Организационный момент.
- Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки
Прозвенел уже звонок, мы начнем сейчас урок.
Ребята сегодня на уроке я хочу Вас пригасить в удивительную страну, а как она называется мы сейчас с Вами и узнаем. Прошу Вас обратить внимание на доску, перед Вами слоги, которые запутались в названии нашей страны. Давай расставим эти слоги в правильном порядке и узнаем куда же мы отправимся путешествовать. (На доске слоги БУ КВО ГРАД учащиеся должны составить слово БУКВОГРАД).
Узнать, что это за страна и кто в ней живет мы с Вами, сможем с помощью наших заданий.
Ребята прошу вас обратить внимание на доску. Что вы видите?
(Ответы детей: на доске мы видим буквы)
Молодцы, правильно. Ребята, а давайте вспомним что мы с вами знаем о буквах. (ответы детей — буквы- это графические символы для обозначения звука на письме). Что же тогда такое звуки?
(ответы детей звук- это то что мы слышим, произносим, бывают гласные и согласные, согласные могут быть твердые и мягкие, парные и не парные, глухие и звонкие).
Ребята вы, наверное, уже догадались, что буквы на нашей доске – это жители страны буквоград, но вот же беда, наши буквы совсем запутались и не знают где для них место. Давайте поможем им. На какие группы мы можем с Вами разделись наши буквы? (Ответы детей: мы можем разделить буквы на две группы: буквы обозначающие гласный звук и буквы обозначающие согласный звук Учащиеся выходят и распределяют буквы по группам). В конце задания проверяем правильно ли выполнено задания при помощи светофориков.
Ребята посмотрите у нас с Вами остались 2 буквы которые мы с Вами никуда не распределили. Что же нам с ними делать? Ответы детей: мягкий и твердый знаки не имеют звуков поэтому их распределять не будем, у них будет своя группа, которую мы так и назовем (не обозначают звука).
. Молодцы ребята, вы очень хорошо поработали. С жителями страны встретились, отправляемся путешествовать дальше. Сейчас я предлагаю Вам зайти в гости к одной из букв нашего алфавита, а что это за буква вы сейчас узнаете отгадав мою загадку.
Безголосый он добряк,
Все смягчает ... ( мягкий знак)
Итак ребята, к какой букве мы отправимся сейчас в гости? ( ответы детей- мягкий знак)
Правильно ребята, сегодня на уроке мы будем с Вами говорить о мягком знаке. Узнаем для чего же он нам нужен и стоит ли нам с Вами с ним подружится.
Давайте же вспомним с Вами как выглядит мягкий знак и как его писать.
Я тетрадочку открою и с наклоном по ложу, я друзья от вас не скрою аккуратно я пишу.
Открываем свои тетрадочки, записываем число, классная работа.
В новой строке пропишите букву мягкий знак. Образец перед Вами на доске. Учащиеся прописывают всю строчку.
А сейчас ребята, я предлагаю Вам послушать сказку. Инсценировка сказки. Учащимся раздаются буквы как в сказке, в ходе театрализации учащиеся наглядно видят значимость мягкого знака в русском языке и делают вывод.






Ребята как вы думаете нужен ли нам с вами мягкий знак? А для чего он нам необходим (ответы учеников: мягкий знак- это показатель мягкости, он делает твердые согласные мягкими). Будем мы с Вами дружить с мягким знаком?
Конечно же будем, ведь мягкий знак это наш с Вами помощник и волшебник.
А сейчас ребята, прошу Вас обратить внимание на таблицу которая перед Вами. В этой таблице два столбика, в первом столбике буква на конце слова обозначает твердый звук (давайте прочитаем слова), а второй столбик у нас с вами не заполнен, Ваше следующее задание изменить слово так, чтобы последний согласный звук стал мягкий. Подумайте и запишите свои слова во второй столбик, а через пару минут мы проверим.
Мел | Мель |
Ел | Ель |
Удар | Ударь |
Жар | Жарь |
Угол | Уголь |
Проверяем задание, на слайдах появляются правильные ответы
Посмотрите ребята на слова, что необычного (общего и в чем различие) в этих словах? (Ответы детей: в первом и во втором столбике количество звуков в словах одинаковое, а значение у слов разное). Почему же изменилось значение слов во втором столбике? (потому что в конце мы поставили с вами мягкий знак, и он сделал согласный звук мягкий)
Ребята посмотрите на доску перед вами картинка, на которой изображен угол. Кто скажет мне значение слова угол?
