ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы | СОДЕРЖАНИЕ УРОКА | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный метод: слово учителя. | - Здравствуйте, дети, меня зовут Аделя Рафиковна и сегодня, урок окружающего мира буду вести у вас я. - Садитесь, пожалуйста, за парты. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Только тот, кто много знает- В жизни что-то достигает! - Будьте внимательны на уроках, желаю вам хорошей и продуктивной работы. | Готовят рабочее место. Настраиваются на работу. Слушать учителя. | Р: умение организовать свое рабочее место. Л: самоопределение. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный метод: фронтальный опрос, диалог. Наглядный метод: презентация. | - Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке. - Что отмечалось в феврале 1913 г.? - Какое событие мирового значения произошло в начале этого века, что изменило ход истории? - Почему война называлась «мировой»? - Кто такие большевики? - Какие события произошли в Петрограде в октябре 1917 г.? - Что такое гражданская война? - Молодцы | - На прошлом уроке мы говорили о Николае II, о революции 1917 года и Первой мировой войне. - 300-летие со дня избрания Романовых на царство. - В 1914 году началась Первая мировая война. - Потому что в ней участвовала не одна страна. - Большевики – это сторонники В.И. Ленина. - Отречение Николая Второго от престола. Россия вышла из мировой войны. К власти пришли большевики. Октябрьская революция. - Война, происходившая между гражданами одной страны. | Р: контроль и самоконтроль. П: умение структурировать знания, анализ ответа одноклассников. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, сотрудничество с учителем и сверстниками. |
III. Постановка учебной задачи Словесный метод: слово учителя. Словесный метод: диалог. Практический метод: карточки, иллюстрации. Проблемное обучение: проблемная ситуация. | - Ребята, послушайте стихотворение внимательно, так как в нем «спрятана» тема сегодняшнего урока. Красивы в убранстве лесов и озер Пятнадцать республик, пятнадцать сестер. Эстонка и русский, грузин и узбек С открытой душой породнились навек. Скрепили пожатья над кручами гор Пятнадцать республик, пятнадцать сестер. Казах и армянка, киргиз и таджик Для дружбы нашли самый верный язык. Единой семьею живут с давних пор Пятнадцать республик, пятнадцать сестер. Туркмен, украинка, латыш, белорус – Зовут отчим домом... - Верно. Скажите, пожалуйста, что вы знаете о Советском Союзе? - Кто догадался, какая тема нашего урока? - «Страницы истории 1920-1930 годов». - Отлично. Какие цели мы можем поставить на урок? - Верно. - Сегодня мы познакомимся с жизнью нашей страны в 20–30-е годы. - Как называлось наше государство до революции 1917 года? - Как стало оно называться после 1922 года? - Какой город был столицей Российской империи? - Какой город стал столицей Советского Союза? - Молодцы. | Слушают учителя. - Советский Союз. Варианты ответов детей - Тема нашего урока «Страницы истории 1920-1930 годов». - Сегодня мы познакомимся с новым государством – Советским Союзом, узнаем, какие события произошли в это время. Внимательно слушают учителя - Российская империя. - Советский Союз. Союз Советских Социалистических Республик. - Столицей был город Санкт-Петербург. - Столицей Советского Союза была Москва. | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Р: целеполагание. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
IV. Открытие детьми нового знания Словесный метод: фронтальный опрос. Наглядный метод: презентация. | - В 1922 году на карте мира появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик. Государство существовало с 1922–по 1991 гг. на большей части территории Российской империи. С начала 20-х годов и особенно после смерти В. И. Ленина в 1924 году, в руководстве страны развернулась острая борьба за власть. К власти после смерти В. И. Ленина пришел И. В. Сталин - Читаем по цепочке текст «Новое государство – Советский Союз» на с. 136–137 учебника. - Скажите, почему государство назвали «советским»? - Расшифруйте, что означает «СССР» - Сколько республик вошло в СССР? - Отлично. Кто может выйти и показать эти республики на карте? - Покажите на карте столицу СССР. - Молодцы. Сейчас мы немного разомнемся. | Карточка с датой на доске 1922г.- образование СССР Слушают учителя. - Основным звеном в управлении государством стали Советы. Поэтому и новую власть назвали Советской, а государство – Советским Союзом. - Союз Советских Социалистических Республик - 15 республик. Один ученик работает у доски. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог. Логич.: анализ объектов с целью выделения признаков. П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
