Конспект урока на тему " Уход за одеждой"Практическая работа.
Цели урока:
-
закрепление знаний об одежде, ее назначении. Уточнение и активизация словаря по теме “Уход за одеждой”;
-
развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, памяти, мелкой и общей моторики;
-
формирование навыков самообслуживания, опрятности, аккуратности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование:
-
картинки с изображением предметов по уходу за одеждой (утюг, вешалка, гладильная доска, плечики, стиральная машина, иголка с ниткой, щетка, стиральный порошок, швейная машина) (приложение 4);
-
презентация мультфильма “Маша – растеряша”;
-
предметы детской одежды (платье, кофта, носки, брюки, футболка);
-
индивидуальные карточки с заданиями для детей (приложение 3);
-
картинки с различными видами одежды (праздничная, рабочая, спортивная);
-
мультимедийное оборудование;
-
кукла Маша.
Ход урока
1. Оргмомент.
Учитель:
Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Подготовка к основному этапу урока
Учитель: Ребята, давайте вспомним, какими нарядными и красивыми вы пришли на линейку первого сентября: девочки в белых блузках и отглаженных юбочках или сарафанчиках, мальчики в костюмах. А девочка Олечка пришла на линейку в халате и домашних тапочках.
– Ребята, почему вы улыбаетесь?
Дети: Потому что Оля пришла не в той одежде.
Учитель: Правильно. Каждый вид одежды предназначен для определенных целей. В пижаме мы спим, в спортивном костюме – занимаемся спортом, в халате ходим дома, а для школы у нас есть школьная форма (дети рассматривают картинки с изображением людей одетых для разных случаев).
(Приложение 1)
Вывод делают дети: Одежда бывает рабочая, спортивная , парадная.
3. Сообщение темы урока “Уход за одеждой”.
Учитель: А что нужно делать, чтобы одежда долго оставалась нарядной и аккуратной?
Дети: За ней надо ухаживать.
Учитель: Правильно, за ней надо ухаживать. Что значит ухаживать?
Как это делать?
Дети: вешать на плечики, стирать, гладить, чистить щеткой, класть все вещи на свои места.
Учитель: Молодцы ребята. Сейчас я вам предлагаю посмотреть, что происходит с теми , кто разбрасывает свои вещи.
"Маша – растеряша" по Л. Воронковой. (Приложение 2)
- Анализ презентации.
Учитель: Кто главный герой этого стихотворения? Как Маша относится к одежде? Что она делает неправильно, и можно ли так относиться к вещам?
Дети: не прибирала свои вещи, разбрасывала их, где попало.
Учитель: Скажите, пожалуйста, среди вас есть такие неряшливые, как Маша?
Дети: нет.
Учитель: Как надо было Маше ухаживать за своими вещами, чтобы не приходилось их так долго искать по утрам, и чтобы никуда не опаздывать?
Дети: убирать вещи на свои места: платья вешать на плечики, носки класть в ящик, кофты и футболки аккуратно сложить и убрать на полку, если грязные брюки, то почистить щеткой для одежды.
Учитель: Ребята, к нам в гости сегодня пришла Маша, она бросила всю свою одежду в ящик, для того, чтобы вы ей помогли разобрать все вещи, правильно и аккуратно все разложить по местам. Покажите Маше, как правильно надо ухаживать за одеждой. Ребята вы поможете ей? Для начала давайте посмотрим, какие же вещи находятся в ящике, который нам принесла Маша.
Дети: да. В ящике находятся платье, носки, брюки, футболка, кофта .
Учитель: Ребята, вот здесь на карточках написано задание. Каждому из вас я выдам карточку. Прочитайте внимательно. Возьмите тот предмет ухода за одеждой, который, как вы думаете вам понадобится. А Маша будет смотреть на вас и учиться.
Задания на карточках (Приложение 3)
(Приложение 3) (Для детей не умеющих читать, задание изображено в картинках – индивидуальная работа)
– Практическая работа детей.
Анализ проведенной работы. Опрос детей о проделанной работе.
4. Контроль и проверка знаний.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы все справились с заданием и помогли нашей Маше – растеряше. Показали ей, как надо правильно ухаживать за одеждой. А сейчас мы с Машей проверим, все ли из вас запомнили, для чего нам нужны предметы по уходу за одеждой.
