Синтаксический: Тонкий туман разливается молоком в воздухе и застилает леса.
С/Р.: одиннадцать, девятьсот, девятнадцать, семьсот, семьдесят, нянчить внучку, шестьсот, восемь тысяч пятьсот, точка, ночка, тушь, шалаш, пятьсот семнадцать, из-за туч, много училищ, беречь природу, восемьсот, воробьиное гнездо, сестрицына дочь, тринадцать.
Посмотрите на слайд, на слайде записано предложение: Я прочел пятую книгу.
- Давайте найдём в этом предложении числительное и выясним, что оно обозначает здесь, на какой вопрос отвечает и какое оно по своему значению. (Пятая - обозначает порядок предмета при счёте, отвечает на вопрос в какой?, относится к порядковым числительным)
- Давайте определим, в каком роде, числе и падеже употреблено данное числительное в этом предложении.
- Скажите, а можем ли мы употребить это числительное в м.р.? (пятый дом)
- А во мн.ч.? (пятые сутки)
- Какой вывод мы можем сделать? Как могут изменяться порядковые числительные?
- Давайте проверим, верны ли наши суждения, откройте 49 страницу учебника и прочитайте правила (вслух).
- Итак, порядковые числительные, на какие вопросы отвечают?
- Как изменяются порядковые числительные?
- А составные?
-(Самостоятельно.) На столах у вас лежат карточки с заданиями, прочитайте, что нужно сделать (подчеркните порядковые числительные).
- В каком роде, числе, падеже стоят эти числительные?
Пять, пятиэтажный, удвоить, двойка, троечник, третий, утроить, семь, семилетка, седьмой, сто тысяч, дважды, пятерка, десяточка, пятисотый, троица, второй, тридцатый, вдвоем, двадцать восемь.
- Прочитайте правило на 49 странице в красной рамочке.
Выполним задание.
На слайде написаны цифры. Нам надо сделать их порядковыми числительными и отнести в нужную колонку. (Делим тетрадь на 2 колонки: слитно/раздельно)
(выделите окончания)
23; 100; 2019; 3000; 500; 4 000 000; 78; 2 000 000 000.
Слитно | Раздельно |
Сотый, трехтысячный, пятисотый, четырехмиллионный, двухмиллиардный. | Двадцать третий, две тысячи девятнадцатый; семьдесят восьмой. |
-Итак, ребята, какие числительные пишутся слитно?
-Выполним 452 упражнение. Прочитайте задание.
(Нужно выписать словосочетания «порядковое числительное + сущ.».)
(определите падеж, выделите окончание)
В тысяча двести сороковом году.
С тысяча двести сорок третьего года по тысяча четыреста восьмидесятый год.
Восьмое сентября тысяча триста восьмидесятого года.
В тысяча шестьсот двенадцатом году.
Двенадцатого июля тысяча восемьсот двенадцатого года.
Четырнадцатого декабря тысяча восемьсот двенадцатого года.
Двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года.
Девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года.
Им.п.- семьдесят восьмой километр
Р.п.- семьдесят восьмого километра
Д. п. – семьдесят восьмому километру
В.п. – семьдесят восьмой километр
Т.п.- семьдесят восьмым километром
П.п.- о семьдесят восьмом километре
Им.п.- две тысячи пятьсот второй раз
Р.п.- две тысячи пятьсот второго раза
Д.п. – семьдесят восьмому разу
В.п.- две тысячи пятьсот второй раз
Т.п. – две тысячи пятьсот вторым разом
П.п.- о две тысячи пятьсот втором разе.
- Выполним упр. 451. Прочитайте задание.
(Нужно поставить порядковые числительные и слова в скобках в Р. и П.п..)
Триста шестидесятого сантиметра, о триста шестидесятом сантиметре; двухтысячного литра, о двухтысячном литре;
одной тысячи восемьсот тридцатого килограмма, об одной тысяче восемьсот тридцатом килограмме;
семьдесят восьмого миллиметра, о семьдесят восьмом миллиметре;
семьсот восемьдесят третий грамм, о семьсот восемьдесят третьем грамме; трехмиллионного километра, о трехмиллионном километре; двухмиллиардного километра, о двухмиллиардном километре;
четыреста сорок четвертого центнера, о четыреста сорок четвертом центнере; восьмитысячного гектара, о восьмитысячном гектаре;
сорок пятой сотки, сорок пятой сотке; девятнадцать тысяч семьсот семьдесят седьмого пуда, о девятнадцать тысяч семьсот семьдесят седьмом пуде
-Запишите числительные, как порядковые в Им.п., м.р., ед.ч.
800, 15, 900, 3001, 367, 718, 989, 77, 412, 11, 10000000