Урок по географии в соответствии с требованиями ФГОС
6 класс
Дата проведения: 16.01.2019
Выполнила: учитель географии Козлова Т.А., МБОУ Опалиховская СОШ, г.Красногорск
Тема: «Реки»
Оборудование:
Учебник: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева География. Землеведение. 5-6 класс. – М.: Дрофа, 2017г
Атлас: В.П.Дронов: География. 6 класс. – М.: Просвещение,2017.
Презентация «Реки мира».
Физическая карта мира (настенная).
Компьютер, проектор.
Тип урока: Изучение и закрепление нового материала
Цели: Сформировать представление о реке и ее частях. Дать определение истоку, устью, притоку, бассейну, речной системе, водоразделу. Научить обучающихся находить и правильно показывать реки на карте. С использованием новых ИКТ познакомить учеников с крупнейшими реками России и мира.
Задачи:
Обучающая
Познакомить учащихся с реками Земли, выявить их общие черты и различия. Расширить и углубить знания о водах суши – реках.
Развивающая
Развивать умение описывать реки, раскрыть зависимость характера рек от рельефа, сформировать умения работать с различными картами. Развивать устную речь, способность анализировать и делать выводы, активировать логическое мышление.
Воспитывающая
Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе как к уникальному и хрупкому чуду.
Планируемые результаты:
Предметные:
А) Дать определение истоку, устью, притоку, бассейну, речной системе, водоразделу.
Б) Научиться выделять типы рек.
В) Назвать типы речных устьев и уметь объяснить их различия
Г) Найти на карте крупные реки и определить их истоки и устья
Развивающие:
А) Развитие навыков работы с информационным материалом (презентация, атласы).
Б) Формирование критического мышления.
Метапредметные:
А) В ходе выполнения практической работы по определению частей реки и местоположения географических объектов на картах формировать умения чтения информации на картах;
Б) Формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.
Воспитательные:
А) Воспитывать чувства гордости, уважения и бережливого отношения к водным ресурсам планеты.
А) Формировать чувства любви к родной природе. Способствовать осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе.
Универсальные учебные действия:
- Личностные: осознать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества в целом.
- Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему; осознание качества и уровня усвоения, осуществлять саморегуляцию.
- Познавательные: искать и выделять необходимую информацию. Структурировать знания; выделять главное, сопоставлять данные, делать анализ и отбор информации.
- Коммуникативные: уметь взаимодействовать с учителем и друг с другом по заданной теме.
Технологическая карта урока
Этапы урока
|
Цель этапа
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
УУД
|
1. Организационный момент
|
Педагогическая настройка на эффективную работу
|
Здоровается с учащимися.
Проверяет готовность класса к уроку.
|
Готовятся к уроку.
Приветствуют учителя.
|
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание
|
2. Актуализация знаний
|
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
|
Проверяет усвоение предыдущей темы и проводит фронтальный устный опрос учеников по вопросам:
- Что такое океаническое течение?
- Какие бывают течения?
- Покажите на карте самые крупные течения.
- какие вы знаете причины возникновения течений?
- Какое значение течений для климата Земли?
|
Анализируют полученную ранее информацию.
Дают ответы на вопросы учителя.
|
Познавательные:
осознавать необходимость изучения нового материала от урока к уроку и выполнения домашнего задания
Регулятивные:
выдвигать и аргументировать свою версию
Коммуникативные: тренировка устной речи, памяти, внимания.
Личностные: повышение мотивации к учебной деятельности.
|
3. Мотивация на изучения новой темы
|
Провести связь от изученного материала к новому.
|
Обеспечивает интерес восприятия новой темы.
Определяет через вопросы тему текущего урока.
Вопросы:
Вам уже известно, что в природе осуществляется постоянный круговорот воды. Вода на планете все время движется, течет, изменяется.
- Мы с вами на прошлых уроках говорили про движения воды в океане (волны, течения), а теперь давайте поговорим о движении воды на суше. Как вы думаете, о чем пойдет речь / какая тема сегодняшнего урока?
(ответ «Реки»)
- Как вы думаете, сможем ли мы грамотно и бережно использовать реки и их пресную воду, если не будем знать составные части реки, типы и режим рек, их особенности и отличия?
(ответ «нет»)
Течёт река.. . Течёт река…
Поит поля и города,
Несёт и лодки и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне.. .
Ты хороша, река, весной
И осенью.. .
И в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Кому - попробуй угадать! - Приятней плыть в живой волне: Рыбятам Или Ребятне?. .
Вся живность счастлива Вполне!
|
Высказывают свои версии, обосновывают ответы.
Записывают в тетрадь число и тему урока.
|
Регулятивные: самостоятельный расчёт, проговаривание последовательность действий на уроке, осуществление самоконтроля,
Познавательные:
-анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: учет разных мнений,
планирование работы учебного сотрудничества
Личностные: учебно-познавательный интерес, самоопределение, самосознание, формирование экологического сознания
|
3.
Постановка целей и задач урока
|
Определить цели и задачи урока через постановку проблемных вопросов.
Сформулировать и сообщить чему должны научиться на уроке.
Зафиксировать новую учебную задачу
|
Вводная речь, наводящие вопросы к классу.
Сегодня на уроке мы с вами разберем один из видов воды на суше – это реки. Попытаемся разобраться, что это такое, из каких частей река состоит, как питается…
На уроке мы узнаем и научимся:
А) Дать определение истоку, устью, притоку, бассейну, речной системе, водоразделу.
Б) Научиться выделять типы рек.