V. Физкультминутка | Ветер Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Деревцо все выше, выше. Раз, два — выше голова, Три, четыре - руки шире, Пять, шесть — тихо сесть, Семь, восемь - тень отбросим Сел на дерево скворец, И игре нашей конец. | Наклоны вправо-влево. Присесть, спина прямая. Встать на носки. Поднять голову. Руки в стороны. Сесть за парту. Два хлопка о парту. Дети громко проговаривают эти слова. | |
VI. Первичное закрепление Словесный метод: диалог. Наглядный метод: презентация. | - Дети, давайте с вами более детально рассмотрим герб СССР - Каждая деталь государственного герба Советского Союза изображена не просто так, ведь смысл есть во всем. - Что означает перекрещение серпа и молота? - Сколько ленточек перевивают колосья пшеницы? - Что это означало? - Почему красная звезда изображена на гербе? - Что символизирует солнце на гербе? - Молодцы. | - Серп и молот воплощают в себе союз рабочих, крестьян и интеллигенции, борющихся за светлое будущее. - На гербе 15 ленточек. - Ленты же отображали число республик, входивших в состав СССР. - Красная звезда обозначала освобождение трудящихся от голода, холода, войны, нищеты и рабства. - Восходящее солнце – это символ возникновения СССР, строящего коммунистическое общество. Некоторые расшифровывают солнце с лучами как зарождение коммунистических идей. | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, сравнение, наблюдение, обобщение. К: умение вступать в учебный диалог, аргументация своего мнения. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический метод: выполнение работы в парах. | - Давайте узнаем, что же происходило в Советском Союзе в 30-е годы. - Читаем текст «Страна-труженица» на с. 137–138 учебника. - Почему в 1930-е годы СССР напоминал большую стройку? - Как изменилась жизнь в деревне? - Как называли объединения крестьян? Расшифруйте слово «колхоз» - Все ли крестьяне были рады колхозам? - Чья власть утвердилась в партии и в стране в конце 1920-х годов? - Кого обвиняли, если хозяйственные планы не выполнялись в срок? - Кем их объявляли в таком случаи? | Ответы детей Читают текст - В это время были построены новые города, возникли тысячи заводов, электростанции, в Москве появилось метро - Их поучали работать коллективно - Колхоз. Коллективное хозяйство - Нет, не все сельские труженики этого хотели - В партии и в стране в конце 1920-х годов утвердилась личная власть И.В. Сталина - Вину возлагали на руководителей заводов, ученых-экономистов, инженеров, рабочих, колхозников - Их объявляли «врагами народа» | П: структурирование знаний. Р: умение контролировать и оценивать учебные действия. К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение. |
VIII. Включение в систему знаний, повторение Словесный метод: беседа. | - Откройте рабочие тетради на странице 48 и выполните 1 и 2 задания. - Каждый делает самостоятельно. На выполнение этих заданий у вас 5 минут. -Сейчас мы с вами проверим 1-ое задание. - Отлично - Что относится к Российской империи? - Отлично. А к помещениям СССР относится? - Молодцы, сейчас я вам раздам тест и листочки, подпишите, пожалуйста, свои листочки, укажите свою фамилию и имя в верхнем левом углу и приступайте к его выполнению, за данный тест будет выставлена оценка - Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Учебник, стр. ___ читать и пересказывать Рабочая тетрадь страница 49 № 3. | Слушают учителя и выполняют задания. - Наша страна называлась Советский Союз. Столица Москва. - К Российской империи относится Дом Дворянского собрания, Царицынская улица, улица Малая Ордынка, Дворцовая, Богоявленский переулок, Смольный институт благородных девиц, Большой Каретный переулок. - К постройкам времен СССР можно отнести Безбожный переулок, улица Ударная, Дом колхозника, Денежный переулок, улица 25октября, Большевистская улица, улица Многостаночников, театр Советской армии, улица Бригадная, Метростроевская улица. Слушают учителя и приступают к выполнению теста | К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: структурирование знаний. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный метод: беседа. | - Скажите, с каким периодом советской истории мы сегодня познакомились? Какие важные события произошли в стране в 1920-1930 гг.? - Отлично. Какие цели мы ставили на уроках? - Реализовали ли мы их? - Молодцы. Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...» - Используем такие варианты ответа как: Было трудно ... Было интересно ... Осталось непонятно ... Было легко … - Молодцы. Мне урок тоже понравился, Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания. - Дети, поднимите палец вверх кому понравился урок. Теперь опустите палец вниз кому урок не понравился. | - Тема нашего урока «Страницы истории 1920-1930 годов». - Мы ставили цели познакомиться с новым государством – Советским Союзом, узнать, какие события произошли в это время. - Цели мы реализовали. Анализировать свою работу на уроке. | Р: оценка; умение контролировать и оценивать учебные действия. П: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К: умение слушать и вступать в диалог. |