СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему «Особенности профессиональной деятельности социолога и социального психолога» класс: 11,обществознание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальные психологи могут проводить исследования, анализировать данные, разрабатывать теории и рекомендации для улучшения социальных процессов и взаимодействия людей.

  Социальный психолог может работать в различных сферах, включая образование, здравоохранение, бизнес, государственное управление, рекламу и маркетинг, а также участвовать в научных исследованиях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Особенности профессиональной деятельности социолога и социального психолога» класс: 11,обществознание»

Конспект урока на тему «Особенности профессиональной деятельности социолога и социального психолога»

класс: 11

План:

1.    Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации, отбора, подготовки и адаптации к трудовой деятельности.

2.    Профессиональная ориентация.

3.    Профессиональная пригодность.

4.    Классификация профессий.

5.    Профессиональный психологический отбор.

6.    Психологическая подготовка к трудовой деятельности.

7.    Психологическая адаптация к труду.

Социолог-изучает общественное мнение, качества функционирования общественных институтов, настроений и трендов — вот чем занимаются социологи. Они же изучают, как люди действуют в различных социальных ситуациях и почему возникают конфликты. В общих чертах, работа социологов состоит из двух компонентов: проведения опросов, интервью, исследования источников с дальнейшей трактовкой и теоретического обоснования тех или иных явлений.

Социальный психолог — это специалист в области психологии, который изучает социальные процессы и взаимодействия между людьми.

Социальные психологи могут проводить исследования, анализировать данные, разрабатывать теории и рекомендации для улучшения социальных процессов и взаимодействия людей.

  
Социальный психолог может работать в различных сферах, включая образование, здравоохранение, бизнес, государственное управление, рекламу и маркетинг, а также участвовать в научных исследованиях.

  • В образовании он может заниматься разработкой программ по улучшению коммуникации, лидерства и социальной адаптации студентов.

  • В здравоохранении он может работать с пациентами, помогая им лучше понимать свои эмоции и поведение, а также разрабатывать программы профилактики заболеваний.

  • В бизнесе социальный психолог может работать с командами, помогая им улучшить коммуникацию, качество продукции или услуг и повысить мотивацию сотрудников.

  • В государственном управлении он может работать с правительственными организациями, помогая им разрабатывать стратегии по улучшению взаимодействия граждан с правительством.

  • Социальный психолог также может работать в сфере информационных технологий (IT) в качестве аналитика пользовательского опыта, бренд-менеджера.


Одним из направлений социальной психологии является конфликтология.

Конфликтолог — это специалист в области разрешения конфликтов, который изучает причины возникновения конфликтов, разрабатывает методы управления ими и их разрешения, а также обучает людей формировать навыки эффективного общения и решения конфликтов.

Конфликтолог может работать в качестве:

медиатора;

третейского судьи;

переговорщика;

HR-менеджера.

Личные качества и навыки, необходимые для работы социальным психологом:

коммуникабельность;

эмпатия и эмоциональный интеллект;

умение располагать человека к себе;

открытость;

стрессоустойчивость;

умение работать с информацией;

аналитический склад ума.

 

Так как социальная психология носит междисциплинарный характер, то образование в этой сфере можно получить как на психологическом, так и социологическом факультете. Необходимые школьные предметы: обществознание, русский язык, математика, биология.

1.      Социально-психологические аспекты профессиональной ориентации, отбора, подготовки и адаптации к трудовой деятельности.

В арсенале социальной психологии существует теоретическая (концептуальная) база, инструментарий для осуществления мероприятий по выявлению и формированию социально-психологической пригодности людей к профессиональной деятельности, а также квалифицированные специалисты, способные оказать помощь в выборе профессии. К подобным мероприятиям относятся: профессиональная ориентация, профессиональный отбор и профессиональная подготовка, и адаптация людей к трудовой деятельности.

2.      Профессиональная ориентация

Профессиональная ориентация — это определенная система мероприятий, нацеленных на информирование людей, выбирающих или собирающихся сменить профессию, относительно конкретных профессиональных деятельностей — их специфики, условий реализации и требований к исполнителям. Основными направлениями профориентации являются:

-        формирование и презентация баз данных по психологическим аспектам профессий, выявленным в ходе их изучения;

-        содействие людям в выборе профессии сообразно их желаниям, склонностям и интересам, с учетом их психологических возможностей и профессиональных задатков.