В) Назвать типы речных устьев и уметь объяснить их различия
Г) Находить на карте крупные реки и определить их истоки и устья
Как вы думаете:
- зачем мы будем изучать реки мира?
- у рек есть различия или они все одинаковые?
- могут ли реки влиять на другие природные объекты?
- какую роль играют реки для человека?
|
Активируют логическое мышление, припоминают общегеографические сведения, выдвигают предположения, аргументируют свои ответы.
|
Личностные: сформулирование мотивации учащихся на учебную деятельность
Регулятивные: мобилизация сил и энергии
Коммуникативные: владение монологической и диалогической речью
Познавательные: умение структурировать знания
|
5. Релаксация
|
Переключение внимания и краткая пауза для учеников
|
Включает медитацию «Звуки в природе. Ручей в лесу»
|
Слушают, отдыхают, переключают внимание.
|
|
6. Изучение нового материала
|
Подача нового материала
|
Показывает презентацию «Реки мира». Используя слайды и текст учебника знакомит учеников с содержанием параграфа №47, сообщает дополнительную информацию.
Дает определения всем ключевым определениям темы: истоку, устью, притоку, бассейну, речной системе, водоразделу. Разъясняет особенности рек от рельефа и климата.
|
Слушают учителя, смотрят демонстрируемый материал, запоминают, тренируют память, делают отметки в тетради
|
Познавательные: конспектирование ключевых моментов, выделение главного из потока информации
Личностные: осознавание целостности природы и влияния природных условий на жизнь и здоровье человека
Познавательные: общеучебные, умение работать с ИКТ
|
6. Закрепление изученного материала
|
Проверить освоение новых знаний
|
Дает практическое задание для работы в парах.
Ученикам нужно самостоятельно, пользуясь текстом учебника и атласом найти на каждом материке по 1-2 крупных реки и примера в тетрадь.
Определить их истоки (откуда берут начало) и устья (в какой океан впадают).
Далее учитель выборочно проверяет результат.
|
Используют источники информации, формулируют и записывают ответы в тетрадь, зачитывают результаты, закрепляют полученные в ходе урока новые знания.
|
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, преобразование знаково-символьной информации в письменную речь
Личностные: смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Регулятивные: контроль, коррекция
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, слушать других, работать в паре
|
7. Рефлексия
|
Понять, что было усвоено на занятии
|
Формулирует выводы о результатах выполненной работы.
Просит учеников оценить продуктивность своей работы – для этого нарисовать небольшое озеро и закрасить его на столько процентов, на сколько они оценивают свою эффективность работы на уроке. Далее ребята показывают рисунок учителю.
Выставляет оценки за урок.
|
Оценивают свою деятельность в графической форме.
|
Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в уч. деятельности.
Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения знания
Познавательные: универсальные логические действия
|
8. Домашнее задание
|
Постановка домашнего задания
|
Зачитывает домашнее задание по 3-м уровням сложности:
Параграф №47 – читать, пересказывать;
ответить письменно на вопрос №2, 3 в конце параграфа;
подготовить сообщение про крупную реку мира.
|
Записывают домашнее задание.
|
Познавательные: использовать разные источники информации
Регулятивные: сверяют свои действия с целью
Личностные: формируют персональное бережное отношение к природе, испытывают гордость за ее богатства
|
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по теме: «Реки» за 6 класс»
Енисей
Волга
Река Муррей
Река Муррей
Амазонка
Дунай
Лена
.
Воды суши
Воды суши
Ледники
Подземные воды
Болота
Озёра
Реки
1%
1%
49%
47%
1%
Поверхностные воды
Жидкое состояние поверхностных вод
Твёрдое состояние поверхностных вод
На мелкомасштабных картах постоянные реки показаны сплошными синими линиями с постепенным утолщением от истока к устью. Пересыхающие реки показаны пунктирной линией.
Река
Река — это постоянный или временный водный поток, протекающий в углублении земной поверхности (речном русле).
горы
озеро
море
Исток
горы
Исток — это место, где река берёт начало. Истоком может быть родник, озеро, болото, ледник.
озеро
исток
море
Исток р.Волги
Устье
горы
Устье — это место, где река заканчивается (впадает в другую реку, озеро или море).
озеро
исток
устье
море
Устье
Дельта — форма устья реки с протоками, на которое делится главное русло.
Эстуарии — устье реки, расширяющееся в сторону моря.
- Лена,
- Амазонка,
- Миссисипи
Дельта – это район, где река впадает в море или озеро, разветвляясь на множество протоков. Когда-то древние греческие землемеры обратили внимание, что устье Нила по форме напоминает заглавную букву дельта , четвёртую в их алфавите ... Дельта – это район, где река впадает в море или озеро, разветвляясь на множество протоков. Примеры – река Волга и Нева.
Эстуарием в переводе с латинского языка называют «затопляемое устье реки». Оно имеет воронкообразную и однорукавную форму, глубоко вдающуюся в долину. Такое устье имеет река Амазонка и Янцзы.
Приток
горы
В крупную реку могут впадать реки меньшего размера, их называют притоками .
озеро
приток
исток
устье
море
Речная система
горы
Главная река с притоками образует речную систему .
озеро
приток
исток
главное русло
устье
море
Речной бассейн — вся площадь, с которой река собирает воду.
Водораздел — граница между соседними речными бассейнами.
Uwe Dedering
Бассейн р.Волги
Водораздел
Реки
Равнинные
Горные
Равнинные реки отличаются медленным плавным течением и довольно большой шириной.
Горные реки протекают в узких глубоких долинах с крутыми склонами и каменистым руслом.
МБОУ Опалиховская СОШ учитель географии Козлова Т.А.