СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "Н.С.Лесков. "Старый гений": проблематика и поэтика" 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературы по программе В.Я.Коровиной.  Данный конспект для обучающихся 8 класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Н.С.Лесков. "Старый гений": проблематика и поэтика" 8 класс»

МБОУ «Колонтаевская СОШ»

Льговский район Курская область



Конспект урока литературы на тему:

«Н.С.Лесков. «Старый гений»:

проблематика и поэтика»

8 класс

учитель русского языка и литературы

Курбатова Галина Николаевна















  • Основное содержание урока. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Развитие представлений о рассказе и художественной детали.

  • Основные виды деятельности. Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания рассказа. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Работа со словарем литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия художественная деталь, рассказ. Обсуждение иллюстраций к рассказу.

Планируемые результаты:

Личностные:

Метапредметные:

Предметные:

Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества, формирование нравственных чувств и качеств личности.

Развитие умения определять понятия, устанавливать аналогии, создавать обобщения, строить логическое рассуждение и делать выводы, работать в группе, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Осознание значимости изучения литературы как средства гармонизации отношений человека и общества; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; развитие умения сопоставлять литературу с произведениями других искусств.



Нравственные проблемы рассказа

Аналитическая беседа:

  • Расскажите о старушке-дворянке. Почему она оказалась в затруднительном положении? Как ее характеризует то, что она помогла сыну своей старинной знакомой?

  • Расскажите о порядках в чиновничьей России. Почему чиновники не помогли старушке? О чем свидетельствует тот факт, что они боялись связываться с великосветским франтом?

  • Расскажите о великосветском франте. Почему его поступки и поведение оказались безнаказанными? Как можно охарактеризовать общество, где возможны такие поступки?

  • Расскажите об Иване Иваныче. Почему старушка сначала не поверила ему? Как это характеризует то, что он вызвался помогать старушке?

  • Расскажите о сербском сражателе. Почему он был оборванным и находился в «низких местах»? почему он согласился выполнять план Ивана Иваныча?

  • Охарактеризуйте рассказчика. Носителем каких черт он является?



Обобщающая беседа:

  • Что такое нравственная проблема?

  • Какие нравственные проблемы поднимает писатель в рассказе?

  • Докажите, что писателя волнуют проблемы добра и зла, честности и обмана, справедливости и бюрократизма, взаимопомощи и равнодушия. Подтвердите свои мысли текстом.

  • Определите этапы развития сюжета в рассказе. Связаны ли они с нравственной проблематикой рассказа? Обоснуйте свое мнение.

  • Составьте план сообщения о нравственных проблемах рассказа.

Развитие представлений о рассказе и о художественной детали. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Вспомните, что такое рассказ и художественная деталь. Найдите в словаре литературоведческих терминов эти понятия и определите их главные черты.

Групповая исследовательская работа:

Группа 1.

Какие фольклорные детали, устойчивые выражения, пословицы, поговорки, прибаутки использованы автором в рассказе? С какой целью?

  • Тут и пошла закорюка, да такая, что и ума к ней приложить было невозможно.

  • Все равно – какая бабушка ему ни ворожила и все на милость преложила.

  • Ведь это все равно: муж и жена – одна сатана.

  • Он, черт его знает, он всем нам надоел, - и зачем вы ему деньги давали!

  • Будто все это «оттого, что сухая дожка рот дерет».

  • А чин на мне из 14 овчин, - какую захочу, ту вверх шерстью и выворочу.

  • И конец дело венчает.

















Группа 2.

Найдите художественные детали, воспроизводящие черты быта, исторической обстановки, в которой происходит действие. Какую картину времени они создают?

Старушка-помещица, полиция, полицейский, сударыня, сударь, Невский проспект, барин,

Мариинский пассаж, саечник Василий, 14 класса, трактир, сербский сражатель, лакей, сербский воитель, господин.


Группа 3.

Какие детали характерны для речи старушки? Составьте ее речевую характеристику, указав на значимые детали ее речи.







