СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»: проблемы и герои.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»: проблемы и герои.»

Литература 8класс. 2.02.2022 г. Тема: Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала»: проблемы и герои.

Цель: Мы сегодня с вами вспомним биографию Л.Н. Толстого и проанализируем рассказ «После бала». Нам нужно повторить теоретические основы композиции произведения, антитезы (контраста). Нам необходимо умение хорошо воображать ситуацию, о которой мы читаем в произведении. 


1.Работа по теме урока.

А) Задание: Найдите правильное толкование слова «гуманист»

1)это тот, кто признаёт ценность человека как личности, его право на свободу, счастье

2) мыслитель, занятый разработкой вопросов мировоззрения.

3) последователь атеизма, неверующий.

Б) Задание: Прочитайте статью биографии в учебнике стр. 28-30

Л.Н.Толстой- русский писатель и философ родился в Ясной Поляне, Тульской губернии. Родителей Толстой потерял рано, дальнейшим его воспитанием занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета. .Толстой, вместе со старшим братом Николаем, уехал на Кавказ, где принимал участие в боевых действиях. Об этом он рассказывает в повести "Казаки"(1852-63), в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912). На Кавказе Толстой создает трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».

Во время Крымской войны отправился в Севастополь, о событиях этой войны он рассказывает в «Севастопольских рассказах».В 1857 г. Толстой отправился в путешествие по Европе.

Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества Льва Толстого. Люди к нему относились, как к духовному наставнику.

Последними произведениями писателя стали рассказы «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма «Живой труп».

В) Прочитайте рассказ на стр. 30-40. в учебнике.

Г) Анализ произведения.

«После бала» — прозаическое произведение; написано в жанре рассказа. В центре повествования находится важное событие из жизни главного героя рассказа (потрясение от увиденного после бала). Сам текст небольшой по объёму.

В рассказе изображены две эпохи: 40-е годы XIX века, время правления Николая и время создания рассказа. Писатель рисует прошлое, чтобы показать, что и в его настоящем ничего не изменилось. Автор выступает против бесчеловечного отношения к людям, против насилия и гнета. Рассказ «После бала» связан с реализмом в русской литературе.

Написан он в 1903 году и опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки. После этого он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе.

Писатель раздумывал над названием рассказа. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала».

Автора волновала проблема: человек и среда, влияние обстоятельств на поведение человека. Может ли человек сам управлять собой или все дело в среде и обстоятельствах?

Толстой раскрывает в рассказе «После бала» одну из безотрадных сторон жизни николаевской России — положение царского солдата: двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие солдат, проведение сквозь строй в качестве наказания. Проблема рассказа связана с вопросами нравственными: что формирует человека — общественные условия или случай. «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», — рассказывает герой – это происшествие стремительно меняет отдельную жизнь. В центре изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.

Идея рассказа раскрывается с помощью определенной системы образов и композиции.

Основные герои — Иван Васильевич и полковник, отец девушки, в которую был влюблен рассказчик.

В образе полковника Толстой разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.

Идейное содержание раскрывается через изображение эволюции внутреннего чувства рассказчика, его ощущения мира. Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры. «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой». Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».

В рассказе JI.H. Толстого все контрастно, все показано по принципу антитезы: обстановка в первой и второй частях; грациозная прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной, неестественной спиной; описание блестящего бала и страшного наказания на поле; отец Вареньки на балу, вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же — злобный, грозный старик, требующий от солдат исполнения приказания.

Основа конфликта этого рассказа заложена, с одной стороны, в изображении двуликости полковника, с другой — в разочаровании Ивана Васильевича.

В сцене наказания присутствуют другие краски и другая музыка: «...я увидал... что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. ... это была ... жесткая, нехорошая музыка».


Толстой в своем рассказе ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.

С именем Толстого связана целая эпоха в развитии русской классической художественной литературы.

Все наследие Толстого имеет большое значение для формирования мировоззрения и эстетических взглядов читателей. Знакомство с его произведениями, исполненными высоких гуманистических и нравственных идеалов, несомненно, способствуют духовному обогащению.


2.Домашнее задание

А)Разбор задания тренировочного модуля:

Определите основную идею рассказа

а) судьба человека зависит от случая;

б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;

в) идея личной ответственности человека;

г) осуждение деспотизма

Алгоритм выполнения задания:

  1. Вспомните, что такое идея произведения

  2. Обратитесь к содержанию урока и тексту рассказа

  3. Выберите правильный ответ

б) Ответьте на вопрос: Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!