СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Жизненный и творческий путь Н А. Некрасова». «Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №____                                                                                               

Дисциплина:    ОУД  02. Русская литература

 

Тема урока: «Жизненный и творческий путь Н А. Некрасова». «Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник».

Тип урока: комбинированный

Цели:

а) образовательная: ознакомить студентов с этапами биографии и творчества Н.А. Некрасова

б) развивающая: развивать память, коммуникативную компетенцию, навыки составления конспекта

в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к творчеству Н.А. Некрасова.

Оборудование урока: персональный  компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А.  Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

1. Сопоставьте взгляд на природу поэзии в стихах А. К. Толстого «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..» с определением её в стихотворении В. А. Жуковского «Лалла Рук» и авторском комментарии к нему. В чём вы видите сходство и различие между Толстым и Жуковским?

2.  Проанализируйте стихотворение А. К. Толстого «Меня во мраке и в пыли…». Как понимает Толстой назначение поэзии? Можно ли причислить его к поэтам-романтикам? Найдите в этом стихотворении отголоски «Пророка» Пушкина в стилистических приёмах, в развитии темы перерождения человека, обретающего новое зрение.

  1. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
  2. Изложение нового материала. Методика: Лекция с элементами беседы.

 

     Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877(78)) – классик русской поэзии, писатель и публицист. Он был революционным демократом, редактором и издателем журнала «Современник» (1847-1866) и редактором журнала «Отечественные записки» (1868). Одним из самых главных и известных произведений писателя является поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Ранние годы. Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.

В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь.

Образование и начало творческого пути. Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в биографии Некрасова произошел переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, дает уроки и пишет стихи на заказ. В этот период он познакомился с критиком Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе. В 1862 году вышел запрет правительства на его издание.

Литературная деятельность. Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки» (1840), который потерпел неудачу. Василий Жуковский посоветовал большинство стихов этого сборника печатать без имени автора. После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой, пишет повести и рассказы. Писатель также занимается изданием некоторых альманахов, в одном из которых дебютировал Фёдор Достоевский. Наиболее успешным альманахом получился «Петербургский Сборник» (1846).

В 1847 — 1866 был издателем и редактором журнала “Современник”, в котором работали лучшие литераторы того времени. Журнал был очагом революционной демократии. Работая в «Современнике», Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность.

На страницах журнала «Современник» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нём печатались уже известные Александр Островский, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого.

В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала “Современник”, берет его у издателя Краевского в аренду. С эти журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), а также «Русские женщины» (1871-1872), «Дедушка» (1870) – поэмы о декабристах и их женах, еще некоторые сатирические произведения, вершиной которых была поэма «Современники»(1875).

Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы. Кратко говоря, творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом.

Личная жизнь. В жизни поэта было несколько любовных связей: с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой, француженкой Селиной Лефрен, деревенской девушкой Фёклой Викторовой. Одна из самых красивых женщин Петербурга, и жена писателя Ивана Панаева – Авдотья Панаева – нравилась многим мужчинам, и молодому Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее внимание. Наконец, они признаются в любви друг другу и начинают жить вместе. После ранней смерти их общего сына, Авдотья уходит от Некрасова. И он уезжает в Париж с французской актрисой театра Селиной Лефрен, с которой был знаком с 1863 года. Она остается в Париже, а Некрасов возвращается в Россию. Однако их роман продолжается на расстоянии. Позже он знакомится с простой и необразованной девушкой из деревни – Фёклой (Некрасов дает ей имя Зина), с которой впоследствии они обвенчались.

У Некрасова было много романов, но главной в биографии Николая Некрасова женщиной оказалась не законная его жена, а Авдотья Яковлевна Панаева, которую он любил всю жизнь.

Последние годы жизни. В 1875 году у поэта обнаружили рак кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет «Последние песни» – цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878) и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

 

  1. Закрепление изученного материала:

 

1. Годы жизни Некрасова:

а) 1818-1883

б) 1821-1887

в) 1814-1841

2. Где родился Н.А.Некрасов?

а) в Германии

б) на Украине

в) в России

3. Основные темы, идеи лирики Некрасова (отметьте лишнее):

а) Некрасов о судьбах русской поэзии;

б) народ в лирике Некрасова;

в) героизм народа в Отечественной войне 1812 года;

г) образ женщины

4. Всё своё творчество Некрасов посвятил:

а) журналу «Современник»

б) народу

 в) друзьям.

