитация; 7) голосование; 8) подсчет голосов и определение результатов выборов.

Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральное Собрание, Государственной Думы – Президент РФ, представительного органа субъекта РФ – глава субъекта, высшего должностного лица – представительный орган этого субъекта РФ.

Днем голосования всегда является воскресенье.

В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет.

Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей.

Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки.

Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых является Центральная избирательная комиссия.

Избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации.

Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией.

После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т. п.

Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение.

Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов.

Я предлагаю просмотреть видеоролики выступления кандидатов в депутаты Государственной думы Р.Ф. 2016г. и ответить на вопрос, выступление какого кандидата вам больше импонирует?

(Просмотр видеоролика и беседа, Приложение №2).

(Примерные ответы учащихся)

-На мой взгляд выступление партии «Единая Россия» ближе к народу, так как она затрагивает решение реальных проблем страны.

-Я думаю, что партия «Единая Россия» продолжает выполнять поставленные перед ней задачи-во благо процветания нашей Родины-России.

Вспомните прошедшие выборы в Государственную Думу 18 сентября 2016 года. Какие партии преодолели барьер?

Примерные ответы учащихся:

1. «Единая Россия»

2. «Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)»

3. «ЛДПР»

4. «Справедливая Россия»

5. «Родина»

6. «Гражданская платформа».


Принципы демократических выборов

Принципы

демократических

выборов



Их сущность

Всеобщность

Избирательным правом обладают все дееспособные граждане независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии (существует возрастной ценз и ценз гражданства).

Равенство

Граждане участвуют в выборах на равных основаниях, каждый в одинаковой степени влияет на общий результат выборов; кандидаты должны иметь равные права в процессе выборов, равные финансовые возможности.

Прямые выборы

Граждане голосуют на выборах непосредственно за кандидата.

Тайное голосование

Голосование на выборах является тайным, исключающим контроль и давление за волеизъявлением гражданина.

Добровольность

Граждане голосуют на выборах добровольно и никто не вправе оказывать на них воздействие.

Гласность

Общественность может осуществлять контроль за проведением выборов, при подсчёте голосов, при определении результатов выборов (независимые наблюдатели).

Состязательность

Выборы проводятся на альтернативной основе. Никто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам.

Обязательность выборов

Выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в установленные законом сроки.



Словарная работа в тетрадях:

Демократия – форма организации политической жизни общества, основанная на

признании народа в качестве источника власти.

Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в

соответствии с законодательством.

Избирательное право - право гражданина избирать и быть избранным в

органы государственной власти.

Избиратель – гражданин, обладающий активным избирательным правом.

Цензы – определённые условия предоставления избирательных прав.


Таблица «Стадии избирательного процесса».

Этапы выборов

Ответственные

Сроки

Назначение дня выборов

Президент РФ, Совет Федерации или другие уполномоченные на это органы или должностные лица.

Не позднее, чем за 65 дней до дня истечения срока, на который избраны соответствующие органы или часть депутатов.

Образование избирательных округов

Представительный орган государст-венной власти, орган местного самоуправления.

Не позднее, чем за 60 дней до го-лосования.

Выдвижение и регистрация кандидатов

Политические партии. Обществен-ные движения. Самовыдвиженцы.

 

Предвыборная агитация

СМИ, массовые мероприятия (митинги, демонстрации, дебаты и т. д.), выпуск печатные, аудиовизуальных и других агитационных материалов, иные формы (не запрещённые законом)

Со дня регистрации до ноля часов за сутки до дня голосования.

Голосование

Участковые избирательные комиссии

8.00 – 20.00




IV. В заключение нашего урока предлагаю вам решить ряд заданий, которые дадут вам возможность проверить свои знания в области избирательного права.

  1. Какие из перечисленных ниже должностей являются выборными:

А) министр, Б) командующий армией, В) депутат городской думы, Г) завуч школы, Д) Президент РФ.

Ответ: В, Д.

  1. Решите задачу. 11 декабря 1905 года в России вышел указ о выборах в первую Государственную Думу. В выборах не могли участвовать женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужа­щие, «бродячие инородцы» (неоседлые народы). Какой принцип выборов был нарушен?

Ответ: при выборах в первую Государственную Думу нарушен принцип всеобщего из­бирательного права, по которому право голосовать предоставляется независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений.

  1. Суд города Назрань рассмотрел жалобу гражданина С. на решение участковой избирательной комиссии, отказавшейся в день выборов депутатов Государственной Думы РФ выдать ему избирательный бюллетень на том основании, что он не имеет регистрации по ука­занному в списке избирателей адресу. Гражданин С. заявил, что ранее проживал по это­му адресу, однако ко дню выборов переехал на новую квартиру, выписавшись из прежней. Какие принципы избирательного права были нарушены?

