СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по теме: «Реки» за 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по географии в соответствии с требованиями ФГОС

 

 

6 класс

Дата проведения: 16.01.2019 

Выполнила: учитель географии Козлова Т.А., МБОУ Опалиховская СОШ, г.Красногорск

Тема: «Реки»

Оборудование:

Учебник: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Землеведение. 5-6 класс. – М.: Дрофа, 2017г

Атлас: В.П.Дронов: География. 6 класс. – М.: Просвещение,2017.

Презентация «Реки мира».

Физическая карта мира (настенная).

Компьютер, проектор.

Тип урока: Изучение и закрепление нового материала

Цели: Сформировать представление о реке и ее частях. Дать определение истоку, устью, притоку, бассейну, речной системе, водоразделу. Научить обучающихся находить и правильно показывать реки на карте. С использованием новых ИКТ познакомить учеников с крупнейшими реками России и мира.

Задачи:

Обучающая

Познакомить учащихся с реками Земли, выявить их общие черты и различия. Расширить и углубить знания о водах суши – реках.

Развивающая

Развивать  умение  описывать реки, раскрыть зависимость характера рек от рельефа, сформировать умения работать с различными картами. Развивать устную речь, способность анализировать и делать выводы, активировать логическое мышление.

Воспитывающая

Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе как к уникальному и хрупкому чуду.

Планируемые результаты:

Предметные:

А) Дать определение истоку, устью, притоку, бассейну, речной системе, водоразделу.

Б) Научиться выделять типы рек.

В) Назвать типы речных устьев и уметь объяснить их различия

Г) Найти на карте крупные реки и определить их истоки и устья

Развивающие:

А) Развитие навыков работы с информационным материалом (презентация, атласы).

Б)  Формирование критического мышления.

Метапредметные:

А) В ходе выполнения практической работы по определению частей реки и местоположения географических объектов на картах формировать умения чтения информации на картах;

Б) Формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.

Воспитательные:

А) Воспитывать чувства гордости, уважения и бережливого  отношения к водным ресурсам планеты.

А) Формировать  чувства любви к родной природе. Способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе.

 

Универсальные учебные действия:

- Личностные: осознать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом.

- Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему; осознание качества и уровня усвоения, осуществлять саморегуляцию.

- Познавательные: искать и выделять необходимую информацию. Структурировать знания; выделять главное, сопоставлять данные,  делать анализ и отбор информации.

- Коммуникативные:  уметь взаимодействовать с учителем и друг с другом по заданной теме.

 

 

 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент

Педагогическая настройка на эффективную работу

Здоровается с учащимися.

Проверяет готовность класса к уроку.

 

Готовятся к уроку.

Приветствуют учителя.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Регулятивные: целеполагание

 

2. Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

 

 

 

Проверяет усвоение предыдущей темы и проводит фронтальный устный опрос учеников по вопросам:

- Что такое океаническое течение?

- Какие бывают течения?

- Покажите на карте самые крупные течения.

- какие вы знаете причины возникновения течений?

- Какое значение течений для климата Земли?

 

Анализируют полученную ранее информацию.

Дают ответы на вопросы учителя.

 

Познавательные:

осознавать необходимость изучения нового материала от урока к уроку и выполнения домашнего задания

Регулятивные:

выдвигать и аргументировать свою версию

Коммуникативные: тренировка устной речи, памяти, внимания.

Личностные: повышение мотивации к учебной деятельности.

3. Мотивация на изучения новой темы

Провести связь от изученного материала к новому.

 

Обеспечивает интерес восприятия новой темы.

Определяет через вопросы тему текущего урока.

Вопросы:

Вам уже известно, что в природе осуществляется постоянный круговорот воды. Вода на планете все время движется, течет, изменяется.

- Мы с вами на прошлых уроках говорили про движения воды в океане (волны, течения), а теперь давайте поговорим о движении воды на суше. Как вы думаете, о чем пойдет речь / какая тема сегодняшнего урока?

(ответ «Реки»)

- Как вы думаете, сможем ли мы грамотно и бережно использовать реки и их пресную воду, если не будем знать составные части реки, типы и режим рек, их особенности и отличия?

(ответ «нет»)

Течёт река.. . Течёт река…

Поит поля и города,

Несёт и лодки и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне.. .

Ты хороша, река, весной

И осенью.. .

И в летний зной!

Купанье! Что за благодать!

Кому - попробуй угадать! - Приятней плыть в живой волне: Рыбятам Или Ребятне?. .

Вся живность счастлива Вполне!

