СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Экономическая наука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Экономическая наука"»

Экономическая наука

Понятие экономики ввел в оборот Ксенофонт который жил в 427- 355 в до н.э. Первоначально понятие экономика означало наука о ведении домашнего хозяйства.

              

Рис.1

Само слово экономика состоит из Oikos- домашнее хозяйство и nomos- правила, законы, хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами (искусство ведения домашнего хозяйства) Слово «экономика» обозначает хозяйственную деятельность, а также науку о такой деятельности.

Экономика как наука о ведении домашнего хозяйства это первоначальная трактовка этого понятия

Ксенофонт изложил свои экономические взгляды в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства.

Значение термина экономика связана со словом бюджет, деньги, сберегать

Основные значения слова экономика — это хозяйство и это наука...

Рис.2

Рассмотрим каждое из этих значений

Экономика как хозяйство

1.                Деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей людей в условиях ограниченных ресурсов

Какая это может быть деятельность, чтобы удовлетворить наши потребности? Как правило мы говорим, что мы работаем, зарабатываем деньги для удовлетворения наших потребностей. Мы что-то производим, что-то обмениваем, что-то покупаем, мы отдыхаем, все это чтобы удовлетворить наши потребности.

Вся деятельность людей направлена на удовлетворение каких-то потребностей.

Основная проблема экономики состоит в том ресурсы ограничены, а потребности                     они   безграничны, чем больше мы имеем, тем больше мы хотим, как в сказке о золотой рыбке, когда старуха сначала корыто попросила, а потом по мере того как ее желания исполнялись она просит все больше и больше.

Рис.3

Ресурсы ограничены, и они ограничены у всех, даже если у вас немыслимое количество денег и вы можете купить весь мир, ресурсы ограничены даже не денежные ресурсы ограничены, ограничены ресурсы времени вы не можете одновременно заниматься экономикой и пойти в кино, мы должны выбирать чем заниматься, мы еще ограничены от того что в сутках у нас 24 часа, мы не можем не спать.

Мы хотим допустим посетить много стран, но мы не посещаем их не потому даже что это дорого, а если представить с что у нас много денег, и мы можем все что угодно купить, но даже этот ограничитель не снимает проблему ограниченных ресурсов, потому что ресурсы — это не только деньги.

Ресурсы- это все что используется    для производства товаров и услуг, а потребности, это то что нужно человеку для поддержания жизнедеятельности.

И основная проблема экономики ресурсы ограничены, а потребности                     они   безграничны, это же и является предметом экономики, т.е если бы не было бы у нас основной проблемы экономики, не было бы и такой науки, если у нас были бы безграничные ресурсы, если потребности мы могли бы регулировать, то экономическая наука была не нужна.

Наука экономика решает один главный вопрос каким образом нам удовлетворять свои безграничные потребности ограниченным количеством ресурсов.

Потребность - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Поскольку человеческие потребности разнообразны, поэтому необходима их классификация.

Можно выделить следующие критерии классификации потребностей:

·                  По значимости (первичные, или биологические, и вторичные, или социальные);

·                  По субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные);

·                  По объекту (материальные, духовные, этические, эстетические);

·                  По возможности реализации (реальные, идеальные);

·                  По сферам деятельности (потребности в труде, общении, отдыхе и экономические);

 По характеру удовлетворения выделяют экономические потребности (к ним относят ту часть человеческих нужд, для удовлетворения которых используются ограниченные ресурсы и необходимо производство) и неэкономические потребности (те, что могут быть удовлетворены без производства, например, потребности в воде, воздухе, солнечном свете и т.д.).

Классификацию потребностей людей с учетом стадий общественного развития предложил американский ученый А. Маслоу (пирамида Маслоу):

Рис.4

Человек изыскивает реальные возможности удовлетворить потребности, а при отсутствии таких возможностей — подавляет или заменяет данную потребность другой, наиболее близкой к ней.

