СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Темперамент"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному? Почему один разгорячится, а другой сохранит спокойствие?

Слово «темперамент» древнегреческое, в буквальном переводе означает «надлежащее соотношение частей». Темперамент характеризует человека со стороны особенностей его психической деятельности, например, темп, ритм, интенсивность психических процессов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Темперамент"»

Конспект урока в 9 классе на тему: Типы ВНД. Темперамент.


Цель урока: ознакомить учащихся с индивидуальными особенностями поведения человека, изучить типы темперамента, провести практическую работу по определению типа темперамента.

Тип урока: «открытия»  новых знаний.

Методы: словесные, наглядные (портреты учёных, таблицы), практические (решение тестов).

Ключевые понятия и термины: темперамент, сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Оборудование и материалы: учебник 9 кл. «Биология человека», плакаты, фотографии, портреты учёных.

СТРУКТУРА УРОКА

 Организационный этап - 2 мин.

 Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности – 6-11 мин.

 Изучение нового материала – 15 мин.

 Практическая работа – 10-15 мин.

 Закрепление полученных знаний, рефлексия – 5 мин.

 Подведение итогов урока - 1 мин.

 Домашнее задание – 1 мин.

ХОД УРОКА

Организационный этап.

Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности.

Вопрос для обсуждения с учащимися.

Почему в одной и той же ситуации люди ведут себя по-разному? Почему один разгорячится, а другой сохранит спокойствие?

Учащие предлагают варианты ответов, учитель может вернуться к этому вопросу в конце урока, подводя итоги.

Изучение нового материала.

Рассказ учителя

Слово «темперамент» древнегреческое, в буквальном переводе означает «надлежащее соотношение частей». Темперамент характеризует человека со стороны особенностей его психической деятельности, например, темп, ритм, интенсивность психических процессов.

Творец учения о темпераменте древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.), который считал, что разное поведение людей зависит от преобладания определённой жидкости в организме: кровь, слизь, жёлтая желчь, чёрная желчь.

Клавдий Гален (II ст. н.э., врач античности), исходя из учения Гиппократа, разработал классификацию темпераментов:

- сангвинический (кровь), - флегматический (слизь), - холерический (желчь), - меланхолический (чёрная желчь). Данная классификация Галена широко используется в психологии и  в настоящее время.

И.П. Павлов обосновал темпераменты человека научно. Он открыл следующие основные свойства процессов возбуждения и торможения:

- сила, - подвижность, - уравновешенность.

Тип ВНД – совокупность индивидуальных свойств нервной системы, обусловленных наследственными способностями индивидуума и его жизненным опытом. По Павлову, различают следующие типы ВНД:


Тип ВНД

СИЛЬНЫЙ

СЛАБЫЙ

уравновешенный

уравновешенный

неуравновешенный

меланхолик

с большой подвижностью нервных процессов

(сангвиник)

с малой подвижностью нервных процессов

(флегматик)

с преобладанием возбуждения над торможением

(холерик)

 Учащиеся дают определения свойствам нервных процессов, работая с учебником.

Комбинация данных свойств нервных процессов определяет четыре типа темперамента.

Первый тип НС: (НС - нервная система)

Характеризуется большой силой нервных процессов, их подвижностью, уравновешенностью. Данному типу отвечает сангвинический тип темперамента (люди с широкими интересами, любознательны, энергичны, с хорошим самообладанием, сдержанны).

Второй тип НС:

Характеризуется большой силой нервных процессов, малой подвижностью (инертностью), уравновешенностью. Спокойный тип нервной системы. Он присущ флегматическому типу темперамента (люди в меру энергичны, настойчивы, постоянны в привычках, пристрастиях).

Третий тип НС:

Характеризуется большой силой и подвижностью нервных процессов, но неуравновешенностью нервных процессов – процессы возбуждения преобладают над торможением. Неуравновешенный тип нервной системы. Характерен для холерического типа темперамента (люди легко возбуждаются, несдержанные, энергичны, решительны, иногда неосмотрительны)

Четвёртый тип НС:

Характеризуются слабостью нервных процессов и неустойчивостью. Это меланхолический тип темперамента (люди отличаются робостью, замкнутостью, чувствительностью, часто склонны к преувеличению).