 

Высказывают свои версии, обосновывают ответы.

Записывают в тетрадь число и тему урока.

 

Регулятивные: самостоятельный расчёт, проговаривание последовательность действий на уроке, осуществление самоконтроля,

 

Познавательные:

-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной   задачей.

Коммуникативные: учет разных мнений,

планирование работы учебного сотрудничества

 

Личностные:  учебно-познавательный интерес, самоопределение, самосознание, формирование экологического сознания

 

3.

Постановка целей и задач урока

Определить цели и задачи урока через постановку проблемных вопросов.

Сформулировать и сообщить чему должны научиться на уроке.

Зафиксировать новую учебную задачу

Вводная речь, наводящие вопросы к классу.

Сегодня на уроке мы с вами разберем один из видов воды на суше – это реки. Попытаемся разобраться, что это такое, из каких частей река состоит, как питается…

На уроке мы узнаем и научимся:

А) Дать определение истоку, устью, притоку, бассейну, речной системе, водоразделу.

Б) Научиться выделять типы рек.

В) Назвать типы речных устьев и уметь объяснить их различия

Г) Находить на карте крупные реки и определить их истоки и устья

 

Как вы думаете:

- зачем мы будем изучать реки мира? 

- у рек есть различия или они все одинаковые?

- могут ли реки влиять на другие природные объекты?

- какую роль играют реки для человека?

 

Активируют логическое мышление, припоминают общегеографические сведения, выдвигают предположения, аргументируют свои ответы.

Личностные: сформулирование мотивации учащихся на учебную деятельность

Регулятивные: мобилизация сил и энергии

Коммуникативные: владение монологической и диалогической речью

Познавательные: умение структурировать знания

 

5.  Релаксация

Переключение внимания и краткая пауза для учеников

Включает медитацию «Звуки в природе. Ручей в лесу»

 

Слушают, отдыхают, переключают внимание.

 

6. Изучение нового материала

Подача нового материала

Показывает презентацию «Реки мира». Используя слайды и текст учебника знакомит учеников с содержанием параграфа №47, сообщает дополнительную информацию.

Дает определения всем ключевым определениям темы: истоку, устью, притоку, бассейну, речной системе, водоразделу. Разъясняет особенности рек от рельефа и климата.

 

Слушают учителя, смотрят демонстрируемый материал, запоминают, тренируют память, делают отметки в тетради

Познавательные: конспектирование ключевых моментов, выделение главного из потока информации

Личностные: осознавание целостности природы и влияния природных условий на жизнь и здоровье человека

Познавательные: общеучебные, умение работать с ИКТ

6. Закрепление изученного материала

Проверить освоение новых знаний

Дает практическое задание для работы в парах.

Ученикам нужно самостоятельно, пользуясь текстом учебника и атласом найти на каждом материке по 1-2 крупных реки и  примера в тетрадь.

Определить их истоки (откуда берут начало) и устья (в какой океан впадают).

Далее учитель выборочно проверяет результат.

 

 

Используют источники информации, формулируют и записывают ответы в тетрадь, зачитывают результаты, закрепляют полученные в ходе урока новые знания.

 

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, преобразование знаково-символьной информации в письменную речь  

Личностные: смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные: контроль, коррекция

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, слушать других, работать в паре

 

7. Рефлексия

Понять, что было усвоено на занятии

Формулирует выводы о результатах выполненной работы.

Просит учеников оценить продуктивность своей работы – для этого нарисовать небольшое озеро и закрасить его на столько процентов, на сколько они оценивают свою эффективность работы на уроке. Далее ребята показывают рисунок учителю.

 Выставляет оценки за урок.

Оценивают свою деятельность в графической форме.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в уч. деятельности.

Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения знания

Познавательные: универсальные логические действия

 

8. Домашнее задание

Постановка домашнего задания

Зачитывает домашнее задание по 3-м уровням сложности:

Параграф №47 – читать, пересказывать;

ответить письменно на вопрос №2, 3 в конце параграфа;

подготовить сообщение про крупную реку мира.

Записывают домашнее задание.

Познавательные: использовать разные источники информации

Регулятивные: сверяют свои действия с целью

Личностные: формируют персональное бережное отношение к природе, испытывают гордость за ее богатства

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по теме: «Реки» за 6 класс»

Енисей

Енисей

Волга

Волга

Река Муррей . Река Муррей

Река Муррей

  • .

Река Муррей

Амазонка .

Амазонка

  • .
Дунай

Дунай

Лена

Лена

. .

.