  1. Важное качество старушки-помещицы — «прекрасная честность». Она великодушна, не отказывает в помощи тем, кто к ней обращается, заботится о близких. Неурядицы, периодически возникающие в ее судьбе, заставляют действовать решительно, а не опускать руки. Несмотря на то, что она «обожглась», ее сердце все равно сохраняет веру в человеческую искренность и порядочность.












Группа 4.

Какие детали указывают на наличие в повествовании рассказчика? Какова его нравственная и общественная позиция?
















Группа 5.

Какие детали характерны для образов Ивана Иваныча и сербского сражателя? Что автор подчеркивает этими деталями?










Обобщающая беседа:

  • Ответы на вопросы 3-4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

  • Какие особенности сюжета и композиции рассказа помогают понять его смысл?

  • Как в рассказе отразились представления Лескова о русском народе?



Практическая работа.

Составление цитатной таблицы «Черты рождественской истории в рассказе».

Рассказ Лескова «Старый гений» впервые был опубликован в журнале «Осколки» (1884), а затем вошел в сборник «Святочные рассказы». Какие рождественские рассказы вы уже изучали? Чем рассказ «Старый гений» близок рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» и рассказу О.Генри «Дары волхвов»? Вспомните основные черты рождественского рассказа. Приведите примеры из рассказа «Старый гений» и заполните цитатную таблицу:

Черты рождественского рассказа

Примеры

Трехуровневая организация пространства (ад – земля – Рай)

Выручила из беды одного великосветсткого франта, - заложив для него свой домик.

Собрала кое-какие крохи и полетела в Петербург «хлопотать».

Правда восторжествовала, и в честном, но бедном доме водворился покой, и праздник стал тоже светел и весел.

Атмосфера чудесного изменения героя, проходящего в рассказе все 3 ступени мироздания

Хлопоты ее вначале были очень успешны: адвокат ей встретился участливый и милостивый, и в суде ей решение вышло скорое и благоприятное, но как дошло дело до исполнения – тут и пошла закорюка, да такая, что и ума к ней приложить было невозможно.

Материальный или духовный кризис героев, для разрешения которого нужно чудо

Дом был заложен в 15000, которые франт полностию взял, с обязательством уплатить в самый короткий срок.

Вмешательство высших сил и счастливая случайность, осознаваемые как знак свыше

Сама ничего не понимаю, но только имею к нему какое-то таинственное доверие в моем предчувствии, и сны такие снились, что я решилась и увела его с собою.

Элементы фантастики, которые в реалистической литературе заменяет социальная тематика


Счастливый финал, в котором добро торжествует

Так были побеждены неодолимые затруднения, правда восторжествовала, и в честном, но бедном доме водворился покой, и праздник стал тоже светел и весел.



Чтение и обсуждение статьи учебника «Лесков и его герои, его отношение к России»:

  • Какие две России видит в своей стране Лесков? (У Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые большей частью необразованны и непросвещенны. Другая Россия – страна господ, начальников, чиновников. Они образованны, но бесчестны и, как правило, глупы. Одна Россия не понимает другую, и потому многие слова, которые употребляет образованная Россия, невольно искажаются Россией необразованной и непросвещенной. Лесков не отдает предпочтения ни той ни другой. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью.)

  • Кто из героев рассказа относится к «стране» праведников. Странников, умелых и талантливых людей?

  • Кого из персонажей мы отнесем к «стране» господ, начальников, чиновников?

  • К какой России вы бы отнесли старушку? Обоснуйте свой ответ.

  • Найдите в рассказе слова, которые звучат с искажениями. Представители какой части России их произносят? Как это их характеризует?

  • В чем видит Лесков причину социального расслоения в России?

Ответы на вопросы из раздела учебника «Литература и другие виды искусства». Как проблема двух Россий отразилась в иллюстрациях к рассказу?

Итоговые вопросы:

  • Какие нравственные проблемы поднимает Н.С.Лесков в рассказе «Старый гений»?

  • Какие две России изображены в рассказе?

  • Можно ли утверждать, что рассказ «Старый гений» всегда современен? Обоснуйте свой ответ.

Домашнее задание.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся). Прочитать рассказ Л.Н.Толстого «После бала».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!