Искусство Древнего Египта
Культура и искусство Древнего Египта сильно повлияли на духовную жизнь других стран. Египтяне внесли большой вклад в развитие каменного строительства и скульптуры. До наших дней дошли знаменитые египетские гробницы, храмы и дворцы.
Какими же были отличительные черты древнеегипетского искусства?
Архитектура Древнего Египта
Пирамиды — это выдающиеся архитектурные постройки из камня, возведённые древними египтянами на западном берегу реки Нил. Они представляют собой величественные гробницы фараонов — владык Египта. Пирамиды остаются единственным из семи древних чудес света, доживших до нашего времени. Эти сооружения создавались, чтобы обеспечить фараонам жизнь в загробном царстве. Возможно, древние египтяне верили, что устремлённые в небо пирамиды облегчат умершим правителям Египта восхождение к богам.
Первые свидетельства о пирамидах появились в середине V в. до н. э. Они принадлежат древнегреческому историку Геродоту, который посещал Египет и общался с египтянами с помощью переводчика. По словам Геродота, сотни тысяч человек были задействованы в строительстве пирамид для фараонов. Тяжёлая работа, от которой изнемогало население, велась непрерывно. Каменные плиты, добываемые в каменоломнях в горах, вручную перетаскивались к месту строительства. Вокруг строящихся пирамид делали насыпь и затаскивали блоки из известняка наверх. Для создания некоторых гробниц требовались годы и даже десятилетия.
«Строительство пирамиды». Питер Джексон
Три крупнейшие пирамиды находятся в городе Гиза неподалёку от Каира — столицы современного Египта. Самая известная и высокая из них принадлежит фараону Хеопсу. Это самая высокая пирамида (высота — примерно 139 м), она была построена около 2600 г. до н. э.
«Гиза. Общий вид пирамид Хеопса». Жан-Клод Гольвин
Долину, где находятся пирамиды, стережёт каменный Большой сфинкс с головой человека и львиным туловищем.
Сфинкс, стерегущий пирамиды
Самая древняя пирамида — пирамида Джосера — была построена в 2650 г. до н. э. архитектором Имхотепом.
Во втором тысячелетии до н. э. египтяне прекратили возводить пирамиды. Умерших фараонов они стали хоронить в подземельях и скалах, поэтому многие захоронения были позднее разорены и разграблены.
Однако одну гробницу — фараона Тутанхамона — археологи XX в. нашли непотревоженной. Это удалось установить по нетронутым печатям.
Археолог Говард Картер изучает третий золотой саркофаг Тутанхамона
Узнать больше
Гробницу Тутанхамона, о существовании которой имелось много документальных свидетельств, очень долго искали знаменитые археологи Картер и Карнарвон. В итоге, после долгих шести лет поисков, они нашли её на территории, где когда-то находились хижины строителей пирамиды, рядом с усыпальницей фараона Рамсеса, возле города Луксор.
Под хижинами исследователи обнаружили лестницы, ведущие под землю. В ходе недолгих раскопок они нашли закрытую дверь, ведущую в гробницу Тутанхамона.
Когда археологи открыли дверь, они увидели зал, который был завален различными предметами искусства Древнего Египта. В комнате, помимо прочих сокровищ, стоял каменный саркофаг, внутри него ещё один саркофаг, во втором — третий. Только в последнем, четвёртом футляре, сделанном из золота без примесей, находилась мумия молодого фараона.
Одной из важнейших находок стала золотая посмертная маска, закрывавшая голову и плечи властелина Египта.
Золотая маска фараона Тутанхамона
Обнаружение гробницы Тутанхамона стало настоящей сенсацией и позволило сделать прорыв в изучении древнеегипетской цивилизации.
Предметы искусства, найденные в гробнице, сейчас можно увидеть в музеях по всему миру, саркофаг и золотая маска Тутанхамона хранятся в Каирском музее.
Золотой саркофаг Тутанхамона. Каирский музей
Храмы в Древнем Египте являлись жилищем для бога и повторяли своей архитектурой жилой дом в усадьбе знатного египтянина. Они строились из камня и ограждались стеной, за которой находилось множество внутренних дворов, залов и галерей.