ИГРА
“Для чего этот предмет”. По типу “морского боя”: карточки закрыты, дети по очереди просят одноклассников открыть окно с картинкой, и рассказать для чего данный предмет нам нужен. Например: Лена говорит Алене: Алёна, открой, пожалуйста, карточку Б-2. Алена открывает и говорит, следующая загадывает она и т.д.) (Приложение 4)
5. Подведение итогов.
Учитель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Чем мы занимались? Для чего нам с вами надо ухаживать за одеждой?
(Ответы детей)
Учитель: Что вам понравилось на уроке?
– Маша благодарит вас всех за помощь, говорит, что она всегда сейчас будет прибирать свои вещи, ухаживать за ними, чтобы никуда не опаздывать и всегда быть аккуратной, опрятной, красивой как вы. А на прощание она вам всем дарит звездочку с оценкой. (Приложение 5)
Приложение 1.
Рабочая
Спортивная
Парадная
- повесить платье на плечики
- почистить брюки щеткой
- свернуть кофту
- разложить носки по парам
- свернуть футболку
Индивидуальная работа: дети, которые не умеют читать, задание в картинках.
1
111
Приложение 4.
Приложение 5.
Тема урока: Правила и приемы ухода за одеждой.
Цель: способствовать формированию и развитию умений и навыков по выполнению правил и приёмов по уходу за одеждой.
Задачи:
коррекционно-развивающая: развивать зрительное восприятие, внимание, память; связную речь через умение вести диалог; умение работать в группах;
коррекционно-воспитательная: воспитание толерантности;
здоровьесберегающая: осуществлять профилактику нарушения осанки и зрения.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы обучения: рассказ, беседа, ИГРА
, практическая, самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ход урока
-
Организационный момент. Вхождение в урок.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц..
За что ты, Никита, любишь свои руки? Олеся, а ты любишь свои руки? Какие добрые у вас руки!
На фоне музыки педагог читает стихотворение:
Учитель: Что за чудо-чудеса:
Раз рука и два рука!
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
2.Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.
Учитель: Давайте вспомним, чем же мы занимались на прошлом уроке? С чем познакомились.(ответы детей) называется одежда, которую мы носим весной и осенью? (Демисезонная.)
Презентация 1 Сложите пазлы (Слайды1 -10)
-
Как называется одежда, которая одета на вас сейчас? (Повседневная.)
-
Когда вы носите спортивную одежду? Назовите.
-
Какую одежду наденете на Новый год? (Праздничную.) Приведите примеры.
-
В чём удобнее ходить дома? Как называется такая одежда? (Домашняя.)
-
Приведите примеры рабочей одежды.
-
Вывод: одежда бывает разная. Что надеть, мы выбираем в зависимости от времени года и по назначению.
3.Работа по новой теме.
Презентация 2
(Слайд №1) Составь поговорку
Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, его головной убор, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и так далее. Но и в наши дни эта поговорка не утратила своей актуальности …
(Слайд №2) Разминка для глаз.
(На слайде расположены картинки, которые появляются по щелчку мыши. Дети должны следить за движением картинки)
Учитель: Бывая в музеях, где выставлена одежда, мы удивляемся тому, что она выглядит опрятно, опрятнее платья купленного совсем недавно.
Почему?
Дело в том, что бережливость и аккуратность во все времена и у всех народов считались добродетелью человека – его большим достоинством. Если постараться мы можем тоже приобрести такие качества.
Но здесь нужно и хотенье, и уменье.
Где бы мы ни находились: дома, в школе или на улице – наша одежда впитывает загрязнения и от всего, что окружает нас, и от собственного тела.
Человек через поры кожи выделяет значительное количество пота, пот содержит различные соли, жиры и другие вещества, следы которых мы можем увидеть, к примеру, на воротниках и манжетах своей одежды.
Загрязнение окружающей среды – сажа, пыль, выхлопные газы транспортных средств – это тоже влияние на загрязнение одежды.
Электростатическая энергия тоже помогает в загрязнении одежды – притягивает частицы пыли, соринки и т.д.
Нужно уметь правильно ухаживать за одеждой, тогда она будет служить дольше и выглядеть лучше.
Не даром говорится: «Береги честь смолоду, а платье снову».
Что это значит? (ответ учащихся).
Что значит «ухаживать» за одеждой? (ответ учащихся).
Учитель:
Мероприятия по уходу за изделиями:
Чистка
Стирка
Сушка
Глаженье
Хранение
Ткани, из которых сшиты платья, брюки, куртки разные. А потому чистят, стирают и гладят все эти вещи тоже по-разному.
Как узнать, можно ли стирать эту вещь? (ответ учащихся).