Так нельзя поступить только с нуждами, прямо связанными с жизнеобеспечением.

Перечисленные формы человеческих нужд можно наглядно изобразить в виде пирамиды Маслоу

Товары и услуги, в которых испытывают потребности люди, исчисляются миллионами, и их круг непрерывно расширяется. Экономисты изучают потребности, т.е. желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, доставляющие им удовольствие или удовлетворение.

Отдельный человек может нуждаться в еде, жилье, образовании, отдыхе и т.д. Частные предприятия хотят иметь в своем распоряжении фабричные здания, машины, грузовые автомобили, склады, коммуникационные системы и все прочее, что позволяет им реализовать производственные цели.

 Правительство отражает общественные потребности граждан страны или преследует свои собственные цели, строя автострады, школы, больницы, накапливая военную технику и оружие.

Некоммерческие организации, представляя коллективные интересы населения, объединенного по различным признакам (вероисповедание, партийность, хобби и т.п.), создают свою инфраструктуру: офисные помещения, утварь и инвентарь, автотранспорт и т.д.).

Все что служит для удовлетворения потребностей людей называют блага.

Рис.5

Все блага обладают полезностью, т.е служат для удовлетворения потребностей.

Блага подразделяются на экономические блага (они ограничены и ресурсоемки, т.е для производства благ нужно затратить какие-то ресурсы: человеческие, способности человека, природные ресурсы, денежные ресурсы и они у нас имеются в ограниченном количестве и свободные блага, они в свою очередь безграничны и нересурсоемки)

Приведите примеры экономических благ (бензин, древесина, вода, если речь идет о питьевой воде или воде в кране, вода мирового океана – свободные блага.)

Примеры свободных благ (воздух, вода мирового океана, солнечный свет).

Свободные блага могут становится экономическими. В Японии есть кафе с чистым воздухом туда посетители ходят подышать свежим воздухом. Таким образом было свободное благо, затратили ресурсы и благо стало экономическим.

Экономические блага подразделяются на товары   и услуги.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6

Товары — это вещь, а услуга — это действие, товар это                                                            передаваемое благо, а услуга — это сложно передаваемое благо (мы не может попросить кого- нибудь за нас поспать или поесть, это то что нельзя передать, напр услуга такси другой человек может за вас переехать из пункта А в пункт Б, но это уже другая услуга, услуга, оказанная не вам, этой услугой воспользовался кто-то другой).

 Передаваемость услуги достаточно сложное понятие, вы передаете кому-то возможность поехать из пункта А в Пункт Б, но вы сами при этом в пункт Б не попадете.

Вы можете попросить кого-то за вас прослушать лекцию, а сами пойти в кино, но при этом вы услугой не воспользовались ей воспользовался кто-то другой. У вас от этого ничего не измениться

Товары потребляется после приобретения, например, вы приобрели автомобиль и можете на нем ездить, услуги   потребляется во время предоставления, например, услуги общепита.

Есть и другие отличия услуги от товара, услуга очень сильно зависит от человека, который ее предоставляет, возьмем одного парикмахера который сделает вам очень красивую прическу и другого который сделает такую прическу, с которой вы месяц будете сидеть дома, при этом в прейскуранте услуга одна и оплата за нее одинаковая.

Услуга более индивидуализирована, товар производится по определенным схемам, технологиям и менее зависит от конкретного человека, который его производит.

Хотя и при производстве товаров человеческий фактор играет большую роль, но при оказании услуги его влияние намного больше.

Рис. 7

Сколько сейчас в структуре ВВП в развитых странах составляет доля услуг? Доля услуг 60-70% В развитых странах очень развит государственный сектор – это услуги обороны, законы, услуги правительства, т.е очень много услуг которые мы получаем от государства, напр. Получение паспорта, образование, в постиндустриальном обществе выше доля услуг, чем товаров и чем более развита страна тем эта доля выше.

Какие виды услуг вы знаете?