Как вы считаете, можно ли повлиять на формирование типа темперамента? (ответы учащихся)

Тип темперамента является врождённым, но он может значительно изменяться под влиянием социальной среды, зависит от воспитания, самовоспитания, образования.

В «чистом виде» основные типы нервной системы встречаются достаточно редко. Большинство людей имеют черты всех темпераментов с преобладанием какого-либо из них.

А теперь вы сами попробуете определить, какой тип темперамента для вас присущ более других.

Практическая работа

Тема: Определение типа темперамента.

Цель: определить присущий тип темперамента.

Выберите и обведите под каждой цифрой один ответ

1. А. Резки и прямолинейны в отношении с людьми

Б. Неустойчивы в интересах и склонностях

В. Молчаливы и не любите попусту болтать

Г. Затрудняетесь установить контакт с чужими людьми

2.А. Незлопамятны и необидчивы

Б. Веселы и жизнерадостны

В. Спокойны и хладнокровны

Г. Стеснительны и застенчивы

3.А. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми патологиями речью

Б. Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами

В. Обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без выраженных эмоций

Г. Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота

4.А. Неустанно стремитесь к новому

Б. Тяготитесь однообразной, будничной, кропотливой работой

В. Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе

Г. Малоактивны и робки

5.А. Настойчивы в достижении поставленной цели

Б. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать

В. Постоянны в своих интересах

Г. Скрыты и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями


Если у вас отмечено больше букв «А», то вы в большей степени – холерик«Б» - сангвиник, «В» - флегматик, «Г» - меланхолик.

В природе практически нет людей одного типа темперамента


Вывод: Какой из типов темпераментов наиболее вам свойственен? Как влияет ваш темперамент на отношения с одноклассниками и родителями?



Знакомо всем, что цвета вызывают определенное душевное состояние: синий успокаивает, красный будоражит и придает силу, напор; желтый улучшает настроение, действует солнечно. Каждый темперамент имеет свое цветовое соответствие. 

МЕЛАНХОЛИКУ соответствует синий цвет, который удивительно точно передает спокойный характер и умиротворенное отношение к окружающему.

ФЛЕГМАТИКИ предпочитают зеленые тона, благодаря которым они чувствуют себя спокойными, уверенными и невозмутимыми.

САНГВИНИК - весь открытый, радостный, легко будоражащий себя и других, требует желтого цвета в самых больших количествах.

ХОЛЕРИК - бодрый, занимающий активную жизненную позицию, всецело заполняющий собой окружающее пространство, красный цвет - его символ.



В романе А. Дюма «Три мушкетера» на примере главных героев ярко представлены типы темперамента. (слайды )

Холерик

Такой человек обычно очень вспыльчив, горяч и не сдержан. Вместе с тем холерик быстро остывает и успокаивается, если ему уступают и идут на встречу. Его душевные движения порывисты, но непродолжительны, настроение часто меняется.

Вспомним Портоса, быстро сменявшего гнев на милость, а благородную ярость – на уныние.


Сангвиник

Это человек весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, шутником, балагуром; не всегда сдерживает свои обещания, является хорошим собеседником. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная и физическая работа быстро утомляет.

При неблагоприятных условиях у сангвиника могут развиваться поспешность, легкомыслие к поступкам, невнимательность.

Примером сангвинического темперамента может служить знаменитый д’Артаньян – порывистый, увлекающийся герой Дюма.

Меланхолик

Человек с меланхолическим темпераментом обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придаёт большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Меланхолик сдержанный и слов на ветер не бросает. Когда он не может выполнить обещанное, то искренне страдает, даже если знает, что от него ничего не зависело.

Судя по всему, Арамис был типичным меланхоликом.


Флегматик

Обладатель этого темперамента хладнокровен. Он больше склонен к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но и успокаивается постепенно. Мимика и движения флегматика невыразительны и медлительны.