5.  Некрасов учился:  а) в Царскосельском Лицее

б) в Нежинской гимназии в) в Московском университете 

г) в Петербургском университете 

 

 

 

   

6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия

7. Домашнее задание: Стр.410 - 420

 

Ответы направить на адрес эл. почты:  [email protected]

 

 

 

 

 

Урок № _____

Дисциплина: ОУД 02. Русская литература

Дата проведения:  31. 01. 2022 г.                     Преподаватель: Шапиева   Д. Ш.

  1. 02. 2022 г.

Группа № 1-3

Профессия: 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Тема урока: Поэма «Кому  на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет.»

Тип урока: практическое занятие

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

Метод проведения: сочетание фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.

Оборудование урока: персональный  компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А.  Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

 

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

1. Годы жизни Некрасова:

а) 1818-1883

б) 1821-1887

в) 1814-1841

2. Где родился Н.А.Некрасов?

а) в Германии

б) на Украине

в) в России

3. Основные темы, идеи лирики Некрасова (отметьте лишнее):

а) Некрасов о судьбах русской поэзии;

б) народ в лирике Некрасова;

в) героизм народа в Отечественной войне 1812 года;

г) образ женщины

4. Всё своё творчество Некрасов посвятил:

а) журналу «Современник»

б) народу

 в) друзьям.

5.  Некрасов учился:  а) в Царскосельском Лицее

б) в Нежинской гимназии в) в Московском университете 

г) в Петербургском университете 

  1. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
  2. Изложение нового материала.

 

Перейти по ссылке и просмотреть видеоролик «Кому на Руси жить хорош»: https://yandex.ru/video/preview/?text=кому+на+Руси+жить+хорошо.+Некрасова+просмотр+видео+ролика&path=wizard&parent-reqid=1643290280943692-12765517081276964952-vla1-1620-vla-l7-balancer-8080-BAL-6353&wiz_type=vital&filmId=8381390537960567256&url=http%3A%2F%2Fvideo.mail.ru%2Fmail%2Fgambs55%2F262%2F1156.html

 

 

В 1866 г. в печати появляется пролог поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Это произведение, изданное через три года после отмены крепостного права, сразу же вызвало волну обсуждений. Оставив в стороне политическую критику поэмы, сосредоточимся на главном вопросе: в чем смысл поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

Разумеется, отчасти толчком для написания поэмы Некрасову послужила реформа 1863 г. Россия, веками жившая за счет труда крепостных крестьян, с неохотой привыкала к новому строю. В растерянности пребывали все: и помещики, и сами крепостные, что мастерски изображает Некрасов в своей поэме. Первые просто не знали, что им теперь делать: привыкшие жить исключительно чужим трудом, они были не приспособлены к самостоятельной жизни. Помещику «поют: Трудись!», но он «думал век так жить» и уже не готов перестраиваться на новый лад. Для некоторых такая реформа в прямом смысле подобна смерти – это автор показывает в главе «Последыш». Князя Утятина, ее главного героя, до самой его смерти приходится обманывать, утверждая, что крепостное право на Руси все еще действует. Иначе князя хватит удар – потрясение будет уж слишком сильным.

Есть и другой тип крестьян – те, которых отмена крепостного права застала врасплох. Они привыкли угождать своему помещику и относятся к нему как к неизбежному и нужному для жизни злу, более того – не представляют своей жизни без него. «Балуйтесь вы! / А я князей Утятиных / Холоп – и весь тут сказ!» – вот какой точки зрения они придерживаются. Таков холоп, гордящийся тем, что всю свою жизнь допивал и доедал за барином. Верный холоп Яков, всю свою жизнь отдавший вздорному барину, напротив, решается на бунт. Но посмотрим, в чем этот бунт выражается – в лишении себя жизни, чтобы оставить помещика одного, беспомощного. Это, как выяснилось, действенная месть, но Якову она уже не поможет…