Если проанализировать семейный бюджет можно посмотреть какую долю в семейном бюджете составляют услуги, при этом нужно учесть, что бесплатные услуги, тоже оплачиваются, плата за них взимается в виде налогов, либо платят предприятия, либо другие потребители.

Бесплатный проезд в общественном транспорте является свободным благом?

Что значит платит государство- это в конечном итоге платят люди, бесплатная медицина, образование.

Свободные блага — это не бесплатные блага, а те которые безграничны                    нересурсоемки

Но за свободные блага государство может вводить налоги.

Если вы помните сказку Д Родари Чиполино там государство ввело плату за осадки.

 Гос-во может ввести плату за доступ к открытому водоему, при этом благо остается свободным, но платным.

  Таким образом свободные блага могут быть платными,

Платные пляжи, например, если там не убирают, а просто берут деньги за возможность там искупаться, в этом случае свободное благо перестает быть бесплатным.

Могут ввести плату за солнечный свет.

Делаем вывод не всегда свободное благо бесплатно, и не всегда бесплатное благо свободно.

  Главная задача хозяйствования – непрерывно обеспечивать людей жизненно необходимыми благами  

Подобно тому, как на Земле постоянно происходит круговорот веществ, в хозяйственной деятельности непрерывно совершается кругооборот экономических благ.

Изготовленные полезные вещи исчезают в процессе их потребления и вновь создаются в том же или измененном виде.

Такой кругооборот – обязательное условие непрерывного поддержания и возобновления жизнедеятельности людей.

Рассматриваемый кругооборот состоит из основных звеньев, неразрывно связанных между собой.

Рис. 8

Экономическая деятельность это:

1.                Производство- процесс создания товаров и услуг

2.                Распределение- разделение продукта или дохода между экономическими субъектами

3.                Обмен- процесс обмена результатами труда

4.                Потребление- процесс использования товаров и услуг

Можно представить кругооборот продуктов в самом общем виде.

 Рассмотрим на конкретном примере крестьянского хозяйства кругооборот создаваемых благ хозяйства.

Производитель сначала выращивает, например, овощи.

Затем он распределяет их: часть оставляет для себя и своей семьи, а остальное идет на продажу.

На рынке излишние для семьи овощи обмениваются на нужные в хозяйстве продукты (например, мясо, обувь).

Наконец материальные блага доходят до конечного пункта – личного потребления.

Если потребности крестьянской семьи увеличиваются (в связи, допустим, с увеличением семейства), то производство овощей, наверное, расширится

1.                Началом кругооборота является производство – процесс создания полезных благ. В это время работники приспосабливают вещество и энергию природы для удовлетворения человеческих потребностей.

2.                Распределению подлежит доход от производственной деятельности. В процессе распределения определяется доля всех участников такой деятельности в созданном богатстве.

Обмен — это принцип ты мне –я тебе. Распределение — это принцип Робин Гуда, что делал Робин гуд –он у богатых отбирал, а бедным раздавал

Государство собирает налоги, а потом одному стипендию выплачивает, другому пенсию, третьему субсидию на производство, т.е На уровне государства это происходит через бюджет. На уровне семьи мама заработала, папа заработал, сын подработал и распределяют одному купить пальто, другому компьютер, третьего на отдых отправить, т.е. создан продукт, и мы его распределяем.

Распределение в отличии от обмена не требует эквивалент,

 Пример распределения мультик «мы делили апельсин много нас, а он один».

3.                 Доставшиеся от распределения блага зачастую не нужны для личного потребления в полученном количестве.

 Поскольку людям необходимы совершенно иные вещи, то происходит обмен, во время которого полученные блага обмениваются на другие вещи, нужные для человека. Как в современном мире происходит обмен результатами труда?