К настоящему моменту сложилось несколько форм профориентационной деятельности:

1) классификация профессий с психологической точки зрения, составление профессиограмм, психография; обоснование психологических требований к субъекту труда;

2) профессиональное воспитание — развитие интересов, склонностей, способностей, личностных качеств в рамках различных видов деятельности — коммуникативной, учебной, игровой, трудовой и пр.;

3) профессиональное просвещение — информирование о видах профессий, о способах овладения ими и правильного их выбора, составление банков данных о мире профессий, пропаганда общественно значимых профессий и пр.

4) профессиональная консультация — помощь человеку в выборе профессии на основе изучения и оценки его способностей и функциональных возможностей, которая осуществляется путем проведения серии комплексных психолого-педагогических и медицинских мероприятий;

5) адаптация к профессии — содействие в приспособлении человека к профессиональным, социальным и психологическим факторам трудовой деятельности.

Рассмотрим поочередно каждое из них.

Классификация профессий с психологической точки зрения. На успешность выполнения личностью конкретной деятельности влияют ее психологические качества. Конкретный перечень этих личностных качеств специфичен для каждой профессии. Он определяется по результатам психологического анализа трудовой деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы.

Профессиографический анализ — это анализ работы исполнителя, выделение основных, задач, результатов, процессов, схем взаимодействия, которые в наиболее полном объеме описывают данную деятельность.

Профессиограмма - это научно обоснованные требования профессии к качествам личности специалиста, которые позволяют эффективно трудиться в данной профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.

Психограмма - описание человека труда в профессии, более подробное содержание профессиограммы.

Психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Сюда относятся характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста.

Открытое интервью и частично директивное интервью, взятое у непосредственных участников профессиональной деятельности и у их руководителей, позволяет сопоставить представление самого работника о его деятельности (так называемая воображаемая работа) с тем, как она видится со стороны руководства (так называемая предписанная работа). Метод личного дневника состоит в том, чтобы попросить работника фиксировать все его действия в течение рабочего дня или недели. Прямое наблюдение предполагает, что исследователь наблюдает за действиями работника на его рабочем месте.

Профессиональная консультация. Социальные психологи осуществляют профконсультационную работу в основном в двух формах:

1) помощь в выборе профессии и коррекции этого выбора, предоставление рекомендаций о путях и методах исправления отклонений в психической сфере и поведении, помощь сотрудникам в целях улучшения их психического здоровья и устранения психологических проблем — психокоррекционная форма консультирования;

2) психологическое обследование, оценка соответствия индивидуальных особенностей личности требованиям отдельных профессий — психодиагностическая форма консультирования.

Рассмотрим деятельность психологов в рамках профконсультирования на примере работы со школьниками.

Одним из важных факторов выбора профессии является интерес к той или иной сфере трудовой деятельности. Профессиональные интересы могут формироваться на основе учебных интересов, многообразных увлечений и склонностей, семейных традиций и пр. По предметной направленности интересы могут быть техническими, гуманитарными, художественными и т. д. Интересы и склонности в какой-либо области знаний или практической деятельности не всегда переходят в профессиональные. Они становятся профессиональными только в том случае, если с ними связаны жизненные планы человека.

В ходе профориентации психологи-консультанты сначала выявляют индивидуальные особенности интересов школьников, используя различные опросники —«карты интересов». Во время проведения обследования психолог-консультант должен внимательно следить за эмоциональными реакциями школьников на различные утверждения, чтобы понять, как распределяются интересы учащегося.

После ответов на вопросы типа «Любите ли Вы (нравится ли Вам, хотели бы Вы): а) читать технические журналы; б) знакомиться с жизнью растений и животных; в) участвовать в общественной работе; г) объяснять товарищам, как выполнять домашние задания?» и пр. психолог обрабатывает ответы опрошенных при помощи специальной компьютерной программы или вручную — с помощью ключа к тесту. Это специальный бланк, состоящий из нескольких колонок.