Ярким флегматиком в романе А. Дюма «Три мушкетера» выступает Атос.



Рис. «Типы темперамента: реакции людей с различным темпераментом на смятую шляпу». (Слайды 20-25).

Давайте определим темперамент по описанию. У вас на столе лежит лист с фрагментом из книги Круга «Торопись не спеша». Задание: записать темперамент первого, второго, третьего и четвертого странников.

«Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты, и стража спит.

Первый сел на землю. «Вот не везет, стоило в кои веки выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать – до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет, – приговаривал он сквозь слезы. (меланхолик)

«Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!» – горячился второй, дубася кулаком в ворота. (холерик)

«Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка», – успокаивал попутчиков третий. (флегматик)

«Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем», – взял в свои руки инициативу четвертый. (сангвиник)».



Можно ли изменить тип темперамента?

(Учащиеся делают вывод, что тип нервной системы наследуется от родителей, но на него оказывает влияние окружающая среда, что изменить темперамент нельзя. Нет «хороших и плохих» темпераментов, каждый тип темперамента имеет свои сильные и слабые стороны. «Чистый» темперамент встречается редко).

Какие профессии требуют выдержки, хладнокровия, го­товности к оправданному риску? Какие требуют мягкости, спо­собности сопереживать?

Из истории

Типичным холериком был полководец Суворов - энергичный, импульсивный, целеустремленный. Из истории вы знаете, что от природы он имел слабое здоровье, постоянно простужался, и в десять лет приводил прислугу в ужас, обливаясь поздней осенью на крыльце ледяной водой. Ему удалось закалить не только тело, но и дух: он удивлял солдат своей выносливостью, в пожилом возрасте ни в чем не уступая им.

Полной противоположностью Суворову был другой великий русский полководец - Кутузов. Он был флегматиком. Флегматикам свойственны основательность, неторопливость, благоразумие, вдумчивость, миролюбие. Какую роль сыграл темперамент полководцев в их стратегии и в истории?

Другой известный полководец, Наполеон, был типичным сангвиником. Сангвиники жизнерадостны, общительны, раскованны, уверены в себе, беспечны. Этот тип темперамента считается самым сильным. Однако он не спас Наполеона от поражения, который нанес ему «флегматик» Кутузов.

Последний в этой классификации тип - меланхолик. Это человек малообщительный, ранимый, впечатлительный. Среди людей этого типа нет прославленных полководцев.

Почему среди меланхоликов нет полководцев, зато много поэтов и писателей, композиторов и художников?

(Меланхоликов надо любить, обращаться с ними бережно, так как они больше, чем другие, нуждаются в понимании и поддержке ок­ружающих. Впрочем, это не значит, что остальных не надо беречь и сочувствовать им.)



Темперамент человека - качество биологическое, врожденное, а не приобретенное. Только на 25% из 100% темперамент поддается коррекции. И эта коррекция - наша подстройка под требования социума (окружающего нас мира, общества…). Для чего? (С целью более эффективного и успешного существования.)

В чистом виде темпераменты встречаются редко. В каждом человеке есть что-то от холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. Вопрос, кем лучше быть, не имеет смысла, как и вопрос, какое время года лучше. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Надо их знать и действовать, выбирая эффективную модель поведения в зависимости от ситуации. То есть не идти на поводу у природных качеств, а развивать их.

Рефлексия

Определите тип темперамента по героям Смешарики

Указать положительные и отрицательные черты


Домашнее задание подготовить сообщение на тему

Влияние темперамента на выбор профессии





Приложение

Фрагмент из книги Круга «Торопись не спеша».

Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты, и стража спит.

Первый сел на землю. «Вот не везет, стоило в кои веки выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать – до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет, – приговаривал он сквозь слезы.

__________________________________________________________

«Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!» – горячился второй, дубася кулаком в ворота.

__________________________________________________________

«Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка», – успокаивал попутчиков третий.

__________________________________________________________

«Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем», – взял в свои руки инициативу четвертый.

__________________________________________________________






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!