Угол – геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки – вершины.
А теперь посмотрите, как только мы добавили мягкий знак, получилось слово уголь. Кто скажет значение слова уголь?
Уголь – природный материал, в искусстве материал для рисования, изготовленный из подвергнутых обжигу тонких древесных веток или обструганных палочек.
Итак, ребята, какой вывод мы можем с Вами сделать? Нужен ли мягкий знак в русском алфавите? Почему? Докажите мне.
Вот мы с вами ребята и выяснили, насколько важен для нас мягкий знак.
В продолжении нашего путешествия предлагаю Вам выполнить задание на внимательность.
Перед Вами текст. Давайте прочтем его. ( Ученик читает текст). Ребята все ли Вам понятно в этом тексте? ( Ответы детей – нет). Предлагаю Вам выполнить задание и понять о чем же говорится в тексте. Задание: укажите в каких словах необходимо поставить мягкий знак.
ТЕКСТ!!! Утром мы с братом пошли на улицу. К нам во двор въехал большой грузовик. В самый дальний угол двора водитель высыпал уголь. Мой младший брат подбежал к черной куче и стал брать черные камушки в руки.
Учащиеся рассуждают, где необходимо поставить мягкий знак. Называют слова, на доске появляется мягкий знак.
Ребята, а как вы считаете текст который вы видите закончен? Мы с Вами знаем, что будет дальше? ( Ответы детей- нет). Давайте мы сами попробуем предположить, что было дальше. Чем заканчивается эта история? (Ответы детей)
Молодцы ребята, вы очень хорошо поработали, предлагаю Вам немного отдохнуть.
Физминутка:
Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами)
Глаза по кругу побегут. (открыть глаза, провести ими по кругу)
Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами)
Глазкам стало хорошо. (легонько прикоснуться к глазам пальцами)
Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться)
Засолка капусты.
Мы капусту рубим, рубим, (Резкие движения кистями рук вверх и вниз).
Мы морковку трём, трём, (Пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя).
Мы капусту солим, солим, (Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).
Мы капусту жмём, жмём. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).
Вот мы с вами ребята и отдохнули, но наше путешествие на этом не заканчивается.
Мягкий знак в словах – это орфограмма. Подберите и запишите в рабочей тетради 5 слов на эту орфограмму. ( Ребята работают самостоятельно, первые 3 ученика читают вслух).
А сейчас давайте воспользуемся учебником. Открываем учебник на странице124. Давайте прочитаем правило и выполним упражнение 202.
Работа с учебником. Выполнение упражнения, ответы на вопросы.
Ну что ж ребята, к сожалению время нашего путешествия подходит к концу, но мы обязательно вернемся с вами в страну Буквоград, в страну где живут наши друзья.
Мы сегодня с вами многое вспомнили, многое узнали. У вас на парте лежат смайлики разных цветов. Красный смайлик обозначает, что вы справились со всеми заданиями и не испытывали трудностей в работе. Желтый смайлик- это значит, что вы хорошо по работали, но испытывали небольшие трудности при выполнении заданий, а вот зеленый смайлик означает, что вам сегодня было трудно выполнять задания, не всегда все получалось с первого раза, но вам есть к чему стремится.
Подумайте какой смайлик подходит именно вам, как вы оцениваете свою работу на уроке. И приклейте пожалуйста смайлик в свою рабочую тетрадь.
Что бы мы могли вернутся в страну Буквоград снова, дома Вам необходимо будет дома выполнить задание, а вот какое вы сейчас узнаете с помощью моих подсказок.
1. я тетрадку положу, в ней я слово …(напишу)
2. не воробей- вылетит не поймаешь ( Слово)
3. Буква для мягкости ставится,
И в названии «мягкий» встречается.
Брат он твердому знаку.
Что это за буква, ребята? (Мягкий знак)
Что же за задание у нас получилось? Написать слова с мягким знаком на конце слова.
Учащиеся открывают дневники записывают домашнее задание.
Большое спасибо Вам за наше путешествие, урок окончен!