СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Католическая церковь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные понятия:

Анафема – церковное проклятие, отлучение от церкви

Духовенство – профессиональные служители культа той или иной религии

Еретик –вероотступник, предлагающий иной подход к религиозному учению

Индульгенция – в католической церквиосвобождение от временного наказания (кары) за грехи

Инквизиция – специальный церковный суд для борьбы с еретиками

Сословие  большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Католическая церковь"»

Католическая церковь

Цели:

Предметные:давать характеристику римских пап, объяснять причины борьбы с ересью.

Метапредметные:формулировать свою точку зрения, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные:выражать свое отношение к роли истории в жизни общества.

Тип урока:комбинированный

Основные понятия:

Анафема – церковное проклятие, отлучение от церкви

Духовенство – профессиональные служители культа той или иной религии

Еретик вероотступник, предлагающий иной подход к религиозному учению

Индульгенция – в католической церквиосвобождение от временного наказания (кары) за грехи

Инквизиция – специальный церковный суд для борьбы с еретиками

Сословие  большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству

Ход урока:

Мотивационно-целевой этап:

В XI - XIII вв. церковь в Европе достигла большого могущества. Без нее не обходилось ни одно событие. Церковь не признавала никаких границ – ни государственных, ни языковых. Она утверждала единство европейских народов, являлась, как утверждали ученые-богословы и приходские священники, совершенным угодным Богу сообществом людей. Мысль о том, что можно благополучно жить и не быть при этом верным сыном христианской церкви, средневековому европейцу просто не могла прийти в голову. Мир, окружавший его, привязанности, повседневные поступки являлись частью установленного Богом порядка. Не верить, не молиться, не ходить в церковь в глазах людей средневековья было против самой жизни.

Логическое задание:

Как Вы считаете, почему церковь занимала ключевые позиции повседневной жизни человека Средневековья? (церковь являлась системной частью аппарата принуждения и непротивления власти, идеологической основой поведения населения через проповеди; насаждение веры в светлое будущее; безграмотность населения средневековой Европы)

Учитель (работа со схемой): В любом обществе, переступавшем ступень первобытности и находившемся на стадии цивилизации, обязательно появлялось неравенство. Общество делилосьна различные группы людей, причем одни группы (сословия) находились на привилегированном положении в обществе, а другие были вынуждены их содержать.

Идея разделения на сословия была подкреплена христианским учением: считалось, что сам бог выделил три сословия (каждое сословие определялось его близостью к богу) и предназначил каждому человеку свое место в обществе. В каждом из этих сословий у людей разные права и обязанности.

Основное, наиболее важное сословие – духовенство. Оно состояло из служителей церкви – монахов и священников. На них лежала забота о духовной жизни человека, и, прежде всего о спасении души христианина. Второе сословие – феодалы или рыцари. Их основная задача заключалась в защите страны от внешних врагов. Третье сословие – крестьянство и горожане. Основным предназначением этой социальной группы было обеспечение продуктами питания и предметами ремесел первые два сословия.









Логическое задание:

Чему же, на Ваш взгляд, учила христианская церковь средневековое население Европы?

Согласно  христианскому вероучению главной целью человеческой жизни являлось спасение души. И церковь помогала людям в этом. Каждый верующий должен был думать не о том, как разбогатеть или приобрести власть над другими людьми, а о том, как оказаться после смерти в раю. Чтобы избежать адских мук, необходимо посещать храм, участвовать в церковной службе, подавать милостыню бедным (их считали заступниками перед Богом), творить другие добрые дела. Гшникам уготован Ад, а праведники попадут в Царствие Небесное и будут испытывать вечно райское блаженство.

Учитель:До середины XI века христианская церковь считалась единой.

Но в Западной Европе главой церкви был Папа Римский, а в Византии –Патриарх. Со временем между церквами на Западе и Востоке возникли разногласия и заметные различия.

В 1054 году во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга анафеме (проклятию)– произошел окончательный разрыв, раскол христианской церкви на Западную (католическую) и Восточную (православную) (запись в тетрадь).