Как ее гладить? (ответ учащихся).
Учитель: Какой способ применить зависит от сырьевого состава ткани.
Сырьевой состав и способ ухода за одеждой указывается на ярлыке, который обязательно пришивается на одежду.
Существуют международные (символы) обозначения условий, которые необходимо соблюдать во время стирки, отбеливания и глажения текстильных изделий и трикотажа.
Раздать карточки с символами.
Стирка. Для экономии времени и денег надо знать возможности различных СМС (синтетические моющие средства), учитывать вид ткани, ее окраску и загрязненность:
Показать СМС, рассмотреть символы и надписи на упаковке.
Ответы учащихся.
Учитель: Изделия из натурального шелка и шерсти не требует замачивания. Лен и хлопок – можно.
В одной и той же воде не следует замачивать изделия разной расцветки, а потому перед стиркой вещи сортируют:
-
вид ткани
-
цвет
-
степень загрязнения.
Шелк и шерсть требуют более бережного обращения.
Изделия из этих тканей нельзя кипятить и стирать в горячей воде (30 – 450), стирают и сушат вывернув на изнанку, чтобы они не выцветали. Вода для стирки и для полоскания должна быть одинаково теплой. В последнее полоскание можно добавить кондиционер для белья.
Сушка. Изделия из шести и шелка нельзя сильно выкручивать, т.к. могут потерять форму. Обычно их осторожно, без усилий, отжимают, а сушат на плечиках или расправляют на ровной поверхности.
Как только одежда высохнет, ее надо снять и аккуратно сложить.
Глаженье. Отутюжить изделия из шелка можно бережно и просто, пока оно влажное, пересушенное же лучше не сбрызгивать водой – от неравномерной
влажности образуется сборки и сгибы.
(Утюг с паром)
Сначала гладим мелкие детали, затем крупные.
Чистка. Изделия из шерсти можно чистить бензином, ацетоном, нашатырным спиртом. Очень осторожно! Шелк чистить нельзя!
Таковы правила – это простая, но очень нужная в жизни наука.
IV.Закрепление изученного материала.
Ролевая игра «Покупка одежды»
Ребята изображают продавцов одежды различного назначения. Около каждого из них - табличка с названием вида одежды. Каждому из учеников дается карточка с названием (головной убор, обувь, верхняя часть, нижняя часть, сумка, украшения). Первый покупатель один из учеников. Продавцы расхваливают свой товар, тот, у кого купят – сам становится покупателем.
* Зарисовать в тетради виды одежды.
Конкурс «Помогите двум друзьям привести себя в порядок».
2 мальчика в вывернутой наизнанку одежде, с фанатскими шарфами на шее, испачканные.
Необходимо привести мальчиков в порядок на скорость.
Конкурс «Развесь одежду»
V. Итог урока. Рефлексия.
Заключительное слово учителя
- После сегодняшнего нашего занятия, я думаю, среди вас неряшливых учеников не будет. Содержите свою одежду чистой, выглаженной. Имейте всегда чистый носовой платок. Уходя из дома, посмотрите на себя в зеркало: все ли в порядке. Выполняя эти нехитрые правила, вы всегда будете выглядеть аккуратными, опрятными.
А сейчас мне хочется узнать ваше мнение об уроке.
Закончите одно из предложений:
Сегодня на уроке мы вспомнили…..
На уроке мы узнали, что……
Нам понравилось…… Нам не понравилось……
Тема: Уход за обувью: уборка на место, очищение от снега, песка с помощью
веника, щетки.
Комбинированный урок в диалоговой форме с играми и элементами сказки
«Посиделки с Хрустальной Туфелькой».
Уроки по самообслуживанию – простой и доступный вид практической
деятельности способствуют общему развитию детей. Эти занятия являются
средством активного познания окружающей действительности, формирования
речи данной категории детей, у которых словарный запас настолько беден, что они
не знают названий окружающих их предметов, или не в состоянии их
проговаривать, простейшего планирования своей работы, т.е. развитие логического
мышления.В процессе урока учащиеся должны знать:
В процессе урока учащиеся должны знать: различия обуви по сезону,
различие обуви детской-взрослой, мужской-женской. Учащиеся должны уметь:
ухаживать за различной обувью.
Цель: Научить ухаживать за обувью в определённой последовательности.
Задачи:
Образовательные:
1. Развивать словарный запас, логическое мышление на основе
упражнений в сравнении;
2. Расширять представление об обуви;
3. Научить ухаживать за обувью.
