1.Словарный диктант. Догадайтесь, о чем идет речь, и замените одним словом. Напишите его. Крупное морское судно. Определённый период времени, свободный от учёбы или основной деятельности. • Учреждение, где хранятся и выдаются книги для общественного пользования. • Мера длины, равная тысяче метров. • Вагон или несколько вагонов городской электрической железной дороги. • Листы бумаги, на которых печатаются сообщения о событиях в стране и за рубежом. Чаще всего это ежедневное издание. • Человек, совершающий поездку на поезде, самолете или ином виде транспорта. • Двенадцатая часть года. Что общего у записанных слов? Как вы,думаете,какую часть речи м ы будем изучать на уроках? Прочитайте на название раздела, который будем изучать. -Прочитайте, что мы вспомним, что узнаем и чему научимся в рамках данного раздела. -Много ли нам предстоит выполнить в рамках этого раздела? На с.80 прочитайте тему сегодняшнего и последующих уроков. -На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить? -Какие задачи поставим перед собой? Изменение по падежам имен существительных -Как определить падеж имени существительного. -Вспомнить падежи имен существительных и поупражняться в их определении. Вы уже знакомы со склонением и падежами имен существительных. Теперь мы подробно будем изучать особенности падежей, окончаний существительных. Эти знания помогу нам грамотно писать. Ребята, давайте вспомним, сколько в русском языке падежей? Как они называются? На какие вопросы отвечают? Вспомните, как сокращенно обозначают названия падежей. Упр.135 -Прочитайте стихотворение выразительно. -Что обозначает выражение «склоняется весна»? -Прочитайте материал рубрики «Вспомните!». Правы ли вы оказались? -Что такое склонение? -В каком предложении даны все формы изменения имени существительного весна? -Выполним письменное задание к упражнению. Упр.136 -Рассмотрите таблицу на с.81. Какие вспомогательные слова помогают распознавать падежи? - Почему у каждого падежа два падежных вопроса? -Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» -Какие падежи называются косвенными? -Какая форма является начальной для имени существительного? (Карточки) - Установите соответствие между падежами, словами-помощниками и вопросами с помощью стрелок. Даю И.п. кем? чем? Вижу Р.п. кому? чему? Думаю Д.п. о ком? о чём? Нет В.п. кого? что? Любуюсь Т.п. кого? чего? Есть П.п. кто? что? Самопроверка (На экране) Упр.137(с записью в тетрадь) -Прочитайте задание. -Выполним письменное задание. Отгадайте ребус. -Просклоняйте существительное окно, работая в парах. Самопроверка. Отгадайте ребус. . Измените слово отгадку по числам. Просклоняйте существительное ежи, работая самостоятельно. Проверка по слайду Оцените себя по критериям, поставьте соответствующие оценки. Упр.138 -Найдите таблицу на с.82 -Прочитайте предлоги, которые употребляются с каждым падежом. -Кто из вас помнит, как определить падеж имени существительного? -Прочитайте рубрику «Вспомните!» на с.83. -Что нужно сделать, чтобы определить падеж имени существительного? (Найти слово, от которого зависит имя существительное, поставить от него вопрос; по вопросу и предлогу определить падеж.) Упр.139 -Прочитайте первую загадку. Отгадайте ее. -Запишите первую загадку. -Как будем определять падеж имени существительного земля? И.п. Конь бежит, земля дрожит. Работая в парах, запишите третью загадку, определите падеж имени существительного земли. Проверка по слайду Запишите четвертую загадку и самостоятельно определите падеж имени существительного землёй. Оцените себя и поставьте отметку в лист самооценки. Задание-тест на определение падежной формы существительных. На экране задание: Запишите в тетради числа от 1 до 10 . Под соответствующим номером укажите одной буквой падеж. 1. Спит ребёнок. 6. Люблю маму. 2. Перепрыгнул через лужу. 7. Разрезал ножницами. 3. Вышел из ворот. 8. Подарила бабушке. 4. Побежал по коридору. 9. Стучал молотком. 5. Беспокоилась о сыне. 10. Отвечать у доски. После выполнения задания учащимися в тетрадях получается следующая запись: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И. В. Р. Д. П. В. Т. Д. Т. Р. Самопроверка по слайду. Самооценка: «5» – нет ошибок. «4» – 1–2 ошибки. «3» – 3–4 ошибки. Какие цели мы ставили на уроке? Достигли ли мы целей? Что у нас получилось хорошо? За что можем себя похвалить? Что осталось непонятным? Оцените свою работу на уроке по листу самооценки. Инструктаж. Упр.140, с.83 |