Например, в одном из подобных тестов тринадцать колонок по числу выделенных направлений профессиональной деятельности, в том числе радиотехника и электроника; спорт и военное дело; педагогика и воспитание; медицина; искусство; история и политика и пр. По каждой из колонок подсчитывается арифметическая сумма плюсов и минусов. Причем вопросы сгруппированы таким образом, что дают возможность выяснить, есть ли у конкретного учащегося желание ознакомиться с той или иной областью знаний и видом деятельности, стремление к углубленному познанию предмета своих интересов либо стремление к практической деятельности в данной области.

Люди с крепким психическим здоровьем, как правило, испытывают позитивные чувства по отношению к самим себе, адекватно воспринимают других людей, испытывают чувство ответственности за своих близких и других людей, конструктивно подходят к возникающим проблемам, формируют окружающую среду или корректируют ее, ставят для себя реальные цели. Сотрудники с такими качествами — ценный ресурс организации и общества. Однако в процессе трудовой деятельности у людей часто возникают психологические проблемы как личного, так и профессионального плана, которые могут привести к нарушениям психического здоровья, что в свою очередь имеет следствием снижение трудовой мотивации и активности.

Психологическое консультирование способствует прояснению, разрешению и устранению личных проблем работников, его следствием является повышение показателей деятельности организации: работники больше внимания начинают уделять именно профессиональной деятельности, снижается уровень тревожности, повышается самооценка. Психологическое консультирование проводится конфиденциально для того, чтобы человек, нуждающийся в психологической помощи, чувствовал себя свободно, комфортно и открыто говорил о своих чувствах и проблемах. Психологи проводят консультирование в нескольких формах: дают рекомендации, подбадривают, проясняют мысли, освобождают от эмоционального напряжения, переориентируют консультирующегося на более конструктивные и адекватные способы поведения.

Различают директивное консультирование, которое предполагает ознакомление с проблемами работника, принятие совместного решения о предстоящих действиях, побуждение и мотивацию сотрудника к поступкам, и недирективное или ориентированное на клиента, которое представляет собой процесс квалифицированного ознакомления психолога с проблемами сотрудника, поощрения его к анализу их причин и принятию адекватных решений. Основная форма директивного консультирования — предоставление советов, в то время как в ходе недирективного консультирования психолог в основном подбадривает, проясняет мысли, освобождает от эмоционального напряжения и осуществляет переориентацию.

3.      Профессиональная пригодность

Технический прогресс, непрерывное развитие средств производства, изменение общества в целом ставят перед человеком огромное количество задач, которые ему приходится решать. Однако темпы совершенствования самого человека существования ниже, что создает постоянные проблемы для его адаптации к меняющимся условиям окружающей среды.

Немаловажную роль в снижении давления со стороны постоянно изменяющегося мира играет правильный выбор будущей профессии, которая наиболее точно соответствует способности конкретного человека к осуществлению определенных видов деятельности, степени его профессиональной пригодности. Чем ближе требования рабочего места, которые предъявляются к ис­полнителю, к его способностям и возможностям, тем проще и интереснее ему работается.

Профессиональная пригодность – совокупность индивидуальных особенностей человека, влияющих на успешность освоения какой-либо трудовой деятельности и эффективность ее выполнения. Профессиональная пригодность человеку зависит от следующих факторов:

1.      наличие профессионально важных качеств для конкретной деятельности;

2.      уровень подготовленности (общей и специальной);

3.      состояние здоровья;

4.      функциональные  (психические,  физиологические и др.) возможности человека;

5.      уровень удовлетворенности человека процессами и результатами своего труда;

6.      идейный   и   моральный   облик   человека,   нравственные качества.

