Конспект урока
в 5 классе на тему: «Государство на берегах Нила»
Автор учебника : «История Древнего мира» авторы: А.А Вигасин, Г.И. Годер (издательство «Просвещение», 2023 г.).
Класс: 5 класс.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока - достичь планируемых результатов:
Предметный результат - умение отвечать на вопросы учителя по содержанию исторической карты, учебника, видеофрагмента.
Личностный результат – умение выражать свое отношение к событиям.
Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного. Развивать умения аргументировать свою точку зрения.
Задачи формирования УУД:
Познавательные УУД:
- умение формулировать тему урока;
- умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы на основе прочитанного
и увиденного;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- развивать умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и
аргументировать свой ответ;
- оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные УУД:
- развивать умение высказывать свое отношение к событиям;
- воспитание духовно-нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки;
Регулятивные УУД:
- умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);
- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;
- умение оценивать свои учебные действия, действия одноклассников;
Формы работы: проблемно-диалоговая, индивидуальная, групповая, в парах, работа с учебником, картой, видеофрагментом.
Оборудование и технические средства обучения: учебник, ноутбук, экран, проектор, карта «Древний Восток», презентация
Рабочие материалы для обучающихся: рабочий лист, тест, учебник.
ХОД УРОКА:
I . Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей. Я предлагаю вам создать хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. Хорошее настроение помогает решать самые сложные задачи и добиваться отличных результатов. Так пусть у всех будет хорошее настроение. Нам сегодня предстоит потрудиться, чтобы узнать много интересного. Работать будем быстро, отвечать четко.
II. Повторение пройденного материала.
Ответьте на вопросы:
Вспомните, как назывался первый раздел, который мы закончили изучать?
(Первый раздел, который мы изучали назывался «Первобытность»)
(Они стали заниматься земледелие и скотоводством, появилась религия и искусство, зародилось неравенство. Люди стали жить племенами)
А теперь мы приступаем ко второму разделу, в котором будем изучать древние государства «Древний Восток».
Если внимательно рассмотреть карту Древнего Востока, то какую особенность можно увидеть?
Первые государства стали появляться по берегам великих рек Древнего Востока.
Создание проблемной ситуации
- Как вы думаете, почему первые государства появляются по берегам рек?
Организует работу по рядам
- Обратимся к предисловию раздела «От первобытности к цивилизации» Прочитайте текст на стр. 34, чтобы ответить на вопросы:
1 ряд: Когда возникли первые государства?
Кто стоял во главе государства?
2 ряд: Как царь получал свою власть?
Кто помогал царю править?
А какие еще понятия можно отнести к государству?
Давайте заполним таблицу и назовем признаки государства.
Признаки государства |
территория | столица | войско | власть | казна |
Сравним, что у вас получилось? (слайд 3)
- Сегодня и на нескольких последующих уроках мы будем изучать одно из древнейших государств, возникшее на берегах великой реки.
Послушайте стихотворение и рассмотрите слайд.
На континенте Африканском,
Правей, где северо-восток,
На расстоянии гигантском
Лежит почти один песок.
Почти безжизненно пространство
В тех удивительных краях,
Там фараонов было царство
В давным-давно минувших днях.
Работа с презентацией (слайд 4)
-Что изображено на слайде?
-Что вы представляете, глядя на изображение?
- Как вы думаете, чему посвящен сегодняшний урок?
- Как бы вы определили тему урока? (слайд 5)
Итак, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.
- Тема нашего урока «Государство на берегах Нила».
- Что бы вы хотели узнать о Древнем Египте?
Цель урока: узнать об истории возникновения Древнего Египта
Научиться находитьна карте, где расположен Египет и каковы природные условия Египта, давать определения новым понятиям.(слайд7)
План урока
1. Географическое положение Древнего Египта
2. Природно-климатические особенности Египта
3. Объединение государства
V. Открытие новых знаний.
1. Местоположение и природа Египта
Чтобы узнать много нового, интересного и ответить на вопросы, которые интересуют, я приглашаю вас отправиться в путешествие в далекую и загадочную страну.
По ходу путешествия мы будем заполнять рабочие листы.
Ребята, предлагаю прочитать п.1 на стр.34-35 с помощью карты и текста учебника выполнить задания на рабочем листе, чтобы определить местоположение и природу Египта
1. Закончи предложения.
А) В северо – восточной Африке протекает река - ________________________ .
Б) Протекая с юга на север, река встречала на своем пути каменистые преграды - ______________
В) По берегам росли пальмы, акации и высокий тростник, который назывался ________________
Г) Река Нил впадает в _________________________ море.
Д) При впадении в море река распадалась на множество рукавов, образующих огромный треугольник - ____________ .
Е) Вдали от реки среди песков встречались островки зелени - _______________.
Ж) Страна, расположенная на берегах Нила, от __________________________ до ________________________ называется ______________________.
Проверяем задание.
По очереди читают законченные предложения и обращаются к презентации (слайд 8-9)
Путешествуем по карте: найдите и покажите р. Нил
Средиземное море, в которое впадает Нил.
Красное море, омывающее северо-восточную часть Египта.
Первый порог на реке Нил.