Коррекционно- развивающие:
1. Развивать мелкую моторику;
2. Развивать наблюдательность.
Воспитательные:
1. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к своей обуви;
2. Прививать навыки самостоятельности, изживать тенденцию к
иждивенчеству в посильных задачах по самообслуживанию.
Оборудование: Обувь, предметные картинки с изображением обуви,
предметы ухода за обувью: тазики, губки, тряпочки, полка для обуви. Если есть
обувь, очень хорошо. При её отсутствии подойдут карточки с изображением обуви.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Физминутка
3. Повторение ранее пройденного
4. Сообщение темы нового урока, и работа по теме урока.
ДИ «Назови ласково». ДИ «Найди пару».
5. Закрепление практического материала.
6. Физминутка.7. Домашнее задание.
8. Рефлексия
Ход урока
1. Организационный момент.
Цель: Активизация внимания.
Задача-подготовка к работе на
уроке.
Учитель:
Начинаем мы урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Учитель предлагает буквы красного и желтого цвета.
Учитель: Чтобы выполнить задание,
Обрати на цвет внимание
Буквы разные возьми
И название прочти!
Следуя инструкции, уч-ся составляет слово «ОБУВЬ».
2. Физкультминутка.
Цель: Создать положительный
эмоциональный фон.
Задача: взбодрить и настроить на
работу.
Учитель:
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Начинаем учиться!
Пальчиковая гимнастика (действия выполняются уч-ся
при одновременном проговаривании четверостиший
учителем, при возможности и уч-ся)
Комплекс 1 (для расслабления кистей рук и мышц
туловища)
1. Выполняется сидя за столом.
Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за
головы вперёд)
Гуси, грачи, журавли - (круговые движения кистями
перед грудью)
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют
махи крыльев).
Комплекс 2. (пальчиковая гимнастика).
Выполняется 2 раза сидя за столом, руки сжаты в
кулаки.
Первый раз, поочерёдное разгибание пальцев, начиная с
большого, второй - с мизинца.
1-2-3-4-5 будем пальчики считать.
Крепкие, дружные. Все такие нужные.
На другой руке опять 1-2-3-4-5.
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые.
3. Повторение пройденного
материала.
Цель: Расширение словарного
запаса, кругозора.
Учитель: На прошлом уроке изучали обувь по сезону.
Игра «Назови и покажи». Называем обувь,
изображённую на рисунках .Задача: выявление пробелов в
усвоении и их коррекция.
Проговаривание предложения “Валенки, сапоги, туфли,
ботинки, сланцы – это обувь”.
4. Сообщение новой темы.
Цель: Познакомить с
правилами ухода за обувью.
Задача: обеспечение восприятия,
осмысления и первичного
запоминания опорных знаний и
умений.
Учитель: Тема нашего урока «Уход за обувью: уборка на
место, очищение от снега, песка с помощью веника,
щетки».
Урок мы превратим в сказку «Посиделки с Хрустальной
Туфелькой».
Итак, мы отправляемся в сказку, и ты в ней будешь
главным героем, Хрустальной Туфелькой. Мы
отправимся в гости и пообщаемся с дальними и близкими
родственниками Туфельки. Познакомимся с правилами
ухода за обувью. Внимательно слушаем задания и
правильно их выполняем. За правильные ответы будем
получать снежинки, в конце урока подсчитаем, сколько
снежинок заработали.
Учитель: За окном идёт снег с дождём, необходима
тёплая обувь. Найди, пожалуйста, теплую обувь по
сезону. Учитель показывает обувь или картинки с
изображением обуви и загадывает загадки.
1. Загадка.
Ни ботинки, ни сапожки
Но тепло в них нашим ножкам
В них мы бегаем зимой:
Утром в школу, днём домой... (ответ уч-ся может
показать на карточке (валенки)
2. Загадка.
Их кроили нам из кожи.
В них теперь ходить мы можем.
И по грязной дороге
Не промокнут наши ноги. (ответ уч-ся может показать на
карточке сапоги)
Учитель: Итак, мы нашли обувь по сезону. Теперь
отправляемся в гости.
Учитель раскладывает на столе карточки с видами
различной обуви (или саму обувь на полу).
Учитель: -Здравствуй, Туфелька! Здравствуйте, гости!
Ой, как же Вас всех много, и вы все приехали из разных
мест.
Учитель предлагает по возможности и уч-ся здороваться.
- Здравствуйте, дедушки Лапоть и Валенок!
