СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Реки России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представление о реках России и их особенностях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Реки России"»

1

ФИО

Добычина Валентина Николаевна

2

Место работы

МОУ Сапожковская СШ им. Героя России Тучина А.И.

3

Должность

Учитель географии

4

Предмет

География

5

Класс

8

6

Тема урока и номер урока в теме

Реки России


Номер урока в теме «Природа России» - 16.


7

Базовый учебник

География. Россия. 8 класс: учеб. для общеобразовательных организаций / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е.К.Липкина

и др. / под ред. А. И. Алексеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2016. – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).




Цель урока: сформировать представление о реках России и их особенностях.


Задачи урока:

Обучающие:

1. Обобщить и расширить знания обучающихся о реках как одном из важных компонентов природы.

2. Сформировать представление о реках России и их особенностях – распределении по бассейнам и их размерах.

3. Выявить зависимость рек от климата и рельефа.

4. Отработать навыки определения падения и уклона рек.

Развивающие:

1. Учить сопоставлять карты атласа, работать с текстом учебника.

2. Развивать у обучающихся познавательный интерес к самостоятельному поиску знаний.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство ответственности за выполняемую работу.


Тип урока: комбинированный


Форма урока: Изучение нового материала через самостоятельную работу.


Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная.


Необходимое техническое оборудование: компьютерная презентация, адреса сайтов: http://fcior.edu.ru/; http://school-collection.edu.ru/ , компьютер, проектор, экран, атласы, тетради, учебник, физическая карта России.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент 

  • проверка готовности учащихся к уроку

  • создание благоприятного эмоционального настроя

  • приветствие


Всегда в начале каждого урока говорю своим ученикам: «Я рада Вас видеть!».


Учащиеся приветствуют учителя.

II. Актуализация знаний










































- О чем говорил Антуан де Сент-Экзюпери?

(Вода) – у  тебя  нет ни цвета, ни  вкуса, ни запаха,  тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!  Нельзя сказать,
что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете.    (Слайд 1)

- Ребята для чего нам нужна вода?

- Сколько дней может прожить человек без воды?

- А какая нам нужна вода?

Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода - это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше - это внутренние воды.

- Давайте вспомним, что включает в себя понятие “внутренние воды?”.

- Сегодня мы посвятим наш урок самому распространенному компоненту внутренних вод.

- Отгадайте, пожалуйста, загадку, разгадка которой нам и подскажет что это за компонент внутренних вод.

- Течет, течет – не вытечет. Бежит, бежит – не выбежит… (река).

- Ребята как будет звучать тема нашего урока?

Тема нашего урока "Реки России" (Слайд 2)

На территории России протекает более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. Россия занимает второе место в мире по величине суммарного стока вод, после Бразилии. (Слайд 3)


Учащиеся слушают вопросы учителя и отвечают на них.














Ответы детей: реки, озера, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды.





Дети рассматривают фото на слайде и называют тему урока.




III. Актуализация знаний. Повторение ранее изученного.

С термином “река” вы познакомились еще в 6 классе и сейчас мы с вами освежим в памяти знания, полученные ранее.


- Как называется начало реки?... (исток)

- Что может быть истоком реки?... (озеро, ледник, болото).

- Место, где река впадает в другую реку, озеро или море?... (устье)

- Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку?... (бассейн).

- Что образует главная река со всеми притоками?... (речную систему).

- Углубление в речной долине, по которому река постоянно продолжает течение?... (русло);

- Кратковременный подъём уровня воды в реке называется?… (паводком).

- Нагромождение камней, пересекающих реку, образуют на ней?…(пороги);

- Постоянный поток воды, текущий в выработанном им углублении, называется? … (река);

- Граница не на век, разделяющая бассейны двух или более рек? … (водораздел);

- Освобождение реки ото льда называется? … (ледоходом).

- Вода, находящаяся в порах, трещинах горных породах земной коры, называется? …(подземной);

- Территория, которую заполняет река во время разлива, называется? … (поймой);

- Расстояние от истока до устья называется … (длиной реки).

Отвечают на вопросы учителя

IV. Изучение нового материала


- Мы вспомнили составные части реки.


- Россия - страна великих речных систем. К крупным рекам России относятся: Волга, Лена, Енисей, Амур, Дон, Яна, Индигирка, Обь.

Известный историк В.О. Ключевский отмечал, что русский человек всегда жил с рекой “душа в душу”. В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова, как «Волга – матушка», «Амур – батюшка», «Енисей – богатырь», «Ока – красавица».

- А знаете ли вы, куда впадают реки?

- Известно, что море является частью океана. Таким образом, мы подошли к самому главному, что река относится к бассейну какого-то океана, а если не имеет выхода к океану, то к внутреннему стоку.


- Я предлагаю вам поработать самостоятельно. На столах у вас лежит список рек, вам нужно распределить их по бассейнам океанов и обозначить на контурной карте. Основным вашим помощником будет физическая карта России в ваших атласах.

- Ребята, кто выполнит работу, прошу поднять руку. Я вам помогу определить, к бассейну какого океана относится река Дон.


- А теперь посмотрите на слайд и проверьте правильность выполнения работы. (Слайд 4)


При выполнении работы, какие вопросы у вас возникли?


Бассейн Северного Ледовитого океана

Онега, Северная Двина, Печора, Обь с Иртышом, Енисей, Лена, Яна, Индигирка, Колыма.


Бассейн Тихого океана -

Амур с Шилкой и Аргунью, Анадырь.


Бассейн Атлантического океана – Дон.


Бессточный бассейн – Волга.