Смысл «Кому на Руси жить хорошо», по замыслу Некрасова, как раз-таки и заключался в изображении страны сразу после отмены крепостного права с различных точек зрения. Поэт хотел показать, что реформа проводилась во многом необдуманно и непоследовательно, и принесла с собой не только радость освобождения, но и всевозможные проблемы, требующие решения. Нищета и бесправность, огромный недостаток образования для простого народа (единственное училище в селе «забито наглухо»), нужда в честных и умных людях, которые бы занимали ответственные посты – обо всем этом говорится в поэме на простом, народном языке. Сама Русь, кажется, многоголосо говорит с читателем, умоляя о помощи. В то же время будет неправильным свести смысл произведения «Кому на Руси жить хорошо» исключительно к рассмотрению текущих политических проблем России. Нет, при создании поэмы Некрасов вкладывал в нее и иной, философский смысл. Он выражен уже в самом названии поэмы: «Кому на Руси жить хорошо». И правда, кому? – вот какую проблему предстоит решить автору, а вместе с ним и читателю. Крестьяне в своих странствиях будут расспрашивать самых разных людей, от попа и до простого солдата, но никто из их собеседников не сможет похвастаться счастьем. И это в какой-то мере закономерно, ведь каждый из героев поэмы ищет свое, личное счастье, не задумываясь о всеобщем, народном. Даже честный бургомистр Ермол не выдерживает и, в попытке облагодетельствовать свою семью, забывает о правде. Счастье же, по мнению Некрасова, способен обрести лишь тот, кто позабудет о личном и будет заботиться о счастье своей родины, как это делает Гриша Добросклонов.

«Некрасов в последнем своем произведении остался верен своей идее: возбуждать сочувствие высших классов общества к простому люду, его нуждам и потребностям» – так отзывался о произведении Некрасова русский критик Белинский. И действительно, в этом и заключается основное значение поэмы «Кому на Руси жить хорошо» – не только и столько указать на текущие проблемы, сколько утвердить стремление к всеобщему счастью как единственно возможный путь дальнейшего развития страны.

 

5.Закрепление изученного материала:

 

1.  В каком году появляется пролог в печати поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

а) в 1866 г.

б) в 1868 г.

в) в 1865 г.

г) в 1863 г.

2. Толчком для написания поэмы Некрасову послужила реформа:

а) в 1863 г.

б) в 1868 г.

в) в 1865 г.

г) в 1866 г.

3. Что мастерски изображает Некрасов в своей поэме?

4. В чем заключается смысл поэмы?

5. К какой идее остался верен Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

 

 

6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Домашнее задание: Проанализировать образы помещиков в поэме.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Жизненный и творческий путь Н А. Некрасова». «Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник».»

Урок №____

Дисциплина: ОУД 02. Русская литература


Дата проведения:. 31.01.2022г. Преподаватель: Шапиева Д.Ш.

Группа № 1-3

Профессия: 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Тема урока: «Жизненный и творческий путь Н А. Некрасова». «Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник».

Тип урока: комбинированный

Цели:

а) образовательная: ознакомить студентов с этапами биографии и творчества Н.А. Некрасова

б) развивающая: развивать память, коммуникативную компетенцию, навыки составления конспекта

в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к творчеству Н.А. Некрасова.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

1. Сопоставьте взгляд на природу поэзии в стихах А. К. Толстого «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..» с определением её в стихотворении В. А. Жуковского «Лалла Рук» и авторском комментарии к нему. В чём вы видите сходство и различие между Толстым и Жуковским?

2.  Проанализируйте стихотворение А. К. Толстого «Меня во мраке и в пыли…». Как понимает Толстой назначение поэзии? Можно ли причислить его к поэтам-романтикам? Найдите в этом стихотворении отголоски «Пророка» Пушкина в стилистических приёмах, в развитии темы перерождения человека, обретающего новое зрение.

  1. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

  2. Изложение нового материала. Методика: Лекция с элементами беседы.



Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877(78)) – классик русской поэзии, писатель и публицист. Он был революционным демократом, редактором и издателем журнала «Современник» (1847-1866) и редактором журнала «Отечественные записки» (1868). Одним из самых главных и известных произведений писателя является поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Ранние годы. Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.

В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь.

Образование и начало творческого пути. Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в биографии Некрасова произошел переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, дает уроки и пишет стихи на заказ. В этот период он познакомился с критиком Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе. В 1862 году вышел запрет правительства на его издание.

Литературная деятельность. Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки» (1840), который потерпел неудачу. Василий Жуковский посоветовал большинство стихов этого сборника печатать без имени автора. После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой, пишет повести и рассказы. Писатель также занимается изданием некоторых альманахов, в одном из которых дебютировал Фёдор Достоевский. Наиболее успешным альманахом получился «Петербургский Сборник» (1846).