Ответ: нарушение принципов избирательного права отсутствует в данной ситуа­ции. Наоборот, разрешив голосовать по месту старой прописки, избирательная комиссия нарушила бы принцип равного избирательного права. Каждый избиратель наделяется всего лишь одним голосом.


Давайте ответим на проблемный вопрос, поставленный в начале нашего урока: «Нужно ли идти на выборы?»

Примерные ответы учащихся:

-Человек может быть сыт, одет, ухожен и даже хорошо начитан, но если он не хочет участвовать в политической жизни, то это уже не демократия. Свобода становится все более пассивной, и в 21 веке она может обернуться новым тоталитаризмом.

-Первая и самая важная причина. Право голоса, право выбора дано верховным законом – Конституцией – всем гражданам России. Реализация этого права дает возможность участвовать в процессе управления государством, влиять на власть и даже менять ее.

-От того, кого выберем, зависит наша дальнейшая жизнь.

-Участие в выборах говорит о наличии настоящей, а не декларативной, гражданской позиции, о том, что происходящее и в стране, и в родном городе, не безразлично. Гражданин, использующий свой голос, а не выбрасывающий его на все четыре стороны, достоин уважения.

-Максимальная явка – залог честных выборов.

-Избирательный участок находится в шаговой доступности от места проживания. Среднее время на голосование для избирателя – минут пятнадцать, с учетом дороги. Неужели вам жалко всего 15 минут своего времени для хорошего дела? Вы настолько ленивы и апатичны?

-Волеизъявление – это ответственность. Только избиратели несут ответственность за все происходящее в стране/городе/районе.

-И, наконец, участие в выборах снижает риск фальсификаций. Чем больше народу пришло на избирательный участок (т.н. явка избирателей), тем сложнее подделать результаты голосования.

Сценка на тему: «Молодежь За выборы»



Ребята, давайте вспомним известные вам высказывания про выборы:


1) Избирательный бюллетень сильнее пули. А. Линкольн

2) Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов.

Отто фон Бисмарк

3)Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют.

Джордж Джин Нейтан

4)Ничто так не объединяет умных и дураков, как право избирать и быть избранными, и ничто так не разъединяет, как результаты голосования.

Михаил Мамчич.

5) «Неучастие в политике не освободит вас от ее результатов». О. фон Бисмарк.

6)«Цель любых выборов... прежде всего в том, чтобы обрести правите­лей — людей, обладающих наивысшей мудростью для того, чтобы выде­лять цели, общие для всего общества, наивысшей добродетелью для того, чтобы придерживаться их в своей деятельности». Дж. Мэдисон

(Примерные ответы учащихся)

V.Итог урока.

Действительно, участие в выборах очень важно для стабильного развития страны и я надеюсь, что по достижению вами совершеннолетия вы не будете об этом забывать. Выборы – право, а не обязанность, но, на мой взгляд, это гражданский долг каждого. Мы можем и должны сами выбирать свое будущее, ведь нам в нем жить!

А в подтверждение выше сказанного ученица 11 класса Хамчиева Хава прочитает нам стихотворение:

Я голосую за мир на земле!

Я голосую за лучик в окне.

Мой голос услышать не сможете вы,

Но он очень важен для нашей страны.

Избрав кандидата на пост президента,

Я крестик поставлю и жду перемен.

Когда все подсчеты закончатся где-то,

И будет по – честному все, без подмен.

Чтоб старые бабушки жили в достатке,

А не с копейками шли в магазин.

Когда – то все силы отдали стране без остатка

На благо, теперь страна пусть поможет им.

Чтоб детям жилось легко и спокойно,

В любой институт поступить по желанью смогли,

Родители наши всем были б довольны,

А мы бы гордиться страною могли.

Давайте же дружно России поможем,

Ведь все в этом мире зависит от нас,

Кого изберем, на кого все возложим,

Чтоб жизнь наша лучше была, чем сейчас.

Закончить наш урок мне хотелось бы следующими словами: «Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья Земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни».

Живите с девизом: «Я за все в ответе!»

Выставление оценок за урок.

Спасибо за работу, до свидания!

VI.Домашнее задание: п. 23 стр.250-261, написать сочинение на тему: «Я-будущий избиратель».

Работа с листом оценивания

Оценивание устных ответов при проверке домашнего задания (за правильный ответ-1 балл)

п/

п

Кроссворд на тему:

«Закон и власть».

Проверка домашнего задания


Ответ учащегося

За правильный ответ

-1 балл


1.



2.



3.



4.



5.



6.



7.



Общее количество баллов за домашнее задание


Общее количество баллов за урок


Отметка за урок


ФИО:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!