СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему :"Корень. Однокоренные слова""

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему :"Корень. Однокоренные слова""»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карабудахкентская средняя общеобразовательная школа№5»






Конспект урока





Класс: 2

Предмет: русский язык



УМК»: учебник «Русский язык» 2 класс В.П.Канакина, В,Г.Горецкий:

Издательство «Просвещение» Москва. 2012 г.





Тема: «Корень. Однокоренные слова» в условиях реализации ФГОС.



Образовательная технология: технология развития критического мышления, игровые и развивающие технологии.




Учитель: Даниялова Написат Гаджиевна



Тема: «Корень слова. Однокоренные слова».


Цели:

Предметные:

-учить находить в тексте «родственные слова» и выделять «корень» в слове, подбирать однокоренные слова.


Метапредметные:


Регулятивные:

- формировать умение прогнозировать предстоящую работу;

-формировать умения понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем.


Познавательные:

-формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

- формировать умения ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию;

-умение объяснять и аргументированно обосновывать выполняемые действия.


Коммуникативные:

умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Личностные:

-воспитывать любовь к родному языку,

-воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;

-воспитывать уважение к труду и его результату,

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью.


Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.




Оборудование:интерактивная доска, компьютер учителя.


Презентация PowerPaint, карточки для дифференцированной работы, словари, музыкальное сопровождение (релаксация). Памятка «Как найти корень слова».






Ход  урока:


Организационный момент.

- Зарядим друг друга положительной энергией: повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи себе и своим соседям!

II. Чистописание.

- Чтобы мы писали правильно, сделаем пальчиковую гимнастику.

Дружат в нашем классе

Девочки и мальчики,

Давай теперь подружатся

Наши пальчики…(соединять пальцы рук от мизинца к большому и наоборот)

Вот теперь все подружились

И в письме мы закружились.

Нас ждёт чистописание

Запишем пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии :

Не тот грамотен, кто писать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.


Актуализация опорных знаний.

1.Беседа

- Какие родственные слова встретились нам в чистописании?

- Что их объединяет?( общий корень) 

- Кто сформулирует тему урока? (Корень слова. Однокоренные слова) Назовите наши учебные задачи. (Наша задача: научиться распознавать родственные слова, находить корень в этих словах).

Беседа о родственниках.

- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )

- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают  похожими между собой. Их называют родственниками.

В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.

- Какие слова можно назвать родственными? (Близкие по смыслу и имеют одинаковый корень ).

- Назовите эту общую часть. ..(Корень). Как выделяем корень?(Дугой).

Что такое слово «корень» слова мы узнавали в словаре.

(1 ученик отвечает, остальные дополняют).

  Корень:


подземная часть растения;

часть волоса, зуба, ногтя;

начало, источник чего-либо;

часть слова.

Наше слово  «корень» имеет несколько значений .

Как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные) Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (Часть слова).

2.Дети, которые мало работают на уроках, получили стихотворения к уроку.

Слово с деревом похожи,

Ведь у слов есть корень тоже.

Он, конечно, самый главный

Выполняет всё исправно.

И назад, и вперёд

Слово от него растёт.

Часто так случается,

Корни повторяются.

В разные слова встают,

Общий смысл придают.

А слова зовут такие

Однокоренные.


- Слов на свете нам не счесть,

 В каждом слове корень есть.

 Чтобы грамотно писать,

 Надо корень выделять.

IV. Закрепление.

1. Работа по учебнику. Словарь однокоренных слов стр.135.

  • Выпишем с комментированием однокоренные слова к словам, записанным на доске: дом, звезда, хлеб. Комментирование с места.

  • 2. Алгоритм выделения корня.

  • На прошлом уроке мы вывели алгоритм выделения корня.

  • Давайте составим алгоритм выделения корня в словах. (В процессе рассуждений вывели следующий алгоритм:

  • 1 шаг: Прочитай слово. Выясни его смысл.

  • 2 шаг: Подбери к слову родственые (однокоренные слова)

  • 3 шаг: Сравни однокоренные слова и выдели их общую часть. Это и будет корень.

  • 4 шаг: Выдели корень слова знаком.

Эту памятку мы вложим в папку «Памятки».

3.- А сейчас выделим корень в записанных словах с комментированием.

4.Музыкальную физкультминутку проводят учащиеся. Песня «Однокоренные слова».

-Назовите однокоренные слова из физкультминутки.

5. Упражнения в распознавании однокоренных слов.

Сейчас я предлагаю вам поиграть.

Игра называется «Засели домики».

- Одновременно в 3 домика приехали «родственники»  (у нас — это однокоренные  слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились . Работать будем по рядам.

1 ряд -  - лис-

Лиса, лист, лисонька, лисий.

2 ряд -  - мор-

Морской, моряк, море, мороз.

3 ряд -  - вод –

Вода, водичка, водный, водитель.

Запишем в строчку через запятую только однокоренные слова и выделите в этих словах корень.

3 ученика работают у доски. Запись с комментированием.

-Кто быстрее справится с работой, получает индивидуальные карточки. Работу с карточками проверю и оценю после уроков.

- Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

( проверяем работу 2 и 3 рядов )

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием . Отметки.

 

6.Групповая работа. Распределились в группы.

- А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 6 деревьев с корнями. Подберите однокоренные слова к этим корням.

1 группа – ум -

Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.

2 группа   - ворон –

Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.

3 группа-лес-

Лесной, лесник, лесистый, перелесок, лес, лесок

Итог урока.

 Рефлексия.

Мне было интересно:

Мне понравилось...  

Я хвалю себя за...

 Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.


Д/З  Вставить в текст однокоренные слова. Выделите корень.

Мы ездили в…. . На ……… полянке видели домик……. . Там растёт молодой ……… .

(Лес, лесника, лесок, лесной)

Вставить в текст однокоренные слова. Выделить корень.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!