В 1847 — 1866 был издателем и редактором журнала “Современник”, в котором работали лучшие литераторы того времени. Журнал был очагом революционной демократии. Работая в «Современнике», Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность.

На страницах журнала «Современник» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нём печатались уже известные Александр Островский, Михаил Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого.

В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала “Современник”, берет его у издателя Краевского в аренду. С эти журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), а также «Русские женщины» (1871-1872), «Дедушка» (1870) – поэмы о декабристах и их женах, еще некоторые сатирические произведения, вершиной которых была поэма «Современники»(1875).

Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы. Кратко говоря, творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом.

Личная жизнь. В жизни поэта было несколько любовных связей: с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой, француженкой Селиной Лефрен, деревенской девушкой Фёклой Викторовой. Одна из самых красивых женщин Петербурга, и жена писателя Ивана Панаева – Авдотья Панаева – нравилась многим мужчинам, и молодому Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее внимание. Наконец, они признаются в любви друг другу и начинают жить вместе. После ранней смерти их общего сына, Авдотья уходит от Некрасова. И он уезжает в Париж с французской актрисой театра Селиной Лефрен, с которой был знаком с 1863 года. Она остается в Париже, а Некрасов возвращается в Россию. Однако их роман продолжается на расстоянии. Позже он знакомится с простой и необразованной девушкой из деревни – Фёклой (Некрасов дает ей имя Зина), с которой впоследствии они обвенчались.

У Некрасова было много романов, но главной в биографии Николая Некрасова женщиной оказалась не законная его жена, а Авдотья Яковлевна Панаева, которую он любил всю жизнь.

Последние годы жизни. В 1875 году у поэта обнаружили рак кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет «Последние песни» – цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878) и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.



  1. Закрепление изученного материала:


1. Годы жизни Некрасова:

а) 1818-1883

б) 1821-1887

в) 1814-1841

2. Где родился Н.А.Некрасов?

а) в Германии

б) на Украине

в) в России

3. Основные темы, идеи лирики Некрасова (отметьте лишнее):

а) Некрасов о судьбах русской поэзии;

б) народ в лирике Некрасова;

в) героизм народа в Отечественной войне 1812 года;

г) образ женщины

4. Всё своё творчество Некрасов посвятил:

а) журналу «Современник»

б) народу

в) друзьям.

5.  Некрасов учился: 
а) в Царскосельском Лицее

б) в Нежинской гимназии
в) в Московском университете 

г) в Петербургском университете 




6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия

7. Домашнее задание: Стр.410 - 420



Ответы направить на адрес эл. почты: [email protected]







Урок № _____

Дисциплина: ОУД 02. Русская литература

Дата проведения: 31. 01. 2022 г. Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

  1. 02. 2022 г.

Группа № 1-3

Профессия: 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Тема урока: Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет.»

Тип урока: практическое занятие

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

Метод проведения: сочетание фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русская литература, учебник для СПО, Г.А. Обернихина.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.



Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

1. Годы жизни Некрасова:

а) 1818-1883

б) 1821-1887

в) 1814-1841

2. Где родился Н.А.Некрасов?

а) в Германии

б) на Украине

в) в России

3. Основные темы, идеи лирики Некрасова (отметьте лишнее):

а) Некрасов о судьбах русской поэзии;

б) народ в лирике Некрасова;

в) героизм народа в Отечественной войне 1812 года;

г) образ женщины

4. Всё своё творчество Некрасов посвятил:

а) журналу «Современник»

б) народу

в) друзьям.

5.  Некрасов учился: 
а) в Царскосельском Лицее

б) в Нежинской гимназии
в) в Московском университете 

г) в Петербургском университете 

  1. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

  2. Изложение нового материала.



Перейти по ссылке и просмотреть видеоролик «Кому на Руси жить хорош»: https://yandex.ru/video/preview/?text=кому+на+Руси+жить+хорошо.+Некрасова+просмотр+видео+ролика&path=wizard&parent-reqid=1643290280943692-12765517081276964952-vla1-1620-vla-l7-balancer-8080-BAL-6353&wiz_type=vital&filmId=8381390537960567256&url=http%3A%2F%2Fvideo.mail.ru%2Fmail%2Fgambs55%2F262%2F1156.html





В 1866 г. в печати появляется пролог поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Это произведение, изданное через три года после отмены крепостного права, сразу же вызвало волну обсуждений. Оставив в стороне политическую критику поэмы, сосредоточимся на главном вопросе: в чем смысл поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