Логическое задние:

В чем, на Ваш взгляд, заключается наиболее значимый конфликт между Папой Римским и Патриархом Византии, завершившийся расколом ранее единой христианской церкви на Западную (католическую) и Восточную (православную)? (борьба за распространение церковного влияния на паству и, соответственно, обогащение за счет роста налогооблагаемого населения в пользу той или иной церкви) В каждой из вновь образовавшихся церквей сложилась своя иерархия (работа со схемой)

Церковная иерархия католической и православной церквей


















С усилением роли в общественном развитиифеодального общества католическая церковь превращается в одного из самых крупных феодальных собственников Европы. Накапливая богатства, она зачастую становилась кредитором королей, растративших казну на пиры, войны, подарки своим любимцам.

Логическое задание:

Призывая к нестяжанию и презрению к накопительству и богатству церковь, тем не менее, становится наиболее богатой организацией Средневековья. Как Вы считаете, каковыми могли быть источники обогащения церкви? (работа со схемой)












Учитель: Наивысшего могущества католическая церковь достигла в правление Папы Римского Иннокентия III. Он воспользовался тем, что католическая церковь оставалась единой организацией в то время, как государства Западной Европы переживали период раздробленности. Ему удалось расширить границы Папской области – добиться от королей Англии, Польши, Пиренейских и других государств признания вассальной зависимости от Пап.Его считали высшим судьей в католическом мире. Он вмешивался в отношения между правителями и во внутренние дела стран католического мира.

За время Раннего Средневековья были утверждены главные догматы христианства: учение о Троице (Бог триедин:Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух); о непорочном зачатии Христа (от Святого Духа); о роли церкви как единственного посредника между Богом и человеком.

Не все верующие христиане понимали дог­маты. А те, кто мог читать Библию, не всегда принимали некоторые церковные догматы, так как видели расхождение между ними и текста­ми Священного Писания. Многим людям были не по душе действия церкви, ее стяжательство, испорченность духовенства. Среди горожан, рыцарей, простых священ­ников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками.

Еретики утверждали, что церковь испорче­на. Папу они называли наместником дьявола, а не Бога. Еретики отвергали дорогие церков­ные обряды, пышные богослужения. Они тре­бовали, чтобы духовенство отказалось от деся­тины, от своих земельных владений и богатств. Единственным источником веры для них было Евангелие. В своих проповедях еретики осуж­дали священников и монахов за забвение апостольской бедности. Они сами показывали пример праведной жизни: раздавали свое иму­щество бедным, питались подаянием.

Логическое задание:

Как Вы считаете, каким было отношение католической церкви к движению еретиков?

Какими, на Ваш взгляд, методами церковь боролась с инакомыслием? (физическое и моральное преследование, создан особый церковный суд – инквизиция)

На завершающем этапе урока учащимся предлагается охарактеризовать роль церкви в жизни средневекового общества Западной Европы:

Католическая церковь играла важнейшую роль в развитии средневекового европейского общества. Она принимала активное участие в развитии и контроле различных сфер общественной жизни.

В политической сфере церковь регулировала межгосударственные отношения, выступая арбитром в спорах правителей государств, назначая лояльных или находящихся под ее влиянием королей и императоров, благословляла религиозные войны против иноверцев, распространяя свое влияние на новые территории, примером чего выступают крестовые походы.

Сферой влияния католической церкви являлась культура. Церковь способствовала строительству многочисленных храмов и монастырей, что вело к  развитию архитектуры. Все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Собрание на территории монастырей в огромных библиотеках трудов философов, ученых и различных древних деятелей, проведение диспутов, посвященных проблемам веры, морали и другим вопросам в их стенах еще более усиливало ее авторитет.

Церковь, в лице своих представителей была высшей инстанцией в судебных делах, касающихся не только духовной сферы, но всех сфер жизни общества. Неразделение власти церкви и государства позволяла ей рассматривать любые случаи, а абсолютность власти – обвинять представителей различных сословий. Ни крестьянин, ни феодал, ни даже король не чувствовал себя в безопасности, он в любой момент мог предстать перед церковным судом по чьему-то доносу.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что католическая церковь являлась мощным властным институтом, который контролировал все сферы жизни общества.



Домашнее задание: §16, вопросы и задания, наизусть термины, письменно написать эссе «Католическая церковь в жизни европейских народов».


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!