Профессиональная пригодность формируется в течение всей жизни и человека и может меняться под влиянием различных обстоятельств. В. А. Бодров выделяет следующие ключевые этапы формирования профессиональной пригодности:

1) трудовое воспитание и обучение — воспитание у ребенка
любви к труду, овладение простейшими орудиями и способами труда, формирование готовности к труду, потребности и понимания его необходимости, развитие общетрудовых навыков;

2) профессиональная ориентация — помощь в выборе профессии на основе профессионального просвещения, консультации, коррекции своих профессиональных планов;

3) профессиональный отбор — определение степени пригодности человека к определенному виду деятельности на основе сопоставления его индивидуальных особенностей с требования­ми профессии;

4) профессиональная подготовка — обоснование рекоменда­ции к программам, методикам, средствам обучения и тренировкам, к объективным методам и критериям оценки уровня профес­сиональной подготовленности;

5) профессиональная адаптация — разработка средств, методов и критериев оценки особенностей приспособления субъекта труда к содержанию и условиям конкретной деятельности и обоснование рекомендаций по ускорению этого процесса;

6) профессиональная деятельность — обеспечение рациональной организации (регламентации), условий и процесса (содержания) трудовой деятельности, высокой эффективности, качества, безопасности труда, профессионального совершенствования, охраны здоровья, удовлетворенности трудом;

7) профессиональная аттестация  —  периодическая   оценка профессиональной квалификации в целях определения соответствия занимаемой должности и обоснование рекомендаций подолжностным назначениям, перемещениям, а также по направ­лению на учебу, переподготовку;

8) профессиональная реабилитация — восстановление функ­ционального состояния организма и психики после напряженной работы и перенесенных заболеваний, при развитии, а доминантных состояний в результате частых профессиональных  неудач.

4Классификация профессий

Другой  аспект выявления  профессиональной  пригодности тесно связан с изучением и классификацией видов трудовой деятельности   —   профессий.   Изучение   профессий   проводится   с целью выявления ключевых требований, которые предъявляет та или иная профессия к исполнителю. Эти требования вытекают из преобладающего вида трудовой деятельности, условий труда, уровня ответственности и других параметров.

Существует достаточно  много  классификаций   профессий. Самая   известная   и   популярная   классификация   принадлежит российскому ученому, специалисту в области психологии труда Е. А. Климову. Изучая различные профессии, он выделил четыре  ключевых  фактора,   по  которым  их  можно  группирован.

Внутри каждой из групп формируются схожие требования к профессиональной пригодности человека. Первый фактор — объект руда. Все профессии можно разделить на пять основных групп  тому объекту, на который направлен труд исполнителя:

1)  «человек — живая природа» (Ч-П) — агроном, микробиолог и др.;

2) «человек — техника» (Ч-Т) — слесарь, механик, оператор ЭВМ и др.;

3)  «человек — человек» (Ч-Ч) — врач, учитель, продавец;

4) «человек — знак» (Ч-З) — математик, редактор;

5)  «человек — художественный образ» (Ч-Х) — артист, художник, дирижер.

Далее каждая из этих групп профессий делится на три класса по признаку целей труда:

 I) гностические профессии (Г): дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Г), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х);

2) преобразующие профессии (П): селекционер (Ч-П), токарь. (Ч-Т), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), декоратор (Ч-Х);

3)  изыскательские профессии (И): летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), методист (Ч-Ч), программист (Ч-З), Композитор (Ч-Х).

На следующем уровне каждый из предыдущих трех классов Профессий подразделяется на четыре отдела по признаку основ­ных орудий (средств) труда:

1)  профессии ручного труда (Р): контролер слесарных работ (Г-Ч-Т),   лаборант   химического   анализа   (Г-Ч-П),   ветеринар (И-Ч-П) и др.;

2)  профессии машинно-ручного труда (М): токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и др.;

3)  профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А): оператор станков с программ­ным управлением, авиадиспетчер, мастер АЭС и др.;

4) профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф): актер, акробат и др.

На заключительном уровне в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда:

1) работа в помещении с нормальным микроклиматом (Б) — лаборанты, бухгалтеры  и др.;

2) работа на открытом воздухе (О) – агроном, инспектор ГИБДД и др.;

3) работа в необычных условиях (Н) – пожарный и др.;

4) работа в условиях повышенной ответственности (М) – учитель, следователь, авиадиспетчер и др.

Что позволяет создать обзорную карту профессий, а также составить примерную формулу каждой профессии с использованием буквенных обозначений.

