СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: «Физика на кухне» для учащихся 7-го класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Физика на кухне» для учащихся 7-го класса»

Конспект урока на тему: «Физика на кухне» для учащихся 7-го класса

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Вид урока: урок-практикум.

Цель: сформировать у учащихся умения использовать знания по физике (по темам «Строение вещества», «Взаимодействие тел», «Плотность вещества») для объяснения процессов, происходящих на кухне.

Задачи: помочь школьников видеть физические явления в быту (на кухне); продолжать обучать школьников давать научное объяснение явлениям, происходящим в повседневной жизни; способствовать формированию у учащихся умения грамотно излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения; воспитывать у обучающихся интерес к предмету и готовность использовать полученные на уроках знания в процессе своей жизнедеятельности.

Методы: по источнику знаний: наглядные, словесные, практические;по характеру учебно-познавательной деятельности: проблемное изложение, исследовательский метод, эксперимент; по степени взаимодействия с учащимися: беседа, самостоятельная работа; научного познания: анализ, синтез, обобщение, классификация.

Планируемый результат. Предметный (ПР): Научиться проводить исследовательский эксперимент, приводить примеры  применения знания по физике для объяснения процессов, происходящих на кухне

Получат возможность продолжить формирование следующих умений: применять базовое понятие гидростатического давления и законы сообщающихся сосудов.

Личностный (ЛР): Формирование устойчивого познавательного интереса к  изучению физики. Развитие речи, мышления, творческих способностей в процессе открытия нового знания.

Метапредметный (МР): -регулятивные:иумение формулировать  цели учебной деятельности, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности других, оценивать своё  эмоциональное состояние; умение делать правильный выбор задания с учётом индивидуальных возможностей;

-познавательные: умение создавать модели, искать и перерабатывать информацию, представленную разными способами, применять интернет и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение анализировать полученный результат и  делать вывод;

-коммуникативные: умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли; умение выслушивать мнения собеседников и приходить к общему мнению.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, карточки, таблица «Определение плотности веществ», горох, мерные стаканы, соль, перец, воздушный шарик, шарф, раздаточный материал, бумажное полотенце, чайная ложка, нарзан, виноград, весы, мензурки.

Перед началом урока класс делится на группы (по признакам» тело, вещество, явление).


Ход урока

  1. Организационный момент Вводное слово учителя. Просмотр видеосюжета. Определение темы урока, постановка проблемы и формулировка цели урока. Определение места урока среди других уроков. Мотивация детей.

Вводное слово учителя.

«Радость видеть и понимать –

есть самый прекрасный дар природы»

(А. Эйнштейн)

Урок я хочу начать со слов Альберта Эйнштейна, которые станут эпиграфом нашего занятия: «Радость видеть и понимать – есть самый прекрасный дар природы».

Нас окружает огромное количество вещей, происходит множество различных процессов. И порой нам кажется это настолько привычным, обыденным, что мы даже не стараемся заглянуть вглубь происходящего. А ведь вы сами можем увидеть, в простых вещах интересное и удивительное.

Поэтому я хочу предложить вам вместе со мной заглянуть в привычное, но очень увлекательное. Но делать это будем в несколько необычной форме – мы займемся объяснением процессов и явлений, происходящих вокруг нас, используя имеющиеся у вас знания (тело, вещество, явление). Попробуем сегодня выяснить, а где хозяйничает физика?

  1. Определение темы урока.

А чтобы определить тему нашего урока у вас на партах имеются QR – коды, с помощью телефонов вы должны определить что находится за этим кодом. Затем все вместе обсуждаете, к каким известным физическим понятиям можно отнести предметы или словосочетания указанные за QR – кодами.

Задание 1.

(1 группа – (стакан, яблоко, бутылка. полотенце -физ.тело)

2 группа- ( сахар, соль, вода, перец молотый - физ.вещество,

3 группа (заварка чая, вытирание пролитой воды, кипение супа, выпечка печенья - физ явления)

А где мы увидеть все эти тела, вещества явления в одном месте дома? ( на кухне)

Так где же сегодня будет хозяйничать физика, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Учащиеся формулируют тему, проблему и цели урока)

Тема урока «Физика на кухне»

Физика – это наука о природе, о том, что нас окружает.
Изучая физику в школе, мы узнаем много физических явлений и законов. Но одно дело читать учебник и решать из него задания, а другое увидеть физику в жизни. На примере кухни попробуем это сделать.

Нам надо ответить на вопросы:

Какие физические процессы и явления можно обнаружить на кухне?

Как взаимосвязаны эти явления с законами физики

Объяснить наблюдаемые явления, основываясь на физических законах.

Но прежде давайте вспомним с чего начинаются любые исследования?(Объект, гипотеза, опыт, выводы)

  1. Актуализация и обобщение знаний

Давайте вспомним какие явления происходят на кухне (….)

Задание 1 (на установление соответствия). Необходимо определенному действию на кухне поставить в соответствие физическое явление. Используется сайт MyQuiz, проведем онлайн-викторину. Необходимо определенному действию на кухне сопоставить в соответствие физическое явление.