Разумеется, отчасти толчком для написания поэмы Некрасову послужила реформа 1863 г. Россия, веками жившая за счет труда крепостных крестьян, с неохотой привыкала к новому строю. В растерянности пребывали все: и помещики, и сами крепостные, что мастерски изображает Некрасов в своей поэме. Первые просто не знали, что им теперь делать: привыкшие жить исключительно чужим трудом, они были не приспособлены к самостоятельной жизни. Помещику «поют: Трудись!», но он «думал век так жить» и уже не готов перестраиваться на новый лад. Для некоторых такая реформа в прямом смысле подобна смерти – это автор показывает в главе «Последыш». Князя Утятина, ее главного героя, до самой его смерти приходится обманывать, утверждая, что крепостное право на Руси все еще действует. Иначе князя хватит удар – потрясение будет уж слишком сильным.

Есть и другой тип крестьян – те, которых отмена крепостного права застала врасплох. Они привыкли угождать своему помещику и относятся к нему как к неизбежному и нужному для жизни злу, более того – не представляют своей жизни без него. «Балуйтесь вы! / А я князей Утятиных / Холоп – и весь тут сказ!» – вот какой точки зрения они придерживаются. Таков холоп, гордящийся тем, что всю свою жизнь допивал и доедал за барином. Верный холоп Яков, всю свою жизнь отдавший вздорному барину, напротив, решается на бунт. Но посмотрим, в чем этот бунт выражается – в лишении себя жизни, чтобы оставить помещика одного, беспомощного. Это, как выяснилось, действенная месть, но Якову она уже не поможет…

Смысл «Кому на Руси жить хорошо», по замыслу Некрасова, как раз-таки и заключался в изображении страны сразу после отмены крепостного права с различных точек зрения. Поэт хотел показать, что реформа проводилась во многом необдуманно и непоследовательно, и принесла с собой не только радость освобождения, но и всевозможные проблемы, требующие решения. Нищета и бесправность, огромный недостаток образования для простого народа (единственное училище в селе «забито наглухо»), нужда в честных и умных людях, которые бы занимали ответственные посты – обо всем этом говорится в поэме на простом, народном языке. Сама Русь, кажется, многоголосо говорит с читателем, умоляя о помощи. В то же время будет неправильным свести смысл произведения «Кому на Руси жить хорошо» исключительно к рассмотрению текущих политических проблем России. Нет, при создании поэмы Некрасов вкладывал в нее и иной, философский смысл. Он выражен уже в самом названии поэмы: «Кому на Руси жить хорошо». И правда, кому? – вот какую проблему предстоит решить автору, а вместе с ним и читателю. Крестьяне в своих странствиях будут расспрашивать самых разных людей, от попа и до простого солдата, но никто из их собеседников не сможет похвастаться счастьем. И это в какой-то мере закономерно, ведь каждый из героев поэмы ищет свое, личное счастье, не задумываясь о всеобщем, народном. Даже честный бургомистр Ермол не выдерживает и, в попытке облагодетельствовать свою семью, забывает о правде. Счастье же, по мнению Некрасова, способен обрести лишь тот, кто позабудет о личном и будет заботиться о счастье своей родины, как это делает Гриша Добросклонов.

«Некрасов в последнем своем произведении остался верен своей идее: возбуждать сочувствие высших классов общества к простому люду, его нуждам и потребностям» – так отзывался о произведении Некрасова русский критик Белинский. И действительно, в этом и заключается основное значение поэмы «Кому на Руси жить хорошо» – не только и столько указать на текущие проблемы, сколько утвердить стремление к всеобщему счастью как единственно возможный путь дальнейшего развития страны.


5.Закрепление изученного материала:


1.  В каком году появляется пролог в печати поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

а) в 1866 г.

б) в 1868 г.

в) в 1865 г.

г) в 1863 г.

2. Толчком для написания поэмы Некрасову послужила реформа:

а) в 1863 г.

б) в 1868 г.

в) в 1865 г.

г) в 1866 г.

3. Что мастерски изображает Некрасов в своей поэме?

4. В чем заключается смысл поэмы?

5. К какой идее остался верен Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо»?




6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Домашнее задание: Проанализировать образы помещиков в поэме.


Ответы направить на адрес эл. почты: [email protected]






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!