СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов."

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые образовательные результаты: предметные –  дать представление о  понятиях «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс элемента массива»;  умение исполнять готовые и записывать на языке программирования простые циклические алгоритмы заполнения одномерного массива

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов."»

Тема урока: Одномерные массивы целых чисел. Описание массива. Использование циклов.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – представления о понятиях «одномерный массив», «значение элемента массива», «индекс элемента массива»; умение исполнять готовые и записывать на языке программирования простые циклические алгоритмы заполнения одномерного массива;

метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с ситуацией; умение оценивать правильность выполнения задачи;

личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Учебные задачи:

1) напомнить сущность понятия массив, одномерный массив;

2) рассмотреть правила описания одномерных целочисленных массивов в среде программирования Паскаль;

3) научиться выводить на экран массивы двумя способами, используя операторы write и writeln

Формируемые УУД

Личностные УУД 

  • профессиональное самоопределение;

  • установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные УУД :

  • постановка учебной задачи на основе ранее изученного материала;

  • составление плана и последовательности действий;

  • выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Познавательные УУД 

  • структурирование знаний;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении задач.


Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран.

Электронные образовательные ресурсы: презентация «Одномерные массивы целых чисел» из электронного приложения к учебнику.



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Ожидаемая продолжительность этапа

Примечания

1.Организацаонный момент. Приветствие, проверка отсутствующих, контроль готовности к уроку.

Подготовка к учебной деятельности.

3мин.


2.Актуализация знаний, постановка проблемы.

  • Мы изучили запись на языке Pascal алгоритмической конструкции «цикл». Итак, какие виды циклов вы знаете?



  • А какие типы данных мы использовали до сих пор при решении задач на компьютере?

Давайте попробуем решить задачу: известно количество жильцов каждой квартиры в 100 –квартирном жилом доме, необходимо определить номер самой многонаселенной квартиры и количество жильцов в ней.

  • На какой вопрос задачи можно ответить, решив задачу с помощью цикла?

  • Чего нам не хватает для ответа на первый вопрос?





  • Цикл по параметру For;

Цикл с предусловием while;

Цикл с постусловием repeat..until



Real, integer, boolean, char и т.д.



Ответить на второй вопрос можно используя цикл for и прием поиска максимального числа, но чтобы ответить на первый вопрос необходимо знать номер максимального элемента, его индекс. Простых типов данных не достаточно для решения задачи.

10 мин.


3.Формулировка темы и целей урока.

Давайте подумаем, в каком виде хорошо было бы записать нашу задачу для обычного математического решения?




Вспомните, как называется такая структура?


Верно, сформулируем тему урока.

Прежде чем использовать структуру массива для решения задач, мы должны узнать, как он записывается, как заполняется и выводится.

Давайте составим план действий.



В виде таблицы с одной строкой и заголовком:

Жильцы (D)

1

2

3

4

5

6

100

2

5

1

7

5

4


3

Или так:D=(2, 5, 1, 7, 5, 4,…,3)


Матрица или массив.





Массивы в языке программирования Паскаль.

План: 1.научиться задавать одномерный массив в Паскаль;

2. узнать, как заполнять массивы;

3.Узнать как выводить массивы на экран

4. Закрепить полученные знания на практике.

5 мин.


4.Изучение нового материала.

Демонстрация презентации к уроку.











Если массив задан как переменная, то по умолчанию все его элементы равны нулю. Возникает необходимость заполнить массив нужными нам значениями. Как и с помощью чего это сделать на языке программирования?


Запишите возможные варианты заполнения массива.






А какой оператор поможет нам заполнить массив случайными числами?

Конспектирование презентации.

Одномерный массив — это определенное количество элементов, относящихся к одному и тому же типу данных, которые имеют одно имя, и каждый элемент имеет свой индекс — порядковый номер.

Объявление массива А в разделе описания переменных:

var : array [ ..макс_знач_индекса] of ;

var a: array [1..10] of integer;

Объявление массива В в разделе описания констант:

const b: array [1..5] of integer = (4, 2, 3, 5, 7);





- Можно обращаться к адресу каждого элемента и присваивать ему значение, используя цикл с количеством шагов, равных количеству элементов массива.

1 способ. Ввод каждого значения с клавиатуры:

for i:=1 to 10 do read (a[i]);

2 способ. С помощью оператора присваивания (по формуле):

for i:=1 to 10 do a[i]:=формула;


  • оператор random

3 способ. С помощью оператора присваивания (случайными числами): randomize;

for i:=1 to 10 do a[i]:=random(100);

10 мин.


5. Закрепление нового материала.

Решение заданий из рабочей тетради№ 71, 72,73, 76

72

73

76

i

1

2

3

4

5

6

7

8

71

a[i]

1

1

1

1

1

1

1


б

a[i]

1

2

3

4

5

6

7


в

a[i]

-3

0

5

12

21

32

45


г

a[i]

3

4

-1

5

0

10

-12


д

a[i]

0

1

0

2

0

3

0

4

72

b[i]

7

4

5

13

0

15

9

2

б

b[i]

4

-2

0

16

-10

20

8

-6

73

a[i]

-4

-1

4

11

20

31

44

59

a[1]+a[6]=27

76

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

a[i]

1

4

9

16

25

36

49

64

81

100

a[i]

100

1

4

9

16

25

36

49

64

81


Ответ: a[7]=36

10


Итак, мы научились заполнять одномерный массив. С помощью какого оператора реализуется ввод элементов в Паскаль?

А как вы думаете, как мы будем выводить массив? Как реализуется вывод данных в Паскаль?


В чем разница между этими операторами?


Предположите, как будет выглядеть в Паскаль часть программного кода для вывода 10 элементов массива A в столбец?

А теперь выведем массив A из 14 элементов в строку через запятую.



-read (readln)



-С помощью оператора write (writeln)


- writeln занимает под введенные данные целую строку.



- for i:=1 to 10 do writeln(a[i]);


- for i:=1 to 14 do write(a[i]).

5


Как вы думаете, какие задачи можно решать с помощью одномерных массивов?

На следующем уроке мы научимся обрабатывать массивы. Запишите дом.задание.

Д/з §2,2.Р.т. № 74, 75, 77

2