п/п

Действие на кухне


1

З аварка чая и размешивание сахара

2

П овар вытирает пролитую воду полотенцем

3

Хозяйка чувствует запах готовящегося на плите блюда

4

Вода, оставленная в стакане на несколько дней, частично испарилась


Явление


Диффузия в газах

Изменение агрегатного состояния вещества

Диффузия в жидкости

Смачивание


Электризация












Учащиеся с помощью системы голосования выполняют задание, после чего учитель подводит итоги и комментирует допущенные ошибки.

  1. Выполнения опытов и их объяснение.

Задание 2 (объяснение опыта по сортировке соли и перца). При выполнении задания 1 одно из физических явлений оказалось «лишним». Какое это явление? (Электризация).

Ребята, может быть, кто-то из вас знает, что такое электризация? (Варианты ответов).

Предлагаю вам посмотреть опыт, демонстрирующий явление электризации в быту (на кухне). ОБЪЕКТ (соль перец), гипотеза: нельзя разделить данные продукты, сделать вывод.

Оборудование: бумажное полотенце, соль, молотый перец, чайная ложка, воздушный шарик, шерстяной шарф.

Ход опыта:

1. Расстелили на столе бумажное полотенце.

2. Насыпали на него 1 чайную ложку соли и 1 чайную ложку перца, перемешали вещества.

3. Надули шарик, завязали его и потерли им о шерстяной шарф.

4. Поднесли шарик поближе к смеси соли и перца.

5. Пронаблюдали, что произошло, когда шарик поднесли к смеси.

Результаты опыта: перец прилип к шарику, а соль осталась на столе.

Объяснение результатов: притягивание крупинок перца к шарику – один из примеров действия статического электричества. Если потереть шарик о шерстяную вещь, он приобретает отрицательный статический заряд. При поднесении шарика к смеси перца с солью, перец начнёт притягиваться к шарику. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместиться как можно дальше от шарика (уйти в нижнюю часть крупинки), таким образом, верхняя часть крупинок, обращённая к шарику, становится заряженной положительно, и шарик притягивает крупинки перца к себе. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Если поднести к соли заряженный шарик, её электроны всё равно остаются на своих местах.

ВЫВОД детей: Физика помогла на кухне.

Задание 3. Когда к вам приходят гости, вы им предлагаете чашечку чая или кофе. Инсценировка опыта.

Одни любят чай горячий, а другие — теплый. Рассудите двух друзей — любителей первого напитка. Один говорит: я обожаю горячий чай, поэтому, налив жидкость, не спешу класть в него сахар; если его положить через 5 мин, то чай будет горячее, чем в том случае, если сахар положить сразу. Второй возражает: ты не прав; если сахар опустить сразу, объем воды будет больше (она не успеет частично испариться), а чем больше воды, тем она медленнее остывает. Кто из них прав?

(Ответ .Прав первый, так как при растворении сахара температура жидкости понижается, а чем она ниже — меньше отличается от комнатной, тем медленнее идет теплообмен, и чай остывает тоже медленнее.)


Вопрос классу: До какой температуры остынет горячий чай, если оставить чашку с ним в комнате до утра?

(Ответ. До температуры воздуха в помещении.)

  1. Физминутка (2 мин.)

В различные места классной комнаты прикреплены карточки с названиями физических величин (скорость, путь, плотность, масса) и с единицами измерения физических величин (м, кг, м/с, кг/м3). Учащиеся должны прослушать вопрос учителя, найти на определенной карточке ответ и встать к ней лицом. Учитель фиксирует ошибки.

Вопросы:

  • «Физическая величина, равная отношению пути ко времени, за которое был пройден путь» (ответ: скорость);

  • «Физическая величина, равная длине траектории» (ответ: путь);

  • Единица измерения плотности (ответ: кг/м3);

  • Единица измерения скорости (ответ: м/с);

  • «Физическая величина, характеризующая инертность тела» (ответ: масса);

  • Единица измерения массы (ответ: кг);

  • Единица измерения пути (ответ: м).

  • «Физическая величина, равная отношению массы тела к его объему» (ответ: плотность);

Ребята, мы с вами в этом году изучили тему «Плотность вещества» и теперь посмотрим, каким образом можно применить полученные по этой теме знания в быту при выполнении несложных экспериментов.

По утрам наши мамы частенько готовят разные каши. Какие каши готовят вам ваши мамы? (Ответы детей).

Сейчас мы с вами проведем лабораторную работу.


  1. Выполнение Лабораторной работы

Предлагаю вам выполнить лабораторную работу по теме «Определение плотности крупы» (см. Приложение).


Задание 4 Предлагаю вам выполнить лабораторную работу по теме «Определение плотности крупы ____________»

Цель: вычислить плотность гороха предназначенного для супа

Оборудование: горох, крупа _____________

Ход работы:

  1. Масса крупы определена заранее, она равна 100 г. Переведите массу крупы в килограммы.

  2. С помощью мерного стакана определите объем гороха, содержащихся в 100 г (в миллилитрах).

  3. Переведите измеренное значение объема сначала в литры, затем в кубические метры.

  4. Вычислите плотность крупы по формуле (в кг/м3).

  5. Заполните таблицу:

m, г

m, кг

V, мл

V, л

V, м3

, кг/м3








  1. Сделайте вывод.

  2. Подведение итогов . Рефлексия.