СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Мягкий знак, как показатель мягкости предшествующего согласного звука"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наша школа не первый год является  площадкой для проведения городских семинаров на тему "Применение ТРИЗ-технологий на уроках начальной школы в рамках  ФГОС". Данный конспект разработан по предмету "Русский язык". В разработке представлены приемы технолгии ТРИЗ. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Мягкий знак, как показатель мягкости предшествующего согласного звука"»

Организационный момент.

- Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки

Прозвенел уже звонок, мы начнем сейчас урок.

Ребята сегодня на уроке я хочу Вас пригасить в удивительную страну, а как она называется мы сейчас с Вами и узнаем. Прошу Вас обратить внимание на доску, перед Вами слоги, которые запутались в названии нашей страны. Давай расставим эти слоги в правильном порядке и узнаем куда же мы отправимся путешествовать. (На доске слоги БУ КВО ГРАД учащиеся должны составить слово БУКВОГРАД).

Узнать, что это за страна и кто в ней живет мы с Вами, сможем с помощью наших заданий.

Ребята прошу вас обратить внимание на доску. Что вы видите?

(Ответы детей: на доске мы видим буквы)

Молодцы, правильно. Ребята, а давайте вспомним что мы с вами знаем о буквах. (ответы детей — буквы- это графические символы для обозначения звука на письме). Что же тогда такое звуки?

(ответы детей звук- это то что мы слышим, произносим, бывают гласные и согласные, согласные могут быть твердые и мягкие, парные и не парные, глухие и звонкие).

Ребята вы, наверное, уже догадались, что буквы на нашей доске – это жители страны буквоград, но вот же беда, наши буквы совсем запутались и не знают где для них место. Давайте поможем им. На какие группы мы можем с Вами разделись наши буквы? (Ответы детей: мы можем разделить буквы на две группы: буквы обозначающие гласный звук и буквы обозначающие согласный звук Учащиеся выходят и распределяют буквы по группам). В конце задания проверяем правильно ли выполнено задания при помощи светофориков.

Ребята посмотрите у нас с Вами остались 2 буквы которые мы с Вами никуда не распределили. Что же нам с ними делать? Ответы детей: мягкий и твердый знаки не имеют звуков поэтому их распределять не будем, у них будет своя группа, которую мы так и назовем (не обозначают звука).

. Молодцы ребята, вы очень хорошо поработали. С жителями страны встретились, отправляемся путешествовать дальше. Сейчас я предлагаю Вам зайти в гости к одной из букв нашего алфавита, а что это за буква вы сейчас узнаете отгадав мою загадку.

Безголосый он добряк,

Все смягчает ... ( мягкий знак)

Итак ребята, к какой букве мы отправимся сейчас в гости? ( ответы детей- мягкий знак)

Правильно ребята, сегодня на уроке мы будем с Вами говорить о мягком знаке. Узнаем для чего же он нам нужен и стоит ли нам с Вами с ним подружится.

Давайте же вспомним с Вами как выглядит мягкий знак и как его писать.

Я тетрадочку открою и с наклоном по ложу, я друзья от вас не скрою аккуратно я пишу.

Открываем свои тетрадочки, записываем число, классная работа.

В новой строке пропишите букву мягкий знак. Образец перед Вами на доске. Учащиеся прописывают всю строчку.

А сейчас ребята, я предлагаю Вам послушать сказку. Инсценировка сказки. Учащимся раздаются буквы как в сказке, в ходе театрализации учащиеся наглядно видят значимость мягкого знака в русском языке и делают вывод.

Ребята как вы думаете нужен ли нам с вами мягкий знак? А для чего он нам необходим (ответы учеников: мягкий знак- это показатель мягкости, он делает твердые согласные мягкими). Будем мы с Вами дружить с мягким знаком?

Конечно же будем, ведь мягкий знак это наш с Вами помощник и волшебник.

А сейчас ребята, прошу Вас обратить внимание на таблицу которая перед Вами. В этой таблице два столбика, в первом столбике буква на конце слова обозначает твердый звук (давайте прочитаем слова), а второй столбик у нас с вами не заполнен, Ваше следующее задание изменить слово так, чтобы последний согласный звук стал мягкий. Подумайте и запишите свои слова во второй столбик, а через пару минут мы проверим.

