2. Минутка чистописания | - Приготовьтесь к письму. «Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас ничуть не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь». Запишите с доски дату и «Классную работу».Сегодня у нас двадцать первое октября. Учитель: - Прежде, чем начнём писать, давайте делаем разминку для наших ручек. Приготовились повторять за мной. Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем, Раз, два, три, четыре, пять- Начинаем разгибать. -А теперь давайте еще раз повторим вместе со мной . -Посмотрите и вспомните, как правильно писать букву «д». Слайд 1 Запишите эту букву, как она записана на доске. Дд дд Дд дд | Записывают число классная работа. Дети вытягивают руки вперед, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют и разжимают их. Повторяют упражнение несколько раз. | |
3. Актуализация знаний | Ежи в тишине чащи шипят на шишки. — Запишите предложение под диктовку. —Подчеркните знакомые орфограммы. — Какое правило нужно было вспомнить, чтобы правильно написать слова? — Вертикальной чертой разделите слова на слоги. — В каком слове меньше всего слогов? — В каком слове больше всего слогов? -Сколько там слогов? — В каком слове есть слог, состоящий из одной буквы? — Подчеркните основу предложения. | ШИ и ЖИ пиши с буковой И. ЧА пиши с буквой А. В предлоге на Тишине 3 слога Ежи Ежи шипят | Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
5. Мотивация к учебной деятельности и целеполагание | (На доске запись.) Коля нарисовал замок. — Спишите предложение. На какой слог в последнем слове мы можем поставить ударение? Прочитайте предложение с ударением на разные слоги последнего слова. - Шутник он невидимка- Молоток, Тук и ударил в безударный слог… И сразу же исчез огромный За/мок и появился маленький замо/к. В некоторых словах ударение может менять смысловое значение слова. Чтобы узнать, на какой слог падает ударение, нужно «позвать» слово. Что изображено на доске? Верно. На доске изображен жираф. Давайте «позовем» его и узнаем ударный слог в этом слове. Также можно узнать ударный слог, переставляя ударение на каждую гласную букву. Давайте попробуем. —Итак, оба слова могут быть правильным ответом, все зависит от ударения! -Сформулируйте тему и цели нашего урока. Верно. Темой урока является ударение. Мы узнаем, что это, научимся выделять ударный слог в словах. | Ответы детей Тема нашего урока ударение, будем учиться ставить ударение в словах | Регулятивные Коммуникативные |
6. Изучение нового материала | — Откройте учебник на с. 67. Прочитайте тему урока. (Как определить ударный слог?} — На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? Упр. 99 (с. 67). — Чем необычна запись стихотворения? — Что показывает знак над буквами? — Прочитайте строки, выделяя ударение голосом. — Запишите слова без деления на слоги. — Прочитайте правило самостоятельно. — Что такое ударение? — Как произносится ударный слог? — Слово ударение однокоренное слову ударять. Давайте представим, что ударение это- молоточек.Молоточек ударяет по звуку, и он звучит дольше остальных. По какому звуку ударяет молоточек? — Сколько ударных звуков может быть в слове? — Послушайте стихотворение. Мухо-мухо-мухомор, Уходи в дремучий бор И сиди там на полянке, Где живут одни поганки. Б. Липанович — Приготовьте молоточки —кулачки. Кулачок поможет нам найти ударный слог. (Учитель читает стихотворение, дети опускают кулачок на парту при произнесении ударного звука, имитируют удар.) | Как определить ударный слог? Ответы детей Слова разделены на слоги Ударение Читают выделяя голосом уравнение. Это выделение голосом одного из слогов в слове. Тянется дольше, произносится громче, сильнее. По гласному. Только один | |
8. Закрепление нового материала | Упр. 100 (с. 68). — Каким образом можно определить ударение в слове? Обсудите с соседом. — Какие у вас получились советы? — Спишите, обозначьте ударение. Проверка на слайде Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, оцените работу друг друга и поставьте ( «!» — молодец, поставил ударение правильно. «+» — хорошо, ошибся 1 раз. «—» — еще допускаешь ошибки, нужно учиться ставить ударение. Упр. 101 (с. 68). — Прочитайте задание. — Что будете делать в этом упражнении? (Самостоятельное выполнение. У доски работают два ученика: один выписывает слова к схемам 3 и 2, другой — к схемам 3 и 4.) — Проверьте ребят, которые работали у доски. Какие есть замечания? — Кто не сделал ни одной ошибки? Поставьте на полях «!». Упр. 102 (с. 68). — Прочитайте задание. Что такое диалог? — Как обозначается диалог на письме? — Какие слова вежливости употребляют герои диалога? — Когда в речи употребляют слова извините, простите? — Слово извините словарное. Какие буквы нужно запомнить в этом слове? (Извините.) — Спишите диалог, обозначьте в словах ударение. — Ударение в каких словах у вас вызвало затруднение? Давайте проверим что у вас получиось— чтение с выделением голосом ударного слога. ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ ИГРА Звуковое царство. Дворец гласных звуков. Цель игры: продолжать учить детей голосом выделять ударные гласные звуки в словах – названиях предметов, обозначающих продукты, посуду, кухонную утварь. Ход игры: — Послушайте, ребята, сказку о споре обитателей дворцовой кухни. Однажды они заспорили, кто из них самый главный. — Я самый главный, — хрустел румяной корочкой Хлеб, — Без меня никто за стол не садится! — Нет, я самая главная! – Забулькала Вода, — Без меня ни одно блюдо нельзя приготовить! — Нет, я главнее, — возразила Соль, — Если меня забудут положить в кастрюлю, то кушанье никто не станет есть. Поспорили и решили: царём кухни будет тот, кто сможет созвать как можно больше подчинённых. А в Звуковом царстве друг другу служили слова с одинаковыми ударениями. У них даже форма была одинаковой. Все слова, с ударным «А» — носили крАААсные мундиры, все слова с ударным «Э» — носили б (ЭЭЭ)лые мундиры, с ударным «О» — ж (ООО)лтые мундиры. ( не стоит забывать, что мы играем в звуковые игры). Дети начинают называть слова, выделяя голосом ударный звук: «чАААйник», «полотЭЭЭнце», «моркОООвка», называют его отдельно-ударный звук «А», а педагог рядом с водой ставит человечка в красном мундире. | Дети рассказывают, к какому мнению они пришли Разделим слова на четыре столбика, в зависимости от того, на какой слог падает ударение Разговор двух или более лиц. Слова каждого действующего лица начинаются с новой строки, с тире Здравствуйте, милая, извините. Когда просят прощения за что-то Букву и во втором слоге и букву е в последнем | |
10.Рефлексия | Карточка Прочитай, поставь ударение. Вечером над озером Ходит белый пар... Это рыбы в озере Ставят самовар. И. Пивоварова (Фронтальная проверка. Дети читают слово с выделением ударного слога, называют букву, над которой стоит знак ударения.) — Оцените с помощью «светофора», как вы поняли сегодня тему. Зеленый — все понял. Желтый — понял, но еще сомневаюсь. Красный — ничего не понял. | Оценивают свою работу на уроке | Коммуникативные |