- Здравствуйте, братцы Сапоги, Башмаки и Кроссовки!
- Здравствуйте, сестрички Босоножки и Пинетки!
Учитель в роли ведущего и уч-ся в роли Хрустальной
Туфельки:
- Ой, а что же вся обувь такая грязная. Что с вами
случилось?
- Дедушка Валенок, почему ты весь в снегу?- Зима на дворе.
Ты метелица чуди, хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым, в поле поседелом! Вот я весь в
снегу и стал.
- А вы, братцы Башмак с Сапогом почему грязные?
-Мы приехали издалека, где на улице прошёл дождь со
снегом, стало грязно, мы испачкались.
-А ты, сестричка, Босоножка, почему вся в пыли?
-Издалека я шла, по лугам по полям
Запылились ножки, а с ними и босоножки!
- Учитель: Надо привести обувь в порядок.
Дидактическая игра “Назови ласково”.
Учитель спрашивает, уч-ся показывает и по-
возможности отвечает:
У взрослых: Тапки, а у детей. – (тапочки)
Туфли- туфельки. Сапоги – сапожки. Ботинки –
ботиночки
Дидактическая игра “Найди пару”. Обувь вся
перемешалась, радуясь встрече друг с другом. Картинки-
пары с изображением обуви перемешать на столе (можно
смешать обувь на полу).
Уч-ся находит пары обуви.
- Учитель: Итак, мы собрали попарно обувь. Теперь
начнём ее приводить в порядок.
Разложив щетку, веник, тряпку, рядом с полкой для
обуви в логической последовательности сначала быстро,
затем поэтапно медленно с объяснением учитель
показывает, как очистить обувь от грязи щеткой, от снега
веником, от пыли- влажной тряпкой. Протереть сухой
тряпкой и поставить на полку.
Учитель:
1. Чистить обувь надо после прогулки
2. Грязь очищать щеткой
3. Снег сметать веником
4. Пыль и песок стирать влажной тряпкой.
5. После всего этого насухо протереть любую обувь
сухой тряпкой.
6. Убрать на полку для просушки и порядка.
5. Закрепление практического
материала. Цель: Выявить
степень умения ухаживания за
различной обувью.
Задача: обеспечение усвоения
новых знаний и способов
действий на уровне применения в
ситуации.
У уч-ся принадлежности по уходу за обувью. Совместное
выполнение работы с проговариванием (при
невозможности проговаривания учеником, говорит
учитель, ученик показывает действия).
- Учитель: Когда нужно чистить обувь?
- Ученик: Чистить обувь нужно после прихода с улицы.
- Учитель: Что делаем сначала?
- Ученик: Протру обувь щеткой от грязи, веником от
снега. Тряпкой от песка.- Учитель: Что делаем потом?
- Ученик: Вытру обувь сухой тряпкой.
- Учитель: Куда поставим чистую обувь?
- Ученик: Поставлю чистую обувь на полку для обуви.
6. Физкультминутка.
Цель: Создать положительный
эмоциональный фон.
Задача: дать отдых мыслям,
взбодрить и настроить на работу.
- Учитель: Мы научились чистить обувь. Постараемся её
на улице меньше пачкать. А для этого проведём
физкультминутку и запомним стих.
- Учитель: Нарядили ножки
в новые сапожки (уч-ся делает наклон к правой ноге,
наклон к левой ноге)
Вы шагайте, ножки прямо по дорожке. Вы шагайте,
топайте,
По лужам не шлёпайте. (уч-ся грозит правой ноге)
В грязь не заходите, Сапожки не рвите (уч-ся грозит
левой ноге).
7. Домашнее задание.
Цель: Закрепление пройденной
темы.
Задача: обеспечение понимания
цели и способа выполнения.
-Учитель: Приготовить на следующий урок карточку с
изображением обуви, понравившуюся больше всех.
8. Рефлексия.
Цель: Увидеть степень
усвоения новой темы.
Задача: Мобилизация уч-ся на
рефлексию своего поведения,
мотивацию способов
деятельности, общение. Усвоение
принципов саморегуляции и
сотрудничества.
-Учитель: Чему научились на уроке? (ухаживать за
обувью)
- Учитель: Запомним, и будем теперь ухаживать за
обувью ежедневно, и она долго будет нас радовать своей
красотой.
- Учитель: Посчитаем, сколько снежинок мы набрали за
правильные ответы и повесим снежинки на ёлку во
дворе. (уч-ся считает снежинки)
-Учитель: Мы хорошо потрудились. Молодцы!