  • .
Воды суши Воды суши Ледники Подземные воды Болота Озёра Реки 1% 1% 49% 47% 1%

Воды суши

Воды суши

Ледники

Подземные воды

Болота

Озёра

Реки

1%

1%

49%

47%

1%

Поверхностные воды Жидкое состояние поверхностных вод Твёрдое состояние поверхностных вод

Поверхностные воды

Жидкое состояние поверхностных вод

Твёрдое состояние поверхностных вод

На мелкомасштабных картах постоянные реки показаны сплошными синими линиями с постепенным утолщением от истока к устью. Пересыхающие реки показаны пунктирной линией.

На мелкомасштабных картах постоянные реки показаны сплошными синими линиями с постепенным утолщением от истока к устью. Пересыхающие реки показаны пунктирной линией.

Река Река — это постоянный или временный водный поток, протекающий в углублении земной поверхности (речном русле). горы озеро море

Река

Река — это постоянный или временный водный поток, протекающий в углублении земной поверхности (речном русле).

горы

озеро

море

Исток горы Исток — это место, где река берёт начало. Истоком может быть родник, озеро, болото, ледник. озеро исток море

Исток

горы

Исток — это место, где река берёт начало. Истоком может быть родник, озеро, болото, ледник.

озеро

исток

море

Исток р.Волги

Исток р.Волги

Устье горы Устье — это место, где река заканчивается (впадает в другую реку, озеро или море). озеро исток устье море

Устье

горы

Устье — это место, где река заканчивается (впадает в другую реку, озеро или море).

озеро

исток

устье

море

Устье Дельта — форма устья реки с протоками, на которое делится главное русло. Эстуарии — устье реки, расширяющееся в сторону моря. Лена, Амазонка, Миссисипи Енисей, Темза, Волга

Устье

Дельта — форма устья реки с протоками, на которое делится главное русло.

Эстуарии — устье реки, расширяющееся в сторону моря.

  • Лена,
  • Амазонка,
  • Миссисипи
  • Енисей,
  • Темза,
  • Волга
Дельта – это район, где река впадает в море или озеро, разветвляясь на множество протоков.  Когда-то древние греческие землемеры обратили внимание, что устье Нила по форме напоминает заглавную букву дельта , четвёртую в их алфавите  ...  Дельта – это район, где река впадает в море или озеро, разветвляясь на множество протоков. Примеры – река Волга и Нева.

Дельта – это район, где река впадает в море или озеро, разветвляясь на множество протоков. Когда-то древние греческие землемеры обратили внимание, что устье Нила по форме напоминает заглавную букву дельта , четвёртую в их алфавите  ... Дельта – это район, где река впадает в море или озеро, разветвляясь на множество протоков. Примеры – река Волга и Нева.

Эстуарием в переводе с латинского языка называют «затопляемое устье реки». Оно имеет воронкообразную и однорукавную форму, глубоко вдающуюся в долину. Такое устье имеет река Амазонка и Янцзы.

Эстуарием в переводе с латинского языка называют «затопляемое устье реки». Оно имеет воронкообразную и однорукавную форму, глубоко вдающуюся в долину. Такое устье имеет река Амазонка и Янцзы.

Приток горы В крупную реку могут впадать реки меньшего размера, их называют притоками . озеро приток исток устье море

Приток

горы

В крупную реку могут впадать реки меньшего размера, их называют притоками .

озеро

приток

исток

устье

море

Речная система горы Главная река с притоками образует речную систему . озеро приток исток главное русло устье море

Речная система

горы

Главная река с притоками образует речную систему .

озеро

приток

исток

главное русло

устье

море

Речной бассейн — вся площадь, с которой река собирает воду. Водораздел — граница между соседними речными бассейнами. Uwe Dedering

Речной бассейн — вся площадь, с которой река собирает воду.

Водораздел — граница между соседними речными бассейнами.

Uwe Dedering

Бассейн р.Волги

Бассейн р.Волги

Водораздел

Водораздел

Реки Равнинные Горные

Реки

Равнинные

Горные

Равнинные реки отличаются медленным плавным течением и довольно большой шириной.

Равнинные реки отличаются медленным плавным течением и довольно большой шириной.

Горные реки протекают в узких глубоких долинах с крутыми склонами и каменистым руслом.

Горные реки протекают в узких глубоких долинах с крутыми склонами и каменистым руслом.

МБОУ Опалиховская СОШ  учитель географии Козлова Т.А.

МБОУ Опалиховская СОШ учитель географии Козлова Т.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!