- Почему крупнейшие реки России текут на север? – (Большая территория России имеет уклон к северу).


- Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? –

(На побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов).



- Какими компонентами природы определяются особенности рек?

(рельефом и климатом)


- Какое значение имеет рельеф на формирование речной системы?

(На равнинах реки имеют спокойное течение, широкую долину, а в горах реки бурные с порогами и водопадами, текут в глубоких ущельях).


- Вот отсюда, именно отсюда

Из глубин лесного родника

Выбегает голубое чудо

Русская великая река.


- Так говорил известный русский писатель М.Пришвин о великой русской реке Волге.




- А одной из самых красивых рек России является река Чусовая, которая берёт своё начало на Среднем Урале. Её берега с многочисленными обрывами и пещерами – своеобразная летопись Урала.


(Краткая характеристика горной реки Чусовая, которая берёт своё начало на Среднем Урале).




Физкультминутка. (Слайд 5)

- А сейчас давайте встанем и немного разомнемся, покажем в каком направлении текут крупные реки России.


  • Лена течет на север (подняли руки вверх)

  • Волга течет на юг (дотронулись руками колен)

  • Амур течет на восток (отвели в сторону правую руку)

  • Дон течет на запад (отвели в сторону левую руку)





- Какое значение имеет климат на формирование речной системы?

(Поступление воды в реку (питание) обеспечивают дожди, тающие снега, ледники, а так же подземные воды. В тех районах, где выпадает много осадков, рек много и они полноводные.

Климат влияет и на замерзание воды в реках. В условиях длительной холодной зимы на реках образуется более

мощный лёд. В засушливом климате речная сеть редкая, реки маловодны и даже могут пересыхать).


- Гераклит сказал: “Дважды не войти в один поток”.

И, это, правда, вода в реке постоянно течёт.

За год вода меняется в реке тринадцать раз.


- Давайте внимательно посмотрим на схему: «Особенности речной сети и ее зависимость от рельефа и климата» (Слайд 6)





- Какие новые понятия вы видите на этой схеме?

(падение, уклон). Что и они обозначают?

Падение реки - …

Уклон реки - …


- Давайте проверим, как вы справились с работой.

(Слайд 7)


Падение реки – превышение истока над устьем, выраженное в метрах;

Уклон реки – величина отношения падения реки к её длине).












Дети отвечают

(в море, в океан)













Работают с физической картой России и текстом учебника (стр.117, рис 52).

Выполняют практическую работу.

Кто выполнил, поднимает руку.











Проверяют правильность выполнения работы.





Отвечают на вопросы учителя.






Отвечают на вопросы учителя.












Один ученик даёт краткую характеристику равнинной реки Волги.




Один ученик даёт краткую характеристику горной реки Чусовая








Дети встают рядом с партами и выполняют упражнения.











Отвечают на вопросы учителя.





























Работают с текстом учебника (стр.117), находят и выписывают в тетрадь новые термины.

Кто выполнил, поднимает руку.




- Работа с шаблоном.

(Рубрика «Шаг за шагом» на с. 119 - 120 учебника) на вычисление падения и уклона реки).






- А сейчас, каждый из вас самостоятельно, используя шаблон и необходимые данные таблицы «Справочный материал «Реки России», который лежит на столах, определит падение и уклон реки (по выбору).


Учащиеся работают с шаблоном «Определяем падение и уклон реки»



Производят математические действия и делают вывод о падение горных и равнинных рек.


V. Закрепление знаний

Организация самостоятельной работы учащихся с учебником (стр.120, зад. 2- 6)

Проверка выполненных заданий.


Учащиеся выполняют задания в учебнике


VI. Домашнее задание. Выставление оценок.

П. 24, зад. 9 стр.120.

Приготовить сообщение (презентацию) на тему: «Стихийные явления на реках»


Записывают домашнее задание в дневник


VII. Рефлексия.

Вы

Наш урок подошёл к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по - разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас, все вместе как класс, и понравилось ли вам та работа на уроке, которой мы с вами сегодня занимались. (Слайд 8)


Учитель благодарит учащихся за работу на уроке и прощается с ними. (Слайд 9)

















Приложение 1.


Перечень ЭОР, используемых по теме «Реки России»


Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Компьютерная презентация

«Реки России»

презентация

демонстрация


2

Информационно-образовательный ресурс

«Внутренние воды и водные ресурсы. Разнообразие внутренних вод России»

ЭОР

иллюстрация

http://fcior.edu.ru/card/3747/vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-raznoobrazie-vnutrennih-vod-rossii-reki-i1.html


3

Информационно-образовательный ресурс «Реки России» (блок «Водный режим рек России»)

ЦОР

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8017491b-dee2-47cb-a411-3630d272b3b4/006.swf


















Приложение 2.


Справочный материал к уроку по теме «Реки России».



Реки

Исток

Устье

Длина реки, км

Высота истока, м

Высота устья, м

Волга

Валдайская возвышенность

Каспийское море

3531

≈300

-28

Дон

Среднерусская возвышенность

Азовское море

1870

300

0

Енисей

Восточный Саян

Карское море

4102

1000

0

Амур Индигирка

хребет

Сунтар-Хаята

Восточно-Сибирское море

1726

1000

0

Лена

Байкальский хребет

море Лаптевых

4400

≈930

0

Нева

Ладожское озеро

Финский залив

74

4

0

Обь (от слияния рек Бия и Катунь)

горы Алтай в месте соединения рек Бия и Катунь

Карское море

3650

1000

0

Урал

Уральские горы

(г. Ямантау)

Каспийское море

2428

800

-28

Ангара

оз. Байкал

р. Енисей

1826

456

76






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!