2. Природно-климатические особенности Египта
Прочитайте п.2 стр.35-36 учебника и выполните задание на рабочем листе.
Давайте проверим выполненное задание.
Физкультминутка.
3. Объединение Египта.
Сейчас я расскажу вам о том, как происходило объединение Египта. Слушайте внимательно и по ходу моего рассказа вы должны заполнить пропуски на рабочем листе задание № 3. После моего рассказа мы обязательно проверим, что у вас получилось.
«Закрой окно».
Прочитай п.3 внимательно и заполни пропуски в тексте
Государство, охватывающее весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около 40 небольших государств, которые между собой воевали. В конце концов в долине Нила образовалось два больших царства: в низовьях реки, т.е. в дельте Северный Египет, а выше по течению – Южный Египет .
Царь южного Египта носил белую корону , похожую на высокий шлем. Корона северного царя была красного цвета и имела возвышение сзади. Примерно 3 тыс. лет до н.э. царь Южного Египта подчинил Северный Египет_. Он стал носить двойную корону. Повелителей Египта стали называть фараонами. Столицей египетского государства стал город Мемфис.
Давайте обратимся к таблице, которую мы заполнили в начале урока о признаках государства. Вы можете определить эти признаки у Египта.
IV. Этап первичного осмысления и закрепления знаний.
Наше путешествие по Египту подходит к концу. Мы узнали много нового и интересного про удивительную страну. Чтобы знания стали прочными, давайте повторим и закрепим все, что узнали об этой стране.
Работаем с картой.
Я читаю задание, а вы должны назвать ответ и показать объект на карте:
1. Река северо – восточной Африки, по берегам которой было расположено одно из самых первых государств Древнего Востока. (Нил)
2. Куда впадает Нил? (Средиземное море)
3.Страна, расположенная на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря. (Египет)
4. Столица объединенного государства. (Мемфис)
V. Этап самостоятельной работы
1. Где был расположен Древний Египет?
А. в северо-восточной Африке
Б. в Южной Африке
В. в Северной Африке
2. Древний Египет находился:
А. на берегу моря
Б. в пустыне
В. на берегах реки Нил
3. Вдали от Нила среди пустыни встречались:
А. рельефы
Б. оазисы
В. высокий тростник-папирус
4. Пройдя пороги Нил впадал:
А. в Красное море
Б. в Черное море
В. в Средиземное море
5. Разлив Нила ежегодно начинался:
А. в июне
Б. в июле
В. в ноябре
6. После разлива Нила на полях оставался:
А. плодородный ил
Б. сухой песок
В. водоросли
7. Египет в единое государство объединил:
А. Царь Северного Египта
Б. Царь Среднего Египта
В. Царь Южного Египта
8. Назовите дату возникновения единого государства Египет:
А. около 5-ти тысяч лет назад
Б. около 3-ти тысяч лет назад
В. около 4-ти тысяч лет назад
9. Укажите, как называли повелителя всего Египта:
А. царь
Б. фараон
В. король
10. Какой город стал первой столицей объединенного Египта:
А. Афины
Б. Фивы
В. Мемфис
Ответы: 1- А 2-В 3-Б 4- В 5- А 6- А 7-В 8- А 9- Б 10-В
Оценка «5» - 9-10
«4» - 7-8
«3» - 5-6
«2» - 1-4
V. Итоги урока. Рефлексия.
V. Итог урока:
-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? (Узнать об истории возникновения Древнего Египта)
-Удалось ли нам достичь этой цели? (Да)
-Каким способом? (узнали, научились)
- Оцените свою работу на уроке.
Нарисуйте свое настроение в виде смайлика.
VI.Информация о домашнем задании
§ 6, прочитать, ответить на вопросы.
Записать в рабочую тетрадь понятия и дать им определения
Приложение
Игра «десант»
Я предлагаю вам сыграть в игру.
Играем по 2 человека, с соседом по парте.
На доске написаны понятия:
пороги, дельта, оазис, папирус, ил, фараон.
Пара получает парашют, называет понятие, которое соответствует определению, написанному на парашюте и крепит его на понятие на лоске.
1.Каменистые преграды на реках.
2.Место впадения реки, образованное множеством рукавов и похожее на огромный треугольник
3. Островок зелени в пустыне.
4.Высокий тростник, росший на берегах Нила, который служил материалом для письма.
5. Частицы полусгнивших растений, оставшиеся на полях после разлива Нила.
6.Повелитель Египта.
Игра «Да-Нетка». Если согласен с утверждением подчеркни ответ «Да», не согласен подчеркни ответ «Нет»
1.Нил одна из самых больших рек в мире. Да - Нет
2. В водах Нила обитали крокодилы, а по берегам рек бегемоты, дикие кошки и множество птиц. Да - Нет
3. Река Нил берет начало из Средиземного моря. Да - Нет
4. Рано весной река выходила из берегов и начинался разлив Нила. Да - Нет
5. В ноябре Нил возвращался в свои берега и египтяне начинали обрабатывать землю и сеять семена. Да - Нет
6.Земля Египта была настолько плодородна, что могла прокормить даже тех, кто ее не обрабатывал. Да - Нет
7. В борьбе за власть победил царь Северного Египта. Да – Нет
8.Столицей единого государства стал город Мемфис. Да-Нет