Класс: 1а.
Тема: «Природа в музыке»
Цели: 1) предметные: научить слушать музыку, понимать ее настроение, замысел композитора; определить, какие природные явления может изобразить музыка;
2) метапредметные: развивать творческий подход к слушанию и исполнению музыки, развивать музыкальный слух, музыкальную речь;
3) личностные: воспитать любовь к музыке, к окружающему миру; воспитать чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование: презентация, музыкальный инструмент, аудиозаписи.
Ход урока.
Мотивация учебной деятельности. Музыкальное приветствие.
Все встали красиво.
- Здравствуйте ребята, я рада видеть вас.
+Здравствуйте учитель, готов к уроку класс.
-Успокоились и тихо сели.
Актуализация опорных знаний.
-Сегодня мы продолжим разговор о музыке, поговорим о том, что еще может изображать музыка.
-Итак, о чем мы говорили на прошлом уроке?
+Музыка изображает предметы.
-Какие предметы изображает музыка?
+
-Правильно. Еще, что может изображать музыка?
+Настроение человека, звуки окружающего мира и природы.
-Молодцы.
Постановка проблемного вопроса.
-Послушайте слова поэта Погорельского.
– Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре.
Кто в глуши твоей таиться
Что за зверь, какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же знаешь, мы – свои!
-О чем говориться в этом отрывке?
+О лесе.
-Что такое лес, поля, реки, луга одним словом?
+Природа.
-О чем сегодня мы будем говорить?
+О природе.
-Наша задача сегодня с вами еще раз побывать в этом чудесном мире природы и музыки и почувствовать ее красоту, понять, как необходимо ее беречь!
Открытие детьми новых знаний.
-Поэтами написано много стихов о природе, художниками написано много картин о природе, а композиторами написано много музыки, изображающей картины природы.
- Сейчас встретимся с зимним лесом .Закройте глазки и представьте, что вы в лесу.
Звучит "Утро” С.С. Прокофьева.
– Послушайте внимательно и скажите мне: Какая музыка звучала в начале пьесы?
+Спокойная
– Когда С.С.Прокофьев писал это произведение, он писал о первых лучах солнца, которые пробиваются в сумерках, с начало неуверенно, робко и музыка, поэтому звучит неторопливо, сонно, лениво.
– А какой лес вы представили?
+Лес еще спит.
– Как музыка изменилась к концу произведения?
+Музыка звучит радостно.
– Что показывает композитор?
+Лес начинает просыпаться.
– Огромное солнце выплывает из-за горизонта, поднимается вверх и засияло всем на радость.
– Как бы вы назвали это произведение?
+
– Это произведение называется "Утро”, а написал его известный русский композитор С.С.Прокофьев.
– В этом произведении композитор изображает картину восхода солнца. В ней все время как бы борется тьма со светом.
- А теперь послушайте, как норвежский композитор Э.Григ услышал свое утро.
Звучит "Утро” Э. Грига.
– Я вам предлагаю побывать в роли художника. Пока вы будете слушать музыку, я вам даю задание, чтобы вы нарисовали цветными карандашами облик природы, которую вызывает эта музыка.
– Итак, природа окончательно проснулась, и началось оживление в лесу. Ученые заметили, что и птицы, звери, тоже просыпаясь, разминают свои крылышки и лапки. Давайте мы с вами сделаем небольшую разминку.
(Физминутка под музыку Э. Грига)
Закрепление.
-Какую песню разучивали на прошлом уроке?
+Капельки.
-Вспомним слова.
-Прослушали первую фразу. Произнесем первый звук.
-Молодцы.
-Язычок ближе к зубам. И так, дыхание!
Итог урока.
-О чем говорили сегодня на уроке?
+Природа в музыке.
-Какие произведения прослушали?
+
Рефлексия.
-Что вам было сегодня трудно на уроке?
-Что было легко?
-Ребята, посмотрите на доску, я приклеила 2 солнышка, без лучиков. Одно- веселое, другое – грустное. У вас на партах лежат лучики. Если у вас хорошее настроение и урок вам понравился- прикрепляете лучик на веселое солнышко, если грустное и урок не понравился- на грустное солнышко.
Оценивание.
Мне понравилось как вы сегодня хорошо поработали, старались. Особенно были активными… Я им ставлю оценку «5». Молодцы. Всем спасибо за урок. Урок окончен. До свидания.