II. Актуализация знаний
| - О чем говорил Антуан де Сент-Экзюпери? (Вода) – у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете. (Слайд 1) - Ребята для чего нам нужна вода? - Сколько дней может прожить человек без воды? - А какая нам нужна вода? Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода - это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше - это внутренние воды. - Давайте вспомним, что включает в себя понятие “внутренние воды?”. - Сегодня мы посвятим наш урок самому распространенному компоненту внутренних вод. - Отгадайте, пожалуйста, загадку, разгадка которой нам и подскажет что это за компонент внутренних вод. - Течет, течет – не вытечет. Бежит, бежит – не выбежит… (река). - Ребята как будет звучать тема нашего урока? Тема нашего урока "Реки России" (Слайд 2) На территории России протекает более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. Россия занимает второе место в мире по величине суммарного стока вод, после Бразилии. (Слайд 3) | Учащиеся слушают вопросы учителя и отвечают на них.
Ответы детей: реки, озера, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды.
Дети рассматривают фото на слайде и называют тему урока.
|
III. Актуализация знаний. Повторение ранее изученного. | С термином “река” вы познакомились еще в 6 классе и сейчас мы с вами освежим в памяти знания, полученные ранее. - Как называется начало реки?... (исток) - Что может быть истоком реки?... (озеро, ледник, болото). - Место, где река впадает в другую реку, озеро или море?... (устье) - Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку?... (бассейн). - Что образует главная река со всеми притоками?... (речную систему). - Углубление в речной долине, по которому река постоянно продолжает течение?... (русло); - Кратковременный подъём уровня воды в реке называется?… (паводком). - Нагромождение камней, пересекающих реку, образуют на ней?…(пороги); - Постоянный поток воды, текущий в выработанном им углублении, называется? … (река); - Граница не на век, разделяющая бассейны двух или более рек? … (водораздел); - Освобождение реки ото льда называется? … (ледоходом). - Вода, находящаяся в порах, трещинах горных породах земной коры, называется? …(подземной); - Территория, которую заполняет река во время разлива, называется? … (поймой); - Расстояние от истока до устья называется … (длиной реки). | Отвечают на вопросы учителя |
IV. Изучение нового материала | - Мы вспомнили составные части реки. - Россия - страна великих речных систем. К крупным рекам России относятся: Волга, Лена, Енисей, Амур, Дон, Яна, Индигирка, Обь. Известный историк В.О. Ключевский отмечал, что русский человек всегда жил с рекой “душа в душу”. В разговорную речь вошли такие уважительные и ласковые слова, как «Волга – матушка», «Амур – батюшка», «Енисей – богатырь», «Ока – красавица». - А знаете ли вы, куда впадают реки? - Известно, что море является частью океана. Таким образом, мы подошли к самому главному, что река относится к бассейну какого-то океана, а если не имеет выхода к океану, то к внутреннему стоку. - Я предлагаю вам поработать самостоятельно. На столах у вас лежит список рек, вам нужно распределить их по бассейнам океанов и обозначить на контурной карте. Основным вашим помощником будет физическая карта России в ваших атласах. - Ребята, кто выполнит работу, прошу поднять руку. Я вам помогу определить, к бассейну какого океана относится река Дон. - А теперь посмотрите на слайд и проверьте правильность выполнения работы. (Слайд 4) При выполнении работы, какие вопросы у вас возникли? Бассейн Северного Ледовитого океана – Онега, Северная Двина, Печора, Обь с Иртышом, Енисей, Лена, Яна, Индигирка, Колыма. Бассейн Тихого океана - Амур с Шилкой и Аргунью, Анадырь. Бассейн Атлантического океана – Дон. Бессточный бассейн – Волга. - Почему крупнейшие реки России текут на север? – (Большая территория России имеет уклон к северу). - Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? – (На побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов). - Какими компонентами природы определяются особенности рек? (рельефом и климатом) - Какое значение имеет рельеф на формирование речной системы? (На равнинах реки имеют спокойное течение, широкую долину, а в горах реки бурные с порогами и водопадами, текут в глубоких ущельях). - Вот отсюда, именно отсюда Из глубин лесного родника Выбегает голубое чудо Русская великая река. - Так говорил известный русский писатель М.Пришвин о великой русской реке Волге. - А одной из самых красивых рек России является река Чусовая, которая берёт своё начало на Среднем Урале. Её берега с многочисленными обрывами и пещерами – своеобразная летопись Урала. (Краткая характеристика горной реки Чусовая, которая берёт своё начало на Среднем Урале). Физкультминутка. (Слайд 5) - А сейчас давайте встанем и немного разомнемся, покажем в каком направлении текут крупные реки России. Лена течет на север (подняли руки вверх) Волга течет на юг (дотронулись руками колен) Амур течет на восток (отвели в сторону правую руку) Дон течет на запад (отвели в сторону левую руку) - Какое значение имеет климат на формирование речной системы? (Поступление воды в реку (питание) обеспечивают дожди, тающие снега, ледники, а так же подземные воды. В тех районах, где выпадает много осадков, рек много и они полноводные. Климат влияет и на замерзание воды в реках. В условиях длительной холодной зимы на реках образуется более мощный лёд. В засушливом климате речная сеть редкая, реки маловодны и даже могут пересыхать). - Гераклит сказал: “Дважды не войти в один поток”. И, это, правда, вода в реке постоянно течёт. За год вода меняется в реке тринадцать раз. - Давайте внимательно посмотрим на схему: «Особенности речной сети и ее зависимость от рельефа и климата» (Слайд 6) - Какие новые понятия вы видите на этой схеме? (падение, уклон). Что и они обозначают? Падение реки - … Уклон реки - … - Давайте проверим, как вы справились с работой. (Слайд 7) Падение реки – превышение истока над устьем, выраженное в метрах; Уклон реки – величина отношения падения реки к её длине). | Дети отвечают (в море, в океан) Работают с физической картой России и текстом учебника (стр.117, рис 52). Выполняют практическую работу. Кто выполнил, поднимает руку. Проверяют правильность выполнения работы. Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Один ученик даёт краткую характеристику равнинной реки Волги. Один ученик даёт краткую характеристику горной реки Чусовая Дети встают рядом с партами и выполняют упражнения. Отвечают на вопросы учителя. Работают с текстом учебника (стр.117), находят и выписывают в тетрадь новые термины. Кто выполнил, поднимает руку. |