СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Гетеротрофное питание".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Гетеротрофное питание".»

Тема: Гетеротрофное питание. Растительноядные животные.6 класс

Цель урока:

познакомить учащихся с особенностями гетеротрофного питания, пищеварением у животных, растительноядными животными;
научить учащихся выделять существенные признаки гетеротрофного питания;
формировать у учащихся интерес к изучению животного мира.


Планируемые результаты обучения:


Предметные: учащиеся знакомятся с особенностями гетеротрофного питания, способами добывания пищи; учатся выделять существенные признаки питания животных; овладевают умением различать животных по способам добывания пищи.


Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, классифицировать животных по способам добывания пищи; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию о питании в учебнике.


Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.


Основные понятия урока: гетеротрофное питание, пищеварение, растительноядные, плотоядные и всеядные животные, хищные растения.


Деятельность учащихся: работа с учебником, в группах,  в тетради, обсуждение особенностей питания.

Ход урока:

1. Орг. момент.  

2. Актуализация знаний  

- Попробуйте дать определение понятию «ПИТАНИЕ – это…?

Учитель заслушивает варианты ответов учеников. После этого предлагает определение, которое всесторонне раскрывает сущность процесса питания.

Определение: Питание – это процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме веществ, необходимых для выработки энергии, построения и обновления клеток.

 Питание - это процесс получения органических веществ и энергии.

- На какие группы делятся организмы по способу питания? (автотрофы и гетеротрофы).

- Назовите организмы, относящиеся к автотрофам и гетеротрофам.

3. Формулирование целей:

  • Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с особенностями питания растительноядных  животных и научиться различать животных по способу добывания пищи.

4. Изучение нового материала.

- На какие группы можно разделить животных по способу добывания пищи? (растительноядные, плотоядные, или хищники и всеядные).

Мы уже выяснили, что процесс питания не такой уж простой. Прежде чем переварить съеденный корм, его надо добыть. Это не так-то просто, ведь добыча бывает разной и не стремиться добровольно быть съеденной. Даже растения, чтобы не быть съеденным, обзаводятся шипами и колючками, выделяют ядовитые и едкие вещества, прячут вкусные семена под твердыми скорлупками. Например, акация-жираф.

Эволюция сумела создать универсальный аппарат - пищеварительную систему.

Среди животных, обитающих на Земле, выделяются растительноядные животные – те представители фауны, которые питаются исключительно пищей растительного происхождения. Они являются потребителями первого порядка в составе пищевой цепи.

Особенностью пищеварительной системы этих представителей окружающего мира является преобладание особого пищевого фермента амилазы. Некоторые растительноядные животные имеют фермент, расщепляющий целлюлозу, углевод, который входит в состав клеточной стенки растительной клетки. Это позволяет им более легко переваривать пищу растительного происхождения.  Целлюлоза не усваивается организмом. Переработать и превратить её в легкодоступную форму для животного помогают симбионтные бактерии, которые обитают в желудочно-кишечном тракте травоядных животных. Т. о, пищеварительный тракт растительноядных значительно длиннее, чем у хищников

Травоядные животные – это полная противоположность плотоядным представителям фауны. В основном на эти категории можно разделить высших животных. Более мелкие, микроскопические организмы сложно отнести к той или иной из них, так как нередко неясна даже их принадлежность к миру флоры или фауны. Они сами служат пищей для многих животных.

Разделение на группы по типу питания затруднено и еще по нескольким причинам. Некоторые представители мира фауны могут в течение своей жизни менять привычки, касающиеся рациона. Также многие из них являются всеядными. Например, некоторые круглые черви ведут паразитический образ жизни в представителях животного мира, другие находятся в свободной среде, а меньшая их часть питается растениями. То же самое относится и к клещам: часть из них является паразитами и живет за счет животных, а часть обитает в растениях.

Таких случаев среди представителей фауны довольно много. Примером смены рациона питания в течение жизни служит лягушка. Во взрослом возрасте она питается пищей животного происхождения, в то время как ее головастик является травоядным (питается водорослями). К растительноядным позвоночным животным можно отнести коал, ленивцев, кенгуру, китов, некоторых парнопалых, всех хоботных, непарнопалых и рукокрылых. У беспозвоночных –  некоторые насекомые, моллюски.  

Чтобы суметь захватить и удержать добычу природе пришлось выдумать большое разнообразие органов захвата – разные варианты зубов, клювов и челюстей.

Так, насекомые поражают огромным разнообразием челюстей: грызущие, с острыми краями – у тараканов, кузнечиков и большинства жуков; нежные сосущие хоботки – у бабочек; сросшиеся в одну большую губу лижущие челюсти – у мух; острые, будто иглы, к тому же спрятанные в особый чехольчик и снабженные «насосом» для откачивания крови жертвы, колюще-сосущие хоботки – у комаров.

У растительноядных брюхоногих моллюсков, например, у ахатин, виноградной улитки, есть специальное приспособление, радула (или тёрка), с помощью которой они как бы соскребают растительную пищу.

Пример разнообразия строения клювов у птиц. По форме клюва мы можем определить, каким кормом они в основном питаются.

Копытные животные питаются растительной пищей, если же и употребляют корм иного происхождения, то в очень маленьких количествах, не сопоставимых с объемом растений в их рационе. Для защиты от нападения у многих копытных предусмотрены рога, костные образования на голове. Носороги имеют рог, который располагается на носу.

Пища растительного происхождения очень трудно переваривается. Облегчить этот процесс призвано сложное строение желудка, которое имеют растительноядные животные. У жвачных представителей этого класса он состоит из сетки, рубца, книжки и сычуга. Это позволяет без проблем переваривать богатую волокнами пищу. Процесс происходит в несколько этапов: из рубца плохо разжеванная трава может вновь выбрасываться в пищевод, а затем в рот – животное «жует жвачку». Смоченная слюной, тщательно пережеванная пища на этот раз уже не проваливается в рубец, а стекает по желобку и попадает сквозь сетку в книжку, а затем – в сычуг. Из сычуга она небольшими порциями выбрасывается в тонкий кишечник, где происходит всасывание питательных веществ в кровь.

Растительноядные животные имеют отличия и в строении зубов.  Например, грызуны, наоборот, предпочитают твердые растительные корма и обходятся совсем без клыков. У них очень совершенные передние зубы – резцы. Они у них большие, острые и даже самозатачивающиеся.

А копытным приходится жевать жесткую траву, поэтому у них развиты коренные зубы – со сложной бугорчатой поверхностью – настоящие жернова, как на мельнице, которые перетирают грубый корм.

Подведение итогов урока:

  1. На какие группы можно разделить животных по способу добывания пищи?

  2. Каких животных называют растительноядными?

  3. Какие приспособления имеют растения, чтобы не быть съеденными, приведите примеры?

  4. Назовите примеры растительноядных животных?

  5. Как пищеварительная система растительноядных животных отличается от плотоядных? Почему?

  6. Какое приспособление есть у растительноядных улиток чтобы перетирать пищу?

  7. Какое строение имеет желудок копытных животных?

  8. Какие отличия в строении зубов имеются у растительноядных животных?

  9. Как по клюву птицы мы можем определить особенности её питания?

Домашнее задание: 1) § 28, написать конспект

2) подготовить презентацию об особенностях питания любого животного.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!