Знание формулы профессии существенно облегчает задачу профессиональной ориентации, т. е. помощь в выборе профессии и выявление степени профессиональной пригодности. В случае профессиональной ориентации консультанты подбирают ту формулу профессии, которая наиболее совместима с индивидуально-психологическими особенностями конкретного человека. Далее в выявленной группе профессий человек сам выбирает конкретный вид профессиональной деятельности, к которой он имеет наибольшую склонность.

5.      Профессиональный психологический отбор

Психодиагностические методики включают в себя:

1) объективные или стандартизированные испытания, в которых преобладает количественный подход к измерению и описанию психологических свойств;

2) клинические методы, к которым относятся беседа, слабостандартизированные интервью, проективные тесты. Клинические методы ориентированы на понимание, интерпретацию, для выявления одного и того же качества используются различные процедуры.

С помощью психодиагностических методик измеряются различные качества личности: познавательные способности, специальные способности, черты личности, самосознания, мотивационная сфера, межличностные отношения и пр.

Существуют различные формы методик: аппаратурные поведенческие методики, тесты способностей, личностные опросники, ситуационное тестирование, интерактивные методики — тренинги, ролевые и организационно-деятельностные игры и пр.

Одной из наиболее распространенных типологий является типология личности отечественного психолога Е. А. Климова. В ней выделяются четыре основных типа личности в зависимости от предмета труда, с которым данная личность склонна иметь дело.

Профессиональная пригодность работника служит гарантией того, что он будет работать эффективно и реализует цели организации. Фактически профессиональный отбор — это оценка качества человеческих ресурсов. Претенденты на работу должны удовлетворять определенным социально-психологическим требованиям. В частности, они должны быть подготовлены к работе в составе профессиональных групп, с коллегами, в коллективе: они должны уметь взаимодействовать с партнерами, гражданами при решении профессиональных задач, проявлять преданность и лояльность по отношению к организации, гибкость в поведении, дружелюбие, ответственность, порядочность, терпимость; должны обладать мотивацией к труду, способностью к овладению новыми видами коммуникаций и пр.

В процессе профессионального отбора изучаются и оцениваются социально-психологические характеристики кандидатов, которые будут способствовать успешному овладению профессией и осуществлению профессиональной деятельности — направленность личности, коммуникативность, склонность к лидерству, конформизм, авторитаризм и пр., а также выявляются профессиональные способности — возможности субъекта труда успешно осваивать и выполнять профессиональную деятельность..

Основные методы профессионального психологического отбора: беседа в сочетании с наблюдением, интервью, тестирование.

Критериями оценки кандидатов служат их общительность, лояльность, умение расположить к себе, работать в группе и пр.

В настоящее время для осуществления профессионального отбора и подбора кадров используются центры тестирования.

Типичными процедурами являются, например:

• упражнение типа «корзина для бумаг»: ситуативные упражнения по работе с деловыми бумагами, служебными записками и письмами;

• задания на решение профессиональных проблем (индивидуальные или групповые), например проблемы разворачивания собственного бизнеса;

• свободная групповая дискуссия — дискуссия нескольких кандидатов на заданную тему без формально назначенного лидера группы. Задача каждого кандидата — проявить активность и убедить группу в своем праве на лидерство;

• проведение оценочного интервью и собеседования. Каждому участнику предлагается провести собеседование с условным кандидатом на конкретное рабочее место;

• демонстрация навыков публичного выступления. В короткий срок кандидаты должны подготовить сообщение на заданную тему и выступить с ним;

• прямое наблюдение за поведением участников отборочных процедур в паузах между упражнениями, во время приема пищи;

• использование проективных тестов. В процессе тестирования оцениваются различные характеристики личности.

Мотивация к труду. В процессе профессионального отбора выявляется такая важная характеристика личности, как особенность трудовой мотивации. Побуждения к труду определяются как внутренними, психологическими причинами, так и внешними факторами. В некоторых профессиях специфический тип мотивации является условием существования самой профессии и залогом успешности отдельного ее представителя. В частности, для авиадиспетчера — это мотивация избегания неудачи, для коммивояжера — это мотивация достижения успеха, для профессий, связанных с коммуникацией, — это мотивация к налаживанию и поддержанию социальных контактов..