Храмы возводились для поклонения богам и поминания фараонов, поэтому всё внутри и снаружи должно было внушать населению священный страх и трепет.
На пути, ведущем к храмовым воротам, часто устанавливались скульптуры мудрых охранников — сфинксов.
«Древний храм в Луксоре». Жан-Клод Гольвин
Фасад древнеегипетского храма, обычно обращённый к реке, имел вид пилонов — двух прямоугольных башен, внешне похожих на усечённые пирамиды. Между башнями находился прямоугольный проход.
Перед пилонами возводили каменные монументы, сужающиеся к верху, — обелиски — и устанавливали большие статуи фараона, сидящих на троне.
«Фасад древнего храма в Луксоре». Жан-Клод Гольвин
Потолок святилища выступал символом неба, поэтому был расписан изображениями звёзд и птиц.
Величественные колонны храма должны были олицетворять жизнь и развитие, поэтому украшались позолотой и орнаментом из связки стеблей папируса и лотоса. Этот орнамент служил напоминанием о зарослях, где богиня Исида пряталась с сыном от преследований Сета.
В глубине храма в святилище хранилась статуя бога, которому он был посвящён. Туда допускались только посвящённые — жрецы и фараон. В дни праздников жрецы выносили статую бога на публику.
Скульптура Древнего Египта
Жители Древнего Египта большое внимание уделяли скульптуре: это доказывают многочисленные предметы искусства, найденные во время раскопок в древнеегипетских гробницах и храмах.
Статуи сфинксов у врат в египетский храм
Египтяне считали, что статуи являются вместилищем душ скончавшихся людей, поэтому их черты отображали максимально реалистично и во всех деталях. Таким образом, скульптуры в усыпальницах фараонов должны были выполнять ту же миссию, что и мумии — помочь умершему обрести посмертную жизнь в загробном мире. Считалось, что после смерти душа возвращается в тело или вселяется в статую человека, если вдруг не обнаруживает сохранившуюся мумию.
Скульптура царицы Нефертити
Больше всего древнеегипетские художники любили изображать богов, сфинксов и фараонов, но существуют также скульптуры вельмож, писцов и даже обычных ремесленников.
Статуя сидящего писца. Фото Rama
Правила скульптурного изображения были строгими. Боги всегда изображались крупнее, чем фараоны, а размеры фараонов в свою очередь превосходили размеры обычных людей. Мужчин на скульптурных портретах изображали со смуглой кожей, а женщин — со светлой.
Живопись в Древнем Египте
Помимо скульптур, в Древнем Египте был развит такой вид искусства, как настенные росписи религиозных строений, усадеб и гробниц. В этих росписях отражались сцены из реальной жизни древних египтян: боевые действия, распашка полей, праздники и пиры.
«Создание барельефа». Х. М. Хергет
Египтяне полагали, что рисунки, изображённые на стенах гробницы, оживают в загробном царстве и позволяют умершему в другом мире иметь всё, что у него было в земной жизни.
Фреска из гробницы Тутанхамона. Фото корреспондента агентства «Рейтер»
Росписи в Древнем Египте, как и скульптуры, также выполнялись по особым правилам — канонам: голову и ноги изображали в профиль, плечи — анфас. Форму головы — в профиль, глаз — анфас. Для обеспечения сохранности рисунки покрывали слоем лака или смолы.
Искусство Древнего Египта очень разнообразно. До наших дней сохранились многочисленные руины храмовой архитектуры, статуи и скульптуры, ювелирные украшения и, конечно же, пирамиды. Познакомиться с шедеврами искусства Древнего Египта можно и в нашей стране. Подлинные предметы, созданные египетскими мастерами, хранятся в Москве в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Задание
1. Ответьте на вопрос: для каких целей создавали пирамиды? Назовите не менее двух известных пирамид.
2. Как были связаны религиозная жизнь египтян и искусство? Приведите не менее трёх примеров такой взаимосвязи.