Если взять племена майя, то там обмен результатами труда происходил с помощью какао бобов, за 100 какао бобов можно было купить раба, за 150 можно было купить раба, который поет, танцует и т.д.  Основной валютой были какао бобы. В современном мире обмен происходит с помощью денег. Ранее обмен был товарный, я произвожу один товар, ты другой, и чтобы получить нужный мне товар нужно один товар поменять на другой нужно было произвести несколько обменов. С появлением денег процесс обмена значительно упростился.

В древности в качестве денег выступали разные предметы: у племен майя – какао бобы, у других племен шкурки, зерно и т.д. это были товарные эквиваленты денег.

Деньги являются таким же товаром что и любой другой товар.

4.                Потребление – заключительный этап движения продукта, который идет на удовлетворение нужд людей. По мере удовлетворения ранее сложившихся потребностей возникают новые. ... Потребности взаимосвязаны со всеми звеньями кругооборота благ.

В процессе потребления возникают новые запросы, которые вызывают обновление производства.

Назовите пример производства (производство энергии,

Пример обмена

Пример распределения


Рис. 9

Если мы рассматриваем экономику как науку, то


Рис. 10

Т.е. экономика как наука изучает процессы, причины и закономерности, прогнозирует, объясняет факты, выявляет сущность вещей

 Экономику можно условно разделить на два больших пласта

1.                Экономическая теория к которой относятся Макроэкономика    микроэкономика

2.                Прикладные экономические науки включают в себя маркетинг, менеджмент, управление персоналом, бух учет.

Экономическая теория   объясняет сущность, а прикладные экономические науки занимаются практикой, направлены на практическую реализацию теоретических аспектов.

Какие прикладные экономические науки вы знаете (гос экономика, финансы, банковское дело, математические методы в экономике)

Экономическая теория состоит из 2 разделов

Рис.11

1.                Микроэкономика, которая изучает отдельные рынки, товары, отрасли, субъекты, максимизацию прибыли, минимизация издержек

Есть семьи с небольшими доходами, которые могут себе позволить приобретать качественные товары, поехать отдыхать, а есть семьи с таким же доходом, которые не могут ничего этого себе позволить, потому что не умеют рационально использовать свои доходы

Цель потребителей максимизировать полезность т.е от каждого рубля получить наибольшую прибыль

2.                    Макроэкономика изучает экономику в целом, агрегированные субъекты и рынки. Что значит агрегированные субъекты- это обобщенные субъекты,                                    Безработица, инфляция, национальное производство, состояние гос долга, бюджета и т.д.

Микроэкономика рассматривает конкретное домашнее хозяйство, а макроэкономика все домашние хозяйства в экономике, под понятием фирма в микроэкономике подразумевается отдельная конкретная фирма, а в макроэкономике все фирмы

Приведите пример изучения микро и макроэкономики

Методы экономической теории:

1.  Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

Анализ предполагает разделение исследуемого объекта на элементы и исследование каждого из них

Допустим существует какая-то система, мы разделяем ее на сегменты и изучаем каждый в отдельности.

Синтез — это изучение отдельных объектов

И синтезом собирается в единую модель и анализируется как что-то единое

2. Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

При индукции происходит исследование от частного к общему

Рассматриваются отдельные факторы некоторой системы

В дедукции берется что от целое разбитое на части, здесь исследуются все законы

3.                 Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определённого количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

4.                Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощённом виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

5.                Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

Функции экономической теории:

1.Методологическая функция – это разработка методов и средств научного инструментария, необходимого всем экономическим наукам.

2.Познавательная функция – изучение экономических законов, изучение и описание системы экономических противоречий.

3.Практическая функция – обеспечение экономической политикой и управление производством на различных уровнях экономики.

4.Прогностическая функция – на основе экономических данных к анализу экономической жизни происходит прогнозирование на микро– и макроуровне экономики.

Экономический прогноз – научное предвидение на основе экономических данных.

Экономическая политика – это целенаправленная система мероприятий государства в области производства, распределения, обмена и потребления благ. Она призвана отражать интересы общества, всех его социальных групп и направлена на укрепление национальной экономики.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!