СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему внешнее и внутреннее строение листа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему внешнее и внутреннее строение листа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БАХЧИСАРАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

С РУССКИМ И КРЫМСКОТАТАРСКИМ ЯЗЫКАМИ ОБУЧЕНИЯ

ИМЕНИ ИСМАИЛА ГАСПРИНСКОГО»

ГОРОДА БАХЧИСАРАЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ








Конспект урока по биологии

Тема:

«Внешнее и внутреннее строение листа.»

6 класс




















Ваапова Сайде Энверовна

Учитель биологии








г. Бахчисарай, 2024



Дата – 12.12

Урок № – 14

Тема: Внешнее и внутреннее строение листа.

Цель: сформировать понятия о разнообразии листьев, особенностях их внешнего и внутреннего строения, значении в природе и жизни человека

Планируемые результаты:

Предметные УУД

1. Сформировать у учащихся знания о функциях и строении листа.

2. Научиться распознавать простые и сложные листья, их жилкование.

3. Продолжить формирование умений работать с натуральными объектами и учебником.

4. Учиться понимать биологические термины.

5. Сравнивать биологические объекты (растения, процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Метапредметные УУД

Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Познавательные УУД: учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

1. Учиться слушать и понимать речь другого человека;

2. Учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;

3. Учиться ставить вопросы, выражать свои мысли;

4. Учиться находить в тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи; составлять монологические высказывания.

Регулятивные: учиться самостоятельно формулировать тему и цель учебной деятельности, планировать ее, прогнозировать и оценивать результаты своей деятельности; осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Личностные УУД

формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых знаний

развивать познавательный интерес к предмету; воспитывать бережное отношение к природе

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению

сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни

Оборудование, ТСО: презентация, учебник.

Тип урока: урок-практикум

Ход урока:

1.Организационный момент. Проверяю готовность детей к уроку. Приветствие, положительный настрой на урок. Проверим готовность к уроку. У всех ли на партах лежат учебники, тетради и письменные принадлежности? Поднимите руку, у кого чего-то не хватает. (Педагог осматривает класс, при необходимости помогает ученикам подготовиться к уроку)

Напоминаю о правилах поведения на уроке. Не забывайте поднимать руку, если хотите

что-то сказать или спросить. Старайтесь не перебивать друг друга и меня. Будьте

внимательны и активны. И последняя просьба — пожалуйста, отключите свои мобильные телефоны или

переведите их в беззвучный режим. Это поможет нам сосредоточиться на уроке и не

отвлекаться. Все готовы начать? Отлично, тогда приступим!

2.Актуализация знаний. Фронтальный опрос по теме стебель

3. Мотивация

Загадка: «Из почек появляются, весною распускаются Летом шелестят Осенью летят?» Ответ: листья

4.Формирование новых понятий

Внешнее и внутреннее строение листа

Лист — это боковой вегетативный орган побега.

Функции листа:

● фотосинтез (создания органических веществ из углекислого газа и воды);

● газообмен с окружающей средой;

● испарение воды, или транспирация.

Части листа. В листе выделяют листовую пластинку, черешок, основание. У основания листа могут быть прилистники.

Листовая пластинка является основным местом, в котором происходит фотосинтез. Черешок листа прикрепляет его к стеблю и поворачивает в наилучшее положение по отношению к свету. Листья, имеющие черешки, называют черешковыми. Листья без черешков называют сидячими.

Черешковые листья — у крапивы, липы, клёна, берёзы, яблони, вишни и др. Сидячие листья — у одуванчика, алоэ, льна, цикория, пшеницы и др.

Форма листа. По форме листовой пластинки листья можно разделить на округлые, яйцевидные, овальные, стреловидные и др. Листья различаются также по краю листовой пластинки. Например, у тополя цельный край листовой пластинки, а у берёзы — пильчатый.

Листья простые и сложные. У простых листьев одна листовая пластинка. Такие листья у липы, сирени, одуванчика, ландыша и других растений.

Сложными называют листья, у которых несколько листовых пластинок прикреплены к общему черешку. При этом они соединены с общим черешком своими основаниями или собственными маленькими черешками. Сложные листья у люпина, шиповника, клевера, каштана и многих других растений.

Жилкование листьев. На листовых пластинках обычно хорошо заметны жилки. Это проводящие пучки, состоящие из клеток проводящей и механической ткани. Жилки обеспечивают поступление в лист воды и минеральных солей и выведение из листа органических веществ, образовавшихся при фотосинтезе, а также служат опорой для основной ткани листовой пластинки. Чтобы определить вид растения по специальному определителю, надо уметь различать жилкование листа и расположение его на стебле.

Типы жилкования листа — дуговое, параллельное, сетчатое (или перистое), пальчатое.

У листьев подорожника, аспидистры, ландыша жилки хорошо заметны — они похожи на дуги. Это дуговидное жилкование.