Большой вклад в исследование мотивационных побуждений внес ученый Гарвардского университета Д. Макклеланд, предложивший систему их классификации. Исследователь пришел к выводу, что мотивирующие побуждения индивида отражают различные элементы культуры, в которой он сформировался как личность: на его мотивацию повлияли семья, школа, церковь, книги. Люди в большинстве стран часто следуют одному-двум основным характерным для их культуры мотивационным стереотипам, поскольку выросли в схожих условиях.

Основное внимание Макклеланд уделял анализу таких внутренних импульсов индивида, как мотивации к достижениям, принадлежности к группе, обладания властью и к компетентности.

Мотивация к достижениям — это побуждение некоторых индивидов к достижению определенных целей, решению поставленных задач и продвижению к успеху. Люди, ориентированные на достижения, работают более упорно, если уверены в том, что будут персонально вознаграждены за свои усилия, если риск неудачи относительно невелик.

Мотивация принадлежности к группе — стремление некоторых индивидов к установлению позитивных социальных связей с другими людьми. Работники, мотивированные на работу в группе, испытывают внутреннее удовлетворение от общения с друзьями в процессе труда, хотят обладать достаточной свободой для развития такого рода отношений, работают с большим усердием, когда руководители отмечают и поощряют их установки на доброжелательность и сотрудничество.

Мотивация компетентности — стремление быть лучшим в чем-либо, ориентация на высокие результаты и качество.

Мотивация власти — стремление воздействовать на людей и управлять ими, определять развитие ситуации.

6.      Психологическая подготовка к трудовой деятельности

-        Профессионально-психологическая подготовка помогает людям противостоять неблагоприятным воздействиям трудовой деятельности. Результатами профессионально-психологической подготовки являются:

-        профессионально-психологические знания: практические знания о психологических трудностях и экстремальных ситуациях в профессиональной деятельности, характере их влияния на человека, способах действия в них;

-         уметь оказывать психологическое воздействие и пр.; в) технические, включающие умение планировать и выстраивать свое вербальное и невербальное поведение.

Инструментом психологической подготовки к профессиональной деятельности служат различные социально-психологические тренинги,индивидуального стиля, самореализации личности, делового общения, когнитивные тренинги (мыслетренинги), тренинги на отработку навыков презентации и публичной речи, работы в команде и группах сотрудничества, принятия решений, эффективных продаж, ведения переговоров, общения в межкультурной среде .

7.      Психологическая адаптация к труду

Адаптация к труду — это процесс приспособления, изменения, перестройки субъекта труда к особенностям профессиональной деятельности. Выделяют несколько типов адаптации: профессиональную, психологическую, социальную. Психологическая адаптация человека проявляется в повышении эмоциональной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов деятельности и внешней среды, в адекватности переживаний успехов и неудач, связанных с выполнением профессиональной деятельности, в повышении функциональной надежности. Социальная адаптация в нескольких формах: 1) в конформной, для которой характерно стремление личности соответствовать нормам конкретной организации и профессиональной среды, выполнять указания руководителей и следовать советам коллег, стремиться и достигать согласия в межличностных отношениях; 2) в творческой, которая проявляется в стремлении к самостоятельности, к развитию и совершенствованию профессионального и производственного окружения.

Контрольные вопросы:

1.      Назовите факторы выбора профессии, охарактеризуйте их.

2.      Дайте определение понятиям «профессиональная пригодность», «призвание», охарактеризуйте их.

3.      Перечислите типы профессий, охарактеризуйте их.

4.      По вашему мнению, какие профессии вы считаете престижными и почему. Как вы пони­маете слова «престиж», «престижность»?

5.      Раскройте сущность понятия «психограмма».

6.      Перечислите критерии и процедуры, при которых осуществляется профессиональный отбор, дайте им характеристику.

7.      Назовите значение психологической подготовки к профессии? В каких формах она может осуществляться?

8.      Раскройте сущность определений «психологическая адаптация к труду», охарактеризуйте его.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!