Подготовка к восприятию читаемого произведения | - На доске зашифрованы названия литературных жанров. ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК - Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались в этом году? - Сегодня мы обратимся к жанру басни. - Мы должны выяснить, какие характерные признаки есть у басни? - Расшифруйте и вы отгадаете ФИО автора 3,4; 3,5; 1,5; 2,3 1,5; 2,3; 5,5; 5,3; 6,5; 6,5: 3,5; 3,4; 6,2 5,4; 5,3; 3,1; 6,4; 3,3; 3,5 - Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова - А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе. -А почему именно это слово лишнее, кто сможет объяснить? -Правильно, ведь это животное не является домашним. - Сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях. На доске есть запись, подумайте и постарайтесь придумать задачи нашего урока: 1) Узнать, … 2) Учиться понимать … -Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом». -Посмотрите на портрет И.А.Крылова. -Каким он вам представляется по характеру? -Да, ребята, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. -Хочется ли вам узнать что – то новое о человеке, написавшем эти басни? -Родился И.А.Крылов в Москве 13 февраля 1768 года. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет И.А.Крылов остался без отца и пошёл работать в магистрат, переписывать бумаги. Ещё через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начинает писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Трижды Крылов издавал свои собственные журналы в период с 1789 по 1793 год. Но они закрывались властями. Иван Андреевич становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарём. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Петербурге, занимается литературной деятельностью. К нему приходит успех и признание, карьера его развивается успешно, он получает различные награды. В Публичной библиотеке Крылов проработал до 1844 года (До 73 лет!). Вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер И.А.Крылов 21 ноября 1844года, в зените славы, дожив до глубокой старости. -Прежде чем познакомиться с новой басней, давайте вспомним, что же такое басня? -А кто знает, кто такой «баснописец»? -Молодцы ребята, правильно. Физкультминутка. - Мы хорошо поработали, давайте немножко отдохнём. Рано утром на полянке Так резвились обезьянки: Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ! Руки вверх, вверх, вверх! Кто поднимет выше всех? Все присели, снова встали Вы резвиться не устали? | -Былина, сказка, стихотворение, басня, загадка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 5 | А | Б | В | Г | Д | Е | 4 | Ж | З | И | Й | К | Л | 3 | М | Н | О | П | Р | С | 2 | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | 1 | Ш | Щ | Ы | Э | Ю | Я | - Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза. Учащиеся ставят цель, опираясь на запись. узнать, что такое басня, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл. Слушают учителя -Добрый, мудрый, честный. -Да! Знакомятся с биографией И. А. Крылова. -Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни. -Баснописец значит человек, который пишет басни. Повторяют за учителем. |
Повторное чтение, анализ содержания и языка читаемого произведения | -Чтобы текст басни нам был понятен, давайте уточним значение некоторых слов. Словарная работа: Мартышка-маленькая обезьяна. Дюжина -12. Полдюжины -6. Нанижет –оденет подряд на нитку, проволоку. Невежда –необразованный, несведущий человек. - Прочитайте басню про себя, обратите внимание на композицию. - Прочитайте первую часть. Как она называется? - Прочитайте вторую часть. Как она называется? - Прочитайте третью часть. Как она называется? - Прочитайте четвертую часть. Как она называется? - А как называется следующая часть? - Замените слово мораль синонимом. - Прочитайте мораль. - В чем аллегоричность этой басни? - Сейчас поработаем над языком басни. - Прочитайте завязку, найдите фразеологические обороты речи. - Что это означает? - Замените одним словом выражение “Лишь стоит завести очки”. - Прочитайте развитие действия. - Как вы понимаете? «Очков с полдюжины себе она достала?» - Очки не действуют никак? - Подберите синоним к слову, «нанижет». - Прочитайте кульминацию. Какие фразеологические обороты речи встретились? - Подберите синонимы к словам: прок, враки, налгали. - Прочитайте развязку. Подберите синоним к слову, «хватила». - Встали ребята. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите как можно схватить друг друга за руки. Повернитесь лицом ко мне. Покажите, как Мартышка хватила очки о камень. - Как понимаете выражение, брызги засверкали. - Название басни “Мартышка и очки” выражает идею или тему произведения? - В каких строчках заключена идея басни? - Прочитайте. | -Читают басню про себя. -Завязка. -Развитие действий. -Кульминация. -Развязка. -Мораль. Заменяют слово. (Нравоучение). Читают мораль. -Мартышка олицетворяет собой – невежду. Читают завязку. - Зло не так большой руки. (- Не так уж большое горе.) - Купить, достать, приобрести. Читают развитие действий. -Приобрела 6 штук очков. – Не помогают. – Наденет. - Проку на волос нет – очень мало пользы. Прок- неправда, враки- обман, ложь, налгали – обманули. -Швырнула, бросила. Встают и показывают. – Разлетелись на мелкие кусочки, похожие на капли воды. - Тему. - В морали. |
Запись домашнего задания, самооценка и оценка учителя | - Закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению. Домашнее задание - читать басню выразительно - изобразить характер героев с помощью мимики, жестов - выучить наизусть басню. -Урок окончен, до свидания! | Урок был для меня: интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный Учащиеся записывают домашнее задание. -До свидания. |