Мел

Мель

Ел

Ель

Удар

Ударь

Жар

Жарь

Угол

Уголь

Проверяем задание, на слайдах появляются правильные ответы

Посмотрите ребята на слова, что необычного (общего и в чем различие) в этих словах? (Ответы детей: в первом и во втором столбике количество звуков в словах одинаковое, а значение у слов разное). Почему же изменилось значение слов во втором столбике? (потому что в конце мы поставили с вами мягкий знак, и он сделал согласный звук мягкий)

Ребята посмотрите на доску перед вами картинка, на которой изображен угол. Кто скажет мне значение слова угол?

Угол – геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки – вершины.

А теперь посмотрите, как только мы добавили мягкий знак, получилось слово уголь. Кто скажет значение слова уголь?

Уголь – природный материал, в искусстве материал для рисования, изготовленный из подвергнутых обжигу тонких древесных веток или обструганных палочек.

Итак, ребята, какой вывод мы можем с Вами сделать? Нужен ли мягкий знак в русском алфавите? Почему? Докажите мне.

Вот мы с вами ребята и выяснили, насколько важен для нас мягкий знак.

В продолжении нашего путешествия предлагаю Вам выполнить задание на внимательность.

Перед Вами текст. Давайте прочтем его. ( Ученик читает текст). Ребята все ли Вам понятно в этом тексте? ( Ответы детей – нет). Предлагаю Вам выполнить задание и понять о чем же говорится в тексте. Задание: укажите в каких словах необходимо поставить мягкий знак.

ТЕКСТ!!! Утром мы с братом пошли на улицу. К нам во двор въехал большой грузовик. В самый дальний угол двора водитель высыпал уголь. Мой младший брат подбежал к черной куче и стал брать черные камушки в руки.

Учащиеся рассуждают, где необходимо поставить мягкий знак. Называют слова, на доске появляется мягкий знак.

Ребята, а как вы считаете текст который вы видите закончен? Мы с Вами знаем, что будет дальше? ( Ответы детей- нет). Давайте мы сами попробуем предположить, что было дальше. Чем заканчивается эта история? (Ответы детей)

Молодцы ребята, вы очень хорошо поработали, предлагаю Вам немного отдохнуть.

Физминутка:

Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза) 
Нужно глубоко вздохнуть. (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами) 
Глаза по кругу побегут. (открыть глаза, провести ими по кругу) 
Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами) 
Глазкам стало хорошо. (легонько прикоснуться к глазам пальцами) 
Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться)

Засолка капусты.

Мы капусту рубим, рубим, (Резкие движения кистями рук вверх и вниз).

Мы морковку трём, трём, (Пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя).

Мы капусту солим, солим, (Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).

Мы капусту жмём, жмём. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).



Вот мы с вами ребята и отдохнули, но наше путешествие на этом не заканчивается.

Мягкий знак в словах – это орфограмма. Подберите и запишите в рабочей тетради 5 слов на эту орфограмму. ( Ребята работают самостоятельно, первые 3 ученика читают вслух).

А сейчас давайте воспользуемся учебником. Открываем учебник на странице124. Давайте прочитаем правило и выполним упражнение 202.

Работа с учебником. Выполнение упражнения, ответы на вопросы.

Ну что ж ребята, к сожалению время нашего путешествия подходит к концу, но мы обязательно вернемся с вами в страну Буквоград, в страну где живут наши друзья.

Мы сегодня с вами многое вспомнили, многое узнали. У вас на парте лежат смайлики разных цветов. Красный смайлик обозначает, что вы справились со всеми заданиями и не испытывали трудностей в работе. Желтый смайлик- это значит, что вы хорошо по работали, но испытывали небольшие трудности при выполнении заданий, а вот зеленый смайлик означает, что вам сегодня было трудно выполнять задания, не всегда все получалось с первого раза, но вам есть к чему стремится.

Подумайте какой смайлик подходит именно вам, как вы оцениваете свою работу на уроке. И приклейте пожалуйста смайлик в свою рабочую тетрадь.

Что бы мы могли вернутся в страну Буквоград снова, дома Вам необходимо будет дома выполнить задание, а вот какое вы сейчас узнаете с помощью моих подсказок.

1. я тетрадку положу, в ней я слово …(напишу)

2. не воробей- вылетит не поймаешь ( Слово)

3. Буква для мягкости ставится,

И в названии «мягкий» встречается.

Брат он твердому знаку.

Что это за буква, ребята? (Мягкий знак)

Что же за задание у нас получилось? Написать слова с мягким знаком на конце слова.

Учащиеся открывают дневники записывают домашнее задание.

Большое спасибо Вам за наше путешествие, урок окончен!