В листьях пшеницы, ржи, кукурузы, ячменя крупные жилки располагаются вдоль листа параллельно друг другу. Это параллельное жилкование.

У листьев дуба, берёзы выделяется одна мощная жилка, расположенная по середине. От неё ветвятся мелкие жилки, образующие сетку. Это сетчатое жилкование.

Мелкие жилки отходят от главной влево и вправо и напоминают расположение бороздок в перьях. Поэтому такой тип жилкования называют также перистым (перисто-сетчатым).

В листьях клёна и лютика едкого крупные жилки расходятся в виде веера от основания листовой пластинки, а затем ветвятся, образуя сетку. Такой тип жилкования называют пальчатым (пальчато-сетчатым).

Листорасположение. Листья к стеблю прикрепляются так, чтобы получать максимально возможное количество света.

Листорасположение может быть мутовчатым, очередным, розеточным или супротивным.

Главной функцией листа является осуществление фотосинтеза.

Фотосинтез — процесс, при котором зелёные растения, используя солнечный свет, из неорганических веществ производят органические вещества.

Фотосинтез происходит в хлоропластах.

Внутреннее строение листа

Если рассмотреть поперечный срез листовой пластинки под микроскопом, то можно заметить, что сверху и снизу он покрыт тонкой бесцветной кожицей, а внутри находятся зелёные клетки. Хорошо видна жилка, или проводящий пучок.

Строение кожицы

На верхней и нижней поверхностях листа находится кожица (эпидермис, эпидерма). Это разновидность покровной ткани, которая защищает клетки от механических повреждений и от высыхания, а также обеспечивает газообмен и испарение воды.

Клетки эпидермиса бесцветные, чтобы солнечный свет свободно проникал внутрь листа. На поверхности кожицы находится кутикула — восковой слой (восковой налёт), который предотвращает потерю воды.

Растения с толстой кутикулой испаряют меньше воды, чем растения с тонкой кутикулой. Связь тканей листа с внешней средой происходит через расположенные в кожице устьица.

Строение мякоти листа

Внутренняя часть листа (мякоть) образована фотосинтезирующей основной тканью. В клетках мякоти имеются хлоропласты, в которых происходит фотосинтез.

В мякоти присутствуют две разновидности основной ткани: столбчатая и губчатая. Столбчатая ткань находится под верхним эпидермисом. Она состоит из нескольких слоёв продолговатых клеток, содержащих большое количество хлоропластов.

Под столбчатой тканью расположены клетки губчатой ткани. Эти клетки округлые и расположены рыхло. Между ними много межклетников, заполненных воздухом. В клетках губчатой ткани меньше хлоропластов по сравнению со столбчатой тканью.

Строение жилок листа

На поперечном срезе листовой пластинки под микроскопом хорошо видны жилки (проводящие пучки). Они образованы сосудами, ситовидными трубками и волокнами.

Волокна имеют толстые стенки. Они выполняют опорную функцию. Сосуды обеспечивают поступление к клеткам листа воды и минеральных солей, а ситовидные трубки — отток образовавшихся в ходе фотосинтеза органических веществ к другим органам растения.



5.Физкультминутка

6.Закрепление изученного материала. Выполнение лабораторной работы

Лабораторная работа

Тема. Ознакомление с внешним строением листьев и листорасположением.

Цель. Изучить особенности внешнего строения листа на примере листьев комнатных растений.

Оборудование и материалы: комнатные растения и их фотографии.

Ход работы


1.Вспомним, каковы особенности внешнего строения листа. Зарисуем черешковые и сидячие листья и подпишем детали их строения:

1-

2-

3-

4-


2.Рассмотрим листья комнатных растений и их фотографии. Обратим внимание на листорасположение, жилкование, на то, черешковый лист или сидячий, простой лист или сложный. Заполним таблицу.








Толстянка («денежное дерево») Фикус

Драцена Олеандр Шеффлера


Название растения

Листорасположение

Черешковый лист или сидячий

Жилкование

Простой лист или сложный

Толстяка





Фикус





Драцена





Олеандр





Шеффлера






Вывод. Лист – это ……. . Основные части листа – это …. . По наличию или отсутствию черешка листья бывают …. и … . .По количеству листовых пластинок листья бывают … и … . По жилкованию листья бывают…….. . Листья могут располагаться на стебле………. .

7. Домашнее задание: Изучить § 12, зарисовать в тетради рис. 40 (а,б) стр. 62, рис. 44 стр. 64. Знать формы листа, жилкование, клеточное строение листа.

8.Подведение итогов урока. Рефлексия

1. Сегодня я узнал(а)………………………………………………………………………

2. Было интересно…………………………………………………………………………

3. Было трудно……………………………………………………………………………

4. Я понял(а), что………………………………………………………………………….

5. Меня удивило…………………………………………………………………………...

6. Мне понравилось……………………………………………………………………….





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя