СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Синонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему"Синонимы"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Синонимы"»

Конспект урока русского языка

Класс: 5
Тема урока: Синонимы.

Цели урока:

обучающие:
- познакомить учащихся с понятием «синоним»; знакомство учащихся со словарём синонимов; активизация познавательной деятельности учащихся (обучение работе со справочной литературой); формирование умения находить синонимы в тексте, составлять синонимический ряд, правильно употреблять синонимы в речи; работа по орфоэпии; активизировать знания учащихся в области лексикологии;

развивающие:
- формирование познавательных интересов учащихся при изучении данной темы; расширение словарного запаса через употребление в речи синонимов; умение пользоваться словарём синонимов; развитие мыслительной и речевой деятельности; стимулирование активности учащихся на уроке по необходимости – их корректировка; развитие умения анализировать и обобщать; совершенствование коммуникативных речевых умений и навыков учащихся.

воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому языку; пробудить любознательность школьников; воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности за порученное дело, аккуратности, добросовестности; воспитывать бережное отношение к родному языку, к родной культуре.


Оборудование: ноутбук, презентация, словари синонимов русского языка, тексты для индивидуальной работы.


Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, игровые технологии; здоровьесберегающие технологии.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Контроль знаний по теме «Лексика»:

  1. Лексический диктант (учитель читает вопросы, учащиеся письменно дают ответы, контроль - взаимопроверка работ).

- Раздел науки о языке, который изучает словарный состав нашей речи. (Лексика).
- Какие 2 значения имеет каждое слово? (Лексическое, грамматическое).
- Как располагаются слова в толковых словарях? (По алфавиту).
- Слова, имеющие 1 лексическое значение. (Однозначные).
- Слова, имеющие несколько лексических значений. (Многозначные).
- Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. (Омонимы).


! Взаимопроверка с помощью слайда с ответами (организация совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательного процесса – групповая технология ).


  1. Цифровой диктант (используется игровая технология для стимулирования интереса учащихся).

Записать только цифры, соответствующие выбранным ответам: 1- прямое значение, 2 – переносное значение.

! Учитель зачитывает примеры, учащиеся записывают ответы. Проверка осуществляется через взаимопроверку (организация совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательного процесса).

Железная воля, стеклянный сосуд, подошва горы, подошва сапога, крылья самолёта, стеклянный взгляд, железная решётка, крылья ласточки, вскипела вода, летит ворон, мальчик вскипел от обиды, летит время.

Ответы (цифры) зачитывает учитель: 2, 1, 2, 1, 2,2,1, 1, 1, 1, 2, 2.

  1. Словарно-орфографическая работа (1 ученик у доски записывает слова, объясняет орфограммы).


Несчастье, беда, катастрофа, радость, бедствие, горе.

Вопросы классу:

- Есть ли в этом ряду лишнее слово? (Радость)

- По какому признаку вы это определили? Обоснуйте свой ответ. (Слово с противоположным значением). (Совершенствование речи учащихся, развитие мыслительных способностей).

- Слова, которые вы записали, называются синонимы. Расположите их по степени усиления, т.е. создайте синонимический ряд.


3. Переход к теме урока.
1) Учитель.

- В русском языке есть много слов-синонимов. Они вместе составляют его лексическое богатство.

Синонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Они используются для выражения отношения к изображаемому, а также к преодолению неоправданного повторения.


^ Просмотр лайда: Синонимы – это точность, выразительность, богатство нашей речи.


Слова – синонимы

Всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь

Оттенками подчас.

Родимый край – Отечество

- Отчизна.

Как много в них

Священного для нас.

2)Работа класса с учебником: изучение П. 68 стр.161-162.

4.Первичное закрепление темы урока.

  1. Ученик у доски: запись слов и подбор синонимов к слову РАДОСТЬ (счастье, праздник, веселье). Расположите их по степени усиления (составление синонимического ряда).

2. Работа со словарём синонимов, 2 ученика работают отдельно со словарями синонимов, самостоятельно подбирая синонимы к указанным учителем словам (обучение работе со справочной литературой – словарём синонимов).

  1. Работа с учебником: самостоятельное выполнение упражнения № 364 с последующей выборочной проверкой (закрепление умения учащихся находить в тексте синонимы). Прослушивание ответов учащихся.


4. Задание классу: определите, о каких словах-близнецах говорится в загадках? (загадки читает учитель) – использование игровой технологии с целью активизации мыслительной деятельности учащихся.


В тетради я бываю

Косая и прямая;

В другом своём значении

Я – планка для черчения,

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю. (Линейка).


Я от солнца, от огня,

Яркий луч несёт меня,

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной. (Свет).


  1. Словарно-орфографическая работа: подберите к данным словам синонимы с удвоенными согласными (активизация познавательной деятельности).


Специальность – профессия,

скорый поезд – экспресс,

асфальтированная дорога- шоссе,

помещение в школе для занятий – класс,

популярная игра на льду в шайбу – хоккей.

Составьте с 2 из этих слов и запишите простые распространённые предложения.

Прослушивание ответов учащихся (фронтальный опрос).

  1. Индивидуальная работа учащихся по карточкам. Создание проблемной ситуации по поиску необходимого ответа).


Учитель: Ребята, у вас на столах лежат карточки с деформированным текстом, вам необходимо на месте пропусков вставить синонимы (развитие мыслительной речевой деятельности учащихся).

-Жить на Земле – это великое……..

- Новогодние игрушки, свечи, мишура, запах ёлки – всё это придавало ощущение…….

- А с ним идёт и ……...

- И при мысли об этом меня охватывает неудержимая…….

- Какой оттенок носят синонимы радость, счастье, праздник, веселье?

(Смысловой).

Проверка вариантов ответов.


  1. Работа с текстом сказки А.С.Пушкина .


Учитель. Работа со словом присуща всем гениальным людям, и Пушкину тоже нелегко было сразу подобрать нужное слово. Работа со словом – кропотливый труд и занимает много времени.


  • Целенаправленный выбор синонимов в художественном тексте помогает наиболее точно охарактеризовать ситуацию и поведение действующих лиц. Найдите синонимы (Тексты лежат на столах учащихся, поисковое чтение – активизация познавательной деятельности; технология проблемного обучения).


…И, красуясь, говорила:

- Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи…


И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

- Как же долго я спала!


- Спрос не грех. Прости ты нас, -

Старший молвил, поклоняясь.



- Перед вами 2 варианта сказки – черновой и тот, который дошёл до нас. Определите, какие слова-синонимы заменил поэт (кусочек-ломтик, осердился-озлился). Тексты лежат на столах учащихся (поисковое чтение – технология проблемного обучения).

Прослушивание ответов учащихся (самостоятельное решение вопроса с последующим коллективным обсуждением).

Вопрос классу:

- Как вы думаете, в чём смысл авторских исправлений?

(Заменяя слова более точными синонимами, поэт выражает мысль ярче, выразительнее, лаконичнее). Развитие речи учащихся. Просмотр слайда на экране.

5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

6. Задание на дом: п. 68, упражнение № 361.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!